Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vvedeniya_novogo_znaniya.docxstolypin.zip | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок введения нового знания
(на основе технологии деятельностного подхода).
Учитель истории и обществознания Мирониченко С.В.
МАОУООШ д. Горки Солецкого района Новгородской области.
Тема: «Реформы Столыпина : «тихая революция».
Цели урока:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии системно - деятельностного подхода.
Образовательная: создать условия для: 1). Формирования у учащихся представлений о реформах П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; 2). Понимания политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства;3). Понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А. Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.
Развивающая: 1). Критическое мышление через чтение информационного текста; 2). Коммуникативные навыки.
Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина .История России. 20 век. 9 класс.
- Портреты П.А. Столыпина, Николая ||.
- Задания для групповой работы ( документы и т.д.)
- Фото из «Компьютерного учебника»
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности | Учитель: внимательно прочтите эпиграф к уроку. Можете ли вы сейчас предположить, почему Вернадский так оценил деятельность Столыпина? | Учащиеся отвечают на уровне своих знаний и соображений. |
Актуализация знаний | Рассказ о покушении и смертельном ранении П.А. Столыпина. 1 сентября 1911 года. Из 18 ряда двинулся по направлению к 1 ряду черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно. Прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до 2 ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг. Столыпин смотрел прямо на него. По лицу млодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил … Это произошло 1 сентября 1911 года в Киеве. Пятого сентября вечером П.А. Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению Россиии. А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год. Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к тому времени, могла развиваться по трем направлениям Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? | Учащиеся слушают и отвечают. По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема. Альтернативы общественного развития России в 1906 году. трансформация дальнейшее наступление революции снизу в продолжение контрреволюции революцию сверху революции (разрешение поставленных перед страной задач путем реформ). |
Постановка проблемы | Вопрос учителя? Давайте поразмышляем: с каким из этих путей развития можно соотнести тему сегодняшнего урока «Реформы Столыпина: «тихая революция»? Почему? | Рассматриваются все точки зрения учащихся. |
Открытие нового знания | Деятельность учителя( продолжение информирования учащихся о событиях 1906 года). Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. До покушения на аптекарском острове остается три дня.Эаседание совета министров состоялось в тот же день, 12 августа, спустя несколько часов после взрыва. Но сообщение в «Правительственном вестнике» появляется только 24 августа. В нем, в частности, говорилось: « За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна выражаться обязанность правительства и что оно должно предпринять? Ответ может быть один6 цель и задачи правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо. Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». | Рассказ учащегося. Домашняя подготовка. Историческая справка-биография П.А. Столыпина. Генеалогия Столыпиных прослеживается с 16 века с Григория Столыпина. Все его предки были дворянами, несли военную и гражданскую службу на пользу Отечеству. Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854-55 годах, генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. Он закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано и, стал служить в статистическом управлении министерства земледелия. Семья, служба, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на «ты»… Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно. Молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь. 1899 год – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства.1902 год- губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 – апрель1906 – губернатор саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. В отличие от многих членов правительства , он часто посещал заседания 1 Государственной Думы , выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: « успокоение и реформы». |
Первичное закрепление | Вопросы учителя к классу:
Учитель предлагает классу поделиться на три группы( зависит от количества учеников в классе). Задание: структурировать сведения , оформив их кластером | Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Учащиеся сначала индивидуально, потом в парах, группах формулируют задачи, которые должно решить правительство. Итог обсуждения: составление общего кластера. Реформы Столыпина. Меры по наведению аграрная меры по превращению порядка в России реформа России в правовое государство Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока.Но для того, чтобы иметь более глубокое представление о содержании реформ, необходима дополнительная информация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель раздает группам самостоятельные задания для работы с документами и учебником. Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки текста, а после прочтения заполнить таблицу в соответствии с графами « V- Знаю» и «+ - Новое» | Первой группе учащихся прочитать п. 3 &8 «П.А. Столыпин: «Успокоение и реформы» и документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г. Второй группе прочитать п.4&8 «Разрушение общины» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г». Третьей группе прочитать п. 7 &8 «Переселенческая политика» и ответить на вопрос: каковы плюсы и минусы переселенческой политики? Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы:
Какие трудности вам встретились? |
Повторение | Учитель возвращает учащихся к кластеру. Вопрос: Какими деталями мы можем его уточнить ? | Учащиеся ведут обсуждение, в ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся. Одновременно идет закрепление и повторение материала.
Реформы Столыпина. 5 1 2 4 3
*Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер; *объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. 2. Основная цель: * отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель 3. Социальный смысл: *создать широкий слой мелких буржуазных собственников. 4. Меры по созданию в России правового государства: пакет законопроектов *о свободе вероисповедания *о гражданском равноправии *об улучшении быта рабочих *о реформе местного самоуправления *о реформе высшей и средней школы * о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей * о подоходном налоге * о полицейской реформе. 5.Аграрная реформа. * Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина; * поощрение образования отрубного и хуторского хозяйства; *уравнение крестьян в правах с другими сословиями; * право продажи и залога крестьянских надельных земель; *переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала. Цель: ослабить земельный голод и снизить накал революционной борьбы. |
Итог урока | Учитель проверяет уровень усвоения материала по вопросам:
Домашнее задание: Работа над вопросами: «Думская деятельность», « Итоги аграрной реформы», составление синквейна по « П.А. Столыпин – человек и политик». Выставляются оценки за работу на уроке. | Рассматриваются все точки зрения учащихся. |
Приложение1 Документ « Об учреждении военно-полевых судов» (19 августа 1906г.): «На основании статьи 87 Свобода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал – губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предовать обвиняемого военно-полевому суду, с примечанием в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:
Приложение 2 Документ «Разрушение общины» и документ «Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г.»6 «Манифест Нашим от 3 ноября 1905г. В зимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: П.А. Столыпин. "Тихая революция"
Урок с использованием ЭОР. Цель урока: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворотаТип урока- урок ...
Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»
Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...
Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)
Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...
Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока 9 класса)
Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...
Урок истории, 7 класс. Реформы Петра I.
В презентации собраны основные факты о реформах Петра I, а тест создан как задания для укрепления материала....