Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается двумя компонентами: флорой и растительностью. Флора – это список видов, родов, семейств растительности. Растительность - совокупность видов, слагающихся в естественные, более или менее устойчивые комплексы. Состояние растительного покрова является отражением благополучности экологической обстановки в том или ином регионе.
Флора Ставрополья богата и оригинальна. В ее составе насчитывается 2246 видов сосудистых растений, относящихся к 756 родам и 151 семейству. Это больше, чем флоры прилегающих территорий, сравнимые по площади – Нижний Дон (1747 видов ), Калмыкия (839 ) , Северный Прикаспий (1490), Карачаево-Черкесия (2120). Оригинальность флоры подчеркивается наличием в ее составе эндемичных видов (эндемиков).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
Тема занятия: Разнообразие цветковых растений Ставропольского края.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с самыми распространенными цветковыми растениями края, их типами, хозяйственным использованием человеком.
Развивающие: развивать и расширять знания учащихся о флоре края, развивать интерес к изучению особенностей местных растений, плодов, соцветий.
Воспитательная: воспитывать ответственность за сохранность природы, чувство патриотизма.
Ход занятия
2.1. Фронтальная беседа - Ребята, наш край находится в удивительном месте. Между Черным и Каспийским морем, на юге нашей страны. Особенное географическое положение и климат края наложили свой отпечаток на растительный покров, флору края. Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается двумя компонентами: флорой и растительностью. Флора – это список видов, родов, семейств растительности. Растительность - совокупность видов, слагающихся в естественные, более или менее устойчивые комплексы. Состояние растительного покрова является отражением благополучности экологической обстановки в том или ином регионе. Флора Ставрополья богата и оригинальна. В ее составе насчитывается 2246 видов сосудистых растений, относящихся к 756 родам и 151 семейству. Это больше, чем флоры прилегающих территорий, сравнимые по площади – Нижний Дон (1747 видов ), Калмыкия (839 ) , Северный Прикаспий (1490), Карачаево-Черкесия (2120). Оригинальность флоры подчеркивается наличием в ее составе эндемичных видов (эндемиков). - Давайте, вспомним, какие виды растений называют эндемиками? - Эндемики - это те виды, которые встречаются только на определенной территории. - Правильно. Приведите примеры эндемичных растений нашего края. - Тюльпан Биберштейна, майкараган волжский. - Подснежник кавказский, морозник кавказский. - Молодцы. Флора Ставрополья богата видами растений, обладающих теми или иными полезными свойствами, и является источником фитосырья самого разного назначения: лекарственного, кормового, пищевого и т. д., а также неисчерпаемым источником перспективных для введения в культуру декоративных растений. Многие виды обладают комплексом полезных свойств, сочетая в себе все или часть перечисленных. В целом более 1000 видов обладают в той или иной степени полезными свойствами. Какие вы знаете растения, которые различают по своим свойствам? - Можно в первую очередь выделить лекарственные растений. - Я думаю, кормовые и пищевые растения. - Согласен. Можно отнести их к цветковым растениям? - Да, они образуют цветок хотя бы раз в жизни. Тема нашего урока сегодня «Цветковые растения Ставропольского края» (слайд № 1). Учебные задачи нам предстоит решить следующие: Причины разнообразия цветковых растений края. Лекарственные растения края. Кормовые и пищевые растения. Давайте начнем с изучения лекарственных растений. Помогите мне определить какие относятся к лекарственным растениям? - К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. - На мой взгляд, это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств. - Я думаю, такие растения используются людьми издавна, а людей, занимающихся их сбором и применяющих в лечении, называли травниками. Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – это те растения, в лечебных целях которых используют все органы растения (корни, стебли, листья и плоды) (слайд № 3). Приведите примеры цветковых лекарственных растений нашего края. - Ромашка аптечная, подорожник большой, фиалка трехцветная. - Я знаю лечебные свойства зверобоя продырявленного, боярышника кроваво-красного (слайд № 4-6). На земном шаре в настоящее время насчитывается до 18000 видов листостебельных лекарственных растений, то есть таких растений, части которых – цветки, листья, почки, плоды, корни и другие – либо применяются для лечения заболеваний людей и животных, либо используются в качестве сырья для получения лекарств или лекарственных веществ на предприятиях химико-фармацевтической промышленности (слайд № 7). Лечебные травы постоянно привлекали внимание и русских людей. В замечательном памятнике русской культуры ХI в. «Изборнике Великого князя Святослава Ярославича» дано описание целого ряда лекарственных растений и их лечебного применения. В 1581 г. по приказу Ивана Грозного была открыта первая на Руси аптека для обслуживания царского двора и его окружения, а в 1588 г. был издан первый русский «Травник», в котором были описаны растения отечественной флоры и их народно-медицинское применение (слайд № 8). С открытием в 1724 г. Петербургской Академии наук изучением лекарственных растений занялись ботаники и врачи. Из народной медицины пришли в научную такие общепризнанные лекарственные растения, как наперстянка, горицвет, ландыш, полынь, красавка, алтей, зверобой, крапива и другие (слайд № 9). Таких растений в крае около сотни, 88 видов относят к проверенным научной медициной. Среди них орхидные, клевер ползучий, горицвет весенний и другие представленные на слайде (слайд). Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями. Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Назовите известные вам ядовитые растения. - Я знаю, что ягоды ландыша очень ядовиты. - Моя бабушка рассказывала о чистотеле. Он очень ядовит и используется в малых количествах. Некоторые из таких растений представлены на слайде, многие из них растут в окрестностях школы, будьте внимательны и запомните их внешний вид (слайд № 10). - Какие цветковые растения, относящиеся к группе кормовых, вам известны? - к кормовым растениям нашего края можно отнести в первую очередь злаковые и бобовые культуры (пшеница, ячмень, овес, просо, соя, люцерна) (слайд № 11). - Как мы называем такие растения? - они относятся к сельскохозяйственным растениям. - А какие вам известны дикорастущие кормовые растения? - мятлик луговой, пырей ползучий. - Правильно. В нашем крае их более 20 видов, рода Пырей и Овсяница (слайд № 12). Из бобовых чаще всего можно встретить представителей рода Люцерна (11 видов), Клевер (28 видов), рода Вика (22 вида). Все они являются неотъемлемой частью наших степей. - А какие еще дикорастущие пищевые цветковые растения вам известны на территории края? - К таким растениям можно отнести дикую грушу, барбарис, кизил; - Я видел в нашем лесу терн и дикую сливу. Молодцы. Вы очень наблюдательны. Кроме перечисленных вами цветковых растений в крае растут: боярышник пятипестичный, горчица сарептская, цикорий обыкновенный, портулак овощной, слива степная и многие другие (слайд № 13-14). - Как вы убедились, ребята, наш край богат разнообразными видами цветковых растений. И сегодня мы с вами успели познакомиться и вспомнить лишь малую их часть. Для более глубокого знакомства и расширения своего кругозора я могу порекомендовать вам дополнительную литературу. Закрепление
- Ваши впечатления о занятии; - Что наиболее интересно было на уроке? - Как бы вы использовали полученные знания о цветковых растениях? - Как бы я оценил свое участие в занятии? - Как вы себя чувствовали на занятии, опишите. - Вы расширили свои знания о крае? Как? | Создание комфортной обстановки, настрой на положительный результат. Использование в беседе личного опыта учащихся при ответах на вопросы, делает участие каждого ученика осмысленным, значимым. Использование на уроке компьютера является средством привлечения внимания, а также средством демонстрации рисунков, схем, терминов. Занятие получается ярким, убедительным. Рассказ об истории использования лекарственных растений в России и связь с цветковыми растениями края делает материал урока логичным, неотделимым от истории страны. Учитель опирается на жизненный опыт учащихся и их знание дополнительной литературы о лекарственных растения История применения лекарственных растений на Руси является дополнительной информацией для учащихся. Учитель дает информацию о наиболее встречающихся на территории края семействах растений, среди которых не только лекарственные, но и кормовые, пищевые, которые относятся к цветковым растениям. Информация о ядовитых растениях носит здоровьесберегающее направление в уроке. Ставропольский край является местом происхождения многих растений, примеры таких видов приводятся на слайдах Этап закрепления позволяет увидеть степень усвоения новой информации и оценить участие каждого ученика. Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока. |
УЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в рамках Предметной недели "Путешествие в далекое прошлое нашего края"
В данном мероприятии рассказывается учащимся о занятости жителей нашего края в своей жизни ....
внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по технологии
"Девицы -мастерицы" внеклассное мероприятие по технологии в рамках предметной недели 5-6 классыФорма проведения мероприятия -соревновательная ( тематические конкурсы), обобщение знаний, по...
Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"
Предметная неделя по биологии Задачи игры:1. Расширить кругозор школьников2. Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...
Внеклассная работа в рамках предметной недели
План недели английского языка...
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."
В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....
Конспект открытого урока в рамках предметной недели учителей предметной области «Искусство» и «Технологии» в 2021-2022 учебном году «Выпиливание лобзиком»в 5г классе, проведенный 15.12.2021года, учителем технологии Жанковым В.И.
Это 3-4 урок темы ,он содержит :проверку пройденного материала ,ТБ работы с лобзиком ,практическую работу ,рефлексию....