Урок по теме "Культура русских земель в XII-XIII в.в."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_kultura_12-13v.v._6_klass.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура русских земель в XII-XIII в.в.
Урок истории в 6 классе
Цели:
-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о культуре русских земель в период политической раздробленности Древнерусского государства
-Формирование умения анализировать и оценивать культурные достижения
-Развитие критического мышления
-Воспитание чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и культурное наследие русского народа
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVII в. М. «Просвещение».- 16.
Использованные приемы и стратегии: верные и неверные утверждения, «Зигзаг», кластер, «еврейская звезда».
Стадия Вызова.
В середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности, когда отдельные русские земли и княжества продолжали существовать как самостоятельные маленькие государства. Данный период был вызван как политическими, т.е. связанными с особенностями государственного управления сложившимися в Древней Руси, так и экономическими, т.е. связанными с хозяйственной жизнью людей в условиях господства натурального хозяйства, причинами. Но некоторые элементы государственного единства сохранились, такие как православная религия, первое государственное законодательство «Русская правда» и некоторые другие.
В XII-XIII в.в. Древнерусское государство постигла большая беда: оно попало под иго монгольского государства Золотая Орда. Ордынское владычество имело очень тяжелые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремесла, на долгие столетия было подорвано хозяйство Руси и прерваны торговые связи с другими странами; под власть золотоордынских ханов попала княжеская власть, постепенно исчезали вечевые традиции…
Пожалуй, главным показателем жизнедеятельности любого государства в истории является культура народов, поживающих в нем, т.е. достижения общества на определенном этапе развития, в определенную историческую эпоху.
Как вы думаете, как повлияла историческая ситуация, сложившаяся в русских княжествах и землях в XII-XIII в.в., на древнерусскую культуру? Как вы думаете, какие из данных утверждений о развитии культуры периода феодальной раздробленности верны, а какие неверны?
№ п/п | Утверждения | Ответ до чтения | Ответ после чтения |
1. | Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры | ||
2. | В период феодальной раздробленности древнерусская культура получила новые источники для своего развития | ||
3. | Появились местные культурные центры, в которых стали складываться собственные культурные центры | ||
4. | Культура русских земель в XII-XIII в.в. была уничтожена монголо-татарским нашествием | ||
5. | Древнерусская культура XII-XIII в.в. попала под влияние монгольской культуры |
Далее в классе обсуждается каждое мнение по предлагаемым высказываниям с использованием таких вводных слов, как «я думаю…, потому что», «я полагаю…, потому что».
Стадия Содержания.
Для работы с текстом класс поделен на 5 групп ( по количеству отрывков параграфа ), в каждой группе по 5 обучающиеся. На первом этапе каждый ученик читает свой отрывок и заполняет свою часть кластера. Затем пересаживается в группу экспертов, где все по порядку рассказывают прочитанный отрывок текста и обсуждают правильность заполнения кластера, а также выбирают лучшего рассказчика, который будет презентовать рассказ всему классу. Потом учащиеся пересаживаются в родные группы и каждый ученик по порядковому номеру рассказывает свой отрывок текста и все заполняют кластер. На последнем этапе изучения новой темы презентуется тема всему классу лучшими рассказчиками от экспертных групп и на доске отражается вся тема в готовом кластере.
По итогам изучения темы группам предлагается выполнить задание «еврейская звезда».
На каждом этапе работы по теме урока учащиеся в группе подводят итоги индивидуального вклада каждого учащегося в коллективный интеллектуальный труд и баллы выставляются в листе контроля напротив его фамилии.
Стадия Рефлексии.
Итак, мы познакомились с древнерусской культурой периода феодальной раздробленности. Давайте вернемся к нашим предположениям о развитии культуры периода феодальной раздробленности в начале урока и внесем коррективы об их верности , если это необходимо. Сначала ребята выполняют работу индивидуально, далее в классе обсуждается каждое мнение по предлагаемым высказываниям с использованием таких вводных слов, как «утверждение верно, потому что», «утверждение неверно, потому что».
Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Именно в культуре ярче всего проявлялись идеи укрепления единства Русской земли.
Знакомство с древнерусской культурой можно продолжить, используя возможности современного телевидения на телеканале «Рашен травел гайд», цель которого познакомить всех желающих с достопримечательностями и культурой нашей страны. На этом телеканале часто бывают телепутешествия по так называемому «Золотому кольцу России», к которому относятся такие древнерусские города, как Владимир, Суздаль, Муром, Рязань, Москва, Великий Новгород, где по сей день бережно сохраняются культурные артифакты учеными-историками, археологами и жителями этих городов.
Приложение №1
Лист контроля группы №____
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Рассказ в группе экспертов (1-3 балла) | Рассказ в своей группе (1-3 балла) | Кластер (1балл) | Презентация классу своего рассказа (1балл) | Активность в группе (1 балл) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. |
Приложение №2
Словарь урока
Архитектурный ансамбль – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.
Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.
Канон - правило.
Культура – достижения общества на определенном этапе исторического развития.
Традиция – то, что народ хранит, бережет и передается от одного поколения другому.
Уникальный - исключительный, единственный в своем роде, неповторимый.
Самобытный - своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.
Приложение №3
«Еврейская звезда»
Приложение №4
Кластер « Культура русских земель в XII-XIII в.в.
Лист контроля группы № 1
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Активность в выдвижении предположений (1балл) | Заполнение бортового журнала (1-3 балла) | Вывод по теме урока (1балл) | Взаимопомощь внетри группы (1балл) | Синквейн (1-3 балла) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | Черенкова Катя | ||||||
2. | Азиатцев Влад | ||||||
3. | Котельникова Таня | ||||||
4. | Быков Влад | ||||||
5. |
Лист контроля группы № 2
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Активность в выдвижении предположений (1балл) | Заполнение бортового журнала (1-3 балла) | Вывод по теме урока (1балл) | Взаимопомощь внетри группы (1балл) | Синквейн (1-3 балла) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | Щтенников Артем | ||||||
2. | Хисматуллин Женя | ||||||
3. | Чернова Света | ||||||
4. | Олейник Аня | ||||||
5. | Зигангирова Альбина |
Лист контроля группы № 3
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Активность в выдвижении предположений (1балл) | Заполнение бортового журнала (1-3 балла) | Вывод по теме урока (1балл) | Взаимопомощь внетри группы (1балл) | Синквейн (1-3 балла) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | Гильмутдинов Руслан | ||||||
2. | Соколова Маша | ||||||
3. | Вершинин Игорь | ||||||
4. | Субботкина Настя | ||||||
5. | Боталова Аня |
Лист контроля группы № 4
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Активность в выдвижении предположений (1балл) | Заполнение бортового журнала (1-3 балла) | Вывод по теме урока (1балл) | Взаимопомощь внетри группы (1балл) | Синквейн (1-3 балла) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | Тюрина Маша | ||||||
2. | Фомичева Ульяна | ||||||
3. | Бахтияров Руслан | ||||||
4. | Шутов Данил | ||||||
5. |
Лист контроля группы № 5
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Активность в выдвижении предположений (1балл) | Заполнение бортового журнала (1-3 балла) | Вывод по теме урока (1балл) | Взаимопомощь внетри группы (1балл) | Синквейн (1-3 балла) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | Ахмадильшина Марина | ||||||
2. | Кощеев Никита | ||||||
3. | Ворончихина Лиза | ||||||
4. | Дериглазов Володя | ||||||
5. | Григорьева Алина |
Лист контроля группы №___6_
№ п/п | Ф.И. ученика, участника группы | Рассказ в группе экспертов (1-3 балла) | Рассказ в своей группе (1-3 балла) | Кластер (1балл) | Презентация классу своего рассказа (1балл) | Активность в группе (1 балл) | Итого баллов (9 баллов) |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель
В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
Урок Начало обьединения русских земель вокруг Москвы
Причины возвышения Москвы, борьба с другими потенциальными центрами, конец монгольского ига...
План-конспект урока "Образование самостоятельных русских земель"
План-конспект урока истории в 6 классе "Образование самостоятельных русских земель"...