Разработка урока по теме: " Иван Грозный" для 7 класса
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Пугачева Ирина Викторовна

Данная разработка урока построена на различных методах работы, в том числе включает в  себя текст, высказывания различных исторических деятелей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_ivan_groznyy.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Кластер:

        

Приложение 1

Рабочий лист урока

Тема:

  1. Личность Ивана IV Грозного

Положительные черты

Отрицательные черты

  1. Реформы Избранной рады

Последствия проведения реформ:

А)

Б)

  1. Опричнина

Знаю

Узнал

Последствия опричной политики:

А)

Б)

4.Эссе: «Никому не подвластен»

Вопрос: Дайте оценку правлению Ивана Грозного, выскажите собственное отношение к этому времени.

Внешняя политика Ивана IV

Задание.1 Найдите в тексте ошибки:

В 1548 году русские полки выступили в поход на Астрахань. Однако их ждала неудача.

Лишь в 1552 году Астрахань была взята. В 1556 году было завоевано Сибирское, а после и Казанское ханства. Иван стал царем Казанским, Астраханским, Сибирским.

В январе 1558 года русские войска вторглись в Крым. К 1560 году все Крымское ханство было в руках царя. Набеги крымского хана на русские земли прекратились. В 1559 году началась война с Ливонией. По итогам этой войны Россия приобрела территории Ливонии, получила выход в Балтийское море.

Задание 2. Напишите Последствия внешней политики:

А)

Б)

Внешняя политика Ивана IV

Задание.1 Найдите в тексте ошибки:

В 1548 году русские полки выступили в поход на Астрахань. Однако их ждала неудача.

Лишь в 1552 году Астрахань была взята. В 1556 году было завоевано Сибирское, а после и Казанское ханства. Иван стал царем Казанским, Астраханским, Сибирским.

В январе 1558 года русские войска вторглись в Крым. К 1560 году все Крымское ханство было в руках царя. Набеги крымского хана на русские земли прекратились. В 1559 году началась война с Ливонией. По итогам этой войны Россия приобрела территории Ливонии, получила выход в Балтийское море.

Задание 2. Напишите Последствия внешней политики:

А)

Б)

Приложение 3

Документ №1

    1.  Историческая справка

«Как и все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17 – 20 лет при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Эта ранняя привычка к тревожному уединённому размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нём болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, умение направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он не размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен так разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван – один из лучших ораторов и писателей ХVI века, потому что был самый раздражённый москвич того времени…

   Грозный больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы также,  как она строилась до него и после него,  но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после него.

   Важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательным писателем, пожалуй, даже бойким политическим мыслителем, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление политической мысли при его нервной возбуждённости лишало его политического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.»

   

  1. Отрывок из книги «Иван Грозный», Р.Г.Скрынников, историк

   «В 14 лет он «начал человеков ураняти». Кровавые забавы тешили «великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топтал конями народ, бил и грабил простонародье».

  В зрелом возрасте Иван Грозный поражал людей своими обширными познаниями. После 34 лет он занялся литературным трудом и стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Писания Ивана свидетельствовали о его уме и начитанности.

   В своих писаниях Грозный предстаёт человеком, от природы одарённым острым умом. Его достоинства – политический темперамент, талант публициста, образованность – были весьма необычны для людей его положения. Но причудливое сплетение противоположных свойств в натуре царя Ивана поражало уже его современников. Они не скрывали удивления, описывая безрассудную мнительность и «мудроумие» ИванаIV, его невероятную жестокость и заботу о воинстве, его гордыню и смирение.

   В характере Ивана  была одна удивительная черта: при всей своей подозрительности и жестокости он, как верно подметил В.О.Ключевский, обладал особой привязчивостью. Людям, умевшим доказать ему свою преданность, Грозный доверял безгранично. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, царь постоянно подчинялся влиянию фаворитов.

   На основании царских писем В.О. Ключевский создал знаменитый психологический портрет Ивана-ребёнка. В душу  сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребёнок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.

Документ №2

  1. Научные споры об опричнине.

Историки ХIХ века

   В середине ХIХ века С.М.Соловьёв рассматривал исторический процесс с точки зрения становления государственности. Всё, что способствовало упрочению государства, признавалось положительным, так как в государственной власти Соловьёв и его последователи видели движущую силу истории.

   Деятельность Грозного, по мысли Соловьёва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван IV в этом преуспел. Однако Соловьёв осуждал жестокость Ивана Грозного. «Не произнесёт историк, - писал он, - слово оправдания такому человеку».

   С.М. Соловьёв писал, что деятельность Ивана Грозного была при всех жестокостях шагом вперёд, к победе государственных начал.

   Выдающийся историк  С.Ф.Платонов считал, что содержанием царствования Ивана IV  являлась борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути централизации – боярством. Реформ 50-х годов ХVI века было недостаточно, потребовалось организованное в масштабах страны насилие – опричнина. 

Историки 20 – 50-х гг.  ХХ века

   Этот взгляд развивали и такие историки как М.Н. Покровский, И.И.Смирнов, Р.Г.Скрынников и др.

   Крупные бояре – вотчинники рассматривались как сторонники «удельной старины», т.е. раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних феодалов – помещиков – боярских детей и дворян, олицетворял централизаторские тенденции. Опричнина оправдывалась, как решительный шаг, ослабивший экономические и политические позиции боярства, укрепивший положение мелких и средних служилых людей, царскую власть и в итоге завершивший централизацию России.

   Личность Ивана Грозного импонировала Сталину. Этого было достаточно,  чтобы в 30 – 50-е гг. данная теория оставалась господствующей.

  1. Проанализируйте представленную ниже схему и установите:

У кого  из  историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты.

 Н.М Карамзин:                                              С.М. Соловьёв:

Необузданный характер Ивана IV                Возникла ради утверждения

Грозного, патологические свойства              государственного начала,

его безнравственной души,                            противостоящего родовым

склонной к разврату и душегубству.             отношениям. Жестокость

                                                                           порождение суровой эпохи.

С.Ф.Платонов :                                               В.О.Ключевский:

Нацелена на истребление князей,                 Бесцельная затея, «плод чересчур

что способствовало укреплению                   пугливого воображения царя».    

самодержавия.                                                 Направлена против лиц, а не против

                                                                           системы.

В.Б.Кобрин:

…Долг историка поразмыслить, наиболее ли удачный путь к цели был избран, с наименьшими или с наибольшими затратами был пройден путь. Существовала ли в реальной жизни альтернатива пути, по которому пошёл царь Иван, вводя опричнину? Да, существовала. Это показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он обещал результаты более прочные и исключал становление снабжённой государственным аппаратом деспотической монархии. Но этот путь не обещал результатов немедленных.

Ливонская война 1558 — 1583 гг.

Причины: необходимость выхода к Балтийскому морю для торговли со странами Западной Европы. Это было необходимо потому, что Архангельск замерзал зимой и судоходство было невозможно.

Повод: Ливонский орден не платил дань за город Дерпт и не пропустил через свою территорию дворян, посланных Иваном Грозным учиться в Европу.

Ход событий:

  • Первый период войны с 1558 по 1569 год — был успешен для Московии. В ходе первого периода Ливонский орден как государство было уничтожено, русские вышли к портам на Балтике. Ливония просит перемирие, которое было заключено в 1559 году. Это было ошибкой со стороны Ивана Грозного, так как Литва сплотилась с Польшей и в 1569 году они объединились в Речь Посполитую.
  • Второй период войны с 1569 по 1583 годы — был неудачным. За земли Ливонского ордена, прекратившего своё существование, вступили в борьбу Речь Посполитая и Швеция. В результате войска Стефана Батория (польского короля) сумели разгромить русские армии и осадить Псков. Только героическая оборона Пскова содействовала заключению мирного договора с Речью Посполитой.

Итоги войны:

  • В 1582 году было заключено Ям-Запольское перемирие с Польшей сроком на 10 лет, по которому к ней отходили Смоленские и северские земли.
  • В 1583 году было заключено Плюсское перемирие со Швецией, согласно которому Прибалтийские земли отошли к ней.

Первая группа. Присоединение Казанского ханства.

1.Как проходила подготовка к походу?.

2,Сколько было предпринято попыток присоединить Казанское ханство?

3. Документ. Как оценил Н.М.Карамзин взятие Казани? С какой битвой сравнил это событие?

Вторая группа. Присоединение Астраханского ханства.

1.Какие государства были заинтересованы в присоединении Астраханского ханства?

2.Как связаны между собой даты-1554г. И 1556г.?

3.В чем вы видите значение присоединения Астрахани?

Третья группа. Присоединение Сибирского ханства.

1.Составить хронологию событий присоединения Сибирского ханства.

2.Назвать имя атамана, возглавившего поход и названия новых крепостей.

3.В чём значение присоединения Сибирского ханства?

        

Присоединение Казанского ханства.

   После распада Золотой Орды наибольшую опасность для русских земель представляло Казанское ханство. Казанцы производили постоянные набеги на Русь. Их подвижные отряды разоряли пограничные уезды, выходили к Владимиру, Костроме и даже далекой Вологде. В Казани скопилось около сотни тысяч русских пленных.

   Иван IV решил раз и навсегда обезопасить Россию от набегов со стороны Казани. Царя активно поддержала церковь, стремившаяся придать войне против мусульман - казанцев религиозный характер.

   Планы завоевания территории ханства встретили одобрение у дворян, рассчитывавших расширить свои владения за счет «казанской землицы». Купечество было не прочь получить контроль над Волгой, что открывало широкие перспективы для торговли со странами Востока. Однако два первых похода русских войск на Казань (1547-1548, 1549-1550) оказались плохо подготовлены и закончились неудачей.

   Подготовка к третьему походу велась более тщательно. Летом 1551 года неподалеку от Казани из заранее заготовленных деревянных конструкций была возведена крепость Свияжск. Она стала местом сосредоточения русских войск и опорным пунктом для наступления на Казань. В августе 1552 года 150-тысячное русское войско, возглавлявшееся царем, подступило к городу и осадило его. Артиллерия русских насчитывала 150 орудий.

   Казань была хорошо укреплена, и прямой штурм города привел бы к большим потерям. Саперы и ратники под руководством Ивана Выродкова построили две линии осадных сооружений, установили подвижные башни, произвели подкоп под стены Казанского кремля, В конце сентября мощный взрыв разрушил часть стены, и в пролом ринулись русские воины. 2 октября 1552 года Казань была взята.

   Но не все казанцы признали власть Москвы. В декабре 1552 года на территории бывшего ханства вспыхнуло восстание. На помощь местной администрации из Москвы были посланы военные отряды, которые беспощадно расправлялись с повстанцами. Руководители восстания были взяты в плен и казнены в Москве. Население присягнуло на верность Ивану IV. Край был присоединен к Российскому государству. В 1557 году началась раздача казанских земель русским служилым людям.

  После взятия Казани Иван IV разослал во все концы ханства грамоты с призывом переходить в русское подданство. Он обещал населению сохранить занимаемые им земли и мусульманскую веру, а также защитить от внешних врагов. Под воздействием царских грамот башкирские и удмуртские племена попросились «под высокую руку русского царя».    

Присоединение Астраханского ханства. В 1551 году астраханский хан, ставленник Крыма, предложил свою службу Ивану IV. Но в 1554-м, нарушив договор, он ограбил русское посольство, а затем напал на ногайцев. Ногайские правители обратились в Москву с просьбой о защите.

    В июне 1554 года русские войска и ногайские отряды без боя вошли в Астрахань. Ханский трон занял Дервиш-Али, служивший в России. Были освобождены многочисленные русские пленные. На Астраханское ханство была наложена дань — денежная и натуральная (3 тысячи рыб в год). Право заменять ханов перешло к русскому царю, астраханским же ханам вменялось впредь «государя себе не искать».

   В 1555 году под угрозой крымского вторжения Дервиш-Али вышел из русской зависимости. В 1556 году к Астрахани были направлены русские войска. Несмотря на помощь крымского хана, приславшего тысячу воинов, пушки и пищали, астраханцы почти без боя присягнули Ивану IV. Астраханское ханство было окончательно присоединено к России.

Свою зависимость от Москвы вскоре признала Ногайская Орда, располагавшаяся в Северном Прикаспии.

   Присоединение Казанского и Астраханского ханств обеспечило безопасность Российского государства на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой.

    В состав Российского государства вошли многочисленные народы, населявшие территорию Поволжья. Они были земледельцами, скотоводами, вели активную торговлю по волжскому пути. Теперь их историческая судьба была тесно связана с Россией. Российское государство стало многонациональным.

Крымское ханство

    Присоединение Казани и Астрахани вызвало резкое недовольство султана Османской империи. Но так как в это время она была занята завоеванием стран Центральной Европы, то для ослабления России и получения добычи Турция использовала войска своего подданного крымского хана. Набеги крымских татар на русские земли стали более частыми и разорительными.

Для защиты от набегов было начато строительство Засечной черты — укрепленной линии из лесных завалов (засек) и крепостей. В сочетании с природными преградами (реками, болотами, лесами) эти линии должны были остановить или задержать крымских татар. Первая засечная линия проходила от Брянска через Тулу на Рязань.

   Причины и начало Ливонской войны. Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван IV обратил свои взоры на запад. Отсутствие портов на Балтике ограничивало русскую торговлю со странами Европы. В роли торговых посредников издавна выступали богатые ливонские города. Они всячески препятствовали развитию русской торговли.

    Иван IV решил отвоевать владения Ливонского ордена, ослабленного внутренними раздорами, и заполучить гавани на Балтийском море. Для начала войны представился удобный повод. По договору с Россией, заключенному в начале XVI века, Ливонский орден должен был выплачивать дань за город Юрьев, некогда построенный Ярославом Мудрым. В 1557 году рыцари заявили о своем отказе платить эту дань.

   В 1558 году царь объявил ордену войну. Русские войска вступили в Прибалтику, взяли города Дерпт (Юрьев) и Нарву, подошли к Ревелю и Риге. Ливонский орден был на краю гибели. Магистр ордена обратился к русским с просьбой о перемирии. Иван IV согласился на шесть месяцев сложить оружие. Но это было серьезной ошибкой. За время перемирия Ливонский орден перешел под покровительство Литвы и перестал существовать как самостоятельное государство. Король Польши и Литвы сумел привлечь на свою сторону Данию и Швецию, которые вступили в войну против России.

    После окончания перемирия Иван IV попытался закрепить успехи первых лет войны. В 1563 году московские полки продолжили наступление и вступили в Литву. Русское командование решило нанести удар по городу-крепости Полоцку, который закрывал пути на литовскую столицу Вильно.  В первых числах февраля 1563 года русская армия вышла к Полоцку и начала его осаду. На рассвете 15 февраля полоцкий гарнизон сдался. Но на этом успехи русских войск закончились. В 1564 году последовал ряд крупных поражений от литовцев.

   Окончание Ливонской войны. После первых успехов положение России в Ливонской войне все более осложнялось.    В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую. Вскоре на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий, талантливый полководец. В 1579 году войска Батория перешли в наступление и отбили Полоцк. Русские были вытеснены из Ливонии. В 1581 году поляки вторглись в пределы Российского государства и осадили Псков. Пользуясь ослаблением России, против нее начала военные действия Швеция. Ее войска овладели Нарвой.

    Баторий привел 100-тысячное войско к Пскову. Осада города продолжалась пять месяцев. Армия Батория так и не смогла взять крепость. Но в 1582 году было заключено невыгодное для России перемирие с Речью Посполитой. В следующем году был подписан мир со Швецией.

    Изнурительная Ливонская война, длившаяся  25  лет,   закончилась   поражением России. Не имея морского флота и союзников, она столкнулась с крупными европейскими державами — Литвой, Польшей и Швецией. С юга ей постоянно угрожало Крымское ханство. Основная задача — выход к побережью Балтийского моря — так и не была решена. Россия теряла все свои приобретения в Ливонии и на востоке Литвы, большую часть побережья Финского залива. Только мужество защитников Пскова оградило страну от других территориальных потерь.

Рабочий лист по теме

«-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------»

Студент (ФИО)________________________________________________

А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):

«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии».

С.Ф. ПЛАТОНОВ (русский историк XIX–XX в.):

«Мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «избранной радой» Грозный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», — он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбрать вожаков, — все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его преемника московским словом «durak», отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя».

К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.):

«Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Не то же ли это самое, что судить о последней американской войне по одним ее ужасам, о царствовании Петра по розыскам и казням, о нашем призвании в Польше и Западном крае по судьбе враждебного нам элемента? Смотреть так на историю значит заранее отказаться от понимания величайших исторических эпох и событий. Ни в чем наше умственное несовершеннолетие не выказывается так осязательно, как в том, что мы не только не понимаем, но почти не знаем царствования Ивана IV и даже мало им интересуемся, воображая, что, и не изучив его, можно понимать русскую историю; а между тем эпоха Грозного, по своему значению во внутреннем развитии Великороссии, есть преддверие к эпохе Петра и имеет с ней глубочайшую связь». <…>

«Все то, что защищали современники Иоанна, уничтожилось, исчезло; все то, что защищал Иоанн IV, развилось и осуществлено; его мысль так была живуча, что пережила не только его самого, но века, и с каждым возрастала и захватывала больше и больше места. Неужели он был не прав?.. От ужасов того времени нам осталось дело Иоанна; оно-то показывает, насколько он был выше своих противников».

ИЗ «КАЗАНСКОЙ ИСТОРИИ» (XVI В.):

«Таков был тот царь великий князь. И еще при жизни своей совершил он много дел, достойных похвалы и памяти: города новые построил, а старые обновил, и воздвиг церкви чудесные и прекрасные, и монастыри общежительные устроил для иночествующих. И с юных лет не любил он никаких царских потех: ни охоты на птицу, ни собачьей, ни звериной борьбы, ни гусельного бренчания, ни скрипения прегубниц, ни музыкального звука, ни пищания свирельного, ни скакания и плясок скоморохов, зримых бесов. И всякое балагурство от себя отринул и насмешников отогнал и окончательно их возненавидел. И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботился о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправедный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие. И для того по всей великой своей державе, по всем городам и селам, подыскав, расселил разумных людей и верных сотников, и пятидесятников, и десятников и заставил всех людей присягнуть ему на верность, как некогда Моисей израильтян, дабы каждый отвечал за свое число, как пастырь за овец своих, и наблюдал за ними, и вскрывал всякое зло и неправду, и обличал бы виновных перед старшими судьями, и, если бы такой человек не прекратил злых своих дел, чтобы неумолимо предавали его смерти за проступок его. И таким способом укрепил он землю свою. Можно ведь дурные застаревшие привычки искоренять у людей и истреблять!

И была в царствование его великая тишина по всей Русской земле, и улеглись всякие беды и мятежи, и прекратился сильный разбой, и хищения, и воровство, которые были при его отце, и варварские набеги прекратились, ибо испугались крепкой силы его поганые цари и устрашились меча его нечестивые короли, и военачальники ногайские, мурзы, дрогнули перед блистанием копий его и щитов, и затряслись и побежали немцы во главе с магистром от доблестных воинов, и пресек стремления воинственных казанцев, и заставил смиренно преклониться черемисов! И расширил он во все стороны русские границы, продолжил их до берегов морских, и наполнил их бесчисленными людскими селениями, и одержал много побед над врагами, так что боялись и трепетали они от одного имени его воевод. И звали его во всех странах могущественным и непобедимым царем, и боялись поганые народы приходить войной на Русь, слыша, что еще жив он, зная грозность его…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Искусство (10 класс)

Урок по теме Искусство "Marc Chagall. Life in Colours" разработан для учащихся 10 класса по материалам учебника Андреасян "Let\'s discuss. 9-10" и дополнительным учебным материалам. Во вложенном архиве...

Разработка урока на тему "Причастие. 7 класс"

Урок построен в форме путешествия в замок причастия....

Разработка урока по теме "Спорт", 7 класс

Разработка урока по теме "Спорт", 7 класс...

Методическая разработка урока по теме Симметрия 8 класс

Разработка урока сделана к учебнику Атанасяна "Геометрия 7-9".Это первый урок по теме Симметрия для учащихся 8  классов...

Разработка урока по теме "Индия", 7 класс, Урок- путешествие,ФГООС.

Урок- путешествие по теме:"Индия", 7 класс.План-конспект урока....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...