Игра "Занимательная история"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Игра "Занимательная история", посвящена правлению Ивана Грозного, продолжительность 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_r.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Р.Ф.

Министерство образования Московской области.

ГОУ НПО ПУ № 66

Конспект открытого урока по истории.

Игра-викторина: «Занимательная история»

Подготовила и провела:

преподаватель истории

Варламова Елена Валериевна

 

Шатура

2010г.

Тема мероприятия:  игра «Занимательная история», посвященная правлению Ивана Грозного

Цель: активизировать творческие и познавательные возможности учащихся, выявить талантливых детей, выявить глубину и уровень знаний по данной теме.

Задачи:

Образовательная:

- Повторить и обобщить ранее полученные знания о правлении Ивана Грозного.

Воспитательная:

- Воспитать  толерантное отношение к другим мнениям;

- Формирование познавательного интереса.

Развивающая:

- Продолжить формирование умения вести дискуссию, рассуждать.

- Формирование навыка работы в группах

Оборудование: доска, бланки для ответов, раздаточный материал, судейская таблица для жюри.

Оформление: плакаты с названием игры, портрет Ивана Грозного.

Пояснительная записка.

Игра – викторина посвящена правлению Ивана Грозного. Проводится для учащихся 1 и 2 курсов в группах ПК04 и ПК 94. Длительность игры – 45 минут. От каждой группы формируется команда по 8 человек. Участники придумывают название и выбирают капитана команды.

Ход игры

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы здесь собрались здесь для того, чтобы воочию увидеть тех, кто решил принять участие в игре и продемонстрировать нам свои познания в области истории государства Российского. Тема нашей сегодняшней игры связана с эпохой Ивана Грозного. Если бы среди персонажей отечественной истории проводился конкурс в номинации «самая популярная личность», то царь Иван Васильевич Грозный, без сомнения, занял бы место в первой пятерке.

Участники нашей игры будут отвечать на многочисленные вопросы и выполнять различные задания. Та команда, которой удастся проделать все трудности, окажется победителем нашей игры. (Далее идёт представление команд и жюри.)

Конкурс №1 «Разминка»

Командам по очереди задаются вопросы о личности Ивана Грозного (по 1 баллу за каждый правильный ответ):

  1. Порядковый номер Ивана Грозного. (4)
  2. Представителем какой династии был Иван Грозный? (Рюриковичей)
  3. Перечислите всех Иванов из династии Рюриковичей. (Иван Калита, Иван II Красный, Иван III, Иван IV Грозный)
  4. Кем приходится Иван III Ивану Грозному? (Дедом)
  5. Как звали отца Ивана Грозного? (Василий III)
  6. Как звали мать Ивана Грозного? (Елена Глинская)
  7. Сколько лет прожил Иван IV, если родился он в 1530г, а умер в 1584г? (54 года)
  8. Сколько лет правил Иван IV, если он вступил на престол в 1533 г, а правил до 1584г? (51 год)
  9. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Иван Грозный произносит фразу: «Бориску на царство!». Какого Бориса он имел ввиду? (Бориса Годунова)
  10.  В одноименном фильме Иван Васильевич произносит фразу: «Казань брал, Астрахань брал…», а кого он «не брал»? (Шпака)

Конкурс №2 «Машина времени»

Командам раздаются карточки, на которых написаны события. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее расставит события в хронологическом порядке: от самого раннего до более позднего. (от 1 до 10 баллов)

Задание: Расставьте события в хронологическом порядке:

Введение Юрьева дня.

Рождение Ивана Грозного.

Начало правления Ивана Грозного

Венчание на царство.

Принятие нового судебника

Взятие Казани.

Присоединение Астраханского ханства

Начало опричнины.

Поход Ермака

Окончание Ливонской войны

Конкурс №3 «Пантомима»

Участникам команды предлагается передать жестами русские народные пословицы и поговорки. Побеждает та команда, чью пантомиму быстрее разгадают зрители (от 1 до 3 баллов).

Поговорки:

1. Кричать на всю Ивановскую.

2.Работать спустя рукава.

3. Делу время, а потехе час.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Конкурс №4 «Кроссворд»

Кроссворды каждой команды лежат на отдельных столах, каждому члену команды предлагается по очереди отгадать одно слово из кроссворда. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее отгадает кроссворд.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5ю

6о

1ц

а

р

ь

п

ь

р

2с

у

д

е

б

н

и

к

в

ч

н

8п

и

7г

р

3м

о

н

а

р

х

и

я

а

о

к

з

а

4и

в

а

н

з

ы

й

По горизонтали: 1. Титул, который носил Иван IV. 2. Свод законов во времена Ивана Грозного .  3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху (царю). 4. Имя первого русского царя.

По вертикали: 5. День, в который крестьянин имел право перехода от одного владельца к другому. 6. Политика Ивана Грозного, целью которой было установление неограниченной власти царя. 7. Прозвище Ивана IV. 8. Орган центрального управления в XVI – XVIII вв.

Конкурс №5 «Историческая математика»

Командам предлагается решить историческую задачу.(3 балла за правильный ответ)

Задачи:

  1. С каким событием связана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачева и концом крестьянского восстания под предводительством С.Т. Разина прибавить дату взятия Казани Иваном Грозным.

Решение:

(1773-1671)+1552=1654,где 1773 – начало восстания Е.И. Пугачева; 1671 - конец восстания под предводительством С.Т. Разин; 1552 – взятие Казани Иваном Грозным; 1654 – вхождение Украины в состав Российского государства.

  1. Создание единого русского государства связано с именем Ивана III. Родился Иван III в XV веке и прожил 66 лет, из  них 5 лет в XVI веке. Найти годы рождения и смерти Ивана III.

Решение:

66-5=61 - Иван III прожил в XV веке.

1500-61=1439, где 1500 -начало XVI века; 1439 – год рождения Ивана III

1439=66=1505 – год его смерти

Подведение итогов и награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...