Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".
методическая разработка (история, 8 класс) на тему
Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модернизации в России в начале 19 века; для формирования личностной оценки изученных событий; актуализации опорных знаний и умений по данной теме; формирования умений и навыков работы с картой, с историческими документами; учебной литературой; анализа, сравнения, обобщения. С точки зрения решения развивающих задач создавались условия для: развития положительной мотивации, пробуждению познавательного интереса учащихся (реализация на каждом этапе урока происходила с помощью создания проблемных ситуаций, поиска верных решений, выполнения творческих заданий, использования ИКТ); развития аналитико-синтезирующего мышления, умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; развития творческой активности, наблюдательности, сотрудничества при работе в группах. С точки зрения решения воспитывающих задач создавались условия для: воспитания чувства патриотизма, любви к своей Родине; воспитания чувства ответственности, взаимопомощи, сотрудничества; воспитания культуры общения. Компьютерная презентация, анализ документов и на их основе корректировка карт, выбор вариантов решения проблемы и решение исторической задачи (на основе математических знаний), заполнение пропусков в схемах при «чтении» статистических данных явились эффективными приёмами для решения задач урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_nachale_19_veka.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
« Российская империя в начале 19 века: особенности развития».
Учитель истории МБОУ Ленинской СОШ Коробка И.И.
Цели урока: создать условия
- для осмысления учащимися причин медленного процесса модернизации в России в начале 19 века; для формирования личностной оценки изученных событий.
- для реализации умений и навыков учащихся работы с историческими документами, учебной литературой: анализа, сравнения, обобщения.
- для реализация принципа сотрудничества на уроке, развития у школьников умения принятия компромиссных решений, толерантности.
Формы организации работы: групповая работа с классом, фронтальная.
Основные понятия: абсолютизм, крепостное право, сословный строй, феодальный строй, реформы, модернизация.
Оборудование: Компьютерная презентация, «конверты помощи» с проблемными заданиями; распечатки документов, схем, алгоритмов работы. Учебник, карты атласа и контурные карты.«Рабочий лист».
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Создание образно-эмоциональной и проблемной ситуации в начале урока. Демонстрация на слайде и озвучивание эпиграфа урока: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь Н.А. Некрасов (1877) Какие ассоциации вызывает такое описание состояния России на рубеже 18-19 вв? | Включение детей в обсуждение проблемы, предполагаемые ответы:
В России много неразрешенных противоречий. |
2. | Определение темы урока совместно с учениками, целей и задач. У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории России. Предположите о чем нам необходимо поговорить, что определить для дальнейшей перспективы? | Ученики, используя вышеперечисленные ассоциации, предполагают:
|
Тема урока: «Россия в начале 19 века: особенности развития». | ||
3. | Анализ предшествующего исторического периода (события 18 века). Задание №1 для работы в группах: вы получили «набор» различных событий, произошедших в 18 веке. Ваша задача распределить их по сферам общественной жизни и оценить их результаты для развития страны. (Ознакомить обучаемых с «Листом самооценки») С таким «наследством» проблем Россия завершила 18 век. А что «несет» век 19? Какие особенности в историческом развитии складываются в начале века? Задание к №1:соотнести понятия и объяснения и представитель от группы представляет по одному термину. | Работа в группах. Распределяют события по заданию. Выходят к доске и крепят на доске «таблички» соответственно в колонки по сферам общественной жизни; ставят мелом напротив «+» или «-». (Приложение №1). Из получившейся таблицы на доске делают выводы о проблемах, которые достались России «по наследству» из 18 века и их необходимо решить в 19 веке:
Словарная работа: каждая группа объясняют по одному понятию. (Приложение №2) |
4. | Картографический практикум. Задание №2: в группах имеются «Атласы», контурные карты, «лист интересных фактов». Используя данный набор, сформулируйте одну из важных особенностей развития России в начале 19 века и проиллюстрируйте примером. Контурные карты с нанесенными границами государства и ответом по исторической задаче крепят все группы для сравнения и выделения правильного. (заполнить «Лист самооценки») | Восьмиклассники в группах выполняют задание и формулируют первую особенность:
(Приложение №3) Российская империя – крупнейшая по территории держава мира. |
5. | Документальный практикум. Задание №3: каждая группа получила определенную информацию. Ваша задача сделать все возможные выводы из текста. (заполнить «Лист самооценки») Задание №4. Группам раздаются пустые схемы - «пирамиды» по сословному строю. Кто быстрее и правильно заполнит схему, распределив по ступеням сословия. (заполнить «Лист самооценки») | Работа в группах с разной текстовой информацией (Приложение №4). Краткое выступление от группы с выводами о положении, о роли в экономике, о правах и обязанностях сословий в России. Формулируется вторая особенность. Сословный строй в России: привилегированные и податные слои населения. (Приложение №5) |
6 | Анализ статистических данных. Задание №5. Используя, статистические данные об исповедуемых религиях в России и процентном количестве верующих, заполните схему по принципу «убывания». Анализ карты «Национальный состав России» (заполнить «Лист самооценки») | Работа в группах со статистической информацией и заполнение предложенной схемы (Приложение №6). Формулируют особенности развития России в начале 19 века. Народы России исповедовали все основные мировые религии. Национальный состав населения был неоднородным. |
7 | Работа с текстом учебника. Задание №6. Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 6. Две группы будут «экономистами», а две группы – «политиками». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указать самую главную особенность. (заполнить «Лист самооценки») | Работа в группах с текстом на странице 6. Две группы «экономисты», а две группы – «политики». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указывают самую главную особенность. Основой политического строя в России являлось самодержавие (абсолютизм). Господство феодально – крепостнической системы в экономике России. |
8 | Вывод по выделенным особенностям. Каково положение России в начале 19 века? Как вы можете оценить темпы и уровень модернизации в России в этот период? Что необходимо российскому обществу в представленное время? | Вывод по выделенным особенностям. Во всех сферах общественной жизни требовались перемены: РЕФОРМЫ! |
9 | Перспектива дальнейшего изучения курса истории России 19 века. Обращение к содержанию учебника на стр.3. Определите темы, количество параграфов, которые нам предстоит изучить в связи с проведением реформ во внутренней политике. Сколько правителей России будут решать перечисленные проблемы в 19 веке? | Восьмиклассники выделяют в оглавлении параграфы, связанные с проведением реформ (№3, 6, 10, 20, 21, 22, 29, 30). Это ¼ всего изучаемого материала. Таким образом, действительно 19 век – это время проведения преобразований в жизни России. Эти вопросы попытаются решать пять российских императоров: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. |
10 | Подведение итогов участия школьников в уроке и домашнее задание. | Подсчет суммы баллов в «Листах самооценки» по критериям. Домашнее задание. Введение на стр.3-6. Заполнить «Рабочий лист» (Приложение №7) |
ГРУППА №____________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | |||||||
Ф.И.ученика /оценки за выполнение каждого задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | Итог (сумма всех баллов разделенная на «6»). |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. |
Критерии оценивания участников в группе (по баллам):
СОВЕТ: распределяйте при необходимости выполнение частей задания.
«5» баллов - а) ученик предложил правильный ответ, б) дал устный полный правильный ответ без замечаний учителя, в) первым выполняет задание, г) участвует в выполнении всех заданий.
« 4» балла - а) ученик иногда предлагает правильный ответ, б) дал устный правильный ответ с небольшими замечаниями учителя, г) участвует в выполнении всех заданий.
«3» балла - а) ученик редко предлагает правильный ответ, ошибается в предположениях б) дал устный правильный ответ с замечаниями учителя, г) участвует в выполнении всех заданий.
«2» балла – ученик исполняет то, что предложили остальные члены группы, сам не проявляет инициативы, не высказывает свои ответы.
«0» баллов - во время работы группы ученик ничего не делал.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Задание №2.
- Нанесите на контурную карту границы Российской империи к началу 19 века (смотреть карту - вкладыш учебника «Российская империя к концу 19 века»). Внимательно смотрим на условные обозначения!!!
- Решите историческую задачу и крупными цифрами запишите ответ на контурной карте в пределах границ России.
ЗАДАЧА: К концу 18 века Российская империя считалась крупнейшей по территории державой мира. Она была настолько обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины Второй гонец, который преодолевал 180 верст в день ( верста равна 1, 06 км) , привез известие об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 90 дней. Вычислите протяженность территории России с запада на восток.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Задание №3.
Два представителя от группы должны рассказать о сословиях, которые вам достались в тексте, обязательно добавить сведения из таблицы.
Сословие | Права и обязанности | Количество и % от всего населения (на 1812г.) |
Дворянство | Привилегированное сословие; владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственные должности. Дворянство было освобождено от обязательной службы. Имело право на самоуправление. | 225 тыс. (1,07%) |
Духовенство | Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. | 215 тыс. (1%) |
Купечество | Привилегированное сословие; имели право вести торговлю купцы 1-й гильдии – крупную внутреннюю и внешнюю, 2-й гильдии – крупную внутреннюю, 3-й гильдии – мелкую торговлю. | 119 тыс. (0,6%) |
Мещанство | непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность. | 750 тыс. (3,6%) |
Крестьянство | Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных, удельных, крепостных. | 17 950 тыс. (85,5%) |
Казачество | Особое положение. Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением. | 6% |
События 18 века. Для внесения в таблички по заданию №1.
Политическая сфера: Государственные реформы управления.
Создание регулярной армии и морского флота.
«Просвещенный» абсолютизм. Самодержавие.
Российская империя.
Экономическая сфера: Протекционизм как поддержка развития отечественной промышленности.
Меркантилизм как политика концентрации денежных средств внутри страны.
Развитие мануфактурного и заводского производства.
Феодальные отношения в сельском хозяйстве.
Социальная сфера: Крестьянские восстания К.Булавина, С.Разина, Е.Пугачева.
Крепостное право.
«Золотой век» дворянства.
Сословный строй.
Духовная сфера: Складывание системы образования.
Появление гражданской азбуки и первой печатной газеты.
Русский театр, музеи, библиотеки, Академия.
Русский классицизм в архитектуре.
Внешняя политика:
Победа в Северной войне (1700 – 1721гг).
Россия - европейская держава.
Победы в русско – турецких войнах.
Политика «вооруженного» нейтралитета с США.
Рабочий лист домашнего задания (страница №1)
- Объянить понятия:
- Модернизация
________________________________________________________________________________________________________
- Реформы_________________________________________
- Крепостное право
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Абсолютизм
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сословный строй
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите особенности развития России в начале 19 века, замедляющие темпы модернизации:
- в политической сфере
______________________________________________________________________________________________
- в экономической сфере
______________________________________________________________________________________________
- в социальной сфере____________________________________________________________________________________________
- Перечислите основные сословия в обществе по степени убывания из прав:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите четыре самые многочисленные религиозные кофессии в России в начале 19 века:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поразмышляйте над вопросом и напишите ответ: «Обширность территории для России благо или проблема?» Докажите свое мнение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист
ученика(цы) 8___ касса
МБОУ ________________ СОШ
Ф.И._________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Российская федерация
В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...
методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"
Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры. Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...
Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"
Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....
методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"
конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Методическая разработка урока по теме: «МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»
Форма урока: урок-экскурсия. Класс: 9. Предмет: Религии России. Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество». Тема урока: «Монастыри в X – XIII веках» (урок 1)....
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...