Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «Ветана –Граф»-2014.

8. Цель  урока:

-  сформировать систему научных знаний по теме: «Географическая среда –земное окружение человеческого общества»;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Географическая среда – земное окружение человеческого общества.

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа интернат г.Петровска»

3. Должность учитель

4. Предмет география

5. Класс 7

6. Тема 1. Урок № 3

7. Базовый учебник 

Учебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «Ветана –Граф»-2014.

8. Цель  урока:

-  сформировать систему научных знаний по теме: «Географическая среда –земное окружение человеческого общества»;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

9. Задачи:

Образовательная: рассмотреть  понятия «географическая оболочка», «географическая среда», выявит ее состав и строение, и различия;

-сформировать представление о преобразовании географической среды;

Развивающая: продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас, развивать логическое мышление,

- умение работать с информацией, умение анализировать знания.

Воспитательная:  содействовать формированию у учащихся целостной картины мира, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность

10 Тип урока Технология проблемно-диалогического урока.

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах.

12Необходимое техническое оборудование карта Ойкумена по Эратосфену, учебник.

  1. Структура и ход  урока
  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, Этап мотивации к учебной деятельности,Создание проблемной ситуации, Формулирование проблемы, Актуализа-ция знаний,  Планирова-ние деятельнос-ти
  2. Открытие нового знания
  3. Динамичес-кая пауза
  4. Применение нового знания – вывод по проблеме.
  5. Итог. Оценивание. Домашнее задание.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии 7класс, И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «Ветана –Граф»-2014.По теме: «Географическая среда –земное окружение.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1 АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Этап мотивации к учебной деятельности

Что мы уже знаем по этой проблеме?  (Опора на вопросы актуализации перед параграфом)

Ребята отгадайте загадки.

Меня бьют, колотят, режут — 
Я всё терплю, всем добром плачу. (Почва) 

Детей не имеет, 
А всем мать родная. (земля)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. ОБЛАКА

Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает.  МОРЕ

Как одним словом можно назвать наши ответы?

Назовите компоненты природы?

Выделите главные компоненты природы.

Что такое природный комплекс?

Что Вы знаете о географической оболочке?

Учащиеся высказывают свои мнения.

земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Компоненты природы 

Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК) — это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. 

Основным объектом изучения современной физической географии является географическая оболочканашей планеты как комплексная материальная система. Она неоднородна как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. В горизонтальном, т.е. пространственном отношении, географическая оболочка подразделяется на отдельные природные комплексы 

Самоопределение Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Личностные: положительно относятся к учению

Познавательные: 

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

 - осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные:

- проговаривают  последовательность действий на уроке;

Определяем тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Предлагают свои варианты темы урока. Озвучивают тему урока. Определяют цели урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.Открытие нового знания

Работа в группах попарно с текстом учебника стр.18-19

Определите, познакомившись с содержанием учебника с помощью быстрого просмотрового чтения, что называют географической средой? Равнозначна ли она географической оболочке? Покажите на карте территорию заселенную человеком которую греки называли ойкуменой.

Отвечают на вопрос. Работа с картой.

Географическая среда – часть географической оболочки,освоенная человеком.Это место его обитания и хозяйственной деятельности. Географическая среда представляет собой сложное сочетание природных и созданных человеком антропогенных компонентов.Человек созда «вторичную природу» - поля сады,города и заводы, каналы и водохранилища.

Географическая Среда - земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, включенная в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие существования общества. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере научно-технического прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы.

Географическая оболочка — самый большой на Земле природный комплекс, в котором литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера, сложно переплетаясь, взаимодействуют между собой, проникают друг в друга. В пределах оболочки, как бы лежащей на границе планеты и космоса, действуют как космические, так и внутренние силы. Одно из важнейших свойств географической оболочки — наличие веществ (прежде всего воды) одновременно в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. 

 Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

 

Анализируют свою деятельность

Познавательные: Осуществляют просмотровое чтение.

Разминка.

Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела. 
***Встать из-за парт.
***Разминаем спину. Высоко-высоко вверх поднять руки, дотянуться кончиками пальцев «до потолка». Повторить несколько раз.
***Вытянуть хорошенько спинки. Теперь наклониться вниз и дотянуться кончиками пальцев до носков ботинок.
***Разминаем шею.
Руки на пояс, повороты головы от одного плеча к другому. Постараться коснуться подбородком и правого, и левого плеча.

Выполнение упражнений.

Применение нового знания – вывод по проблеме.

Работа с учебником найдите на странице 21-22 параграфа 3, как люди преобразуют географическую среду и что такое антропогенные элементы. Запишите их в тетрадь.

Мы выяснили, что географическая среда оказывает огромное влияние на духовный мир людей. Она источник эстетического наслаждения,влияет на настроение,здоровье человека.Под влиянием природы в которой живет человек, во многом формируется его географическая культура. Составные части этой культуры –взаимоотношения с природой, культура труда, многовековые традиции конкретного народа, т.е. «сотворчество» человека и природы.

Как Вы думаете, как сохранить географическую среду и восстановить гармонию между природой и обществом.

Совершенно верно.

Люди постоянно насыщают географическую среду антропогенными элементами,строят города,дороги, мосты, соединяют реки и моря каналами, С развитием науки разнообразная деятельность человечества охватывает все большую часть географической оболочки.

Запись в тетрадь

Формулировка ответов учащихся, запись ответов учащихся в тетрадь в таблицу Варианты решения экологических проблем: 1. Безотходные технологии,2.ограничение потребления природных ресурсов,3.сохранение естественной природы.

Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Познавательные

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Итог.

Оценивание.

Домашнее задание

Итак, мы с Вами выяснили, Что такое географическая оболочка, географическая среда, пути сохранения географической среды.

Выставление и обоснование отметок за урок. Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Качественная оценка работы обучающихся.

Домашнее задание: пар.3 стр.18-23, устно ответить на вопросы, подготовить и провести диспут на тему «Роль географической среды в жизни общества»

оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Внимательно изучают задания, стараются воспроизвести информацию урока, консультируются друг с другом.  Анализируют, дополняют, делают выводы.

-осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»

В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учи...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Молодежь в современном обществе» в технологии проблемно-диалогического урока

Учебно-методическиц материал по обществознанию (профильный уровень)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта) Географические открытия древности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Географические открытия древности. По учебнику Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».an>Цель  ...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...

Проблемно - диалогическая беседа на тему"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя  Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»...