Урок. Северная война (1700 -1721гг). 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Ольга Васильевна Овчинникова

Урок с использованием Единой колллекции цифровых образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_severnaya_voyna._7_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет         история                 Класс                7

Программа – базовый уровень

Тема урока.   Северная война (1700—1721 гг)

Задачи

  1. Образовательные: формировать исторические знания  о важном событии Петровской эпохи Северной войне (причины, ход, итоги), имевшем последствия для России.

2.Развивающие:

Формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, умение  анализировать текст учебника, исторические источники  ЦОР Единой коллекции ЦОР, развитие навыков работы с компьютерной техникой; коммуникативные компетентности (умение составлять план, формулировать, обосновывать мысли, делать выводы; рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту; давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I, продолжить составление характеристики Петра1)

  1. Воспитательные:  воспитание гражданской идентичности,   воспитание патриотизма,  воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

 Данный  урок комбинированного типа. Рассказ учителя, работа учащихся с учебником, картой,  документальными источниками

План урока

I. Организационное начало. Актуализация знаний

1.Знакомство учащихся с темой и целями урока

2.Работа над понятием Северная война, Северный Союз

II. Изучение нового материала

1.Причины войны и её начало. (1700)

2. Реформа армии и первые победы.

3. Полтавская «виктория» (1709).        

4. Победы русского флота (1714, 1720).

5.Ништадтский мир (1721).

По ходу изучения материала  обсуждаются вопросы и учащиеся  кратко заполняют  рабочие листы (Приложение №1)

  1. Для чего был создан Северный союз? Каков его состав?
  2. Каковы были цели России в Северной войне?
  3. В чем причины неудач России на начальном этапе Северной войны?
  4. Как ход военных действий влиял на политику Петра I?
  5. Какие меры предпринимает Петр I для реформирования армии? Чем армия петровского времени отличается от армии предшествующего времени?
  6. Почему битва у деревни Лесной была названа Петром I «матерью Полтавской баталии»?
  7. Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны?
  8. Каковы были итоги Северной войны?

III. Самостоятельная работа учащихся

  1. С учебником
  2. Текстом документов в Единой коллекции  ЦОР
  3. С анимированной картой
  4. Заполнение рабочих листов  

IV  Закрепление. Проверка  рабочего листа (читают вслух ответы)

Выполнение тестового задания  по теме урока

V. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Домашнее  задание §14

Оборудование

Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Карта «Россия с конца 17в. до 60-х годов18в.».

Рабочие листы учащихся Приложение №1

Мультимедийное оборудование

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9ebc-0a01-01b2-00cc-d8466ede831e/73684/

Ход урока

Вступительное слово учителя

 Урок  посвящен событиям 18 века – знаменитой Северной войне, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю.

Учащиеся записывают  в тетрадях тему и план  урока: «Северная война 1700 – 1721гг».

1. Причины войны и её начало. (1700)

2. Реформа армии и первые победы.

3.  Битва при Лесной (1708).Полтавская «виктория» (1709).        

4. Победы русского флота (1714, 1720).

5.Ништадтский мир (1721).

В процессе изучения материала учащиеся заполняют рабочие листы (Приложение №1). В конце урока листы сдаются на проверку

1. Причины войны и её начало. (1700)

Эпиграф к уроку слова А.С.Пушкина: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Задачи урока: познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами и почувствовать гордость за славные дела наших предков, почувствовать, что « не уважать оной (славы) есть постыдное малодушие».

Анимированная интерактивная карта.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa72cb4-34c5-48c7-bd61-61aeeb845e84/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BMA_01%5D.swf

 Вопрос. Каковы были цели России в Северной войне?

Швеция к началу 18 века – самое могущественное государство Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи  Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.

 Исходя из этого, мы можно  выделить основные причины Северной войны.

 (учащиеся называют следующие причины войны:

1. Установление господства Швеции на Балтике.

2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.)

 Вопрос учителя. Для чего был создан Северный союз? Каков его состав?

Для борьбы со Швецией был создан Северный союз. В каком году? (1699)

Какие страны в него вошли? (Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая)

Учащиеся показывают на карте   вышеуказанные страны

Для антишведской коалиции война началась неудачно.

Подтвердите это фактами из текста учебника

(1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги).

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва .Здесь, под Нарвой, в 1700году шведская армия разгромила русские войска.  (карта)

В чем причины неудач России на начальном этапе Северной войны?

Используя текст учебника назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

(1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.)

Шведский король Карл XII решил, что с Россией покончено, и отправился в поход на Речь Посполитую.

Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?

(1. Русские потеряли 8 тыс. солдат, шведы – 3 тыс.

2. Армия Петра осталась без артиллерии.)

После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не ПётрI. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.

2.Реформа армии и первые победы.

Итак, уроки «нарвской конфузии» со всей очевидностью показали молодому царю необходимость ускорения реформы армии.

Какие меры предпринимает Петр I для реформирования армии? Чем армия петровского времени отличается от армии предшествующего времени?

Используя учебник (п.3, §14),  выпишите в виде простого плана меры, принятые Петром I для усиления русской армии, и прокомментируйте (3-4 минуты).

(1. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

2. Создание военных учебных заведений.

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Переплавка церковных колоколов на пушки.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно -морского флота.)

Беседа с классом по каждому выписанному пункту

  1. Кто такие рекруты? Что такое рекрутский набор? Каковы его особенности?
  2. Какие военные учебные заведения возникли в ходе Северной войны?
  3. Приведите примеры важнейших промышленных объектов, построенных при Петре I (работа с картой).
  4. Как называли Петра I в связи с этим? (антихристом)
  5. На что были направлены эти уставы?
  6. Приведите примеры

Вывод

Эти меры привели к усилению русской армии, это привело к первым победам.

 Используя карту и текст учебника в рабочем листе отметьте первые победы русской армии и затем найдите их на карте  (учащиеся показывают по карте)

(1.1702г. – Нотебург

2. 1703г. – крепость Ниеншанц

3. 1704г. – г. Нарва и г. Дерпт)

. 3) Битва при Лесной (1708).Полтавская «виктория» (1709).        

Вопрос классу.Почему битва у деревни Лесной была названа Петром I «матерью Полтавской баталии»?

Усиление позиций России  вызвало опасения Карла XII. Мы переходим к 3 пункту плана.  Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной

Анимированная интерактивная карта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa72cb4-34c5-48c7-bd61-61aeeb845e84/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BMA_01%5D.swf

Битва при Лесной

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66371d57-4856-4b76-8975-2ddb98600875/00000040_b2.JPG

Расскажите о битве . Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии». Почему?

(1. Захватили шведский обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII.

2.Шведы были лишены припасов, оружия.)

Карл XII  решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа. Его целью было с помощью шведов создать независимое Украинское государство. Русские войска под командованием  Петра I  преследовали шведов. Решающая схватка произошла27 июня 1709г. под Полтавой. «И грянул бой, Полтавский бой…».    Карл XII  перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр I  сказал так: « И не помышляли бы… быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский».

Определите причины победы в Полтавской битве (Текст учебника и электронного ресурса)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55ee3334-2501-441e-bbf8-7f01ef4de119/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BTS_01%5D.html

(1. Военные реформы  Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.)

Вопрос классу. Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны?

4. Победы русского флота (1714, 1720).

Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710году. Она вошла в историю под названием Прутский поход. После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами: в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.

Задание классу:  На основе  электронных  ресурсов  дать характеристику морских сражений у мыса Гангут и острова Гренгам.

Каково значение  победы  в морских сражениях?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/409f6d16-f89e-4680-9248-e59795e80c4d/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BTS_02%5D.html

(Победы русского флота окончательно  заставили  шведов начать переговоры о мире.)

5. Ништадский мир

Каковы были итоги Северной войны?

В 1721году в финском городе Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией.

 Задание классу. Используя  текст источника о Ништадском мире   и анимированную карту, определите условия  Ништадского мира

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5a93dd96-85db-4c57-a52b-a2130f6e3b04/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BTS_03%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa72cb4-34c5-48c7-bd61-61aeeb845e84/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BMA_01%5D.swf

 (1. Россия получала Балтийское побережье – Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию.

2. Швеция получала Финляндию (кроме Выборга), контрибуцию – 1,5 млн. рублей.

 Вопрос .Каковы  были итоги Северной войны?

 1. Россия получила выход в Балтийское море.

2.Созданы условия для экономического развития страны.

3.Рост международного авторитета России.

4. Укрепление  дипломатической службы на Западе.)

5. Россия становится империей. Императорский титул Петра1.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e68b98f8-2175-4ffd-b85b-b421573479bf/ImperatorskijTitulTtxt.pdf

Заключительное слово учителя: Таким образом, в результате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. За эти годы была построена новая столица на отвоёванных у шведов невских берегах, создана военная промышленность, произошли преобразования в армии и на флоте. Одна из важнейших внешнеполитических задач, стоявших на протяжении веков, оказалась решена. Возвращаясь к словам А.С.Пушкина, хочется ещё и ещё раз сказать: да, мы можем и должны гордиться славою наших предков, сумевших выиграть в великой Северной войне.

 

 Закрепление. Проверка  рабочего листа (читают вслух ответы)

Выполнение  интерактивных тестовых  заданий  по теме урока

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92f777eb-5742-4f75-b8df-430c9e29b904/index_listing.html

V. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Домашнее  задание §14 (вопросы)

Приложение №1

Рабочий лист учащегося 7  класса  ____________  

_________________

Тема урока: Северная война (1700-1721г.г.)

1. Причины Северной войны:

1).

2)

2. Северный союз

Дата создания –

Члены союза –

3. Причины поражения под Нарвой (1700г.):

1)

2)

4. Меры, принятые Петром I для усиления русской армии:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

5. Первые победы Русской армии

                Год                                 Событие

     1)

     2)

     3)

6. Битва у деревни Лесной: 

Дата –

Результат –

7. Полтавская битва:

Дата –

Результат –

8. Причины победы русской армии в Полтавской битве:

1)

2)

3)

4)

5)

9. Прутский поход

Дата –

 Результат –

10.  Морские сражения 

Дата

  1. у мыса Гангут –

  1. у острова Гренгам –

11. Ништадтский мир

Дата –

Условия –

12. Значение Северной войны (1700-1721г.г.)

1)

2)

3)

4)

Литература

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя.

Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. — М., 2009.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9ebc-0a01-01b2-00cc-d8466ede831e/73684/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР

Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...

урок по истории России в 7 классе "Северная война 1700-1721 гг."

План-конспект урока Цели урока:познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;оцен...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Северная война 1700-1721

Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала...

"Северная война 1700–1721 гг."

На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны....

Урок-практикум(ЭОР). Северная война 1700-1721г.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний  способов деятельности, сформировать представление о Северной войны и ее итогах....

Учебно-методическое пособие "Северная война 1700-1721"

К разработке так же прилагается две презентаци...