Урок по теме "Культура русских земель в XII-XIII в.в."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Лузянина Ирина Петровна
Урок по теме "Культура русских земель в XII-XIII в.в."построен в технологии РКМЧП с использованием стратегии «Зигзаг», приемов "верные и неверные утверждения", "кластер", «еврейская звезда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusskaya_kultura_12-13v.v._6_klass.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Культура русских земель в  XII-XIII в.в.

Урок истории в 6 классе

 Цели:

-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о культуре русских земель в  период политической раздробленности Древнерусского государства

-Формирование умения анализировать и оценивать культурные достижения

-Развитие критического мышления

-Воспитание чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и культурное наследие  русского народа

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVII в. М. «Просвещение».-  16.

Использованные приемы и стратегии: верные и неверные утверждения, «Зигзаг», кластер, «еврейская звезда».

Стадия Вызова.

          В середине  XII века в развитии Древнерусского государства наступил период  раздробленности, когда отдельные русские земли и княжества продолжали существовать как самостоятельные маленькие государства. Данный период был вызван как политическими, т.е. связанными с особенностями государственного управления сложившимися в Древней Руси, так и экономическими, т.е.  связанными с хозяйственной жизнью людей в условиях господства  натурального хозяйства, причинами. Но некоторые элементы государственного единства сохранились, такие как православная религия, первое государственное законодательство «Русская правда» и некоторые другие.

          В  XII-XIII в.в. Древнерусское государство постигла большая беда: оно попало под иго монгольского государства Золотая Орда. Ордынское владычество имело очень тяжелые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремесла, на долгие столетия было подорвано хозяйство Руси и прерваны торговые связи с другими странами; под власть золотоордынских ханов попала княжеская власть, постепенно исчезали вечевые традиции…      

         Пожалуй, главным показателем жизнедеятельности любого государства в истории является культура народов, поживающих в нем, т.е. достижения общества на определенном этапе развития, в определенную историческую эпоху.

           Как вы думаете, как повлияла историческая ситуация, сложившаяся в русских княжествах и землях в XII-XIII в.в., на древнерусскую культуру? Как вы думаете, какие из данных утверждений о развитии культуры периода феодальной раздробленности верны, а какие неверны?

№ п/п

Утверждения

Ответ

 до чтения

Ответ после чтения

1.

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры

2.

В период феодальной раздробленности древнерусская культура получила новые источники для своего развития

3.

Появились местные  культурные центры, в которых стали складываться собственные культурные центры

4.

Культура русских земель в  XII-XIII в.в. была уничтожена монголо-татарским нашествием

5.

Древнерусская культура XII-XIII в.в. попала под влияние монгольской культуры

       Далее в классе обсуждается каждое мнение по  предлагаемым высказываниям с использованием  таких вводных слов, как   «я думаю…, потому что», «я полагаю…, потому что».

Стадия Содержания.

        Для работы с текстом класс поделен на 5 групп ( по количеству отрывков параграфа ), в  каждой группе по 5  обучающиеся. На первом этапе каждый ученик читает свой отрывок и заполняет свою часть кластера. Затем пересаживается в группу экспертов, где все по порядку рассказывают прочитанный отрывок текста и обсуждают правильность заполнения кластера, а также выбирают лучшего рассказчика, который будет презентовать  рассказ всему классу. Потом учащиеся пересаживаются в родные группы и каждый ученик по порядковому номеру рассказывает свой отрывок текста и все заполняют кластер. На последнем этапе изучения новой темы  презентуется  тема всему классу лучшими рассказчиками от экспертных групп и на доске отражается вся тема в готовом кластере.

       По итогам изучения темы группам предлагается выполнить задание «еврейская звезда».

       На каждом этапе работы по теме урока учащиеся в группе подводят итоги индивидуального вклада каждого учащегося в коллективный интеллектуальный труд и баллы выставляются в листе контроля напротив его фамилии.

Стадия Рефлексии.

         Итак, мы познакомились с древнерусской культурой периода феодальной раздробленности. Давайте   вернемся к  нашим предположениям о развитии культуры периода феодальной раздробленности в начале урока и внесем коррективы об их верности , если это необходимо. Сначала ребята выполняют работу индивидуально, далее в классе обсуждается каждое мнение по  предлагаемым высказываниям с использованием  таких вводных слов, как   «утверждение верно, потому что», «утверждение неверно, потому что».

          Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Именно в культуре ярче всего проявлялись идеи укрепления единства Русской земли.

          Знакомство с древнерусской культурой можно продолжить, используя возможности современного телевидения на телеканале «Рашен травел гайд», цель которого  познакомить всех желающих с достопримечательностями и культурой нашей страны. На этом телеканале часто бывают телепутешествия по так называемому «Золотому кольцу России», к которому относятся такие древнерусские города, как Владимир, Суздаль, Муром, Рязань, Москва, Великий Новгород, где по сей день бережно сохраняются культурные артифакты учеными-историками, археологами и жителями этих городов.

Приложение №1

Лист контроля группы  №____

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Рассказ в группе экспертов

(1-3 балла)

Рассказ в своей  группе

(1-3 балла)

Кластер

(1балл)

Презентация

классу своего рассказа

(1балл)

Активность в группе

 (1 балл)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение №2

Словарь урока

Архитектурный ансамбль – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

Канон - правило.

Культура – достижения общества на определенном этапе исторического развития.

Традиция – то, что  народ хранит, бережет и передается от одного поколения другому.

Уникальный - исключительный, единственный в своем роде, неповторимый.

Самобытный - своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.

Приложение №3

«Еврейская звезда»

Приложение №4

Кластер « Культура русских земель в  XII-XIII в.в.

Лист контроля группы  № 1

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений  (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Черенкова Катя

2.

Азиатцев Влад

3.

Котельникова Таня

4.

Быков Влад

5.

Лист контроля группы  № 2

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений  (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Щтенников Артем

2.

Хисматуллин Женя

3.

Чернова Света

4.

Олейник Аня

5.

Зигангирова Альбина

Лист контроля группы  № 3

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений  (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Гильмутдинов Руслан

2.

Соколова Маша

3.

Вершинин Игорь

4.

Субботкина Настя

5.

Боталова Аня

Лист контроля группы  № 4

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений  (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Тюрина Маша

2.

Фомичева Ульяна

3.

Бахтияров Руслан

4.

Шутов Данил

5.

Лист контроля группы  № 5

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений  (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Ахмадильшина Марина

2.

Кощеев Никита

3.

Ворончихина Лиза

4.

Дериглазов Володя

5.

Григорьева Алина

Лист контроля группы  №___6_

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Рассказ в группе экспертов

(1-3 балла)

Рассказ в своей  группе

(1-3 балла)

Кластер

(1балл)

Презентация

классу своего рассказа

(1балл)

Активность в группе

 (1 балл)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель

В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"

Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

Урок Начало обьединения русских земель вокруг Москвы

Причины возвышения Москвы, борьба с другими потенциальными центрами, конец монгольского ига...

План-конспект урока "Образование самостоятельных русских земель"

План-конспект урока истории в  6 классе "Образование самостоятельных русских земель"...