Природное и социальное в человеке и человеческом обществе
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Архив разбит на три части, скачать необходимо все!
В архиве:
1. конспект урока
2. план - карта урока
3. презентация
Урок разработан для 1 курса НПО И СПО по новому ФГОС (Всеобщая история)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 1-2: «Природное и социальное в человеке и человеческом обществе»
Оборудование:
- Компьютер и проектор
- Презентация «Природное и социальное в человеке и человеческом обществе»
- Учебник Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень .
- План-карта урока
- Письменные принадлежности
- Тетрадь
Ход урока.
- Организационный этап.(10-15 мин)
Приветствую вас на истории. Меня зовут Ганжа Александр Николаевич. Давайте познакомимся с вами (идет знакомство по списку)
В течение двух лет мы с вами будем изучать данный предмет. И за этот весьма значительный промежуток времени мы повторим, а ,может, узнаем и что-то новое, по мировой истории и истории России. Общая продолжительность курса – 185 часов, из них 112 часов на 1 курсе и 73 – на втором. Итогом нашей работы будет зачет/экзамен.
Хотелось бы отметить основные направления и правила работы на уроках истории. Т.к. это целая система, требующая как от вас, так и от меня значительных усилий и постоянного труда, результатом этого всего будет весьма интересный процесс обучения, состоящий из теоретических занятий, практических работ и семинаров, на которых все из вас за два года получат более 40 оценок по предмету, а так же выполним ряд самостоятельных работ. И весь этот значительный багаж позволит мне максимально объективно оценить ваши знания и выставить адекватную оценку.
Надеюсь, наша работа будет весьма продуктивной.
А сейчас коснемся основных правил:
- Письменные принадлежности: тетрадь 96 листов(клетка), ручка, линейка, карандаш, набор контурных карт для 10 класса по истории России и мира.
- Если вы пропустили более 4-х занятий по неуважительной причине пишите и защищаете реферат, по заданной теме.
- Записи в тетради вести обязательно, если пропущены уроки – подходите ко мне и я вам выдаю конспекты уроков, которые необходимо перенести в тетрадь.
- Если вы сдаете зачет, то за 2-3 месяца до зачета необходимо определиться с темой зачетной работы, т.к. зачет принимается в виде защиты данной работы.
- Если вы сдаете экзамен, то на консультациях и дополнительных занятиях мы будем решать примерные задания, т.к. экзамен у нас проходит в форме близкой к ЕГЭ.
- На уроках мы будем работать в модульной технологии и с её основами мы познакомимся на ближайших 4-х уроках, после чего ваша работа на уроке в основном будет самостоятельной и в зависимости от ситуации будет перемежаться совместной работой со мной, либо работой с презентацией.
А сейчас мы обратимся к план-карте урока. На столе найдите папку с надписью «1-курс» и откройте её на второй странице.
План-карта урока
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ 0 | Интегрирующая цель: В процессе работы на занятии Вы узнаете:
В процессе работы над учебными элементами Вам предстоит продолжить развитие навыков:
| Внимательно прочитайте интегрирующую цель (2 минуты) |
УЭ 1 | Предмет истории: Цель:
Задание 1. Попытайтесь сформулировать определение науки истории и обозначить ее цель. Сделайте соответствующие записи в тетради. (2 балла) | Данное задание практическое и ориентировано на Ваши знания, полученные ранее, оно выполняется самостоятельно. Ответ запишите в тетрадь. По окончании работы будьте готовы к обсуждению результатов. |
УЭ 2 | Подходы в изучении истории: Цель:
Задание 1. Какие подходы существуют в изучении истории.(1 балл) Задание 2. Отметьте особенности каждого подхода. (2 балла) | Выслушайте лекцию учителя и ответьте на вопросы. Ответ запишите в тетрадь. По окончании работы правильный ответ будет высвечен на слайде презентации или озвучен преподавателем. |
УЭ 3 | Природное и социальное в человеке и человеческом обществе. Цель:
Задание 1. Попытайтесь сформулировать 3-5 тезисов, доказывающих единство человека и животного мира. (3-5 баллов) Задание 2. Какие отличия существуют у человека от животного мира. | Первое задание выполняется самостоятельно и ориентировано на Ваши знания. Второе задание выполняется по учебнику стр. 25-26. Ответ запишите в тетрадь. По окончании заданий будьте готовы к устному ответу. |
УЭ 4 | Периодизация доисторического периода существования человечества: Цель:
Задание 1. Выпишите в тетрадь периодизацию древнейшего этапа истории человечества.(1 балл) | Задание выполняется по учебнику стр. 25-26. Ответ запишите в тетрадь. По окончании ответ будет озвучен преподавателем, либо высвечен на слайде презентации. |
УЭ 5 | Подсчет баллов и выставление оценок Посчитайте баллы и по ниже данной таблице выставьте оценку 10-11 баллов – оценка 5 8-9 баллов – оценка 4 6-7 баллов – оценка 3 5 и ниже баллов – оценка 2 0 баллов – оценка 1 | Посчитайте баллы и по ниже данной таблице выставьте оценку. По окончании урока сдайте тетрадь на проверку. |
УЭ 6 | Информация о самостоятельной работе и домашнем задании. Темы рефератов для самостоятельной работы:
Правила оформления реферата:
Информация о домашнем задании: Параграф 3, пункт 1 читать. | Выслушайте преподавателя, сделайте соответствующие записи. |
Лекция:
«Подходы в изучении истории»
Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).
Цивилизационный подход к изучению истории
(теория "локальных цивилизаций")- является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип". 3.Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии 9 класс "Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.
разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...
Конспект проекта по истории в 5 классе "Периодизация развития человеческого общества. Новое видение."
Цель: Создание продукта «Археологическая периодизация развития человеческого общества» в программном комплексе «Хронолайнер».Задачи: Воспитательные:Способствовать развитию у...
Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс.
Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс. Всеобщая история....
Тест по темам: "Природное и общественное в человеке", "Системное строение общества: элементы и подсистемы"
Предназначено для систематизации и закрепления знаний обучающихся, изучающих школьный курс по программе общеобразовательных учреждений по обществознанию для 10-11 классов, базовый уровень. Содержит за...
Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества
Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «В...
Презентация "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды."
Комплект презентаций "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды" состоит из 3 частей и предназначен для изучения экономической и социально...