Беседа "Хлеб наш насущный"
план-конспект занятия (9 класс)
занятие для воспитанников с ОВЗ, возраст 14-16 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_hleb_nash_nasushchnyy.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Беседа
«Хлеб наш насущный»
Подготовила и провела:
Камышникова Наталья Владимировна,
Воспитатель
2021-2022 учебный год
Беседа «Хлеб наш насущный»
Цели:
- показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
- воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям труда;
- корригировать аналитико-синтетическую деятельность.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Психологический настрой на творческую работу.
2. Введение в тему.
- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает – подгорелый (хлеб).
О чем же мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о хлебе. )
Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?
Как хлеб на стол пришел?
Каким был хлеб во время войны?
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
(полем, небом, печкой, а главное – работой пахнет)
Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
3.Основная часть.
- Хлеб был всегда важнейшим продуктом. Мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений. Он составляет первооснову всей жизни. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Люди вырвались в космос, покоряют реки, океаны. А хлеб остаётся хлебом. Он наш верный друг, «имя» которое мы произносим с любовью и теплотой. Хлеб – это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме.
- А часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.
- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы, как в старину сеяли, убирали и пекли хлеб?
Сейчас человеку помогают машины, но так было не всегда. В давние времена хлеб доставался с большим трудом, потому что делали все руки человека (крестьянина).
Люди, каких профессий задействованы в производстве хлеба? Назовите, пожалуйста.
Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Можем ли мы сейчас сказать, что Хлеб - всему голова, а почему?
- Щедра наша земля-кормилица, только руки к ней приложи, и она тебя не оставит в нужде, воздаст за труд сторицей. Недаром говорят: «Земля – мать, труд – отец». Долог путь от посеянного в землю зерна до буханки хлеба на столе.
Хлеб военного времени.
- Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»
И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба
Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок…
- Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя
При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
- А какие пословицы вы знаете о земле, хлебе и труде?
- «Хлеб на стол – и стол в престол, хлеба ни куска – и стол – доска».
- «Где хлебно и тепло, там жить добро».
- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
- «Будет хлеб – будет песня».
физкультминутка:
( инсценируют действия в соответствии со словами)
Пахари: А мы пашенку пахали, глубокие борозды махали
Сеяльцы: Сеем, сеем, посеваем, посеваем,
Зерно в пашенку бросаем,
В землю теплую уйдите,
К солнцу колосом взойдите.
Жнецы: А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле стогами, на столе пирогами.
- Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел.
Едет хлеб на мельницу, мельницу – чудесницу.
Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи,
Чтоб сегодня из муки испекли мы пироги.
Игра « Что сначала, что потом».
Дети рассматривают сюжетные картинки из серии « Откуда хлеб пришел», размещают их в логической последовательности «старина – современность»
- Вы видите, сколько людей трудилось для того, чтобы у нас на столе был хлеб. Как нужно обращаться с хлебом?
- Беречь, не бросать, брать столько, сколько сможешь съесть.
- Какая мука получается из пшеницы? Ржи? Ячменя? Овса?
- Пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная.
«Доскажи пословицу».
- Не шуба греет, а …(хлеб).
- В дороге хлеб не…( помеха).
- Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).
- Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).
- У кого хлебушко, у того и (счастье).
- Хлеб всему …( голова).
- Без печки холодно – без хлеба… (голодно).
О бережном отношении к хлебу
«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами можем составить?»
- Береги хлеб, он дорого даётся.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
- Продли хлебу жизнь.
- Никогда не бросай хлеб.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам.
4. Итог.
- Ребята, давайте подведем итог нашему занятию.
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что нового узнали сегодня?
(ответы детей).
Воспитатель выносит каравай хлеба:
Вот он – хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Слава хлебу на столе!
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло, -
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки ,
Солнца свет веселый в нем!
Уплетай за обе щеки – вырастай богатырем!
- По русской традиции каравай является символом плодородия, а значит – благополучия. Поэтому, встречая гостей хлебом - солью, демонстрировали готовность миролюбиво разделить с ними и счастье и горе. Соль, как напоминание о тех трудностях, с которыми достается хлеб. В старину никогда не резали хлеб ножом, его ломали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство".
Разработка урока по истории «В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство» для 6 класса....
Компьютер на уроке: игра или насущная потребность
Сегодня компьютер являтеся неотемлемой часть образовательного процесса! Почему? В чем же его достоинства? Представленная презентация дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Компьютерные средств...
Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.
Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...
Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"
Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие фу...