разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_rossiya_19v.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на методической комиссии
общеобразовательных предметов Зам. директора по УМР
гуманитарного цикла
Протокол № 4 от 25.11.2016 г.
Председатель МК \Гушан А.В.\
ПЛАН УРОКА
Предмет: История
Преподаватель: Ефимова О.А.
Группа: КП-316
Профессия: Повар, кондитер
Тема урока: Россия в первой четверти XIXв.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для формирования представления об основных направлениях внутренней и внешней политики, основных событиях политики и ее результатах
Задачи урока:
1. Научить обучающихся самостоятельному поиску необходимой информации;
2. Побудить обучающихся к самостоятельному анализу и обобщению изучаемого материала;
3. Развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.
Требования к результатам освоения программы: ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;ОК5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; ОК6 работать в команде, эффективно общаться с коллегами;
Требования к усвоению компетенций:
личностных-создание условий для формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою Родину; создание условий для готовности и способности к самостоятельной и ответственной деятельности;
метапредметных- создание условий для самостоятельного осуществления, контролирования деятельности;
создание условий для продуктивного общения и взаимодействия в процессе деятельности;
предметных - создание условий для владения комплексом знаний об истории России первой четверти XIXв; создание условий для умения обосновать свою точку зрения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
1. Организационный (2 мин) | Создание доброжелательного настроя, организация внимания. | Проверка готовности класса к работе. Приветствует обучающихся | Приветствуют преподавателя |
2. Актуализация опорных знаний (3 мин) | Выявление опорных знаний учащихся подготовкой вопросов | беседа с опорой на знания учащихся | отвечают на вопросы |
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (2мин) | Показ практической значимости изучаемого материала. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач. | Сообщает тему урока, ставит цели урока. Выводит название темы урока на экран | Записывают тему, воспринимают и осмысливают цель урока |
4. Усвоение новых знаний (25 мин) | 1. Знакомство с личностью императора, определившего развитие страны в изучаемый период | 1сообщение задач этапа; | 1. опережающее задание- доклад «политический портрет Александра1» (Приложение1) 2.Слушают, отвечают на вопросы, размышляют |
2. Создание условий для знакомства с экономической, социальной и политической ситуацией в стране в обозначенный период | 1сообщение задач этапа; 2.задает вопросы учащимся 3.помогает сформулировать выводы 4.диктует | 1.усвоение задач; работа в группах (на столах карточки с заданием) »(Приложение2): работа с учебником: 1гр. с.117 с.,2 гр. 117-118; 3гр. с.119-120; 4гр. с.120-121; 5гр.с.122 2.ответы на вопросы учителя с опорой на текст учебника. (Приложение3) 3.формулировка выводов 4.запись выводов в тетрадь | |
3.Создание условий для знакомства с внутренней политикой Александра1 | 1. сообщение задач этапа; 2. задает вопрос : назовите основные события1 этапа 3.сообщает о роли Сперанского на 1 этапе правления Александра1 4. задает вопрос: назовите основные события2 этапа 5. помогает формулировать выводы | 1.усвоение задач; работа по вариантам: работа с учебником 1вар. 1этап с.127-128 2вар.2этап с.147-149 2. учащиеся 1вар. зачитывают, учащиеся 2 вар. записывают (Приложение4) 3.опережающее задание – сообщение «М.М.Сперанский-реформатор». Слушают. (Приложение5) 4. учащиеся 2вар. зачитывают, учащиеся 1 вар. записывают (Приложение6) 5.формулируют выводы и записывают | |
4. Создание условий для знакомства с внешней политикой Александра 1 | 1. сообщение задач этапа 2. задает вопрос : назовите основные события внешней политики1801-1812г. ;Отечественной войны 1812г.; 1813-1825г.г. 3.сообщает о причинах победы в ОВ 4.помогает формулировать выводы | 1.усвоение задач; работа по группам (карточки на столах со стр.) (Приложение7) : работа с учебником 1гр. – 1801-1812г. с.130-132;2 гр. Отечественная война 1812г.начало. с. 133-135; 3 гр.Бородино с.135-138; 4 гр. Изгнание Наполеона с.140-142;5 гр. 1813-1825г.г. текст 2. отвечают на вопросы с опорой на текст (Приложение8) 3.представление презентации «Герои 1812г.» 4.формулировка выводов и запись в тетрадь | |
5. Закрепление материала (7мин) | Викторина по теме | задает вопросы по персоналиям, понятиям урока | отвечают на вопросы (Приложение9) |
6.Подведение итогов урока (3мин) | анализ овладения знаниями и способами деятельности, показ типичных недостатков | оценка работы класса | слушают преподавателя, осознают значимость полученных знаний |
7. Информация о домашнем задании. (3 мин.) | сообщение д/з | сообщает д/з, направленное на дальнейшее развитие знаний по теме | Записывают домашнее задание |
Приложение1.
Император Александр 1. Политический портрет
В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император- сын Павла 1 Александр 1. Он родился в 1777г. и был любимым внуком Екатерины 2. Александр воспитывался при дворе бабки и быстро усвоил царившие там нравы. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение к Екатерине, и к отцу.
Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей Ф.С. Лагарп. Приверженец идей либерализма, он пытался внести эти идем в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованиям либералов являлось введение конституции. Ф.С.Лагарп- швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины 2 он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца- Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменилось лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.
Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегался своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».
В то же время, частое пребывание Александра при дворе своего отца Павла1 в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров.
Александр 1 в первые годы своего царствования стремился к радикальным преобразованиям политического и социального строя империи. Молодой император был осторожнее и удачливее своего отца и старался ладить с влиятельными придворными, военными, бюрократическими кругами. В изданном при вступлении на престол манифесте Александр заявил о возрождении порядков, существовавших при Екатерине 2. Он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Это был тактический ход, но не выражение истинных стремлений царя-реформатора. Он мечтал об установлении конституционного строя в духе теорий эпохи Просвещения.
Приложение 2
Карточки по группам: 1гр. Страна с. 117; 2гр. Сословия и классы с. 117-118; 3гр. Расслоение крестьянства с.119-120; 4гр. Города и промышленность с.120-122; 5гр. Политический строй с.122
Приложение 3
Россия в начале 19века
Население: 40 миллионов человек. Площадь 16 млн. кв.км (1/6 суши). Многонациональная страна :славяне - русские, украинцы, белорусы;
турко-язычные - татары, чуваши, башкиры;
финно- угорские- карелы, коми, мордва ,мари , удмурты;
тунгусо-манчьжурская - эвенки, эвены.
В России существовало сословное деление общества:
1привилегированные сословия: дворяне духовенство, купечество
2непривилегированные(облагались налогом и поставляли рекрутов , могли подвергаться телесным наказаниям ) : 1. мещане,2. казаки, 3.крестьяне(30миллионов):1)государственные; 2)помещичьи; 3)крепостные (14 миллионов).
Сословный строй изживал себя постепенно. Появлялись классы, характерные для буржуазного общества: буржуазия и рабочие.
Промышленное развитие шло медленно: с 1820-х используются паровые машины. Преобладает на промышленных предприятиях (мануфактурах и заводах) труд крепостных. Тем не менее, вызревают предпосылки для промышленного переворота.
Политический строй – самодержавная монархия. Государственный строй – самодержавно-бюрократический.
Вывод: Россия – аграрная страна, преимущественно с крестьянским населением. Абсолютная монархия с местным управлением дворян и высших городских слоев. Управление страной нуждалось в переменах
Приложение 4
Внутренняя политика Александра I
Период правления Александра I делится на 2эт.
I эт. 1801-1817г.г. В этот период предпринимались попытки реформ. Опирался на негласный комитет :
1)Строганов П.А.
2)Чарторыйский А.А.
3)Новосильцов Н.Н.
4)Кочубей В.П.
Была восстановлена «Жалованная грамота дворянству». Основные сферы преобразований: администрация и управление, крестьянский вопрос, просвещение.
В сфере государственного управления было установлено единоначалие: вместо приказов созданы министерства. Образован законосовещательный орган при царе - Государственный Совет.
Предпринимались попытки решения крестьянского вопроса. С 1803г. было запрещено давать объявления в газетах о продаже крепостных. В этом же году издали указ о вольных хлебопашцах, дающий право помещикам отпускать крепостных за выкуп. Указы 1808г., 1809г. запрещали продавать крестьян на ярмарках. В 1801г. недворяне получили право покупать землю.
Проведена реформа образования. Процесс обучения включал 3ступени: низшая -приходские школы, средняя- городские и губернские школы для крестьян, лицеи для дворян, высшая – университеты. Университеты подготавливали преподавателей, распространяли учебники.
Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.
Приложение 5
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).
Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.
Сперанский( уроженец Владимирского края), С 1807г. статс-секретарь. Позднее - член Комиссии составления законов.
В 1809г. составил проект государственных преобразований. В основу положил принцип разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все они должны были действовать в рамках закона. Создавались представительные органы на всех уровнях ,высший –Государственная Дума. Все ветви власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Гос.совета, утверждаемое царем становилось законом. Избирательными правами наделялись все владевшие землёй и капиталами .Не участвовали в выборах: мастеровые, крепостные, домашняя прислуга. Крепостные наделялись гражданскими правами. Реальная власть оставалась в руках царя. Но принципиальное отличие проекта: суждение Думы должны выражать народное мнение ; действие властей хотел поставить под контроль общества.
Для осуществления проекта в 1810г. создан Государственный совет. Но! Александр I и консерваторы против преобразований. 1812г. Сперанский сослан.
Приложение 6
II эт. 1817-1825 г.г. поворот в сторону реакции. С целью пресечь вольнодумство с 1819г. появилась цензура. В 1822г. помещикам возвратили право ссылать крестьян без суда в Сибирь. С 1817г. при дворе важную роль играет Аракчеев. Нерегулярность рекрутских наборов не позволяла увеличивать армию в военное время и сокращать в мирное, поэтому Аракчеев предложил создать военные поселения, все население которых кроме ведения хозяйства занималось военной службой.
Аракчееву поручено составить проект освобождения крестьян: покупать в казну имения, поступающие на продажу.Государство должно было ставить на это 5 млн. руб. в год. Крестьянин, выходивший на волю должен был получить 2 десятины земли. Освобождение могло занять 200 лет.
1818г. Александр1 объявил на открытии польского сейма о решении дать России конституцию. Разработка поручена Новосильцову. В основе проекта – польская конституция и проект Сперанского. К 1821г. разработана «Государственная уставная грамота Российской империи»: Россия должна стать федерацией из 12 наместничеств. В каждом наместничестве – представительный орган. Общероссийское представительное собрание из 2 палат: верхняя палата – Сенат (члены назначались царем); нижняя палата избиралась местными собраниями и 1 из 3 кандидатов назначался царем на должность). Гарантировалась неприкосновенность личности. Наказан человек мог быть только по суду и на основании закона; запрещен арест без предъявления обвинения. Свобода печати. В этом документе меньше ограничений, чем у Сперанского в 1810г, но и этот проект не реализован.
Вывод: Итак, основные вопросы внутренней политики – крестьянский вопрос и вопрос государственного устройств решены не были.
Приложение 7
Карточки по группам: 1гр. 1801-1812г.г. с. 130-132; 2гр. Начало Отечественной Войны с. 133-135; 3гр. Бородино с. 135-138; 4гр. Изгнание Наполеона с.140-142; 5гр. 1813-1825 работа с текстом Приложение81813-1825г.г.
Приложение8
Внешняя политика России I/4 XIXв.
Основные направления политики – западное и восточное.
1801 к России присоединилась Грузия : Георгий 12 Багратион отрёкся от престола в пользу русского царя. 1813 по мирному договору с Ираном по окончание войны 1804-13гг. к России присоединились Дагестан и Сев. Азербайджан.
Наполеон I стремился к мировому господству. Для противодействия Россия вступила в 1805г. в союз с Англией и Австрией против Франции . Русско-Австрийские войска разбиты Наполеоном при Аустерлице.
Турция закрыла Босфор для России и в 1806г. началась русско-турецкая война. Она закончилась в мае 1812г. присоединением Бессарабии .
1807г. русская армия под Фридландом разбита французскими войсками Заключен Тильзитский мир по которому Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии. Это ставило Россию во враждебные отношения с Англией и Швецией. В 1808г. Россия начала войну со Швецией; В 1809г. Россия выиграла войну и присоединила Финляндию.
Отечественная война 1812г.
12.06.1812 Наполеон вторгся в Россию. Наполеон I планировал разбить русские армии в приграничных сражениях. Армия разделена на группы:
МБ Барклай-де Толли
П И Багратион
А П Тормасов
Отступление, так как необходимо соединение армий
6.07 Александр1 издал манифест с призывом о созыве народного ополчения .
3 августа армии Багратиона и Барклая де Толли соединились под Смоленском. 4-6 августа русские армии потерпели поражение в битве под Смоленском. 8 августа главнокомандующим назначен М.И.Кутузов.
26 августа Бородинское сражение.
Бородинское сражение с 5-30 26 авг.1812г. Цель Наполеона: прорвать центр, обойти левый фланг и отбросить русских от Старой Смоленской дороги, освободить путь на Москву. Но! Около Утицы их остановили.
Основной удар пришелся на Багратионовы флеши. Багратион был смертельно ранен. К 12ч. ценой огромных потерь французы овладели флешами.
Одновременно французы атаковали батарею Раевского. После второй атаки французов им в тыл ворвались кавалеристы во главе с Платовым М Г и Уваровым Ф П. Пока французы готовили отпор, Кутузов перебросил сюда подкрепления. Атака численно превосходящих французов продолжалась 1,5 ч. французская конница преследовал русских, но те организовали контратаку и французы отступили. С наступлением темноты Наполеон приказал отставить этот пункт.
Утром 27 авг. Кутузов приказал отойти к Москве, т.к. потери русских велики – 44тыс. бойцов и офицеров, кроме того, Наполеон не ввел в бой резерв – Старую гвардию.
2сент на следующий день после военного Совета в Филях, Кутузов, приняв на себя ответственность за судьбу армии и страны, вывел армию из Москвы. Перевел русскую армию с Рязанской на Калужскую дорогу и остановился в 80км от Москвы в Тарутино
Изгнание Наполеона
Наполеон, прождав предложения мира, сам вынужден обратиться к Кутузову и императору в начале сентября. Но никто не просил у Наполеона мира.
Партизанское движение принимает все более важное значение: Герасим Курин(Подмосковье), Василиса Кожина(Смоленск).Кутузов направлял в тыл отряды :Денис Васильевич Давыдов, , Сеславин А.Н., Дорохов И.С. ,Фигнер А.С. проник в Москву и присылал необходимые донесения.
Октябрь 1812 битва у села Тарутино; французы отступили. 7.10. вышли французы из Москвы. Начинается изгнание французов из России. Армия Наполеона практически небоеспособна. Русские войска тоже несли большие потери от холода.
25 декабря Александр I подписал Манифест о победе.
Причины победы: справедливый, освободительный, народный характер войны, мужество солдат, искусство полководцев.Значение победы: урон промышленности, сельскому хозяйству, разрушены города. но! Общая беда сплотила людей: консолидировалась русская нация. Россия отстояла независимость и национальную целостность.
В город е Коврове ополчение как и повсеместно (в музее экспозиция ).
1813-1825г.г. Внешняя политика
Основные направления внешней политики -европейское и восточное. Задачи Александра в Европе:1. Разгромить Наполеоновскую Францию, под контролем которой находилась Европа. Могущество Франции угрожало Российским границам.2 Восстановить прежние порядки в Европе, что повысило бы авторитет России. Кутузов был против войны, считал, что армия устала.
В янв.1813г. начался Заграничный поход русской армии. Александр намеревался вывести из войны Пруссию и Австрию, привлечь их на свою сторону. Россия заняла территорию Варшавского герцогства, часть Пруссии. Февраль 1813г. заключен Русско-Прусский союзный договор. Весной 1813г. союзники заняли Саксонию. В апреле умер Кутузов и главкомом союзнической армии стал Витгенштейн П.Х. Наполеон собрал армию, превосходившую по численности прежнюю и ввел ее в Саксонию. Сражения при Лютцене и Бауцене привели к необходимости отступления союзников за Эльбу. На июнь-август 1813г. заключено перемирие с Наполеоном. В это время формируется шестая антифранцузская коалиция в составе Великобритании, Австрии, Швеции, России и Пруссии.
16-19 окт.1813г. сражение наполеоновской и союзнической армий под Лейпцигом – Битва народов. Франция разбита и потеряла всю Европу. 31 марта 1814г. битва за Париж, закончившаяся капитуляцией Франции. Александр1 и прусские войска вступили в Париж. 6 апреля наполеон отрекся от престола за себя и наследников и сослан на остров Эльба. К власти вернулись Бурбоны – брат казненного Людовика16 – Людовик 18.Александр 1 настоял на конституционном устройстве Франции.
В 1814г. в Вене на конгресс собрались 450 дипломатов из 126 государств Европы. Ведущую роль играли представители Англии, Австрии, Пруссии, России и Франции. Во время работы конгресса Наполеон занял Париж. Союзники разбили армию Наполеона при Ватерлоо и сослали его на остров Святой Елены. 9 июня 1815г. по Акту конгресса Франция получала территорию, принадлежавшую ей в 1792г. Россия получила часть герцогства Варшавского – царство Польское. Кроме территориальных изменений Акт устанавливал баланс сил в Европе и незыблемость порядков. 14 сентября 1815г. создан Священный союз России, Австрии и Пруссии. Он должен был следить за незыблемостью государственных порядков.
Конфликт между государствами к 1820г. из-за нерешенности Восточного вопроса. Распад Османской империи приводит к активизации освободительного движения на Балканах. Россия по прежним договорам с Османской империи покровительствовала славянским народам, проживавшим на территории империи. В 1821г. Россия поддержала восстание в Греции. На конференции в Петербурге в 1825г. Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ.
Восточное направление: освоение русской Америки- Аляски, где русские поселения существовали с 18в. 1799г. русско-американская компания создана с целью колонизации Аляски. Разграничены территории, принадлежавшие Англии, находившиеся рядом с российскими. Разграничена сфере интересов с США на Аляске. Но для дальнейшего освоения нужны огромные средства и Россия отходит от этого направления.
Итоги:
1.ликвидирована французская угроза
2 установился мир в Европе
3 создана новая система международных отношений , в которой Россия играла одну из ведущих ролей
4Восточный вопрос не решен
5 Разграничена сфере интересов с США и Англией на Аляске
Приложение9
Вопросы к викторине
1 титул главы русского государства в 19в (император)
2 главнокомандующий русской армией в битве у Бородино (Кутузов)
3 группа людей, имеющих законодательно закрепленные права и обязанности (сословие)
4 государственный деятель и реформатор 19 в -уроженец Владимирского края (Сперанский)
5 сподвижник Александра 1, член Негласного комитета (Новосильцов)
6 социальная группа, определявшая сущность российской монархии в 19в.(бюрократия)
7человек, ведущий борьбу за свободу и независимость своей Родины на территории, занятой противником (партизан)
8одно из привилегированных сословий в России 19 в (дворяне)
9 союзница России по по 3 антинаполеоновской коалиции (Англия)
10 государственный деятель - инициатор военных поселений(Аракчеев)
11группа людей, принадлежность к которой определяется их отношением к средствам производства (класс)
12 император Франции, вторгшийся в Россию в 1812г. (Наполеон)
13 самое многочисленное сословие (крестьяне)
14 самая многочисленная группа крестьян в России в 19в. (крепостные)
15 герой Отечественной войны, смертельно ранен во время атаки французов на флеши при Бородино (Багратион)
16 Войско, создаваемое в помощь регулярной армии, преимущественно на добровольных началах.(ополчение)
17 герой Отечественной войны, партизан, поэт (Давыдов)
18 Форма правление в России в н.19в. (монархия)
19 Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: «Россия в первой четверти XIX века»
Тест составлен в форме контрольно - измерительных материалов.В работе выделяется три уровня заданий : задание А , задание В ,задание С ....
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Тесты по истории России на тему: "Россия в первой четверти 19 века"
Тесты предназначены для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику Данилова А. А....
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет: ...
Тестовые задания по теме: "Россия в первой четверти 18 века".
Тестовые задания 7 класс....
Презентация к уроку "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
На уроке использован метод проблемного диалога....
Тест по теме "Россия в первой четверти 19 века"
Тест по теме "Россия в первой четверти 19 века" позволяет проверить знания учащихся. Автор теста: Гребенникова С.А....