Детство опаленное войной. Дети войны, проживающие в п. Усть -Баргузин
презентация к уроку

Война и дети, дети и война. Эти понятия не совместимы. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит- почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много было у детей вопросов: почему и зачем? Но своим детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда Наравне со взрослыми на защиту своей любимой Родины встали дети и подростки. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы, выращивали хлеб, картофель на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Дети день и ночь трудились за станками за победу, хотя они и были голодными, работа не прекращалась, многие погибали от голода стоя на рабочем месте. Сколько погибло детей в годы Великой Отечественной войны, не известно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_opalyonnoe_voynoy_2020g_.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детство опалённое войной…» ...Ярким салютом украсилось небо, Снова сады зацвели. Вместе со всеми ковали победу Дети военной поры.

Слайд 2

Война и дети, дети и война. Эти понятия не совместимы. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит- почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много было у детей вопросов: почему и зачем? Но своим детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда Наравне со взрослыми на защиту своей любимой Родины встали дети и подростки. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы, выращивали хлеб, картофель на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Дети день и ночь трудились за станками за победу, хотя они и были голодными, работа не прекращалась, многие погибали от голода стоя на рабочем месте. Сколько погибло детей в годы Великой Отечественной войны, не известно.

Слайд 3

Наш класс, в прошлом году взял интервью у Толстихина Владимира Ивановича и Раисы Трофимовны , которые проживают в п. Усть - Баргузин

Слайд 4

Толстихин Владимир Иванович родился 13 июня, 1939г - Сколько вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили? Когда началась война, мне было 2 года. Жил я со своей семьей на прииске Курбулок , в Баунтовском районе. Родители приехали на заработки, добывали золото здесь. - Как и когда вы узнали, что началась война? Отца забрали на фронт, мама выехала с 3 детьми в с. Малое Уро. Мой отец - Толстихин Иван- воевал под Москвой в Сибирской дивизии, был ранен и отправлен домой, умер через месяц. - С кем из родственников вы жили во время войны? Во время войны я жил с мамой и бабушкой. Мама работала в школе уборщицей, заготавливала дрова. - Помните ли вы продуктовые карточки? Чего вам больше всего не хватало? В с.Большое Уро нам выдавали хлеб по кусочкам, галеты. На полях собирали гнилую картошку, из нее делали крахмал, стряпали лепешки. Из лебеды и свекольной ботвы варили щи. Картошку и другие овощи отправляли на фронт. Кроме продуктов не хватало еще одежды и обуви, мама перешивала одежку нам из вещей, принадлежавших взрослым. - Были ли у вас игрушки? Игрушек не было, мы мастерили сами разные деревянные колесики, кубики. Посещали ли вы школу? Хватало ли вам учебников, школьных принадлежностей? Какие у вас были учителя? В 1947г я пошел в 1 класс, 3 года учился в с. Малое Уро, учитель Попов В.В. В 4 классе мы переехали в с. Шапеньково . С 5 по 8 класс учился в с. Баргузин, любимые учителя Заиграева Л.М(литература), Заиграев (история) . Школьных принадлежностей хватало, делились друг с другом перьями и чернилами. Учителя были хорошие, но если провинились, получали наказание. Что вам больше всего запомнилось из школьных лет? В школе не задерживались, бежали домой , помогали старшим. Дети собирали колоски на поле, женщины жали снопы.

Слайд 5

- Что рассказывали взрослые о войне? Мой дядя Коновалов И.У. воевал, получил орден славы за победу над Германией, рассказывал как фа шисты захватывали деревни, издевались над стариками, женщинами и детьми. - Какое событие было самым страшным? Мой отец рассказывал, когда шел бой, налетела авиация, его друг закрылся в туалете, отец упал на зем - лю , бомба упала прямо в туалет и разорвала друга. - Какое воспоминание самое радостное? Когда закончилась война, началось восстановление. - Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы? Мы узнали в июне, когда возвращались солдаты. Радио не было. Это была большая радость, праздник , все обнимались. Мирное время – окончил школу механизаторов на тракториста в с. Ина , работал трактористом , затем добровольно пошел в армию. Служил 3 года в отдельном полку связи, сержантом, потом командиром отделения(поддерживали связь с самолетом) в Амурской области, г. Благовещенск , в/ ч 21904, познакомился с супругой, женился, и переехали в г. Улан –Удэ. Всю жизнь проработал на авиазаводе, радист – радиолокаторщик , выпускали вертолеты.

Слайд 6

Толстихина Раиса Трофимовна родилась 25 августа, 1939г - Сколько вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили? Мне было 2 года, я родом из с. Нововоскресеновка , Амурской области. Я жила с мамой и папой. Когда мне исполнилось 6 лет , моя мама умерла и меня воспитывали бабушка и дядя. -- С кем из родственников вы жили во время войны? Когда началась война все плакали, мои дяди ушли на фронт, отца не призвали , потому что у него была бронь . - Помните ли вы продуктовые карточки? Чего вам больше всего не хватало? С продуктовыми карточками стояли в очереди. Выдавали 100гр хлеба взрослому, 50 гр – ребенку. Хлеба не хватало. Продуктов первой необходимости тоже. - Были ли у вас игрушки? Девочки играли самодельными тряпичными куклами. Посещали ли вы школу? Хватало ли вам учебников, школьных принадлежностей? Какие у вас были учителя? Да, я окончила 10 классов, школьные принадлежности у меня были. Учителя были хорошие, запомнилась Клавдия Ивановна.

Слайд 7

Что вам больше всего запомнилось из школьных лет? Выпускной вечер, все были красивые и счастливые. - Что рассказывали взрослые о войне? Страшно было на войне, женщины, дети гибли. Много было предателей. -Видели ли вы солдат, при каких обстоятельствах? Я видела пленных японских солдат. - Когда вы узнали о Победе? Чем вам запомнился день Победы? Мы узнали о том, что закончилась война 9 мая, т.к. мы жили рядом с границей. Вся деревня праздновала, пели песни. Мирное время – после школы работала санитаркой в больнице, затем окончила курсы медицинской сестры, переехала в г. Улан –Удэ в 1962г, устроилась воспитательницей в детском саду. После перешла работать на авиационный завод, где производили стиральные машинки «Белка -10» В данный момент проживаем в п.Усть –Баргузин (с 2005г). Вместе 56 лет, воспитали троих детей, имеем 6 внуков и 3 правнучки.

Слайд 12

1 Мая , в праздник трудящихся, мы снова посетили семью Толстихиных . Они нас ждали и были рады встрече с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Воспитательское занятие для детей подростков школы 8 вида "Детство, опаленное войной"

Воспитательское занятие: «Детство, опаленное войной» (15-16 лет)Цель: расширить представление детей о защитниках нашего Отечества -  детях, формировать положительную оценку духовного подвига наше...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Дети войны-дети Победы

Презентация  книги  «Дети войны – дети Победы»,сборника воспоминаний жителей Сергиево-Посадского района Московской области о военном детстве, о том времени, когда их отцы г...