Суд над Петром I
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

методическая разработка урока в 7-м классе с использованием проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_petr_i_pered_sudom_istorii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суд над Петром I.  

Повторительно-обобщающий урок. 7 класс

Цели:

1. Повторить и обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

2. Продолжить развитие у учащихся умений: работы с информацией, в группе, решения проблемных заданий.

закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты, события петровской эпохи; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять факты; формировать творческие начала, познавательный интерес к истории. Помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России. Обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Задачи:

1. Дидактические:

  1. В ходе урока закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты, события петровской эпохи.
  2. Обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, показать, как они способствовали изменению жизни государства.
  3. Развить умения работы с дополнительной литературой.
  4. Развивать умения исследовательской и аналитической работы.
  5. Помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России.

2. Воспитательные:

  1. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
  2. Продолжение формирования творческих способностей учащихся.

3. Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять факты.
  2. Развивать умения и навыки учащихся: выделять главное в изучаемом материале; обобщать полученные сведения; логически излагать свои мысли, делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.
  3. Развивать исследовательские умения, умения актуализировать раннее изученное.

План урока:

  1. Организационная часть. Темы выступлений и роли распределены заранее (за 2 недели), тексты выступлений готовились самостоятельно.
  2. Судебное заседание.
  3. Рефлексия.
  4. Оценивание работы учащихся.

Содержание:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Алгоритм выступлений действующих лиц по темам: прокурор (обвинение), свидетели обвинения, адвокат (защита), свидетели защиты, эксперты.
  3. Темы обсуждения:

1. Реформаторская деятельность.

2. Внутренняя экономическая политика.

3. Преобразования в культуре и быте.

4. Внешняя политика.

5. Последствия реформаторской деятельности.

Опережающее задание: изучить необходимую литературу по эпохе Петра I.

ХОД УРОКА

1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

 «то академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всей объемлющей душой

На троне вечный был работник».       А.С.Пушкин

                                                                                        О, мощный властелин судьбы!

                                                                                                 Не так ли ты над самой бездной,

                                                                                                 На высоте, уздой железной

                                                                                                 Россию поднял на дыбы?       А.С.Пушкин

Историки и не только они сломали немало копий, споря о царе – реформаторе. Для одних Петр был «отцом Отечества», для других – «царем - Антихристом». Так кто же он – Петр? Давайте попытаемся дать оценку деятельности Петра, выразить свое отношение к нему. Перед учащимися ставится задача: сформулировать оценку Петра I как государственного деятели и человека, высказать собственное отношение к этому времени.

2. Судебный процесс.

В судебном процессе участвуют:  3 судьи, 5 прокуроров, 5 адвокатов, 5 экспертов, 6 свидетелей.

Свидетели обвинения: царевна Софья, царевич Алексей, крестьянин.

Свидетели защиты: А.Д.Меньшиков, Н.Демидов, Ф.Прокопович.

1. Реформаторская деятельность.

2. Экономическая политика.

3. Преобразования в культуре и быте.

4. Внешняя политика.

5. Последствия реформаторской деятельности.

Алгоритм выступлений действующих лиц по направлениям: прокурор (обвинение), свидетели обвинения, адвокат (защита), свидетели защиты, эксперты.

Вопросы перед судом.

1) Петр I – великий реформатор или великий тиран?

2) Что сделал Петр I для российской истории: открыл окно в Европу или загнал нашу страну в европейский угол?

3) Реформы Петра I - прогресс в истории России или откат назад?

4) Оценка последствий петровских реформ:

  1. Они пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав и заложили основу для её дальнейшего успешного развитии.
  2. Деятельность Петра 1 совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.

                                                                                                         

       Слово для решения суда. 

3. Рефлекция.

Учитель: Среди историков есть разные точки зрения на оценку последствий петровских реформ:

  1. Они пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав и заложили основу для её дальнейшего успешного развитии.
  2. Деятельность Петра I совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.

Выступления учащихся-историков (2 положительная оценка, 2 – отрицательная оценка).

Учитель: Реформы Петра I становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития, когда происходит реформирование государства. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены. И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

4. Подведение итогов работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

Вопросы для экспертов.

  1. Для чего были нужны экономические реформы?

  1. Как отразились преобразования Петра I на жизни простых людей?

  1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

Были ли правы крестьяне, осуждающие эту политику?

                                             

  1. Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что ему мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

       Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

                                             

  1. «Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными!»

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра?

                 

         

  1. Составьте схему управления российским  государством в первой четверти 18 века.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....