Методическая разработка "Древний Рим: рабство".
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Харахнина Маргарита Александровна

 

Содержание учебного материала к уроку базируется на  учебнике « История Древнего мира»  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс, В соответствии с образовательными  целями урока, главными фактами изучения на уроке являются: источники рабства; использование труда рабов. Основные понятия урока: раб, рабство, имение, гладиатор, амфитеатр. Урок разработан по технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация об участнике.

Образовательное учреждение

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

190120, Санкт-Петербург улица Курляндская дом 29-а

Автор разработки (ФИО)

Харахнина Маргарита Александровна

251-28-97 (р.т.) 8-911-792-73-13(моб.)

Программа

Примерная учебная программа стандартов общего образования второго поколения.

Тема урока

Древний Рим: рабство.

Класс (с определением уровня образования)

класс VIвид

Методическая разработка урока.

2.1.Тема: «Древний  Рим: рабство».

Цели :

Образовательные:

формирование у учащихся знания о рабовладельческом строе в Древнем Риме;

обучать приемам создания презентации;

Развивающие:   развивать у учащихся стремление к активному обучению;

                             монологическую речь;

                             развивать умение работать в команде и отвечать за свои решения

Воспитывающие:   вызывать чувство  любви  к истории;

                                  создавать условия для воспитания  коллективизма;

                                  воспитывать культуру общения через толерантность

                                  формировать свободно мыслящего человека.

Задачи урока: обучать приемам создания презентации;

развивать у учащихся стремление к активному обучению;  монологическую речь, развивать умение работать в команде и отвечать за свои решения; прививать любовь к истории;

воспитывать коллективизм;

воспитывать культуру общения через толерантность;

формировать свободно мыслящего человека.

2.2 Содержание учебного материала урока.

Содержание учебного материала к уроку базируется на  учебнике « История Древнего мира»  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс, В соответствии с образовательными  целями урока, главными фактами изучения на уроке являются: источники рабства; использование труда рабов. Основные понятия урока: раб, рабство, имение, гладиатор, амфитеатр.

2.3 Этапы урока.

Организационный момент-1мин.

Проверка готовности к уроку.


Вызов-1 мин.

Учитель:


Здравствуйте, ребята! Сегодня вы побываете на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. Для начала давайте угадаем тему урока. А поможет нам в этом кроссворд. Разгадав его,  вы узнаете о чем пойдет речь на уроке. Для этого надо прочитать ключевое слово, расположенное по горизонтали. Заодно и проверим знание исторического словарика.

Повторение-8 мин.

Учитель:




Слайд № 2






Учащиеся:




Слайд № 3

















Учитель:

Ученики:



(демонстрирует кроссворд на интерактивной доске)

По вертикали:

 2. повелитель, главнокомандующий (император)

3. член сената (сенатор)

4.  человек, лишенный всех прав (раб)

5. главная площадь города в Риме (форум)

По горизонтали:

1. головной убор, знак царской власти (диадема)

Какое слово получилось?

6. ……………………….. (рабство)

(Решают  кроссворд)



  1 Д

2 И

А

Д

Е

М

А



М








П


4 Р






Е


   А




5 Ф


6 Р

А

   Б

3 С

Т

В

О


А



Е



Р


Т



Н



У


О



А



М


Р



Т








О








Р





А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(формулируют тему урока)

Новый материал -2 0 мин.

Учитель:

Слайд № 4

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Слайд № 5


Учитель:

Ученики:



Учитель:

Ученики:

Учитель:

Слайд №6




(показывает на слайде тему урока)

 «Древний Рим: рабство»

Еще раз вспомним, кого называют рабом?

(выдвигают разные предположения)

В  словаре Ожегова: (показ определения на слайде)

РАБ – лишенный всех прав и средств и являющийся собственностью хозяина.

Как вы думаете, каким образом человек мог стать рабом? (предположения детей: захватили в плен, не уплатил налоги, по наследству)


Как вы понимаете слово  РАБСТВО?

(предположительные ответы учащихся)

В  словаре Ожегова: (показ определения на слайде)

.РАБСТВО-это  состояние полной зависимости одного человека от другого, при котором этот человек (раб) является собственностью своего господина-рабовладельца.

Учитель:

Слайды № 7

(показ кластера)

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд №10


Учитель:



Ученики:

Работа в тетради

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Физкультминутка- 1 мин

Учитель:

Мы сегодня будем говорить о рабстве и  об использовании труда рабов:




 в имении,

 в богатом доме

 в гладиаторских играх.


 Я назвала несколько слов для вас незнакомых.

Давайте познакомимся с новыми терминам (показ иллюстраций в презентации):

(читают определения с интерактивной доски и делают запись в словарик)


Имение – земельное владение богатого человека;

Гладиатор – сильный раб, наученный владеть оружием

Амфитеатр – сооружение для гладиаторских игр



 А сейчас ребята предлагаю отдохнуть!

Осмысление- 22 мин.

Учитель:







Ученики:

Работа по группам.

Учитель:

инструктаж



Ученики:

Выбор руководителя.

Учитель:




Ученики:

Учитель:



Ученики:

Учитель:

инструктаж






Ученики:



Итак, друзья, сегодня мы с вашей помощью попробуем приблизить наступление весны. А то, в этом году, она очень сильно запаздывает. В конце урока, я уверена, что  у нас наступит  настоящая весна и распустятся листочки на дереве, когда мы узнаем, каким было рабство в Древнем Риме, чем занимались рабы. Готовы устроить себе маленький праздник? Тогда в путь!

Я вам предлагаю сегодня поработать в группе.

(Учащиеся распределены на 3 группы заранее. На столе у каждой группы конверт с информационной карточкой)


Проводит инструктаж.

Задача для каждой группы: представить устную презентацию по заданной теме на 3 минуты. Результатом презентации будут распустившиеся листочки на дереве.

Предлагаю каждой группе выбрать руководителя в течении 30 секунд. Время пошло! (Пауза)

Выбирают  руководителя.

Руководители групп – поднимите руки.

 А теперь предлагаю каждому руководителю группы обсудить название вашей группы в течении 30 секунд.

Итак, как называла себя 1 группа? (           ) 2? 3?

Обсуждают коллективом и называют руководителя своей группы.

Впишите печатными буквами свое название на треугольники, которые стоят у вас на столах.

 (Пауза 30 сек)

Вписывают название группы.

Теперь руководители команд возьмите из конверта памятку №1 и прочитайте тему вашей презентации для участников группы и  распределите обязанности: 1 чел.- будет рассказывать перед классом, 1 чел. – ассистент, который быстро пишет, будет записывать занятия на листочек; 1 чел.- помогает выбирать из текста самые главные занятия рабов для рассказа. Кроме того, все участники группы должны задать1 вопрос  соседней группе по их теме презентации.(Памятка №3)

(Руководитель группы распределяет обязанности)

Учитель:

Слайд № 14

(На доске)


Ученики:

Учитель:

Групповая работа под музыку.

Итак, у вас на партах и на экране представлен алгоритм подготовки презентации (памятка№2). Ознакомьтесь с ним (Пауза)

 Все ли ясно?

Ученики задают вопросы, если таковые есть.

Если все понятно, то на подготовку презентации даю 10 минут. Время пошло!

(Учитель засекает время и включает музыку Чайковского «Времена года» и консультирует в группах)

Рефлексия- 15 мин.

Учитель:





Слайд №  15

(Критерий оценки)









Ученики:

Презентация.



Учитель:


Эксперты:

Учитель:

Получилась Ментальная карта «Использование рабов»

Итог урока-1мин.




Ученики:

Учитель:



Домашнее задание- 1 мин.




А теперь друзья, настало время презентаций.

Каждой группе предлагается:

выслушать презентацию представителя соседней группы и, по окончанию, задать  ей вопрос.

(на доске появляется слайд № 15«Инструктаж экспертам» памятка №4)

Экспертам (присутствующим на уроке взрослым) предлагается  оценить презентации по критериям:

Логичность – 1 б

Регламент – 1 б

Культура речи- 1 б

Интересно слушать- 1 б

Ответили на вопрос соседней команды- 2 б

Итог: 6 б     –    «5»

           5-4 б –    «4»

             3 б   –   «3»

Время для предоставления презентации и ответы на вопросы – 3 мин

(Представляют свою презентацию. Во время презентации  участники группы прикрепляют листочки на дерево «Рабство»)

Участники групп отвечают на вопросы соседних групп.


Спасибо группам! Даю 2 мин экспертной группе  для оценивания презентаций.

Оценивают презентации групп учащихся.

Благодарю экспертов.

Как вам наше дерево?





А теперь, ребята, я бы хотела узнать ваше мнение по прошедшему уроку.

Поднимите то солнышко, которое будет подходить для обозначения вашего настроения в конце урока. (Улыбается, грустит, не выражает эмоций) Почему такое?

Поднимают солнышко и поясняют свой выбор.

Спасибо, урок окончен.


Д/З новые словарные слова: имение, гладиатор, амфитеатр

По выбору: нарисовать картинку занятие рабов, слепить из пластилина оружие гладиатора или сделать презентацию. (у кого что лучше получается)

3.Методическое обеспечение урока.

3.1. На уроке использована   технология  развития критического мышления.

Методы используемые в ходе урока:

Метод стимулирования и мотивации учащихся в самом начале урока на этапе «вызова»;

Метод устного контроля на этапе повторения;

Метод эвристический и гностический на этапе изучения нового материала;

Логический метод и метод гностический  использованы на этапе «Осмысления»;

Перцептивные методы использованы на этапе «Рефлексии» в конце урока.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:

 Формирование ключевых компетенций через различные приемы педагогической техники.

Формирование учебно-познавательных компетенций через приемы: вопрос-ответ, решение кроссворда, ответ группы, работа со словарем

Формирование информационных компетенций через приемы: творческое задание, составление ментальной карты

Формирование общекультурных компетенций  через приемы: практическая групповая работа, путешествие

Формирование ценностно-смысловых компетенций через приемы: придумай название, исследование, приемы решений

Формирование компетенций личностного самосовершенствования через прием: творческое задание

Формирование коммуникативных компетенций через приемы: дискуссия, работа в группе, выбери руководителя, согласование

Формирование социально-трудовых компетенций через приемы: работа в группах, подготовь устную презентацию

Умения.

Закрепление умения работать в группе и отвечать за принятые решения; уметь составить устную презентацию

Знания.

Закрепление знания исторических терминов.

Приобретут новые знания о рабовладельческом строе в Древнем Риме, об использовании труда рабов.

Навыки.

Развитие навыков активного обучения; умения работать в команде и отвечать за свои решения

3.2.Дидактические материалы и средства обучения.

Для ученика:

История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая -М.: Просвещение,2009

раздаточный материал (конверты с дифференцированными заданиями)

Для учителя:

мультимедийный проектор, компьютер, экран

презентация урока

плакат «Рабство»

3.3. Оформление урока.

Презентация, аудиоматериалы, мультимедийное оборудование.

3.4. Рекомендации по подготовке и проведению урока.

                        Урок проводился в 5 классе у детей с ограниченными возможностями здоровья, Поэтому данная тема при изучении  по времени заняла два урока, вместо отведенного одного по учебному плану обычной общеобразовательной школы.. Кроме того,  учитывая специфику обучаемых,  каждый урок рассчитан на 35 минут.

Данную тему необходимо изучать с  применением мультимедийных средств в качестве наглядного материала для систематизации усвоенных знаний, для  более полного усвоения учащимися дополнительной информации. Мультимедийные средства позволяют поддерживать и стимулировать интерес обучающихся к истории. Учитывая специфику детей коррекционных школ, учащиеся быстрее усваивают материал, легче запоминают, проявляют активность на уроке. Использование мультимедиа системы позволяет сэкономить время на  изложение материала.

При подготовке к уроку учителю могут помочь следующие ресурсы и источники:

Гельмут Хёфлинг «Римляне. Рабы. Гладиаторы» www.e-reading.org.ua

                                                                                http://territa.ru/news/2009-06-27-1038

Рабство в Древнем Риме                                     www.scritube.com

                                                                              .wikipedia.org

                                                                               www.sno.pro1.ru

                                                                               www.google.ru tuti100.net

                                                                              contont.foto.mail.ru

Колизей                                                                www.dll-worid.com.ua 

                                                                              www.googl.ru

                                                                              900 igr.ne

Гладиатор                                                            boi-gladiator

Литература:

Учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая  М. Просвещение 2009

Методическое пособие по истории Древнего мира М. Просвещение 1993

История Древнего мира 5 класс поурочные планы по учебнику А.А. Вигасин Г.И. Годер М Просвещение 2007

Ф.А. Михайловский  История Древнего мира. Книга для учителя. «Русское слово» 1990

Гельмут Хёфлинг «Римляне. Рабы. Гладиаторы» Спартак у ворот Рима.

               Данный урок является последним по изучению темы «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья». Тема «Рабство», будет достаточно часто употребляться на уроках истории, поэтому полученные знания на данном уроке будут использованы на последующих уроках.

4.Итоги урока.

4.1. Анализ результативности деятельности на уроке и примеры выполнения заданий.

                              Урок по теме: «Древний Рим: рабство» проводился в 5 классе с учащимися специальной коррекционной школы VI вида.  Цели, поставленные на данный урок учителем – достигнуты.  Преподавателю  удалось формирование  у учащихся знания о рабовладельческом строе в Древнем Риме и обучение  приемам создания презентации. В коллективной работе принимали участие три творческие группы детей. Показателем результативности являются созданные группами ребят  презентации по темам: «Рабство в имении», «Рабство в богатом доме» и «Рабы- гладиаторы». Учащиеся на этапе повторения 100% справились с решением кроссворда, который заключал в себе исторические понятия, изученные на предыдущих уроках истории. Такое стабильное усвоение знаний понятийного аппарата, дает возможность говорить  об интересе к предмету  и  сформированности  у учащихся знаний исторических терминов. Появившиеся новые термины были записаны в исторический словарик, что показывает систематическую работу учителя по понятийному аппарату. В течении урока ученики при ответах неоднократно использовали исторические термины.  На протяжении урока царила атмосфера творчества единого коллектива, а не отдельно учитель-ученик. Учащиеся активно принимали участие в групповой работе по подготовке презентации по новому материалу. В своей работе ученики активно использовали материал учебника.  Не менее активно выбирали в своей группе лидера, кто поведет команду к победе! Ребята свободно делились своими предположениями, когда преподаватель задавал вопросы. При групповой работе,  ученики старались выслушать мнение другого до конца, не перебивая. Такая атмосфера является доказательством результата работы учителя по формированию свободно мыслящего человека, с развитой монологической речью и умеющему активно работать в команде. Преподавателю удалось создать условия для воспитания коллективизма. Благодаря приготовленным учителем памяткам (алгоритмам) для выполнения презентации, учащиеся чувствовали себя способными к самостоятельной творческой работе. Учитель, учитывая  особенности детей с ограниченными возможностями  и индивидуальные особенности каждого, смог создать условия для  развития у учащихся стремеления к активному обучению. Ребятам удалось к концу урока создать ментальную карту «Рабство», в виде дерева, распустившего на глазах у детей свои листочки. Каждый листочек содержал тяжелый труд ребенка-инвалида, который лично прикрепил его на дерево, выполнив задание по своей презентации. После такого урока учащиеся изъявили желание еще больше узнать про рабство и рабов.

Примеры выполненных заданий.

Наша команда называется «Защитники». Мы представляем презентацию по теме: «Труд рабов в имении». Имение – это земельное владение богатого человека. В имении 15-20 рабов. Летом рабы обрабатывали землю, убирали оливки и виноград, а зимой: плели корзины, делали веревки, отесывали мотыги и рукоятки для лопат. Питались рабы скудно: ели хлебные лепешки, мясо не ели совсем. Одежда была из простых и грубых  тканей. Рубашку давали 1 раз в год, а плащ и деревянные сандалии 1 раз в два года. От больных рабов хозяин быстро избавлялся. Их свозили на остров на Тибре, оставляя без ухода и пищи. Они там погибали. У раба в имении не было никаких прав.

Наша команда называется «Ёжики». Мы представляем презентацию по теме: «Рабство в богатом доме». Дом богача был рабами переполнен. Рабы выполняли разную работу: кто-то убирал помещение, кто-то готовил еду, другие же помогали своему господину одеваться и делать прическу. Среди обитателей дома было немало образованных рабов. Они работали секретарями, библиотекарями у своего хозяина. Некоторые рабы были врачами и оказывали первую помощь господам. Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был бесправен. Для хозяина он был вещью, которой можно распоряжаться, как захочется.

4.2 Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.

Учитель обращается к учащимся: Поднимите то солнышко, которое будет подходить для обозначения вашего настроения в конце урока. (Улыбается, грустит, не выражает эмоций) Почему такое?

Ученики 100% подняли улыбающееся солнышко!

Рефлексия для присутствующих на уроке «Оставь свой след».

Отзыв на урок каждый присутствующий оставил на данном снимке. Коллективный отзыв приведен ниже.

4.3. Отзывы коллег.

                               Со школьной скамьи мы привыкли, что открытый урок – это заранее подготовленные дети и нескрываемый стресс для детей и учителя. Сегодняшнее занятие перевернуло наши представления. Уже за неделю дети ждали объявленного мероприятия с нетерпением. Это чувствовалось в их приподнятом настроении и ожидании чуда в глазах учеников. И мы уверены, что чудо свершилось, так как сами были тому свидетелями.

                              Очень понравился доброжелательный тон учителя, располагающая улыбка в течение всего занятия. Урок прошел на высоком методическом и профессиональном уровне с использованием интерактивной доски. С самого начала урока, на стадии «вызова», педагог мастерски повторив  исторически словарик в виде кроссворда, ввела учеников в стадию «реализации». Они самостоятельно определили, чем будут заниматься на уроке, т.е. тему урока. На стадии «осмысления» ребятам была предложена работа по группам, итогом которой стала устная презентация в заключении урока. Благодаря четкой продуманности и подготовленности материалов педагогом, у учеников это задание не вызвало трудности, а наоборот был виден неподдельный интерес.                                    На протяжении всего занятия в классе царила творческая атмосфера. Педагог учла специфику класса, индивидуальные особенности каждого ученика, тем самым создав условия успешности для каждого ребенка. Каждый ученик «рвался в бой». Работа в команде объединила ребят и создала теплую творческую атмосферу. Заставила мыслить, рассуждать, тем самым развивая у них логическое и критическое мышление, интеллектуальные и творческие способности и познавательный интерес.

                          Все этапы урока сопровождались презентацией, материал которой был тщательно продуман и нацелен на помощь ученику. Очень удачная находка педагога связать предмет история с окружающим миром. Урок проводился веной, которая очень сильно запаздывала. Чтобы приблизить ее приход, учителем был использован прием «Дерево предсказаний». С помощью предложенного задания, листочки на дубе распустились у всех на глазах. Ну разве не чудо! На стадии «рефлексии» ребята с восторгом увидели, что весна наступила, благодаря их знаниям, дерево зазеленело!

                          Урок отличается насыщенностью различными видами заданий как индивидуальных, так и коллективных, творческих. Умело использованы компьютерные технологии. Выдержаны все этапы урока по технологии критического мышления.

                           По нашему мнению, урок должен занять заслуженное место среди авторских методических разработок педагогов высшего уровня.

Коллективный отзыв учителей школы.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

.Устная презентация. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1.)

План ответа.

Рабство в имении.

Моя команда называется ………….

Мы представляем презентацию по теме «Труд рабов в имении».

Имение – это …………………………

В имении …(сколько?)……..рабов.

Рабы  выполняли следующую работу: …………………………

Питались рабы……………………………………………………

Одевались рабы………………………………………………….

От больных рабов избавлялись (как?)…………………………

Рабы обладали следующими правами…………………………

Устная презентация.

План ответа.

Рабство в богатом доме.

Моя команда называется ………….

Мы представляем презентацию по теме «Труд рабов в богатом доме».

В богатом доме…(сколько?)……..рабов.

Рабы  выполняли следующую работу: …………………………

Среди обитателей дома было немало образованных рабов. Одни рабы назывались…………другие………………………

Домашним рабам жилось………………………………

Рабы обладали следующими правами…………………………..

Устная презентация.

План ответа.

Рабы – гладиаторы.

1.Моя команда называется ………….

2.Мы представляем презентацию по теме «Рабы - гладиаторы».

3.Гладиаторы – это………………………………………………...

4.Рабы- гладиаторы выступали в  …………………………

5.Амфитеатр – это…………………………………………….

Зрителями были………………………………

Иногда жизнь раненому гладиатору сохраняли. Делали это так……………………….

           Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян.

Алгоритм подготовки презентации.(ПРИЛОЖЕНИЕ№2)

1. Работа с учебником.

Прочитать  необходимый по теме пункт из параграфа 49.

2.Выделить главное (занятия рабов) для презентации и вписать их на листья. (листья в конверте)

3.Подготовить устную презентацию по предложенному плану. (план в конверте)

Вопрос сопернику.(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Для имения. Владельцы имений считали, что не следует приобретать много рабов одной и той же народности. Чем это можно объяснить?

Для богатого дома. В чем главное отличие раба от свободного человека?

Для гладиаторов. Римляне утверждали, что есть сходство между человеком, животным и плугом. Как вы думаете, в чем они усматривали сходство?

Критерий оценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Логичность – 1 балл

Регламент   -  1 балл

Культура речи – 1 балл

Интересно слушать – 1 балл

Ответили на вопрос  - 2 балла

ИТОГ: 6 б – «5»

               4-5 б – «4»

                   3 б – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...

Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме

Конспект урока и презентация...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Методическая разработка урока истории для 5 класса...