разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_rossiya_19v.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на методической комиссии  

общеобразовательных предметов         Зам. директора по УМР

гуманитарного цикла

 Протокол №  4     от 25.11.2016  г.

Председатель МК                          \Гушан А.В.\

        

ПЛАН УРОКА

 Предмет: История

Преподаватель: Ефимова О.А.

Группа: КП-316

Профессия: Повар, кондитер

Тема урока: Россия в первой четверти XIXв.

Тип урока:   Урок изучения нового материала 

Цель урока:  создать условия для формирования представления об основных направлениях внутренней и внешней политики, основных событиях политики и ее результатах

 Задачи урока: 

1. Научить обучающихся самостоятельному поиску необходимой информации;

2. Побудить обучающихся к самостоятельному анализу и обобщению изучаемого материала;

3. Развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 Оборудование: учебники, тетради, мультимедийное оборудование,  презентация к уроку.

Требования к результатам освоения программы: ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;ОК5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; ОК6 работать в команде, эффективно общаться с коллегами;

Требования к усвоению компетенций:

личностных-создание условий для формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою Родину; создание условий для готовности и способности к самостоятельной и ответственной деятельности;

метапредметных- создание условий для самостоятельного осуществления, контролирования деятельности;

создание условий для продуктивного общения и взаимодействия в процессе деятельности;  

предметных - создание условий для владения комплексом знаний об истории России первой четверти XIXв; создание условий для умения обосновать свою точку зрения.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1. Организационный

(2 мин)

Создание доброжелательного настроя, организация внимания.

Проверка готовности класса к работе. Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя

2. Актуализация  опорных знаний (3 мин)

Выявление опорных знаний учащихся подготовкой вопросов

беседа с опорой на знания учащихся

отвечают на вопросы

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности  (2мин)

Показ практической значимости изучаемого материала. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач.

Сообщает тему урока, ставит цели урока.

Выводит название темы урока на экран

Записывают тему, воспринимают и осмысливают цель урока

4. Усвоение новых знаний

(25 мин)

1. Знакомство с личностью императора, определившего развитие страны в изучаемый период

1сообщение задач этапа;

1. опережающее задание- доклад «политический портрет Александра1»

(Приложение1)

2.Слушают, отвечают на вопросы, размышляют

2. Создание условий для знакомства с экономической, социальной и политической ситуацией в стране в обозначенный период

1сообщение задач этапа;

2.задает вопросы учащимся

3.помогает сформулировать выводы

4.диктует

1.усвоение задач; работа в группах (на столах карточки с заданием) »(Приложение2): работа с учебником: 1гр. с.117 с.,2 гр. 117-118; 3гр. с.119-120; 4гр. с.120-121; 5гр.с.122

2.ответы на вопросы учителя с опорой на текст учебника. (Приложение3)

3.формулировка выводов

4.запись выводов в тетрадь

3.Создание условий для знакомства с внутренней политикой Александра1

1. сообщение задач этапа;

2. задает вопрос : назовите основные события1 этапа

3.сообщает о роли Сперанского на 1 этапе правления Александра1

4. задает вопрос: назовите основные события2 этапа

5. помогает

формулировать выводы

1.усвоение задач; работа по вариантам: работа с учебником 1вар. 1этап с.127-128

2вар.2этап с.147-149

2. учащиеся 1вар. зачитывают, учащиеся 2 вар. записывают

(Приложение4)

3.опережающее задание – сообщение «М.М.Сперанский-реформатор». Слушают. (Приложение5)

4. учащиеся 2вар. зачитывают, учащиеся 1 вар. записывают

(Приложение6)

5.формулируют выводы и записывают

4. Создание условий для знакомства с внешней политикой Александра 1

1. сообщение задач этапа

2. задает вопрос : назовите основные события внешней политики1801-1812г. ;Отечественной войны 1812г.; 1813-1825г.г.

3.сообщает о причинах победы в ОВ

4.помогает формулировать выводы

1.усвоение задач; работа по группам (карточки на столах со стр.) (Приложение7)

: работа с учебником 1гр. – 1801-1812г. с.130-132;2 гр. Отечественная война 1812г.начало. с. 133-135; 3 гр.Бородино с.135-138; 4 гр. Изгнание Наполеона с.140-142;5 гр. 1813-1825г.г. текст

2. отвечают на вопросы с опорой на текст

(Приложение8)

3.представление презентации «Герои 1812г.»

4.формулировка выводов и запись в тетрадь

5. Закрепление

материала (7мин)

Викторина по теме

задает вопросы по персоналиям, понятиям урока

отвечают на вопросы (Приложение9)

6.Подведение итогов урока (3мин)

анализ овладения знаниями и способами деятельности, показ типичных недостатков

оценка работы класса

слушают преподавателя, осознают значимость полученных знаний

7. Информация о домашнем задании.

(3 мин.) 

сообщение д/з

сообщает д/з, направленное на дальнейшее развитие знаний по теме

Записывают домашнее задание

Приложение1.

Император Александр 1. Политический портрет

В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император- сын Павла 1 Александр 1. Он родился в 1777г. и был любимым внуком Екатерины 2. Александр воспитывался при дворе бабки и быстро усвоил царившие там нравы. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение к Екатерине, и к отцу.

Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей Ф.С. Лагарп. Приверженец идей либерализма, он пытался внести эти идем в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованиям либералов являлось введение конституции. Ф.С.Лагарп- швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины 2 он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца- Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменилось лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.

Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегался своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

В то же время, частое пребывание Александра при дворе своего отца Павла1 в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров.

Александр 1 в первые годы своего царствования стремился к радикальным преобразованиям политического и социального строя империи. Молодой император был осторожнее и удачливее своего отца и старался ладить с влиятельными придворными, военными, бюрократическими кругами. В изданном при вступлении на престол манифесте Александр заявил о возрождении порядков, существовавших при Екатерине 2. Он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Это был тактический ход, но не выражение истинных стремлений царя-реформатора. Он мечтал об установлении конституционного строя в духе теорий эпохи Просвещения.

Приложение 2

Карточки по группам: 1гр. Страна с. 117; 2гр. Сословия и классы с. 117-118; 3гр. Расслоение крестьянства с.119-120; 4гр. Города и промышленность с.120-122; 5гр. Политический строй с.122

Приложение 3

Россия в начале 19века

Население: 40 миллионов человек. Площадь 16 млн. кв.км (1/6 суши). Многонациональная страна :славяне - русские, украинцы, белорусы;

турко-язычные -  татары, чуваши, башкиры;

финно- угорские- карелы, коми, мордва ,мари , удмурты;

тунгусо-манчьжурская  - эвенки, эвены.

В России существовало сословное деление общества:

 1привилегированные сословия: дворяне духовенство, купечество

2непривилегированные(облагались налогом и поставляли рекрутов , могли подвергаться телесным наказаниям ) : 1. мещане,2. казаки,  3.крестьяне(30миллионов):1)государственные; 2)помещичьи; 3)крепостные (14 миллионов).

Сословный строй изживал себя постепенно. Появлялись классы, характерные  для буржуазного общества: буржуазия и рабочие.

Промышленное развитие шло медленно: с 1820-х используются паровые машины. Преобладает на промышленных предприятиях (мануфактурах и заводах) труд крепостных. Тем не менее, вызревают предпосылки для промышленного переворота.

Политический строй – самодержавная монархия. Государственный строй – самодержавно-бюрократический.

Вывод: Россия – аграрная страна, преимущественно с крестьянским населением. Абсолютная монархия с местным управлением дворян и высших городских слоев. Управление страной нуждалось в переменах

Приложение 4

Внутренняя политика Александра I

Период правления Александра I делится на 2эт.

I эт. 1801-1817г.г. В этот период  предпринимались попытки реформ. Опирался  на негласный комитет :

 1)Строганов П.А.

2)Чарторыйский А.А.

3)Новосильцов Н.Н.

4)Кочубей В.П.

Была восстановлена «Жалованная грамота дворянству». Основные сферы преобразований: администрация и управление, крестьянский вопрос, просвещение.

В сфере государственного управления было установлено единоначалие: вместо приказов созданы министерства. Образован законосовещательный орган при царе - Государственный Совет.

Предпринимались попытки решения крестьянского вопроса. С 1803г. было запрещено давать объявления в газетах о продаже крепостных. В этом же году  издали указ о вольных хлебопашцах, дающий право помещикам отпускать крепостных за выкуп. Указы 1808г., 1809г.  запрещали продавать крестьян на ярмарках. В 1801г. недворяне получили право покупать землю.

Проведена реформа образования. Процесс обучения включал 3ступени: низшая -приходские школы, средняя- городские и губернские школы для крестьян, лицеи для дворян, высшая – университеты. Университеты подготавливали преподавателей, распространяли учебники.

Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.

Приложение 5

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.

Сперанский( уроженец  Владимирского края), С 1807г. статс-секретарь. Позднее -  член Комиссии составления  законов.

В 1809г. составил проект государственных преобразований.  В основу положил принцип разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все они должны были действовать в рамках закона. Создавались представительные органы на всех уровнях ,высший –Государственная Дума. Все ветви власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Гос.совета,  утверждаемое царем становилось законом. Избирательными правами наделялись  все владевшие землёй и капиталами .Не участвовали в выборах: мастеровые, крепостные, домашняя прислуга. Крепостные наделялись гражданскими правами. Реальная власть оставалась в руках царя. Но принципиальное отличие  проекта: суждение Думы должны выражать народное мнение ; действие властей хотел поставить под контроль  общества.

Для осуществления проекта в 1810г. создан Государственный совет. Но! Александр I и консерваторы против преобразований. 1812г. Сперанский сослан.

Приложение 6

II эт. 1817-1825 г.г. поворот в сторону реакции. С целью пресечь вольнодумство с 1819г. появилась цензура. В 1822г. помещикам возвратили право ссылать крестьян без суда в Сибирь. С 1817г. при дворе важную роль играет Аракчеев. Нерегулярность рекрутских наборов не позволяла увеличивать армию в военное время и сокращать в мирное, поэтому Аракчеев предложил создать военные поселения, все население которых кроме ведения хозяйства занималось военной службой.

Аракчееву поручено составить проект освобождения крестьян: покупать в казну имения, поступающие на продажу.Государство должно было ставить на это 5 млн. руб. в год. Крестьянин, выходивший на волю должен был получить 2 десятины земли. Освобождение могло занять 200 лет.

1818г. Александр1 объявил на открытии польского сейма о решении дать России конституцию. Разработка поручена Новосильцову. В основе проекта – польская конституция и проект Сперанского.  К 1821г. разработана «Государственная уставная грамота Российской империи»: Россия должна стать федерацией из 12 наместничеств. В каждом наместничестве – представительный орган. Общероссийское представительное собрание из 2 палат: верхняя палата – Сенат (члены назначались царем); нижняя палата  избиралась местными собраниями и 1 из 3 кандидатов назначался царем на должность). Гарантировалась неприкосновенность личности. Наказан человек мог быть только по суду и на основании закона; запрещен арест без предъявления обвинения. Свобода печати. В этом документе меньше ограничений, чем у Сперанского в 1810г, но и этот проект не реализован.

Вывод: Итак, основные вопросы внутренней политики – крестьянский         вопрос и  вопрос государственного устройств  решены не были.

Приложение 7

Карточки по группам: 1гр. 1801-1812г.г. с. 130-132; 2гр. Начало Отечественной Войны с. 133-135; 3гр. Бородино с. 135-138; 4гр. Изгнание Наполеона с.140-142; 5гр. 1813-1825 работа с текстом Приложение81813-1825г.г.

Приложение8

Внешняя политика России I/4 XIXв.

Основные направления политики – западное и восточное.

1801 к России присоединилась  Грузия : Георгий 12 Багратион  отрёкся от престола в  пользу русского царя. 1813 по мирному договору с Ираном по окончание войны 1804-13гг. к России присоединились Дагестан и Сев. Азербайджан.

Наполеон I стремился к мировому господству. Для противодействия  Россия вступила в 1805г. в союз с Англией и Австрией против Франции . Русско-Австрийские войска  разбиты  Наполеоном при Аустерлице.

Турция закрыла Босфор  для России и в 1806г. началась русско-турецкая война. Она закончилась в мае 1812г.  присоединением  Бессарабии .

1807г. русская армия под Фридландом разбита французскими войсками Заключен Тильзитский мир по которому Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии. Это ставило Россию во враждебные отношения с Англией и Швецией. В 1808г. Россия начала войну со Швецией; В 1809г. Россия выиграла войну и присоединила Финляндию.

Отечественная война 1812г.

12.06.1812 Наполеон вторгся в Россию. Наполеон I планировал разбить русские армии в приграничных сражениях. Армия разделена на  группы:

 МБ Барклай-де Толли

П И Багратион

А П  Тормасов

Отступление, так как  необходимо соединение  армий

6.07 Александр1 издал манифест с призывом о созыве народного ополчения .

3 августа армии Багратиона и Барклая де Толли соединились под Смоленском. 4-6 августа русские армии потерпели поражение в битве под Смоленском. 8 августа главнокомандующим назначен М.И.Кутузов.

 26 августа Бородинское сражение.

Бородинское сражение с 5-30 26 авг.1812г. Цель Наполеона: прорвать центр, обойти левый фланг и отбросить русских от Старой Смоленской дороги, освободить путь на Москву. Но! Около Утицы их остановили.

Основной удар пришелся на Багратионовы флеши. Багратион был смертельно ранен. К 12ч. ценой огромных потерь французы овладели флешами.

Одновременно французы атаковали  батарею Раевского. После второй атаки французов им  в тыл ворвались  кавалеристы во главе с Платовым М Г и Уваровым Ф П. Пока французы готовили отпор, Кутузов перебросил сюда  подкрепления. Атака  численно превосходящих французов продолжалась 1,5 ч. французская конница преследовал русских, но те организовали  контратаку и французы отступили. С наступлением темноты Наполеон приказал отставить  этот пункт.

Утром 27 авг. Кутузов приказал отойти к Москве, т.к. потери русских велики – 44тыс. бойцов и офицеров, кроме того, Наполеон не ввел в бой резерв – Старую гвардию.

2сент на следующий день после военного Совета в Филях, Кутузов, приняв на себя ответственность за судьбу армии и страны, вывел армию из Москвы.  Перевел  русскую армию с Рязанской на Калужскую дорогу и остановился в 80км от Москвы в Тарутино

Изгнание Наполеона

Наполеон, прождав предложения мира, сам вынужден обратиться к Кутузову и императору в начале сентября.  Но никто не просил у Наполеона мира.

Партизанское  движение  принимает все более важное значение: Герасим Курин(Подмосковье), Василиса Кожина(Смоленск).Кутузов направлял в тыл отряды :Денис Васильевич Давыдов, , Сеславин А.Н., Дорохов И.С. ,Фигнер А.С. проник  в Москву и присылал необходимые донесения.

Октябрь 1812 битва у села Тарутино; французы отступили. 7.10. вышли французы из Москвы.  Начинается изгнание  французов из России. Армия Наполеона практически небоеспособна. Русские войска тоже несли большие потери от холода.

25 декабря  Александр I подписал Манифест о победе.

Причины победы: справедливый, освободительный, народный характер войны, мужество солдат, искусство полководцев.Значение победы: урон  промышленности, сельскому хозяйству, разрушены города.  но! Общая беда сплотила  людей: консолидировалась русская нация. Россия отстояла независимость и национальную целостность.  

В город е  Коврове  ополчение как и повсеместно (в музее экспозиция ).

1813-1825г.г. Внешняя политика

Основные направления внешней политики -европейское и восточное. Задачи Александра в Европе:1. Разгромить Наполеоновскую Францию, под контролем которой находилась Европа. Могущество Франции угрожало Российским границам.2 Восстановить  прежние порядки в Европе, что повысило бы авторитет России. Кутузов был против войны, считал, что армия устала.

В янв.1813г. начался Заграничный поход русской армии. Александр намеревался вывести из войны Пруссию и Австрию, привлечь их на свою сторону. Россия заняла территорию Варшавского герцогства, часть Пруссии. Февраль 1813г. заключен Русско-Прусский союзный договор. Весной 1813г. союзники заняли Саксонию. В апреле умер Кутузов и главкомом союзнической армии стал Витгенштейн П.Х. Наполеон собрал армию, превосходившую по численности прежнюю и ввел ее в Саксонию. Сражения при Лютцене и Бауцене привели к необходимости отступления союзников за Эльбу. На июнь-август 1813г. заключено перемирие с Наполеоном. В это время формируется шестая антифранцузская коалиция в составе Великобритании, Австрии, Швеции, России и Пруссии.

16-19 окт.1813г. сражение наполеоновской и союзнической армий под Лейпцигом – Битва народов. Франция разбита и потеряла всю Европу. 31 марта 1814г. битва за Париж, закончившаяся капитуляцией Франции. Александр1 и прусские войска вступили в Париж. 6 апреля наполеон отрекся от престола за себя и наследников и сослан на остров Эльба. К власти вернулись Бурбоны – брат казненного Людовика16 – Людовик 18.Александр 1 настоял на конституционном устройстве Франции.

В 1814г. в Вене на конгресс собрались 450 дипломатов из 126 государств Европы. Ведущую роль играли представители Англии, Австрии, Пруссии, России и Франции. Во время работы конгресса Наполеон занял Париж. Союзники разбили армию Наполеона при Ватерлоо и сослали его на остров Святой Елены.  9 июня 1815г. по Акту конгресса Франция получала территорию, принадлежавшую ей в 1792г. Россия получила часть герцогства Варшавского – царство Польское. Кроме территориальных изменений Акт устанавливал баланс сил в Европе и незыблемость порядков. 14 сентября 1815г. создан Священный союз России, Австрии и Пруссии. Он должен был следить за незыблемостью государственных порядков.

Конфликт между государствами к 1820г. из-за нерешенности Восточного вопроса. Распад Османской империи приводит к активизации освободительного движения на Балканах. Россия по прежним договорам с Османской империи покровительствовала славянским народам, проживавшим на территории империи. В 1821г. Россия поддержала восстание в Греции. На конференции в Петербурге в 1825г. Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ.

Восточное направление: освоение русской Америки- Аляски, где русские поселения существовали с 18в. 1799г. русско-американская компания создана с целью колонизации Аляски. Разграничены территории, принадлежавшие Англии, находившиеся рядом с российскими. Разграничена сфере интересов с США на Аляске. Но для дальнейшего освоения нужны огромные средства и Россия  отходит от этого направления.

Итоги:

1.ликвидирована  французская угроза

2 установился мир в Европе

3 создана новая система международных отношений , в которой Россия играла одну из ведущих ролей

4Восточный вопрос не решен

5 Разграничена сфере интересов с США и Англией на Аляске

Приложение9

Вопросы к викторине

1 титул главы русского государства в 19в (император)

2 главнокомандующий русской армией  в битве у Бородино (Кутузов)

3 группа людей, имеющих законодательно закрепленные права и обязанности (сословие)

4 государственный деятель и реформатор  19 в  -уроженец  Владимирского края (Сперанский)

5 сподвижник Александра 1, член Негласного комитета (Новосильцов)

6 социальная группа, определявшая сущность российской монархии в 19в.(бюрократия)

7человек, ведущий борьбу за свободу и независимость своей Родины на территории, занятой противником (партизан)

8одно из привилегированных сословий в России 19 в (дворяне)

9 союзница России по по 3 антинаполеоновской коалиции  (Англия)

10 государственный деятель -  инициатор военных поселений(Аракчеев)

11группа людей, принадлежность к которой определяется их отношением к средствам производства (класс)

12 император Франции, вторгшийся в Россию в 1812г. (Наполеон)

13 самое многочисленное сословие (крестьяне)

14 самая многочисленная группа крестьян в России в 19в. (крепостные)

15 герой Отечественной войны, смертельно ранен во время атаки французов на флеши при Бородино (Багратион)

16 Войско, создаваемое в помощь регулярной армии, преимущественно на добровольных началах.(ополчение)

17 герой Отечественной войны, партизан, поэт (Давыдов)

18 Форма правление  в России в н.19в. (монархия)

19 Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Россия в первой четверти XIX века»

Тест составлен в форме контрольно - измерительных материалов.В работе выделяется три уровня заданий : задание А ,  задание В ,задание С ....

Тесты по истории России на тему: "Россия в первой четверти 19 века"

Тесты предназначены для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику Данилова А. А....

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Тест по теме "Россия в первой четверти 19 века"

Тест по теме "Россия в первой четверти 19 века" позволяет проверить знания учащихся. Автор теста: Гребенникова С.А....