Урок-суд "Современная отечественная культура: взлёты и падения"
методическая разработка (история) по теме

Косова Инна Андреевна

Проводить суд - урок следует на спаренном уроке. Игра строится в форме судебного разбирательства над современным человеком, который творит отечественную культуру. Процесс начинается с вступительного слова преподавателя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.

Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.

Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.

Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.

Заключительный этап - это вынесение судебного вердикта. Это независимое суждение, которое не только осветило личностную позицию судьи, но и представляло бы собой аргументированный взгляд на проблему, и те оценки вопроса, которые существуют в современной истории.

К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам. Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области.

ГОУ   НПО   ПЛ   № 111

Московская обл.  г. Павловский Посад

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА:

ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ»

Цель: повторение пройденного материала; восполнение пробелов в знаниях; применение знаний на практике.

Задачи:

Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить, знания по отечественной культуре и науки.

Развивающая: развитие познавательных способностей, навыков творческого мышления и речи у учащихся; научиться давать собственную оценку явлений и деятелей, научиться размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, повысить интерес к отечественной культуре и науке, способствовать улучшению микроклимата в учебном коллективе, проявить внимательное отношение к мнению одногруппников.

Тип урока: урок-суд

Опережающее задание: Изучить необходимую литературу по современной отечественной культуре, подготовить сообщения для выступления по достоинствам и недостаткам современной отечественной культуры. Подготовить необходимый инструментарий для реализации судебного процесса.

Время проведения: 90 минут

План урока:

1. Организационный момент : рассказать о целях проведения урока, объяснить правила и ход урока.

2. Ролевая игра-обсуждение (судебное разбирательство)

3. Подведение итогов, оценивание  

Действующие лица:

  1. Судья,
  2. секретарь (судебный пристав),
  3. прокурор,
  4. адвокат,
  5. обвиняемый (современный человек),
  6. свидетели со стороны обвинения,
  7. свидетели со стороны защиты,
  8. присяжные заседатели,
  9. зрители.        

Ход урока:

Проводить суд - урок следует на спаренном уроке. Игра строится в форме судебного разбирательства над современным человеком, который творит отечественную культуру. Процесс начинается с вступительного слова преподавателя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.

Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.

Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.

Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.

Следующий этап - это вынесение судебного вердикта. Это независимое суждение, которое не только осветило личностную позицию судьи, но и представляло бы собой аргументированный взгляд на проблему, и те оценки вопроса, которые существуют в современной истории.

Вводная часть:

Во вступительном слове преподаватель отмечает, что на уроке учащиеся обращаются к хорошо известной им эпохе современной отечественной культуры, вспоминают яркие события этого периода. Перед ними ставится задача высказать собственное отношение, а также оценить проблемы и достижения современной отечественной культуры.

Преподаватель:

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик. Культура по – своему реагировала на ставшую реальностью творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

В 1991 году произошел разрыв единого культурного пространства российской цивилизации, миллионы наших соотечественников оказались разделенными «по живому», в одночасье очутившись в разных государствах.

Процессы культурного развития нашей страны сегодня полны противоречий. Последствия перемен, затронувших культуру в последние 10 – 15 лет, неоднозначны.  Часть из них – плод открытости общества лучшим достижениям мировой культуры. Другие являются продуктом некритического заимствования, попытками вырастить на нашей почве чужие экзотические плоды. Есть новации, с которыми хотелось бы поскорей расстаться – безработица, проституция, резкий рост наркомании, особенно среди молодежи. В быту появилось новое поколение техники, компьютеры, море разносторонней информации, навязчивая реклама, массовая культура примитивного характера, падение нравственности. Как все это оценить?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить чего же в нашей современной отечественной культуре больше – положительного или отрицательного. И чтобы это было увлекательно, давайте перенесемся в зал суда, где будет происходить судебный процесс над неким абстрактным современным человеком, которого обвинитель вместе со своими свидетелями будет обвинять в упадке нашей культуры, а защитник и его свидетели искать положительные стороны и достижения в современной культуре. А выносить приговор будет судья, но не без нашего участия.

Судья:

Встать! Суд идет! Слушается дело современного российского человека по обвинению в упадке отечественной культуры. В судебном заседании участвуют обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели со стороны обвинения и защиты, а также присяжные заседатели, в идее зрителей на слушании дела.

Уважаемые присяжные заседатели! Сегодня наша с вами задача разрешить спор о виновности и невиновности современного человека в упадке отечественной культуры и науки. Обвинение и защита будут отстаивать свою точку зрения по этому вопросу. В подтверждение своих слов они будут вызывать свидетелей,  представлять различные вещественные доказательства, а вы должны будете внимательно выслушивать их и вынести свое решение. Судебное заседание объявляется открытым (стучит молотком). Для начала мы дадим обеим сторонам высказаться. Пожалуйста, обвинение, начинайте.

Прокурор:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение по делу виновности современного человека в проблемах отечественной культуры. Обвинение намерено доказать, что, будучи неблагодарным потребителем запасов культуры, современный человек ничего не делает для пополнения ее ресурсов. И в конечном итоге добьется ее полного разорения и исчезновения! А мы, живущие в стране Пушкина, Рахманинова, Левитана и Циолковского, благодушно смотрим на ее отмирание и не предпринимаем никаких действий для ее спасения! И неизвестно выживет ли отечественная наука в условиях рынка.

В начале 21 века отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического строя и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры,  ориентаций учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли.

Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры. Падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей-все это признаки кризиса отечественной культуры. Во всем этом виновен современный человек и за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!

Судья:

Ваша точка зрения мне понятна. Теперь мы выслушаем другую сторону.

Адвокат:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Мы намерены доказать, что проступки современного человека, которые имели место быть, конечно, принесли немалый урон отечественной культуре, но существуют и достижения в культурной сфере.  Как вы знаете, в последнее десятилетие в нашем обществе протекали сложные процессы, как стимулирующие, так и сдерживающие развитие в отдельных областях общественной жизни. Охватили они и сферу духовной культуры.

Были сняты жесткие идеологические ограничения советского времени, провозглашены  и конституционно закреплены свобода мысли и слова. В статье 29 Конституции РФ это право конкретизировано: никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. 

В стране появились независимые от государства средства массовой информации. Признание за каждым права свободно действовать в соответствии со своими убеждениями означает, и право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - иными словами, свободу вероисповедания. Она закреплена в статье 28 Конституции Российской Федерации. С начавшимися возрождением религиозной жизни в стране многие связывают укрепление нравственных начал в нашем обществе.  Всего этого добился современный человек, и вот что защита намерена доказать!  

Судья:

Мы выслушали обе стороны.  Начнем прения сторон. Есть ли свидетели у соперничающих сторон?

Прокурор и адвокат:

Да. У нас имеются свидетели: Достоинства и Недостатки современной науки, искусства и  образования.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель защиты («Достижения в современной науке»):

В последние годы государственное финансирование науки возросло. Однако (и это отмечают сами ученые) рассчитывать только на поддержку государства в нынешних условиях было бы неправильно. В экономически развитых странах государство финансирует преимущественно фундаментальную науку и оборонные разработки; быть непосредственно использованы в производстве, медицине, информационных технологиях и других областях, ведутся на средства частных фирм: внедрение новейших научных достижений обеспечивает им победу в конкурентной борьбе и сулит немалые прибыли. Подъем отечественного производства, большая открытость нашей экономики сделают научные разработки более востребованными практикой. Важно сосредотачивать средства на перспективных направлениях науки. В 2000 году Нобелевскую премию получил физик Жорес Иванович Алферов. (показываешь на стенд с портретами)

В данное время существует большое количество научных обществ, которые занимаются разработками в разных научных отраслях. Например, Российское микробиологическое общество при РАН Оно создано в 1993 на основе Всесоюзного микробиологического общества). Республиканский совет — в Москве. В 1993 около 3 тыс. членов. Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связиим. А. С. Попова, является правопреемником Всесоюзного научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова, созданного в 1945. Входит в Союз научных и инженерных организаций Российской Федерации. Центральный совет в Москве. В 1993 около 250 тыс. членов, 53 республиканские, краевые, областные и городские организации и так далее. Но, главное, чтобы в науку пришла талантливая молодежь, которая видит в ней прежде всего благородное поприще деятельности, прокладывающей дорогу в будущее, открывающей новые захватывающие перспективы для всего человечества.

Свидетель обвинения («Проблемы в современной отечественной науке»):

Российская наука всегда занимала передовые позиции во многих областях исследовательской деятельности. Только 20 век дал миру таких выдающихся ученых, как И.П. Павлов (развитие учения о физиологии высшей нервной деятельности), В.И. Вернадский (разработка учения о биосфере), К.Э. Циолковский (теоретическое обоснование возможности полета в космос), последними лауреатами Нобелевской премии из отечественных ученых стали Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1964 году-создатели первого квантового генератора.

Однако в современной науке выдающиеся достижения-как правило, результат успешной работы больших исследовательских коллективов, оснащенных новейшим оборудованием. Резкое сокращение в первой половине 90-х годов 20 века государственных средств, выделяемых на науку привело к уходу из нее молодых перспективных исследователей. Финансирование фундаментальной науки, в сравнении с 1990 г., уменьшилось в 4 раза. В целом же в 1991-1997 гг. численность занятых в науке сократилась более чем на 40%. Кроме того, существенно ухудшилась исследовательская база. Выделенные науке скудные средства почти целиком уходили на зарплату сотрудникам и оплату коммунальных платежей. Например, в 1992 году на финансирование  исследовательского процесса Академии наук РФ удалось направить только 3% отпущенных денег. И этои показатели дают картину в каком кризисе находится современная наука.

Судья:

Ваши позиции ясны. Есть ли у защиты и обвинения вопросы к свидетелям? Нет. Хорошо тогда просим следующих свидетелей.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты – Достижения в современном отечественном образовании. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель защиты («Достижения в современном отечественном образования»):

Происходившие в 90-е гг. изменения в системе образования были нацелены на то, чтобы привести ее в соответствие с новыми социальными условиями. При этом важно было, как сохранить достижения советской школы, так и преодолеть ее недостатки. В принятом в начале 90-х годов Законе «Об образовании» провозглашались следующие принципы: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине; единство федерального образовательного пространства при защите региональных культурных традиций; общедоступность образования; учет уровня и особенностей развития учащихся; светский характер образования в государственных школах; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования; автономность образовательных учреждений. В современном обществе образование становится необходимым практически всем и во всех сферах общественной жизни. Его качество и доступность стали одним из основных критериев благополучия общества. Образование оставалось бесплатным на всех уровнях. Даже сегодня, после длительного периода сокращения бюджетных расходов на образование российское образование продолжает остаться одним из лучших в мире.

Прокурор:

У меня по этому вопросу есть свой свидетель, показания которого кардинально расходятся  с предыдущим мнением.

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны обвинения – Проблемы и недостатки в современном отечественном образовании. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обвинения («Недостатки современного отечественного образования»):

Сегодня наблюдается резкое сокращение бюджетных расходов на образование: с 1990-х годов они стали в 10 и более раз ниже, чем в развитых странах.

Неоспоримо, что одним из достижений нынешнего этапа является переход к многообразию типов школ, обучение на основе различных программ и учебников. Однако если это многообразие становится безграничным появляются существенные трудности и для тех, кто учит, и для тех кто учится. Представьте такую ситуацию: ваша семья переезжает в другой город; вы приходите в новую школу, в которой предметы изучаются совсем по иным программам, чем в вашей прежней школе; в результате на уроках вы подчас не понимаете, о чем идет речь. Не менее драматичная ситуация складывается при поступлении в институт. На приемных экзаменах от вас требуют то, что совсем не входило в программу школьного обучения. В том и другом случае ваше право на получение образования нарушается вследствие того, что на территории страны отсутствуют единые требования к так называемому базовому уровню образования, которое обеспечивает любое учебное заведение, в каком бы регионе оно не находилось.

Адвокат:

Но возможно и преодолеть такой разнобой, обеспечить единство образовательного пространства призвано введение государственного стандарта образования и на его базе единого государственного экзамена. Эксперимент по введению такого экзамена, являющегося одновременно выпускным школьным и вступительным вузовским, сейчас проводится в ряде регионов России.

Прокурор:

В нашем обществе появилось большое количество частных школ, где обучение, как правило, платное. Само их существование нарушает принцип социальной справедливости: дети ставятся в неравные условия уже на своих стартовых жизненных позициях. Таким образом, школа, вместо того чтобы смягчить социальные различия в обществе, способствует их углублению.

Адвокат:

Но такое образование в целом дает более высокий уровень подготовки. А также оно обеспечивает необходимый в условиях демократии выбор.

Судья:

Теперь я предоставляю слово свидетелям искусства. Начнем  со свидетеля обвинения («Проблемы в современном отечественном искусстве»)

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны обвинения – Проблемы и недостатки в современном отечественном искусстве. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетеля обвинения («Недостатки и проблемы в современном отечественном искусстве»)

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Литература 90–х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Фазиля Абдуловича Искандера «Пшада»). В ней нашлось место новым «героям» стремительно изменявшегося общества – «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть Зои Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

Что касается российского кинематографа конца ХХ в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики, которая раскрывалась в традициях социалистического реализма. Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент.

Противоречия общественного развития оказали влияние на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства

Секретарь:

В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты – успехи и достижения в современном отечественном искусстве. Свидетель, пройдите за трибуну. Вы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетеля защиты («Достижения в современном отечественном искусстве»)

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90 – е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных  Анатолия Дмитриева, Вячеслава Пьецуха, Юрия Буйды.

Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота», «Поколение П», отмеченных фантастичностью сюжетов и ироничным отношением ко всему советскому.  В духе постмодернизма работает поэт Дмитрий Пригов («50 капелек крови»). Премии имени Аполлона Григорьева в 2000 г была удостоена книга стихов поэта – авангардиста Виктора Сосноры («Куда пошел? И где окно?). Лидером метафорической поэзии 90-х гг. стал Александр Еременко («Громадный том листали наугад»), Иван Жданов («Пророк»).

Что касается российского кинематографа в 90-х гг., то были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес, - «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова (показывает на фотографию), «Страна глухих» Валерия Тодоровского (показывает на фотографию), «Остров» Павла Лунгина. В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофистеваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофистеваль «Кинотавр» в Сочи.

В музыкальной среде тоже произошли сдвиги в положительную сторону. Российский дирижер, народный артист России Валерий Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в книгу рекордов Гиннеса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки. Признание и известность получили оперные певцы Дмитрий Хворостовский и Ольга Бородина, артисты балета Анастасия Волочкова  и Николай Цискаридзе (показываешь на фотографию). 90 – е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции («Европа-Плюс, 1990, Радио «Максимум», 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи. Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров, таких как Александр Шилов (показываешь на выставку с его картинами), так и молодых талантливых художников, как Никас Сафронов.

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель – президент Российской академии художеств Зураб Церетели (автор памятника Петру I , Мемориальный комплекс на Поклонной Горе в Москве (показываешь на его портрет). Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90- ее гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны. Восстанавливаются разрушенные прежде памятники, храмы (например, воссоздание Храма Христа Спасителя, строительство началось 29 сентября 1994 – показать фотографию), возвращаются исторические названия городам и улицам (в 1991 году Ленинград опять получил название Санкт-Петербург, а Куйбышев вновь стал Самарой).  Это позволяет смотреть на будущее с оптимизмом, верить в культурное возрождение нашей страны.

Судья:

У обвинения и защиты есть еще свидетели?

Адвокат и прокурор:

Нет, ваша честь.

Судья:

Хорошо. Тогда я представляю последнее выступление вам, защита и обвинение. Начнем с обвинения.

Прокурор:

Экономический кризис привел к понижению уровня жизни, а значит, и к снижению бытовой культуры основной массы населения. Нищие старики на улицах, бездомные, не посещающие школу дети – все это признаки падения культуры общества. Все еще недостаточно средств выделяется на здравоохранение, сохранение памятников культуры, досуг молодежи, науку и образование, хотя система образования является одним из основных механизмов воспроизводства культуры в обществе.  У меня все, ваша честь!

Судья:

Защита, вам есть, что ответить?

Адвокат:

Да, ваша честь. В защиту своего клиента хочу добавить, что всякое здоровое общество стремится не разрушать, а созидать культуру, сохраняя ее лучшие традиции. Есть положительные тенденции в современной культурной жизни. Например, духовная и политическая свобода в обществе ныне позволяют людям самостоятельно решать свою судьбу, без давления со стороны государства выбирать себе идеалы для личностного развития и общественного служения. При этом каждый человек может пользоваться всем культурным достоянием не только для России, но и других стран мира.

Судья:

В заключение судебного процесса я хочу дать последнее слово обвиняемому. Вам есть, что сказать?

Обвиняемый (современный  российский человек)

Да, ваша честь. Я хочу добавить, что в сфере духовной культуры сегодня есть явления и процессы, которые не могут не вызвать огорчения и тревоги. Немало одаренных молодых людей уезжают учиться и работать за рубеж, выпускники вузов, независимо от получаемой специальности, не стремятся к научной или преподавательской деятельности. Сегодня нередки ситуации, когда музейный работник трудится расклейщиком объявлений, библиотекарь – курьером, а бывший инженер «держит» торговую точку на рынке. Низкая оплата труда, падение социального престижа этих профессий заставляют людей, махнув рукой на полученное образование, профессию, а подчас и призвание, искать иные сферы приложения своим силам. Все это оборачивается большими потерями для общества: выбрасываются «на ветер» немалые средства, затрачиваемые государством на подготовку специалистов, но главное – без притока грамотных, энергичных, увлеченных людей приходят в упадок научные, образовательные, культурные учреждения, призванные создавать, распространять, сохранять культурные ценности и достижения народа.

Но в последние годы для исправления ситуации государство предпринимает значительные усилия. Так, в 2002 году на нужды образования из бюджета было выделено 62 млрд руб., что почти на 10 млрд больше, чем предусмотренные расходы на оборону. Увеличение бюджетных ассигнований позволило поднять зарплату преподавателям, научным сотрудникам, работникам других областей культуры.

Но дело не только в слабой материальной поддержке сферы культуры. В духовной жизни общества протекают сложные, неоднозначные процессы, связанные со сменой господствующих долгое время идей и представлений. Еще сравнительно недавно осуждались накопительство и стремление к личному обогащению, сегодня богатые люди – это наиболее влиятельная и авторитетная часть общества. Еще вчера работа на общее благо расценивалась как норма жизни; сегодня же только 4% россиян считают, что именно в этом духе следует воспитывать подрастающее поколение. Такая резкая смена приоритетов вызывает у людей чувство растерянности, порождает желание найти более твердую нравственную опору. Останется ли в этих условиях духовная культура главным богатством народа? И так уж ли виновен современный человек, то есть я?

Судья:

Уважаемые присяжные заседатели, кто хочет высказаться по данному делу?

Присяжный заседатель № 1

В защиту обвиняемого хочу добавить, что радикальные перемены произошли в 90-е гг. в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль за их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные вкусы читателей, стали одной из самых заметных примет нового времени. В доказательство своих слов хочу предоставить вещественные доказательства и обратить внимание на стенд (показываешь на стенд с журналами)

Присяжный заседатель № 2

Я тоже хочу выступить в защиту обвиняемого и тоже обратить внимание на средства массовой информации, а именно на радио и телевидение. Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ – диапазоне, вышли на международные FМ – диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции.

Были открыты первые частные телеканалы (REN – ТV, НТВ). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Нельзя забывать и о пользе массовых средств коммуникаций, таких как Интернет. В конце 90-х гг. им пользовались 4 млн. человек, сейчас эта цифра еще больше выросла. И нельзя забывать о его пользе.

Судья:

Еще желающие выступить есть?  Нет?

Суду все ясно! Суд удаляется для принятия решения! (выходит на минуту за дверь и возвращается с приговором)

Секретарь:

Встать! Суд идет!

Судья:

 Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуре.

По мнению наших уважаемых присяжных заседателей  и мнению суда современный российский человек НЕВИНОВЕН. Человек освобождается в зале суда, но с условием  исправить данную ситуацию в течение ближайшего времени.

Данное постановление может быть обжаловано в высших судебных инстанциях в оговоренные законом сроки.

В заключении позвольте небольшую цитату: «Кто не хочет заботиться о своей культуре, будет заботиться о чужой!»  (Наполеон Бонапарт) Благодарю всех! Судебное заседание окончено! (стучит молоточком, встает,  встают все.)

Преподаватель:

Наш вердикт также предусматривает оглашение домашнего задания (написать репортажи "из зала заседания", или составить интервью с участниками процесса.

Анализ урока:

Данный урок предполагает изучение и разбор проблем и достижений современной отечественной культуре. В конечном итоге у учащихся появляется целостное, всестороннее представление о культуре данного периода. Деловая игра-обсуждение напрямую связана с различными видами культуры: наукой, техникой и искусством. Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.  Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения. Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты. 

В ходе подготовке обучающиеся должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката. Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.

К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам. Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.

На подготовительном этапе важная роль принадлежит преподавателю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому преподаватель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем.

На завершающем этапе преподаватель должен подытожить результаты проведения урока, оценить достижения учеников, указать на недостатки. Важно, чтоб в обсуждении взяли участие и сами ученики, высказывая свои впечатления, от организации и проведения такого урока. Оценки должны иметь стимулирующий характер и соответствовать высокому уровню оценивания достижений обучающегося.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Надпредметная краеведческая модульная программа в рамках федерального компонента « Петербург – центр мировой и отечественной культуры и науки».

Работа рассмотрена и одобрена  на предметной сессии ЭНМС АППО г. Санкт -Петербурга .Программа расчитана на 150 часов. Используется в средней школе ( 5-9 классы)Во второй ступени общего образовани...

Проверочная работа "Отечественная культура и наука. XX век."

Целесообразно при помощи таких работ проверять самостоятельное изучение темы, или завершать ими показ презентаций, или давать в качестве ориентира для самостоятельной работы. То есть использовать рабо...

Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника.

В современном мире в связи с изменением социальных отношений, с обесцениванием  многих жизненных идеалов и образованием идеологической пустоты проблема духовного становления наших детей является ...

Развитие отечественной культуры в 18 веке.

Урок истории в 8 или 11 классе в зависимости от уровня подготовки учащихся с использованием презентации...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»

Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....