Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"
презентация к уроку
Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие функциональной грамотности и показать варианты работы над ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притча «Чайная церемония»
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Понятие функциональной грамотности школьников Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. О дних академических знаний в жизни теперь недостаточно . А кцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях . Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью: Успешно решает разные бытовые проблемы; Умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях; Использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации; Выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. СПОСОБНОСТЬ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ НЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЗА ОДИН УРОК, ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИ ОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛОГИЧНО ВСТРОЕН В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Фундаментом грамотности в целом и функциональной грамотности в частности можно считать ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ. Понятие «читательская грамотность» появилось в отечественной педагогике сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века. Читательские умения, как структурный компонент ЧГ, предполагают готовность субъекта наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать, а именно: найти в тексте информацию; интегрировать и интерпретировать ее; оценить содержание и форму текста. Кроме того, читательские умения предусматривают владение разными стратегиями чтения текстов: стратегии предтекствовой деятельности, стратегии текстовой деятельности, стратегии послетекстовой деятельности. Важно научиться читать между строк , уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию , замечать различные взаимосвязи и параллели .
Математическая грамотность В н астоящее время большинство исследователей, как российских, так и зарубежных, используют следующее определение: «математическая грамотность – это способность индивидуума математически рассуждать, формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в различных контекстах реального мира, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения ». В качестве контекста могут выступать личная, профессиональная, научная или общественная сферы жизнедеятельности человека . Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.
Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность как составляющая общей функциональной грамотности представляет собой способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства. Таким образом, естественнонаучная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности, включающий набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества, способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Финансовая грамотность Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Финансово-грамотная личность должна знать, как эффективно управлять семейным бюджетом и контролировать его; как планировать денежные расходы на ближайшее время и на перспективу; как действовать при непредвиденных потерях дохода; как формировать финансовый резерв и т.д . Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
обобщенная модель структурных элементов функциональной грамотности ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ НАУЧНОЕ ЗЕРНО ПОИСК РЕШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТ Проблема, с которой столкнулись в реальной жизни Перевод жизненной ситуации в научную проблему Поиск форм, методов, средств и приемов для решения проблемы Интерпретация результата решения научной проблемы (решение жизненной ситуации)
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования : http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy / Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ . Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa . Презентация платформы « Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa .
http:// center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html . Электронный банк заданий по функциональной грамотности : https://fg.resh.edu.ru/ . Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке : https://resh.edu.ru/instruction .
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование ) http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti.php
https:// lpi.sfu-kras.ru/files/formirovanie_funkcionalnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya_2021.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-12968-1603867966.jpg)
презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"
Презентация по теме "Функциональная грамотность учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-1315775-1613522916.jpg)
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173731-1357580880.jpg)
Презентация "Интерактивная составляющая функциональной грамотности на уроках физики"
Материал содержит алгоритм формирования функциональной грамотности, основные направления исследования образовательных достижений учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189362-1359278776.jpg)
Презентация "Пути формирования функциональной грамотности на уроках литературы и обществознания"
Мастер-класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/29/picture-1404495-1651225485.jpg)
Презентация по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки"
В данной презентации материал из опыта работы по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки".Был представлен на региональной конференции,проводимой кафедрой гуманитарных наук....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1179557-1572253097.jpg)
Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"
Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образо...