«В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство".
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Разработка урока по истории «В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство» для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство».
Цель урока: ознакомление с положением европейских крестьян в эпоху Средневековья.
Задачи урока:
образовательные цели:
- познакомиться с основными категориями крестьян средневековья, охарактеризовать виды повинностей и форм зависимости;
- проследить изменения в сельскохозяйственной жизни крестьян в Средние века;
развивающие цели:
- развивать умения работы с историческими источниками, иллюстративным материалом;
- продолжить формирование умения анализировать исторические явления, выделять главное.
воспитательные цели: воспитывать у учащихся интерес к изучению истории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Изучение новой темы:
- Положение европейских крестьян. (10 мин.)
- Новые черты в сельском хозяйстве. (10 мин.)
- Закрепление изученного на уроке. (3мин.)
- Рефлексия. (1 мин.)
- Домашнее задание. 1(мин.)
Ход урока.
- Организационный момент. Добрый день. Меня зовут Александр Юрьевич. Сегодня урок истории в вашем классе проведу я. Все готовы к занятию. Открываем тетради, записываем число и тему урока: «В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство». Цель нашего занятия: познакомиться с положением европейских крестьян в эпоху Средневековья. Учебная мотивация. Ребята, за активную работу на уроке вы можете получить карточку под названием «Успех», и ученик набравший большее количество «Успехов» в течении всего урока получает наивысший бал.
- Изучение нового материала.
Ребята, как звучит тема нашего урока? Значит, с каким сословием мы сегодня будем знакомиться? А давайте вспомним, что такое сословие? Сколько их было в Средние века, чем они занимались? Крестьяне были свободным или зависимыми сословием? От кого они зависели? Крестьяне выполняли в пользу феодала какие-нибудь обязанности?
А можем ли мы предположить, хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
Если учащиеся затрудняются с ответами на вопросы, учитель проговаривает о том, что крестьяне несли повинности в пользу своего сеньора: платили оброк, церковную десятину, отрабатывали барщину, а также дает под запись данные определения.
Запись в тетради.
Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.
Церковная десятина – обязательный налог в пользу церкви.
Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.
Чтобы охарактеризовать повинности крестьян, давайте обратимся к историческим документам Средневековья. (Чтение одного учащегося вслух исторического документа.)
Документ №1
«Из описаний владений одного монастыря». X век.
«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля. В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщевую одежду».
Вопросы к документу: Ребята, на основе данных документа, мы сможем определить, что является оброком, а что барщиной? А как вы считаете крестьянин Видрат, мог в самостоятельно выполнить все эти повинности? Кто ему помогал? А как вы думаете, что еще осложняло выполнение повинностей Видрата и других крестьян?
Новые черты в сельском хозяйстве
Слова учителя. Ребята, условия жизни крестьян были очень тяжелыми. Еще больше положение усугубляли низкие урожаи. В 11-13 вв. составляла сам-два, или сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. Это было связано с тем, что изменения в крестьянской жизни происходили очень медленно.
В 11-13 веках произошли коренные изменения. Работа с наглядным материалом. Если раньше вспахивали землю легким плугом, то теперь тяжелым, который позволял качественно подготовить землю к посеву. Ранее бороновали граблями или руками, то теперь бороной. Появление хомута и подков позволили заменить медленных и неповоротливых волов на лошадей. Все эти изменения позволили повысить урожайность обрабатываемых участков и постепенно перейти к трехполью.
Запись в тетради. Трехполье – способ обработки пашни, при котором поле делится на три части ( одна часть – засевается яровыми и дает урожай в тот же год, вторая – озимыми, дает урожай на следующий год, третья – отдыхает 1 год).
Вопросы учащимся. Ребята повышение урожая – это хорошее изменение или плохое? А как вы думаете, если урожаи повышались, то налоги оставались прежними?
Ребята исходя из материала, с которым мы познакомились на уроке, какие выводы мы можем сделать о жизни средневековых крестьян?
Вывод по всей теме: Положение европейских крестьян было очень тяжелым, не смотря на качественные изменения в хозяйственной жизни сельского населения Европы.
Закрепление изученного материала. Рабочая тетрадь, стр. 26 задание 16. Учащиеся меняются тетрадями с соседом для проверки.
Рефлексия. 1 способ - игра «Три предложения», побеждает тот, кто точно охарактеризует тему урока тремя предложениями.
2 способ – нарисовать смайлик на карточке.
Понравился урок. Интересно, но утомительно.
Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
Параграф 16, написать мини-сочинение на тему: «Один день жизни средневекового крестьянина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями на тему"Семья - это труд, друг о друге забота"
Сценарий проведения беседы с родителями по итогам первого полугодия: обсуждение проблем, подготовка к новогоднему празднику, советы школьного психолога....
Тема: «Хлеб. Труд хлеборобов»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. ...
Компьютер на уроке: игра или насущная потребность
Сегодня компьютер являтеся неотемлемой часть образовательного процесса! Почему? В чем же его достоинства? Представленная презентация дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Компьютерные средств...
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя» От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жи...
Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.
Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...
Беседа "Хлеб наш насущный"
занятие для воспитанников с ОВЗ, возраст 14-16 лет...
Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"
Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие фу...