Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах и значении реформ.
Подводит учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли социальной поддержки. Способствует формированию умений аргументировано высказывать свое мнение, работать с текстом, таблицей, диаграммой, самостоятельно делать выводы. Тестовые задания готовят к ГИА. Реформы и их автор П.А. Столыпин являлись, видимо, единственным оставшимся шансом монархии, но он был упущен, т.к. реформы не были завершены. Россия вступила в Первую мировую войну с грузом нерешенных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kushnaryova_sosh_4.docx | 925.79 КБ |
Предварительный просмотр:
…Аннотация.
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах и значении реформ.
Подводит учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли социальной поддержки. Способствует формированию умений аргументировано высказывать свое мнение, работать с текстом, таблицей, диаграммой, самостоятельно делать выводы. Тестовые задания готовят к ГИА. Реформы и их автор П.А. Столыпин являлись, видимо, единственным оставшимся шансом монархии, но он был упущен, т.к. реформы не были завершены. Россия вступила в Первую мировую войну с грузом нерешенных проблем.
Тема урока: Экономические реформы П.А.Столыпина.
«Тихая революция».
Цель: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами; уяснить причины, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Задачи:
Образовательная:
- Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.
- Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.
- Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.
- Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.
Развивающая:
- Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
- Формировать умение работать с понятием.
- Формирование умений работать с таблицей.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная:
- Формирование гражданской позиции.
- Формирование понятия «патриот».
- Воспитание нравственной позиции.
Тип крока: комбинированный.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, метод «мозгового штурма», частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение, обобщение, синквейн.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы, тестовые задания.
Мотивация учащихся. Мотивация учащихся осуществляется за счет связи с современностью, создания условий для успешности каждого учащегося на уроке (разноуровневые задания), подготовка к ЕГЭ, работа с документами.
Ход урока.
1. Подготовка учащихся к усвоению новой темы: проверка остаточных знаний по теме: Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.
2. Изучение новой темы.
3. Контроль усвоения знаний по новой теме: ПРОВЕРЬ СЕБЯ (тесты).
4. Домашнее задание.
Содержание урока
1. Подготовка учащихся к усвоению новой темы: проверяются остаточные знания по теме: Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.: проверяется таблица, выполненная учащимися дом: Основные политические партии и их программы. «Государственная Дума и самодержавие» учащиеся дают ответ на вопрос домашнего задания: какими правами была наделена Государственная Дума? Сравните их с полномочиями императора (слайд знаком учащимся с прошлого урока).
Учитель оценивает ответы учащихся по домашнему заданию, выставляет отметки и подводит учеников к изучению новой темы.
Беседа с учащимися класса.
- Назовите одну из главных причин первой русской революции.
- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
- Далее учитель объявляет тему, вместе с учащимися формулирует образовательные цели урока и представляет план урока.
- Нацеливает на конечный результат работы – выполнение проверочной работы по теме урока в форме тестов.
- Представляет домашнее задание..
На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
-Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе? (малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).
-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)
Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.
Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина.Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.
Тема сегодняшнего нашего урока: Экономические реформы. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. В учебниках это §6, с.46.
II. Изучение новой темы.
1. Начало аграрных реформ.
Учитель. В 1906г. Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин (убежденный монархист и сторонник решительных действий). Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал карьеру в Министерстве внутренних дел, был переведен в 1903 году на должность губернатора в Саратовской губернии. В 1906 году был назначен министром внутренних дел. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906 г. председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы». В августе 1906 г. после взрыва его дачи, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах. Разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 человек.
Виселицу прозвали «столыпинским галстуком», а «теплушки»- «столыпинскими вагонами». Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24.08.1906 он опубликовал свою программу. Ставя задачу наведения порядка, документ объявлял о подготовке законов о вероисповедании, начальном образовании, местном самоуправлении, полицейской реформе, рабочем законодательстве, подоходном налоге. 24. августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Программа представляла собой 2 этапа:
- Успокоение страны.
- Реформы.
Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.
Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.
« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….
… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….
Где же выход? ....
Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…
Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….
Рис. Выход крестьян из общины.
…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….
Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »
Задание:
1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;
2) как осуществлял эту задачу? Учебник. С. 45.
С помощью анимации на слайде проверяются выделенные задачи и методы их осуществления Своей важнейшей задачей Столыпин считал:
1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.
2). Были учреждены военно-полевые суды.
Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.
Учитель. Опыт работы Государственной Думы показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.
Учитель обращает внимание учеников на призыв П.А. Столыпина, обращенный к думцам: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
(из обращения П.А. Столыпина к депутатам левых фракций III Думы).
Предлагает задание: 1). Заполните таблицу. Учебник. С. 45-46.
2). С помощью таблицы прокомментируй обращение Столыпина к думцам
Указ | Содержание указа | Результат |
о создании земельного фонда | ||
о крестьянском сословии | ||
о крестьянском землевладении и землепользовании |
Учитель. Переселенческая политика предусматривала бесплатное наделение малоземельных крестьян землей в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Переселенцам предоставлялись льготы: беспроцентные денежные ссуды, частичная оплата переезда, отменялись все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности. Обращаясь к рисункам 3, 4 на слайде № 9 учитель подводит итоги переселенческой политики.
2. Итоги столыпинских реформ
Рисунки стр. 58 , дают информацию об итогах реформ.
Учитель. Реформы П.А. Столыпина вызвали отрицательную реакцию Государственной Думы, крестьян.
Задание: 1). Узнайте, чем было вызвано их недовольство.
2). Что помешало П.А. Столыпину продолжить реформы? Учебник, с. 46-47.
3. Россия накануне Первой мировой войны
Учитель. Период 1909 – 1913гг. был благоприятным для России.
Задание:
1). Заполните таблицу «Россия 1909 – 1913гг.»
2). Подтвердите или опровергните это утверждение данными таблицы.
Учебник с. 48 – 49.
Таблица «Россия в 1909 – 1913 гг.»
Сельское хозяйство | Производство | Новые отрасли | Население |
Проверка таблицы осуществляется на слайде № 12.
Учитель концентрирует внимание учащихся на выводе по тексту таблицы: в целом период 1909 – 1913 гг. был благоприятным для России, но в связи с избыточной рабочей силой обострились социальные отношения.
Нарастание социальной напряженности (события на Ленском прииске) и расколе политических сил - схема: РСДРП. 1912 г.
Учитель обращает внимание учащихся на последствия раскола РСДРП: Борьба за влияние на массы привела к ослаблению позиции социал-демократии.
- Выполнение проверочной работы. Тесты
Ученики по желанию выполняют тесты на слайдах, используют инструмент «фломастер», выделяя правильные ответы .
Учащиеся на местах выполняют тесты в распечатке
Реформы П.А. Столыпина и их итоги «______»__________________2013
Проверь себя. ФИО ученика(цы)______________
Вариант I.
А. 1. Политический режим называется тртьиюньским:
а) по дате выпуска нового избирательного закона;
б) по дате создания нового законодательного органа;
в) по названию обращения П.А. Столыпина к депутатам Думы.
2. Программа реформ Столыпина:
а) была реализована полностью; б) была проведена лишь частично;
в) не была проведена.
3. К положениям аграрной реформы П.А. Столыпина НЕ относится:
а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;
в) замена общинного землепользования частным землевладением.
4. Преимущественно из общины выходили:
а) середняки; б) бедняки и кулаки;
в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях.
5. Основными территориями переселения были:
а) Украина, Белоруссия; б) Крым, Бессарабия; в) Сибирь, Дальний Восток.
6. Найдите верное утверждение. Целью аграрной реформы П.А. Столыпина было:
а) усиление общины; б) уравнительное землепользование крестьян;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.
7. Целью переселенческой политики П.А. Столыпина является:
а) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель;
б) развитие общинного землевладения на окраинах России;
в) обмен опытом ведения хозяйства.
В. 1. установите соответствие между датами и событиями:
Даты | События | ||
А | 1904-1905 | 1 | Первая мировая война |
Б | 1905 - 1907 | 2 | Русско-японская война |
В | 1914 - 1918 | 3 | Реформы П.А. Столыпина |
Г | 1906 - 1911 | 4 | Февральская революция |
5 | Первая русская революция |
Запишите ответы:
А | Б | В | Г |
Реформы П.А. Столыпина и их итоги «______»________________________2013
Проверь себя. ФИО ученика (цы)_________
Вариант II.
А. 1. П.А. Столыпин оказался» одиноким реформатором», так как:
а) общество устало от постоянных реформ;
б) для властей его реформы были радикальными, а для народа – недостаточны;
в) власти боялись его авторитета, а общество – диктаторских наклонностей.
2. Премьер – министр правительства с 1906 по 1911 г.
а) С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпин; в) С. А. Муромцев.
3. Новый избирательный закон, подписанный Николаем II без одобрения Думы, появился:
а) 1 июня 1907г. б) 3 июня 1907 г. в) 9 июня 1907г.
4. П.А. Столыпин находился на посту премьер-министра с:
а) 1906 – 1911г. б) 1907 – 1911г. в) 1907 – 1914г.
5. Указ П. А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:
а) 10 октября 1906г. б) 9 ноября 1906г. в) 7 ноября 1907г.
6. Разрушение общины и создание индивидуальных крестьянских хозяйств – это:
а) реформа С.Ю. Витте; б) П.А. Столыпина; в) И.Л. Горемыкина.
7. Аграрная реформа П.А. Столыпина НЕ предполагала:
а) выход крестьян из общины; б) частичный передел помещичьих земель;
в) создание индивидуальных крестьянских хозяйств.
8. Реформы П.А. Столыпина:
а)носили социалистический характер и завершились полным провалом;
б) носили буржуазный характер и были проведены частично;
в) носили буржуазный характер и были проведены полностью.
В.1. Установите соответствие между партиями и их лидерами
Партия | Лидер | ||
А | Кадеты. | 1 | А.И. Гучков |
Б | Октябристы | 2 | В.И. Ленин |
В | Эсеры | 3 | В.М. Чернов |
Г | РСДРП | 4 | Пуришкевич |
Д | Союз русского народа | 5 | П.Н. Милюков |
Запишите ответы
А | Б | В | Г | Д |
С.Общее задание для варианта I и II. Выбор ученика (цы):
С. 1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
С. 2. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:
- Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.
- Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима. Установившегося с 1905 г.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Звездочка показывает задание повышенного уровня сложности.
Взаимопроверка тестов, выставление отметок за выполнение тестов.
Рефлексия деятельности на уроке
- Какие уроки столыпинской реформы можно применить оценивая успешность реформы российского образования?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Приложение. Ответы к тестам.
В1. Задания А. 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – в; 6 – в; 7 –а.
Вариант I. Задания В | |||
А | Б | В | Г |
2 | 5 | 1 | 3 |
В2. Задания А. 1 – б; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 - б; 7 – б; 8 – б.
Вариант II. Задания В | ||||
А | Б | В | Г | Д |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 |
Использованные источники информации
Абрамов А.В. И др. История России конец XIX – начало XX в. Тесты: - М.: - Школа – Пресс, 1993.
Арасланова О.В., Позднеева А.В. Поурочные разработки по истории России: М.:- ВАКО, 2005.
Голубев и др. Российская история: - М.: - ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
Загладин Н.В. И др. История России XX век: - М.: - Русское слово, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе по теме: Первая российская революция. Реформы политической системы.
Цели урока: -познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции; -выработка умений самостоятельной работы с текстом; -способствовать развитию аналитиче...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...
Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)
Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...
План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.
План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....
Урок истории по теме "Экономические реформы" 9 класс
quot;Экономические реформы" Урок по истории , появящен Столыпинской аграрной реформе...
Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина
Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор...
технологическая карта урока истории по теме Экономическое развитие России в XVII веке
технологическая карта урока...