Мастер-класс по истории по теме "Древнерусское государство"
учебно-методический материал по истории по теме

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна

Методическая разработка включает в себя план-конспект урока, раздаточный материал для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_rossii_v_6_klasse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 6 классе

ОБОБЩЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО»

Учитель: Файзуллина Гюзель Ишбулдовна,

МАОУ «СОШ №10» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Цель урока: повторение и обобщение основных теоретических положений темы, главных фактов, событий и дат.

Оборудование: настенная карта «Древнерусское государство в IX – XII веках», настенная схема «Родословная русских князей», исторические картины «В Древнем Киеве», «Суд во времена «Русской правды», раздаточный материал, бланки ответов, модель древнерусской ладьи.

Действия учителя                  и       учащихся

Содержание урока


I. Организационный

момент


II.Вступительное слово учителя


Диалог с учащимися







Диалог с учащимися





Запись темы на доске

Фронтально



Вывешивание девиза на доску





Фронтальная работа по карте




Индивидуально

Индивидуально



Фронтально


Индивидуально




Фронтально




Демонстрация схемы




Фронтально













Фронтально


Дается раздаточный материал









Индивидуально






Индивидуально у доски, 2 человека






Индивидуально







Индивидуально




Вывод




Диалог с учащимися



Выставление оценок




Домашнее задание







 Сейчас вы учитесь в 6 классе и некоторые из вас еще не задумывались о своей будущей профессии.

- Кто из вас уже выбрал себе профессию?

- Кем вы хотите стать в будущем?

 У меня в детстве тоже была мечта: я хотела стать историком. В какой-то степени она осуществилась, надеюсь, что у вас будет также.

 Сегодня мы с вами примерим на себя мою любимую профессию: попробуем на один урок стать настоящими историками.

-Кто такой историк? Чем он занимается? ( Изучает историю с помощью исторических дисциплин )

Историки изучают различные периоды истории нашей страны, других стран. Сегодня мы вспомним один период истории России – «Древнерусское государство».

Тема урока: «Повторение, обобщение периода Древнерусского государства».

-Какие временные рамки охватывают этот период? ( IX – начало XII века )

 У историков есть свой девиз:

В истории знай точно даты и года

И помни: ты без карты – никуда!





Работа по карте:

А) Покажите границы Древнерусского государства, город Киев, реку Днепр, крупные города, южных соседей - половцев.

Б) Покажите торговые пути:

- «Из варяг в греки»;

- «Великий волжский путь».

( Отвечающим дается модель древнерусской ладьи )

Посмотрите ещё раз на девиз:

-Что хорошо должны знать историки? (События и даты)


 Сейчас вы выполните задание «Соотнесите между собой события и даты» на бланках ответов.


3.  Каждый историк занимается изучением жизни исторических личностей.

-Кого можно назвать «историческими личностями»? (Людей, которые сыграли какую-то заметную роль в истории )

На схеме «Родословная русских князей» вы видите изображения исторических личностей. У многих из них есть прозвища, которые им дал народ. У кого-то –хорошие, у кого-то не очень хорошие. Объясните, откуда у них появились такие прозвища:

Вещий Олег

Ольга Мудрая

Владимир Красное Солнышко

Святополк Окаянный

Олег Гореславич

Ярослав Мудрый

Владимир Мономах


Историки часто работают с источниками, которые бывают вещественными, письменными и устными. Одним из известных письменных источников была летопись «Повесть временных лет».

-Когда и кем она была создана? ( Монахом Нестором, закончена в 1113 году )

В этой летописи были даны характеристики известных исторических деятелей. Прочитайте отрывки из летописи, напишите в бланках ответов их имена.




Историки должны быть сильными физически, иначе быстро устанешь от напряженной умственной работы.

Разминка ( 4-5 упражнений )


5.  После разминка самое время поработать головой, заняться логикой. На бланке ответов есть задание «Вычеркни лишнее». Выполните его.


6. Вы замечали, что настоящие историки очень интересно и хорошо рассказывают. Попробуйте составить рассказ по исторической картине:

   А) картина «Суд во времена «Русской правды»

   Б) картина «В Древнем Киеве»


7. Когда историки изучают определенный период истории, они обращают внимание на жизнь не только правителей государств, но и на жизнь простого народа.

 Сейчас вы попробуете составить кроссворд «наоборот».

 На бланке ответов есть кроссворд с готовыми ответами, вам необходимо составить вопросы к ним.


8.  Одним из видов источников является устное народное творчество. Пословицы и поговорки – это сохранившаяся часть истории Древнерусского государства. Многие из них вы уже знаете.

 На бланке ответов есть задание «Чему учат русские пословицы?», выполните его.



 Сегодня мы с вами подробнее познакомились с моей любимой профессией – профессией историка. Вы сами побывали в роли историка, исследователя исторического периода «Древнерусского государства».

- Вам понравилась эта профессия? Надеюсь, что кто-то из вас в будущем станет настоящим историком, чему я буду очень рада!

 За работу на уроке вы получаете оценки. Каждый из вас получит оценку после проверки бланков ответов.



Составить кроссворд или тест по пройденной теме.

Бланк ответов

Фамилия, имя--------------------------------------------------класс-------------

Соотносите между собой события и даты:

I. А. Объединение Руси под властью кн. Олега                                   1. 980 г.

    Б. Вступление на престол Владимира Красное Солнышко            2. 1054 г.

    В. Смерть Ярослава Мудрого                                                            3. 882 г.

II. А. Призвание Рюрика на княжение в Новгород                               1. 1072 г.

     Б. Введение христианства на Руси                                                    2. 862 г.

     В. Составление «Русской Правды» Ярославичей                            3. 988 г.

III. А. Убийство древлянами великого князя Игоря                             1. 1097 г.

      Б. Любечский съезд князей                                                               2. 945 г.

      В. Составление Ярославом Мудрым «Правды Ярослава»             3. 1016 г.

IV. А. Правление великого князя Владимира Мономаха                    1. 1019-1054

      Б. Правление великого князя Ярослава Мудрого                           2. 945-962

      В. Правление княгини Ольги                                                            3. 1113-1125

Определите исторического деятеля, о котором идет речь в «Повести временных лет»:

1-------------------------------------------------           3-------------------------------------------------------

2-------------------------------------------------           4-------------------------------------------------------

Определи исторического деятеля:

I.--------------------------------------------------        II.-----------------------------------------------------

Вычеркните лишнее:

1.Поляне, кривичи, вятичи, тимочане, древляне.

2.Константин, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.

3.Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский

4.Холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп.

5.Отрок, тиун, мечник, гридник.

6.Жития, поэмы, Хождения, летописи, Поучения.

Чему учат русские пословицы?  1.------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------2.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи «Повесть временных лет»:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…И избрались трое братьев со своими родами…и пришли к славянам, и сел старший…в Новгороде…»

«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах…И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти».

«В год 6562(1054). Скончался великий князь…Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери…Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль…» И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола…И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

В «Повесть временных лет» было включено поучение князя, адресованное его детям. Иногда его рассматривают как самостоятельное произведение, автор которого широко известен своими военными победами и внутренними мероприятиями: «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите, не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши над домом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, сторожевую охрану сами наряжайте…Оружия с себя снимать не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености ведь человек внезапно погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не шли походом по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол, если не можете почтить его дарами,- пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добром, или злом. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны…Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти. А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего». Кто автор этого поучения?

По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь:   I.

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места её сборов;

Этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

Соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека;

Управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;

Это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.

II.   Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»;

От своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

Киевской престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой межкняжеской усобицей на Руси;

Этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель;

С именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.

Чему учат русские пословицы?

1.Определите, чем занимались наши предки:  

Мельник богат шумом.                                          

Куй железо, пока горячо.                                          

Овчинка выделки не стоит.                                    

Не боги горшки обжигают.                                  

Не бравшись за топор, избы не срубишь.            

Какова пряха, такова на ней рубаха.                      

На охоту ехать - собак кормить.                            

Без труда – не вынешь рыбку из пруда.                

Что посеешь, то и пожнешь.                                    

Цело стадо – пастуху радость.                      

Пустили козла в огород.                                

Не убив медведя, шкуры не продают.                  

Жатва поспела – и серп изострен.                          

Волк не пастух, свинья – не огородница

Не топор тешит, а плотник.

Не кует железо молот, кует кузнец.

Без топора не плотник, без иглы – не портной.

Тонко прясть – посидеть, мелко молоть – постоять.

Коси коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Согласное стадо и волк не берет.

И волки сыты – и овцы целы.

Не учи рыбу плавать, не грози щуке морем.

Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, кузнец без топора, а плотник без дверей.

Не зато волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

2.Определите, чем питались наши предки:

Назвался груздем – полезай в кузов.

Первый блин – комом.

Есть калачи – не сидеть на печи.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок..

Лук семь недугов лечит.

Щи да каша – пища наша.  

Без капусты щи не густы.

Хрен редьки не слаще.

Твоими устами да мед пить.

Видит собака молоко, да кувшин глубоко.

Не разбивши яйца, не сделаешь яичницу.

Не смейся горох, ты не лучше бобов.

Худ обед, когда хлеба нет.        

Кашу маслом не испортишь.

Материалы к уроку:

Даль В.И. Толковый словарь русского языка.– М: «Астрель», 2005 – 736 с.

Павлова Н.С. Российская история. 6 класс. Методические рекомендации. – М: «С-Инфо», «Баласс», 2003 – 128 с.

Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 176 с., ил. – ( Серия: «Минута для размышления»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цумами канзаши - японский цветок из шёлка. Мастер-класс. Часть I. История японского искусства

Презентация посвящена характеристике японского искусства цумами канзаши. Видам канзаш....

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Мастер-класс Аукцион «Познание истории Отечества».

1 лот.  О каком историческом периоде и как зовут главного героя повествует отрывок из кинофильма Андрея Кравчука «Адмирал» (небольшом периоде из жизни Александра Васильевича Колчака и...

Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.

Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Урок интересный. но есть вопросы:
1. В Вашей работе "Что хорошо должны знать историки? ( Даты и года )". Вы не считаете, что надо дать ответ на этот вопрос "Хронология" или "События и даты".
2. Какова модель древнерусской ладьи? Вы ее использовали на уроке?
3. На уроке использованы различные виды деятельности обучающихся, Вам не кажется, что ребят перегружаете?
4. Вы пишете "На бланке ответов есть кроссворд с готовыми ответами, вам необходимо составить вопросы к ним.", но на бланке только пустая сетка.
С уважением Мария Викторовна

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна

Спасибо за верные замечания. Исправила, что смогла. Согласна, что урок перегруженный! Сильный-сильный класс еле успевает. Но для других классов беру не все задания, смотрю по ходу урока на работу учащихся. Урок можно использовать во внеурочной деятельности как игру по истории.

Банникова Наталья Анатольевна

Уважаемая Гюзель Ишбулдовна! Нужно указать используемые материалы в конце работы. Про ладьи тоже не совсем ясно, ну и количество пословиц очень большое для одного урока.

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна

Ладьи просто используются вместо указки для показа на настенной карте.Один ученик у настенной карты рукой ведет кораблик по карте,а другие прослеживают путь и исправляют ошибки. Моим деткам так интереснее " плыть" по рекам и "заплывать" в моря. Это просто для активизации интереса.
Материалы укажу, спасибо за подсказку! Пословиц много, согласна. Можно разделить учащихся на группы и дать им часть пословиц для анализа, а можно просто выбрать понравившиеся.

Банникова Наталья Анатольевна

Ну, теперь понятно про ладьи. Значит они маленького размера. Спасибо за разъяснение. Приём интересный.

Вагу Мария Викторовна

Ладьи- прием интересный, поэтому ведущие так подробно интересовались. С

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна

А чтобы показывать различные завоевания, можно нарисовать маленького всадника на коне (типа воина). Дети сами рисуют, а потом показывают сражения на настенной карте. Увы, электронной доски пока нет(((

Мусина Роза Ильясовна

Интересный и полезный урок, прост для использования.

Спасибо за разработку и идеи.

Стрижак Юлия Анатольевна

спасибо за хороший урок! есть что взять на заметку!

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна

Спасибо за отзывы!Приятно, когда твой труд оценивают коллеги!