Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

 

Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается двумя компонентами: флорой и растительностью. Флора – это список видов, родов, семейств растительности. Растительность - совокупность видов, слагающихся в естественные, более или менее устойчивые комплексы. Состояние растительного покрова является отражением благополучности экологической  обстановки  в том или ином регионе.

Флора Ставрополья богата и оригинальна. В ее составе насчитывается 2246 видов сосудистых растений, относящихся к 756 родам и 151 семейству. Это больше, чем флоры прилегающих территорий, сравнимые по площади – Нижний Дон (1747 видов ), Калмыкия (839 ) , Северный Прикаспий (1490), Карачаево-Черкесия (2120). Оригинальность флоры подчеркивается наличием в ее составе эндемичных видов (эндемиков).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».

Тема занятия: Разнообразие цветковых растений Ставропольского края.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с самыми распространенными цветковыми растениями  края, их типами, хозяйственным использованием человеком.

Развивающие: развивать и расширять знания учащихся о флоре края, развивать интерес к изучению особенностей местных растений, плодов, соцветий.

Воспитательная: воспитывать ответственность за сохранность природы, чувство патриотизма.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

2.1. Фронтальная беседа

- Ребята, наш край находится в удивительном месте. Между Черным и Каспийским морем, на юге нашей страны. Особенное географическое положение и климат края наложили свой отпечаток на растительный покров, флору края.

Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается двумя компонентами: флорой и растительностью. Флора – это список видов, родов, семейств растительности. Растительность - совокупность видов, слагающихся в естественные, более или менее устойчивые комплексы. Состояние растительного покрова является отражением благополучности экологической  обстановки  в том или ином регионе.

Флора Ставрополья богата и оригинальна. В ее составе насчитывается 2246 видов сосудистых растений, относящихся к 756 родам и 151 семейству. Это больше, чем флоры прилегающих территорий, сравнимые по площади – Нижний Дон (1747 видов ), Калмыкия (839 ) , Северный Прикаспий (1490), Карачаево-Черкесия (2120). Оригинальность флоры подчеркивается наличием в ее составе эндемичных видов (эндемиков).

- Давайте, вспомним, какие виды растений называют эндемиками?

- Эндемики - это те виды, которые встречаются только на определенной территории.

- Правильно. Приведите примеры эндемичных растений нашего края.

- Тюльпан Биберштейна, майкараган волжский.

- Подснежник кавказский, морозник кавказский.

- Молодцы. Флора Ставрополья богата видами растений, обладающих теми или иными полезными свойствами, и является источником фитосырья самого разного назначения: лекарственного, кормового, пищевого и т. д., а также неисчерпаемым источником перспективных для введения в культуру декоративных растений. Многие виды обладают комплексом полезных свойств, сочетая в себе  все или часть перечисленных. В целом более 1000 видов обладают в той или иной степени полезными свойствами.

Какие вы знаете  растения, которые различают по своим свойствам?

- Можно в первую очередь выделить лекарственные растений.

- Я думаю, кормовые и пищевые растения.

- Согласен. Можно отнести их к цветковым растениям?

-  Да, они образуют  цветок хотя бы раз в жизни.

Тема нашего урока сегодня «Цветковые растения Ставропольского края» (слайд № 1).


 Учебные задачи нам предстоит решить следующие:

                    Причины разнообразия цветковых растений края.

                    Лекарственные растения края.

                     Кормовые и пищевые растения.

                   


Давайте начнем с изучения лекарственных растений. Помогите мне определить какие относятся к лекарственным растениям?

- К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами.

- На мой взгляд,  это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств.

- Я думаю, такие растения используются людьми издавна, а людей, занимающихся их сбором и применяющих в лечении, называли травниками.


Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – это те растения, в лечебных целях которых используют все органы растения (корни, стебли, листья и плоды) (слайд № 3).


Приведите примеры цветковых лекарственных растений нашего края.

- Ромашка аптечная, подорожник большой, фиалка трехцветная.

- Я знаю лечебные свойства зверобоя продырявленного, боярышника кроваво-красного (слайд № 4-6).                   

На земном шаре в настоящее время насчитывается до 18000 видов листостебельных лекарственных растений, то есть таких растений, части которых – цветки, листья, почки, плоды, корни и другие – либо применяются для лечения заболеваний людей и животных, либо используются в качестве сырья для получения лекарств или лекарственных веществ на предприятиях химико-фармацевтической промышленности (слайд № 7).


Лечебные травы постоянно привлекали внимание и русских людей. В замечательном памятнике русской культуры ХI в. «Изборнике Великого князя Святослава Ярославича» дано описание целого ряда лекарственных растений и их лечебного применения.

В 1581 г. по приказу Ивана Грозного была открыта первая на Руси аптека для обслуживания царского двора и его окружения, а в 1588 г. был издан первый русский «Травник», в котором были описаны растения отечественной флоры и их народно-медицинское применение (слайд № 8).


С открытием в 1724 г. Петербургской Академии наук изучением лекарственных растений занялись ботаники и врачи. Из народной медицины пришли в научную такие общепризнанные лекарственные растения, как наперстянка, горицвет, ландыш, полынь, красавка, алтей, зверобой, крапива и другие (слайд № 9). 


Таких растений в крае около сотни, 88 видов относят к проверенным научной медициной. Среди них орхидные, клевер ползучий, горицвет весенний и другие представленные на слайде (слайд).

Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями.

Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Назовите известные вам ядовитые растения.

- Я знаю, что ягоды ландыша очень ядовиты.

-  Моя бабушка рассказывала о чистотеле. Он очень ядовит и используется в малых количествах.

Некоторые из таких растений представлены на слайде, многие из них растут в окрестностях школы, будьте внимательны и запомните их внешний вид  (слайд № 10).


- Какие цветковые растения, относящиеся к группе кормовых, вам известны?

- к кормовым растениям нашего края можно отнести в первую очередь злаковые и бобовые культуры (пшеница, ячмень, овес, просо, соя, люцерна) (слайд № 11).


- Как мы называем такие растения?

- они относятся к сельскохозяйственным растениям.

- А какие вам известны дикорастущие кормовые растения?

- мятлик луговой, пырей ползучий.

- Правильно. В нашем крае их более 20 видов, рода Пырей и Овсяница (слайд № 12). 


Из бобовых чаще всего можно встретить представителей рода Люцерна (11 видов), Клевер (28 видов), рода Вика (22 вида). Все они являются неотъемлемой частью наших степей.

- А какие еще дикорастущие пищевые цветковые растения вам известны на территории края?

- К таким растениям можно отнести дикую грушу, барбарис, кизил;

- Я видел в нашем лесу терн и дикую сливу.

Молодцы. Вы очень наблюдательны. Кроме перечисленных вами цветковых растений в крае растут: боярышник пятипестичный, горчица сарептская, цикорий обыкновенный, портулак овощной, слива степная и многие другие (слайд № 13-14).

               

- Как вы убедились, ребята, наш край богат разнообразными видами цветковых растений. И сегодня мы с вами успели познакомиться и вспомнить лишь малую их часть. Для более глубокого знакомства и расширения своего кругозора я могу порекомендовать вам дополнительную литературу.



Закрепление

  1. Что называется цветковыми растениями?
  2. Какое количество цветковых растений растет на территории края?
  3. На какие группы делятся цветковые растения?
  4. Что такое эндемики? Приведите примеры.
  5. Какие кормовые растения вам известны на территории края?
  6. Что такое лекарственные растения? Приведите примеры.
  7. Какие растения нельзя употреблять в лекарственных целях и с какими надо быть осторожными?
  8. Приведите примеры пищевых растений края (слайд № 15).


  1. Рефлексия

- Ваши  впечатления о занятии;

- Что наиболее интересно было на уроке?

- Как бы вы использовали полученные знания о цветковых растениях?

      - Как бы я оценил свое участие в занятии?

      - Как вы себя чувствовали на занятии, опишите.

      - Вы расширили свои знания о крае? Как?

Создание комфортной обстановки, настрой на положительный результат.



















Использование в беседе личного опыта учащихся при ответах на вопросы, делает участие каждого ученика осмысленным, значимым.

















Использование на уроке компьютера является средством привлечения внимания, а также средством демонстрации рисунков, схем, терминов. Занятие получается ярким, убедительным.



Рассказ об  истории использования лекарственных растений в России и связь с цветковыми растениями края делает материал урока логичным, неотделимым от истории страны.







Учитель опирается на жизненный опыт учащихся и их знание дополнительной литературы о лекарственных растения



История  применения лекарственных растений на Руси является дополнительной информацией для учащихся.









Учитель дает информацию о наиболее встречающихся на территории края семействах растений, среди которых не только лекарственные, но и кормовые, пищевые, которые относятся к цветковым растениям.


Информация   о ядовитых растениях носит здоровьесберегающее направление в уроке.


Ставропольский край является местом происхождения многих растений, примеры таких видов приводятся на слайдах


Этап закрепления позволяет увидеть степень усвоения новой информации и оценить участие каждого ученика.



Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока.

УЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках Предметной недели "Путешествие в далекое прошлое нашего края"

В данном мероприятии рассказывается  учащимся о занятости жителей нашего края в своей жизни ....

внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по технологии

"Девицы -мастерицы"  внеклассное мероприятие по технологии в рамках предметной недели 5-6 классыФорма проведения мероприятия -соревновательная ( тематические конкурсы), обобщение знаний,  по...

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"

Предметная неделя  по биологии Задачи игры:1.     Расширить кругозор школьников2.     Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...

Внеклассная работа в рамках предметной недели

План недели английского языка...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."

В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....