Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_vvedeniya_novogo_znaniya.docxstolypin.zip71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок введения нового знания

(на основе технологии деятельностного подхода).

Учитель истории и обществознания Мирониченко С.В.

 МАОУООШ д. Горки Солецкого района Новгородской области.

Тема: «Реформы Столыпина : «тихая революция».

Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии системно - деятельностного подхода.

Образовательная: создать условия для: 1). Формирования у учащихся  представлений о реформах П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; 2). Понимания политических, экономических и социальных задач   столыпинского  аграрного законодательства;3). Понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А. Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.

Развивающая: 1). Критическое  мышление через чтение информационного текста; 2). Коммуникативные навыки.

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  1. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина .История России. 20 век. 9 класс.
  2. Портреты П.А. Столыпина, Николая ||.
  3. Задания для групповой работы ( документы и т.д.)
  4. Фото из «Компьютерного учебника»

                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                 

                                                             

                                                              Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Учитель: внимательно прочтите   эпиграф к уроку. Можете ли вы сейчас предположить, почему Вернадский так оценил деятельность Столыпина?

Учащиеся отвечают на уровне своих знаний и соображений.

Актуализация знаний

Рассказ о покушении и смертельном ранении  П.А. Столыпина.

 1 сентября 1911 года. Из 18 ряда двинулся по направлению к 1 ряду черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно. Прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до 2 ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг. Столыпин смотрел прямо на него. По лицу млодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил … Это произошло 1 сентября 1911 года в Киеве. Пятого сентября вечером П.А. Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению Россиии.

А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год.

Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к тому времени, могла развиваться по трем направлениям

Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной?

Учащиеся слушают и отвечают. По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема.

Альтернативы общественного развития

                     России в 1906 году.

        трансформация

дальнейшее        наступление            революции снизу в

продолжение      контрреволюции    революцию сверху

революции        (разрешение поставленных перед

                                                            страной задач путем     реформ).

Постановка проблемы

Вопрос учителя? Давайте поразмышляем: с каким из этих путей развития можно соотнести тему сегодняшнего урока «Реформы Столыпина: «тихая революция»? Почему?

Рассматриваются все точки зрения учащихся.

Открытие нового знания

Деятельность учителя( продолжение информирования учащихся о событиях 1906 года).

 Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. До покушения на аптекарском острове остается три дня.Эаседание совета министров состоялось в тот же день, 12 августа, спустя несколько часов после взрыва. Но сообщение в «Правительственном вестнике» появляется только 24 августа. В нем, в частности, говорилось: « За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна выражаться обязанность правительства и что оно должно предпринять? Ответ может быть один6 цель и задачи правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо. Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться».

Рассказ учащегося. Домашняя подготовка.

Историческая справка-биография П.А. Столыпина.

Генеалогия Столыпиных прослеживается с 16 века с Григория Столыпина. Все его предки были дворянами, несли военную и гражданскую службу на пользу Отечеству.

Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854-55 годах, генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. Он закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано и, стал служить в статистическом управлении министерства земледелия. Семья, служба, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на «ты»…

Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно. Молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь.

1899 год – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства.1902 год- губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 – апрель1906 – губернатор  саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца  возглавил правительство. В отличие от многих членов правительства , он часто посещал заседания 1 Государственной Думы , выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: « успокоение и реформы».  

Первичное закрепление

Вопросы учителя к классу:

  1. Что понимал П.А. Столыпин под словами «восстановление возможности жить в стране и свободно трудиться?»
  2. Какие задачи предстояло решить, чтобы воплотить эту идею в жизнь?

Учитель предлагает классу поделиться на три группы( зависит от количества учеников в классе).

Задание: структурировать сведения , оформив их кластером

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Учащиеся сначала индивидуально, потом в парах, группах формулируют задачи, которые должно решить правительство.

Итог обсуждения: составление общего кластера.

        Реформы Столыпина.

Меры по наведению        аграрная       меры по превращению

порядка в России                 реформа         России в правовое государство

Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока.Но для того, чтобы иметь более глубокое представление о содержании реформ, необходима дополнительная информация.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель раздает группам самостоятельные задания для работы с документами и учебником.

Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки текста, а после прочтения заполнить таблицу в соответствии с графами « V-  Знаю» и «+ - Новое»

Первой группе учащихся прочитать п. 3 &8 «П.А. Столыпин: «Успокоение и реформы» и документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г.

Второй группе прочитать п.4&8 «Разрушение общины» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г».

Третьей группе прочитать п. 7 &8 «Переселенческая политика» и ответить на вопрос: каковы плюсы и минусы переселенческой политики?

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся.

После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы:

  1. Что из того, что вы прочитали , вам уже было знакомо?
  2. Какую новую информацию вы получили?

Какие трудности вам встретились?

Повторение

Учитель возвращает учащихся к кластеру. Вопрос: Какими деталями мы можем его уточнить ?

Учащиеся ведут обсуждение, в ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся. Одновременно идет закрепление и повторение материала.

                       

                         Реформы Столыпина.

        5

1        2        4

3

  1. Меры по наведению порядка в России.

*Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер;

*объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

  2. Основная цель:

* отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель

   3. Социальный смысл:

*создать широкий слой мелких буржуазных собственников.

  4. Меры по созданию в России правового государства:     пакет законопроектов

*о свободе вероисповедания

*о гражданском равноправии

*об улучшении быта рабочих

*о реформе местного самоуправления

*о реформе высшей и средней школы

* о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей

* о подоходном налоге

* о полицейской реформе.

5.Аграрная реформа.

* Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина;

* поощрение образования отрубного и хуторского хозяйства;

*уравнение крестьян в правах с другими сословиями;

* право продажи и залога крестьянских надельных земель;

*переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала. Цель:  ослабить земельный голод и снизить накал революционной борьбы.

Итог урока

Учитель    проверяет уровень усвоения материала по вопросам:

  1. Как ни парадоксально, против реформ выступали совершенно разные слои общества. Какие? Почему? Ответ обоснуйте?
  2. Почему , на ваш взгляд, Столыпина можно назвать одиноким реформатором?
  3. Как бы вы охарактеризовали Столыпина как человека и политика?
  4. Согласны ли вы с эпиграфом урока? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: Работа над  вопросами:

«Думская деятельность»,  «  Итоги аграрной реформы», составление синквейна по « П.А. Столыпин – человек и политик».

Выставляются оценки за работу на уроке.

Рассматриваются все точки зрения учащихся.

Приложение1

Документ « Об учреждении военно-полевых судов» (19 августа 1906г.):

«На основании статьи 87 Свобода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал – губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предовать обвиняемого военно-полевому  суду, с примечанием в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

  1. Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех членов из офицеров от войска или флота.
  2. Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указывается лицо, предоваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.
  3. Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течении двух суток.
  4. Разбирательство дела производиться при закрытых дверях…
  5. Приговор… немедленно вступает в законную силу и … не позже суток, приводится в исполнение…».

Приложение 2

Документ «Разрушение общины» и документ «Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г.»6

«Манифест Нашим от 3 ноября 1905г. В зимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…

  1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
  2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном ( не арендном) пользовании.
  3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставленны ему обществом в постоянное,  впредь до следующего общего передела, пользование…
  4. каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: П.А. Столыпин. "Тихая революция"

Урок с использованием ЭОР. Цель  урока: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворотаТип урока- урок ...

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока 9 класса)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Урок истории, 7 класс. Реформы Петра I.

В презентации собраны основные факты о реформах Петра I, а тест создан как задания для укрепления материала....