Открытый урок «Суд над Иваном Грозным».
материал по истории (10 класс) по теме
Тема: «Суд над Иваном Грозным».
Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.
Развивать навыки ведения дискуссии.
Воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня наш урок пройдет в виде ролевой игры, в ходе которой свершится суд над Иваном Грозным. В нашей игре присутствуют все субъекты судебного процесса: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, обвиняемый, которые будут исполнять свои роли в соответствии со своими правами и обязанностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sud_nad_ivanom_groznym.docx | 749.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Суд над Иваном Грозным».
Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.
Развивать навыки ведения дискуссии.
Воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня наш урок пройдет в виде ролевой игры, в ходе которой свершится суд над Иваном Грозным. В нашей игре присутствуют все субъекты судебного процесса: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, обвиняемый, которые будут исполнять свои роли в соответствии со своими правами и обязанностями.
- Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.
- Цель нашего судебного заседания, выяснить каким было правление Ивана Грозного созидательным или разрушительным для государства в целом, но учтите, судить историческую личность мы не имеем права и поэтому вместо приговора мы должны с вами в конце урока сделать вывод о правлении Ивана Грозного.
III.Знакомство с новым материалом.
Судья: - Встать, суд идет.
- Подсудимый, ваше имя?
Иван Грозный (махая посохом). Ты что же, холоп, имени моего не ведаешь? Государя, царя Ивана Васильевича не признаешь?! (ударяет посохом).
Судья: - Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому его имя Грозный?
Иван Грозный: - Да.
Судья: -Почему народ дал вам такое прозвище?
Иван Грозный: - За внешний вид.
Прокурор: - Ваша честь, я возражаю, Иван Грозный получил такое прозвище потому, что не терпел смелых высказываний. Жестоко расправлялся со своими оппонентами. Часто устраивал казни для устрашения народа. Иоанн на протяжении всей своей жизни оставался тираном.
Адвокат: Ваша честь, прошу слова!
-У защиты имеется свидетель, приведет факты, объясняющие такую жестокость.
- Я прошу пригласить в зал суда митрополита Макария.
Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается митрополит Макарий.
Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.
Адвокат: - Митрополит Макарий чем, по вашему мнению, можно объяснить жестокость Иоанна?
- Митрополит Макарий: - В 3-х летнем возрасте Иоанн в 1533 г. потерял отца Василия III, а спустя 5 лет Иван IV
Потерял и родительницу. Правитель – мальчик, наделенный умом, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. К этому прибавилось ожесточенная борьба за власть группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. К управлению страной приходила то одна, то другая группировка, все это сопровождалось интригами и казнями. «Боярское правление» (1538-1547 г.г.) сопровождалось беззастенчивым расхищением казны раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями.
- В такой обстановке рос великий князь Иван Васильевич. Уже в те годы в его характере формируются не привлекательные черты: пугливость и скрытость, мнительность и трусливость, недоверчивость и жадность. Наблюдая сцены междоусобиц и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус. – Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах. От их лихоимства страдали дворяне и «Черные люди».
- Прокурор: - У нас есть неопровержимые доказательства того, что Иван IV совершил убийство собственного сына – это картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее. Картина психологическая. Большое значение Репин придал цвету в ней очень много красного. Именно этот цвет, передал трагедию. Репин с особой силой выписал лица героев трагедии. Это воспаленное лицо царя Ивана, на нем еще не угасла вспышка ярости, но есть уже ужас и раскаяние. Лицо сына предсмертное, но прощающее отцу его поступок. Стекленеющие глаза царевича и др. элементы картины передают драматический шок.
Судья: - Подсудимый, узнаете ли вы себя, на этой картине? Отвечайте!
Иван Грозный: - опутали злодеи. Я не хотел. Господом сын мне в наследники дан. Это бояре против меня его возмутили.
Судья: - Подсудимый назовите имена бояр.
Иван Грозный: - Изменники Курбские, Шуйские. Не успел я их всех в опричнину уничтожить.
Прокурор: - Сторона обвинения приглашает свидетеля данного преступления Годунова.
Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается Годунов
Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.
Прокурор: - Как все произошло?
Годунов: - Иоанн просил отца послать его освободить от неприятелей Псков, восстановить честь России. Царь в гневе закричал: « Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!». И посохом несколько раз ударил царевича по голове. Несчастный сын упал обливаясь кровью. Ярость царя исчезла. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении царь воскликнул: «Я убил сына!». После этого Иоанн кинулся его обнимать , старался удерживать кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, сына о прощении. Царевич лобзал руку отца, нежно изъявляя ему любовь и сострадание, убеждал его не предаваться отчаянию, сказал, что умирает верным сыном и подданным. Иоанн – сын жил еще 4 дня и скончался в Александровской слободе 19 ноября 1581 года. Царь несколько дней сидел неподвижно у трупа сына без пищи и сна. 22 ноября бояре, князья – все в черной одежде – понесли гроб в Москву. Царь шел за гробом до самой церкви Св. Михаила Архангела. Там он сняв с себя царскую одежду, бился о гроб и о землю с пронзительными воплями.
Адвокат: - Свидетель, вы утверждаете, что мой подзащитный был в гневе в момент убийства.
Годунов: - Да.
Адвокат: - Как вы думаете, в таком состоянии придавал ли он значение своим действиям и мог ли он предвидеть опасные последствия?
Годунов: - Он был в сильном гневе и значение своим действиям не придавал. Преступных последствий не предвидел и не желал их наступления, т.к. царь любил своего сына, он брал его с собой повсюду: в Думу, вместе с ним объезжал государство. Он в нем хотел видеть себя. Царь глубоко раскаивался в содеянном, даже высказывал мысль об оставлении света и постриги в монахи.
Адвокат: - У меня нет больше вопросов.
Прокурор: - Прошу пригласить еще одного свидетеля – Митрополита Филиппа.
Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается Митрополит Филипп.
Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.
Прокурор: - Расскажите об опричнине.
Митрополит Филипп: - Иоанн предложил боярам и чиновникам создать для своей и государственной безопасности – особых телохранителей и предложил им устав опричнины. Царь объявил своей собственностью ряд городов и выбрал тысячу телохранителей из князей, дворян, боярских детей. В самой Москве он взял себе Чертольскую и Арбатскую улицы, половину Никитинской улицы.
Эта часть Москвы, тысячная дружина, новый двор, как отдельная собственность царя находившаяся под непосредственным ведомством, и были названы опричниной (от слова «опричь» - т.е. кроме, особо). А все остальное, т.е. государство – земщиной, которой Иоанн поручил править земским боярам. Начался « перебор людишек» - с опричниной территории помещиков выводят «в иные города» вместе с их семьями, крестьянами , холопами. Все это сопровождается насилием, грабежами и убийствами. Опричники расправлялись с неугодными царю и им самим людьми.
Адвокат: - А что послужило поводом для введения опричнины?
Митрополит Филипп: - Страх наведенный царем на князей и бояр, привел к бегству многих за рубеж. Изменил Иоанну его недавний любимец князь Андрей Курбский. Он советовал Сигизмунду II Августу, как нанести поражение России . И поэтому царь подозревал всех и искал предлога для наказания мнимых виновников.
Адвокат: - У меня вопросов нет.
Судья: - Мы переходим к прениям сторон. Адвокат вам слово.
Адвокат: - Правление моего подзащитного было созидательным для государства, а жестокость и неуправляемый гнев это все следствие той обстановки в которой рос Иоанн IV. Убийство сына он совершил в состоянии аффекта, т.е. вследствие сильного гнева не придавая значения своим действиям.
Своей опричниной с ее кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. С помощью опричнины Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.
Прокурор: - Сторона обвинения считает, что правление Ивана Грозного было разрушительным для государства, т.к. оно стало своего рода восточной тиранией, деспотией. Народ заплатил за это страшную цену. В России 70-80х г.г. XVI в. разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины.
Секретарь судебного заседания: - Всем встать. Суд удаляется на совещание.
Учитель: - Пока суд совещается, мы ответим на несколько вопросов:
1. В какой обстановке рос Иоанн IV?
2. Как это отразилось на его характере и на дальнейшем
правлении ?
3. По какой причине царь убил своего сына?
4. Что такое аффект?
5. Что такое опричнина и каковы ее последствия?
6. С какой целью ввел опричнину Иван IV?
7. Анализ высказывания «Малые погрешности кажутся
большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому
доверена власть.» Плутарх, древнегреческий писатель.
Судья: - Личность Иоанна Грозного сложна и многогранна. Он имел превосходный ум, образование, обладал твердостью характера.
Во внешней политике Иоанн неуклонно следовал великим намерениям своего деда. Он сам разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, работал с документами, не выносил гнусного пьянства. Иоанн изъявлял уважение к искусствам и наукам. Он не основал академии, но способствовал народному образованию – строил церковные школы. Наконец Иоанн знаменит в истории как законодатель и строитель государства. Новые законы, учреждения, налоги всегда объявлялись через приказы.
В царствование Иоанна Васильевича было построено много городов, в их числе: Чебоксары, Козьмодемьянск, Орел, Данков, Епифан, Венев, Чернь, Алатырь, Арзамас.
Иван IV ввел новый царский судебник (свод законов), который назвали «Второй Русской Правдой». Он явился важным шагом на пути централизации страны. В период его правления было присоединено к России три татарских ханства.
Что касается жестокости в том числе и опричного террора, то не без резона говорить о нравах, характерных и для России, и для других стран той эпохи ( вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г. когда за две недели вырезали по всей стране более 30000 человек). Поэтому народ отверг память о нем как о царе мучителе. Иоанна IV до настоящего времени называют Грозным, так же как и его деда Иоанна III. И это имя звучит скорее в похвалу, чем в укоризну. Поистине «история злопамятней народа».
IV. Итог урока.
Учитель: - Давайте с вами подведем итог урока и ответим на вопрос: каким же было правление Ивана Грозного, разрушительным или созидательным для государства в целом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"
Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....
Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
В ходе дискуссии, организованной на уроке учащиеся определяют роль Ивана Грозного в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию, дел...
Викторина к открытому уроку "Правление Ивана IV Грозного"
Викторина по истории для обучающихся в 10 классе. Вопросы также могут использоваться для проведения внеаудиторных мероприятий по истории....
Разработка урока по теме: " Иван Грозный" для 7 класса
Данная разработка урока построена на различных методах работы, в том числе включает в себя текст, высказывания различных исторических деятелей....
Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов
Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....
Конспект урока по теме "Иван Грозный"
Урок разработан для прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. Оценен на "отлично"....
Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?
Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...