План-конспект урока "Образование самостоятельных русских земель"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Мосина Екатерина Александровна

План-конспект урока истории в  6 классе "Образование самостоятельных русских земель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_samostoyatelnih_russkih_zemel_kruglov_i_a_.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по истории России в 6 классе

Тема урока: Образование самостоятельных русских земель

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о причинах распада Руси на отдельные княжества и земли; содействовать формированию знаний об особенностях эпохи раздробленности и её последствиях для нашего государства.

Оборудование:карта «Раздробленность Руси в XII-начале XIII века», учебник по истории России, карточки с приложениями № 1, 2, 3, 4, доска, мел.

Литература для учителя:А.Г. Кузьмин «История России с древнейших времён до 1618 года», «Повесть временных лет» (пер. Д.С. Лихачёва), Н.М. Карамзин «История Государства Российского», А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России».

Литература для обучающихся:«Слово о погибели Русской земли» (пер. Л.А. Дмитриева), «История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс. Хрестоматия к учебнику Е.В. Пчелова»

Задачи:

  1. обучающие – познакомить обучающихся с особенностями начала эпохи раздробленности на Руси, её причинами, положительными и отрицательными последствиями в различных сферах деятельности населения Руси, способствовать усвоению основных понятий по теме.
  2. развивающие – развивать умения и навыки работы с исторической картой «Раздробленность Руси в XII-начале XIIIвека», продолжать формировать умение работать с текстом учебника, умение извлекать из него необходимую информацию, умение давать характеристику последствиям раздробленности и систематизировать материал в нужной форме, умение работать в группе.
  3. воспитывающие – воспитывать понимание необходимости единства русского народа, приобщить обучающихся к социальному опыту прошлого поколения.

Планируемые результаты:

А) предметные: давать определение понятию «феодальная раздробленность», «междоусобица», знать даты «1132-1521 г», перечислять княжества и земли, на которые распалась Русь, называть причины, особенности и последствия раздробленности на Руси.

Б) метапредметные: установление межпредметных связей История России – История Средних веков, история – география, формирование универсальных учебных действий – УУД:

       1) познавательные УУД: поиск информации в различных исторических источниках; сравнивать данные источников; приводить оценки исторических событий, изложенных в научной литературе; извлекать информацию в разных формах, анализ материала.

       2) личностные УУД: проявление заинтересованности в решении учебных задач; осознание ответственности за общее дело; формирование уважения к культурному наследию нашей страны; ориентирование в поступках исторических личностей.

       3) коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь слушать и слышать других; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; рассказывать о событиях; выступать перед аудиторией с сообщениями, результатами исследования, правильно выстраивать свою речь.

       4) регулятивные УУД: постановка целей и задач урока; осуществление рефлексии; планирование собственной деятельности при выполнении заданий; прогнозирование деятельности; коррекция допущенных ошибок.

В) личностные: оценивать поступки князей, опираясь на собственный морально-нравственный опыт; оценивать последствия раздробленности для нашей страны; вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Последовательность этапов урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Целеполагание (2 минуты)
  3. Актуализация знаний (5 минут)
  4. Изучение нового материала (23 минуты)
  5. Первичное закрепление изученного материала (5 минут)
  6. Физкультминутка (2 минуты)
  7. Систематизация знаний (3 минуты)
  8. Рефлексия (3 минуты)
  9. Объяснение домашнего задания (1 минута)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

(1 мин)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу на уроке, побуждает к активности на уроке

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас всех видеть. Проверьте, пожалуйста, готовы ли вы к уроку? Всё ли необходимое лежит у вас на партах – учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник, атлас?

-Отлично! Давайте же приступим к изучению нового раздела истории России, который окажется не менее увлекательным, чем предыдущие. Нас ждёт много интересного! За активную работу на уроке в конце вы получите хорошие отметки, если не будете лениться! Начнём урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют наличие учебных принадлежностей

Целеполагание (2 мин)

-Обратите внимание на 2 карты на доске. На одной изображена Русь в IX-начале XIIвека. На другой – Русь в XII – начале XIIIвека.

Учитель намеренно заранее должен закрыть название карты (в частности – «Раздробленность Руси»), чтобы не подсказать сразу же ответ.

-Сравните их между собой, пожалуйста. Чем отличается наше государство на двух этих картах?

-Вы совершенно правы. Единое ранее государство Русь распалось на отдельные самостоятельные части. Какую бы цель вы поставили сегодня на уроке?

-Верно. Как бы вы сформулировали тему урока?

-Давайте запишем тему. Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число и тему – «Образование самостоятельных русских земель».

Сравнивают между собой две карты, определяют различия.

Примерные ответы: внутри Руси появились границы, появились названия отдельных княжеств и земель, показанных на карте разным цветом, образовались новые города

Примерные ответы: выяснить, откуда внутри государства появились самостоятельные княжества и земли, кто виновен в случившемся.

Примерные ответы: появление самостоятельных княжеств и земель на Руси

Записывают в тетради число и тему урока

Актуализация знаний

(5 мин)

-Скажите, пожалуйста, где мы могли видеть ранее подобное положение в государстве?

-Да. А кто-нибудь вспомнит, почему так произошло?

-Абсолютно верно. Похожая ситуация была и в истории нашей страны. Для её изучения давайте вспомним некоторые ключевые моменты, которые уже были вами изучены ранее.

Учитель раздаёт обучающимся карточки с текстом (приложение № 1), в котором необходимо заполнить пропуски, выбрав правильный ответ.

«К концу XIвека династия (А)___________ сильно разрослась. Она делилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти было невозможно. Одних князей оттесняли опытные старшие сородичи, другие были недовольны своими (Б) ______________. Всё это создавало условия для новых (В)________. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры.

В (Г) __________ году в городе __________ съехались 6 князей во главе со (Д) ____________________________. За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения – (Е)__________________. Данный съезд стал важным шагом на пути разделения Русской земли».

Варианты ответов:

  1. Мономашичи
  2. 1054 г.
  3. 1097 г.
  4. Рюриковичи  
  5. Святополк II
  6. Ярослав Мудрый  
  7. вотчина    
  8. Ольговичи
  9. княжество    
  10. удел
  11. графство    
  12. Киев  
  13. В. Мономах
  14. убийство    
  15. спор
  16. усобица
  17. 1125 г.  
  18. Владимир  
  19. Любеч
  20. Святослав  

-Итак, давайте проверим, хорошо ли вы помните изученный ранее материал? По очереди, называйте букву, которую вы поставили на место пропуска.

Учитель контролирует правильность выполнения задания, поправляет в случае неправильного ответа.

Примерные ответы: мы изучали Историю Средних веков, похожая ситуация была в странах – Франции, Германии.

Примерные ответы: внуки Карла Великого разделили между собой империю в 843 году, став хозяевами отдельных её частей.

Выполняют задание, заполняют пропуски.

По очереди называют ответы, исправляют ошибки в случае неверного ответа.

Изучение нового материала (23 мин)

-Ну что же. Я вижу, что вы неплохо потрудились. Разделение государства, при котором отдельные его части оказались во владении отдельных ветвей династии Рюриковичей, произошедшее после Любечского съезда, привело к началу периода феодальной раздробленности. Давайте запишем данное определение в тетрадь.

-Но если раздробленность это период, то, что ещё нам нужно обязательно указать?

-Верно.Какой же год считать началом раздробленности? Мы с вами видели, что первые её проявления стали происходить после Любечского съезда. Предлагаю вам посмотреть также на точку зрения известного российского историка Н.М. Карамзина.

Учитель раздаёт обучающимся приложение № 2 с выдержкой из «Истории Государства Российского».

-Итак, вы прочитали небольшой отрывок из труда Н.М. Карамзина. Какую точку зрения высказывает историк относительно начала раздробленности?

-Очень хорошо. Однако ни 1097, ни 1100 год не считаются датами начала раздробленности. Давайте познакомимся с текстом параграфа и выясним, какой год нам нужно указать.

Учитель с помощью приёма комментированного чтения (1 пункт параграфа № 16) знакомит обучающихся с датировкой эпохи (стр. 99-100)

-Несмотря на множество мнений, именно 1132 год считается началом, так как при Владимире Мономахе и Мстиславе Великом Русь ещё сохраняла некоторое единство. Концом же раздробленности считается 1521 год, когда к объединяющемуся государству Василий III присоединил Рязань. Запишите, пожалуйста, эту дату в тетрадь.

-Теперь давайте обратимся к трём главным вопросам: причины, особенности и последствия раздробленности на Руси. Для этого я предлагаю вам разделиться на 2 группы, каждая из которых будет выполнять своё задание. После этого один человек из каждой группы выступит перед всем классом, и таким образом вы обменяетесь полученными знаниями.

Учитель делит класс на 2 группы и раздаёт задания.

Задание для группы № 1: Определите причины раздробленности на основе представленных отрывков (приложение № 3) и пункта № 1 параграфа № 16.

Задание для группы № 2. Охарактеризуйте последствия раздробленности Руси, используя пункт № 3 параграфа № 16.

-На выполнение данных заданий вам даётся 15 минут. Внимательно выслушайте мнение друг друга по тому или иному вопросу, чтобы всё сделать правильно. Распределите между собой роли. Желаю удачи!

Учитель наблюдает за активной работой обучающихся, записывает на разных частях доски следующие подзаголовки «Причины раздробленности», «Особенности эпохи», «Последствия раздробленности».

По завершении работы, учитель выслушивает ответы обучающихся, осуществляет коррекцию допущенных ошибок (при их наличии)

-Итак, ребята. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы справились с работой. Я попрошу выступить представителя группы № 1. Все остальные внимательно должны выслушать выступающего.

-Вы очень хорошо поработали, молодцы! Действительно, немаловажную роль сыграли княжеские усобицы, несмотря на попытки сильных русских князей, таких как Владимир Мономах, предотвратить новые братоубийственные войны. Вспомните, например, его «Поучение детям». Любечский съезд 1097 года установил принцип «каждый держит вотчину свою», преследуя цель – прекратить усобицы. Однако, они вспыхнули с новой силой. Многие князья пытались неоднократно захватить Киев, который долгое время был столицей древнерусского государства и оставался главным городом. Здесь, конечно, сыграли свою роль и отрицательные качества князей – жадность, властолюбие. И вы верно назвали причиной – господство натурального хозяйства, благодаря которому всё необходимое для жизни производилось в каждой вотчине, а потому вотчины решили обходиться без единого центра. Помимо того, можно назвать и нежелание князей регулярно платить налоги в центр. Зачем вывозить деньги в Киев, если их можно использовать для развития собственной вотчины? Помните ли вы одного из первых князей, который стал так делать?

-Абсолютно верно. Итак, давайте запишем следующие причины раздробленности, которые вы выявили.

Учитель записывает на доске под заголовком «Причины раздробленности» под цифрами основные причины:

  1. Княжеские междоусобицы
  2. Любечский съезд 1097 года, закрепивший вотчины за князьями.
  3. Рост княжеско-боярского землевладения
  4. Господство натурального хозяйства в вотчинах
  5. Рост городов, строительство мощных укреплений
  6. Упадок старых торговых путей и установление новых торговых связей.

Используя метод беседы, учитель выявляет с обучающимися главные особенности эпохи раздробленности на Руси.

-Вы очень хорошо поработали, спасибо, ребята! Прежде, чем поговорить о последствиях раздробленности, стоит выявить и её особенности. Ведь в каждой стране она протекала по-разному.

Раздробленность государства не означала абсолютный разрыв между русскими землями во всех сферах жизни. Есть и то, что их объединяло в культурном плане. Что же это могло быть?

-Точно. Духовная связь была между всеми русскими людьми, не смотря на их проживание в разных княжествах и землях. Однако могло ли равномерно идти развитие культуры в отдельных самостоятельных княжествах?

-Абсолютно точно.

Возможно, было что-то общее и в политической сфере? Кто догадается?

- Верно. Несмотря на вражду, они все были потомками Рюрика, а значит являлись родственниками. На что мог опираться каждый из них, обеспечивая и поддерживая порядок в своём княжестве?

-Именно. «Русская Правда» - основа древнерусского законодательства. Так или иначе, князья стремились обеспечить нормальное существование своих подданных, получить поддержку от разных слоёв населения. Как же этого можно было достичь, не соблюдая традиционные законы, завещанные великими предками? Отличная работа, друзья! Давайте запишем особенности эпохи раздробленности на Руси в тетрадь.

Учитель записывает под заголовком «Особенности эпохи»:

  1. Существовали общие законы для жителей княжеств, основанные на «Русской Правде»
  2. Сохранялась единая вера, язык
  3. Землями управляли князья-родственники из Рюриковичей
  4. Шло обогащение культуры в разных княжествах.

-Теперь настало время послушать ответ представителя группы № 2 о последствиях раздробленности. Пожалуйста, сейчас назовите то, что вам не понравилось среди этих последствий. К чему привела раздробленность Руси?

-Правильно, ребята. Действительно это так. Вспомните известную притчу об отце и его сыновьях, которые постоянно ссорились между собой. А отец на примере сломанных по отдельности веточек показал, что отсутствие единства и согласия ни к чему хорошему не приведёт. То же самое мы можем наблюдать и здесь. Обратите внимание на карту «Раздробленность Руси». Кто в XII-XIIIвеках воспользовался уязвимостью нашего государства? С кем происходили частые стычки?

-Верно. О них нам ещё предстоит поговорить на следующих уроках. Теперь представьте. Русь распалась. Каждое княжество стало маленьким самостоятельным государством. Могло ли каждое из них дробиться на ещё более мелкие?

-Прекрасно, ребята! Вы молодцы!

Но, говоря о последствиях раздробленности, можно сказать только о плохих? Неужели не было никакой пользы от неё? Ведь обычно всегда можно найти плюсы в любом явлении или событии. Подумайте хорошенько.

-Правильно. Как видите, хотя раздробленность и ослабила Русь, но страна продолжала развиваться. Каждый князь делал всё возможное для процветания своей земли.

Давайте занесём эти данные в таблицу.

Учитель чертит таблицу под заголовком «Последствия раздробленности» и заполняет её.

Положительные

Отрицательные

Рост городов

Продолжение усобиц

Установление новых торговых связей

Ослабление обороноспособности

Обогащение культуры

Усиление дробления страны на более мелкие земли

Сохранение доходов в казне княжества

Записывают в тетрадь определение «феодальная раздробленность».

Примерные ответы: хронологические рамки периода

Читают отрывок, определяют мнение Н.М. Карамзина относительно начала раздробленности на Руси

Примерные ответы: Карамзин указывает на 1100 год, когда князья снова собрались на съезд для разрешения разногласий между ними. Автор также прямо употребляет словосочетание «разделение государства», что указывает на начало раздробленности в 1100 году, по его мнению.

Читают текст учебника (стр. 99-100), определяют датировку раздробленности.

Записывают даты: 1132-1521 г.

Объединившись в группы, обучающиеся работают с предложенным материалом в течении 15 минут. После этого по 1 человеку от группы выступают с результатами проделанной работы.

Выступает представитель группы № 1 с выявленными причинами раздробленности.

Примерные ответы: историки называют причинами очередные усобицы князей между собой, решения Любечского съезда, господство натурального хозяйства в боярских вотчинах, упадок старых торговых путей и появление новых торговых связей, рост городов с мощными защитными укреплениям.

Отвечают на вопрос: князь Ярослав Владимирович.

Примерные ответы: язык, вера

Примерные ответы: нет, каждое княжество могло развиваться по-разному, как отдельные государства. А культура везде разная.

Примерные ответы: князья-родственники из одной династии Рюриковичей, постоянно враждовавшие между собой

Примерные ответы: на статьи «Русской Правды».

Выступает представитель группы № 2 с выявленными последствиями раздробленности.

Примерные ответы: раздробленность привела к превращению страны в лёгкую добычу для врагов; продолжались княжеские междоусобицы за обладание лучшими землями.

Работают с картой, определяют главных противников Руси в XII-XIIIвеках.

Примерные ответы: на карте мы видим половцев, монголов, немецких рыцарей.

Отвечают на вопрос: могло, так как можно вспомнить, что происходило, когда Русь была единой: киевский князь делил страну между сыновьями, делая их наместниками. Теперь главный князь отдельной земли мог делать тоже самое в своём княжестве. То есть раздробленность углублялась.

Отвечают на вопрос.

Примерные ответы: мы уже сказали, что обогащалась культура Руси, также можно назвать рост городов в каждом княжестве, развитие торговых связей с другими странами (раз они прекратились внутри), доходы княжеств шли в их собственную казну.

Первичное закрепление изученного материала (5 мин)

-Ребята, давайте закрепим изученный нами сегодня материал. Для этого я предлагаю вам исправить ошибки в небольшом тексте.

Учитель раздаёт карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Задача обучающихся – найти и исправить их.

Текст на карточке (приложение № 4)

«Период феодальной раздробленности наступил на Руси в XIII веке. Он начался после смерти князя Владимира Мономаха. Князья соперничали друг с другом, используя любые средства для достижения своих целей. Самым крупным и мощным княжеством среди остальных оказалось Киевское.Раздробленность означала полный разрыв всех политических, духовных и иных связей между княжествами. На 3 с лишним столетия они оказались обособлены друг от друга. Среди причин раздробленности историки называют усобицы князей, упадок старых центров Руси, господство товарного хозяйства. Последствия оказались ужасающими для нашей страны… Раздробленность принесла только лишь беды и несчастья на Русскую землю…»

Учитель контролирует правильность ответов, просит самостоятельно их исправить в случае допуска ошибок, слабым ученикам разрешает опираться на написанный материал в тетради.

Исправляют найденные ошибки, по очереди называют правильные ответы: раздробленность началась в XII веке после смерти Мстислава Великого; Киевское княжество не могло быть самым крупным и мощным; связи не были разорваны полностью между землями, было и некоторое единство; господство товарного хозяйства – не причина начала раздробленности; среди последствий были и положительные.

Осуществляют взаимный контроль ошибок, исправляют их

Физкультминутка

(2 мин)

-Итак, вы очень хорошо сегодня поработали. Но надо и отдохнуть, как вы считаете? Давайте проведём физкультминутку!

Учитель, проговаривая слова стихотворения, вместе с детьми выполняет упражнения, которые в нём содержатся.

«Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не  ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо».

Вместе с учителем выполняют необходимые упражнения.

Систематизация знаний

(3 мин)

Учитель организует приведение новых знаний в систему с помощью репродуктивных и оценочных вопросов.

-Что ж, ребята. Сегодня мы познакомились с началом эпохи феодальной раздробленности на Руси. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов для проверки, хорошо ли вы усвоили материал?

  1. Что такое феодальная раздробленность?
  2. Каковы хронологические рамки данного периода?
  3. Назовите особенности периода раздробленности?
  4. Как вы оцениваете внутреннее и внешнее положение Руси в XIIвеке?
  5. Какой след раздробленность оставила в истории Руси, на ваш взгляд?

Отвечают на предложенные вопросы

Рефлексия

(3 мин)

-Давайте подведём итоги нашего урока. Я попрошу вас заполнить небольшую анкету, где вам нужно будет продолжить предложение, которая позволит вам осуществить самоанализ собственной работы, а также оценить сегодняшний наш урок.

Учитель раздаёт небольшие анкеты со следующими вопросами

Анкета (приложение № 5)

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

-Я очень надеюсь, что вы усвоили данную тему. Большое спасибо всем за проделанную работу!

В заключении, ответьте, пожалуйста, на вопрос – как вы считаете, достигнута ли цель урока?

Заполняют предложенную анкету, определяют уровень своей активности на уроке, оценивают урок

Высказывают своё мнение относительно достижения цели урока

Объяснение домашнего задания

(1 мин)

-Ваше домашнее задание заключается в следующем. Вам необходимо выполнить задание № 5 на стр. 105 к параграфу № 16. Дома подготовьтесь к маленькой дискуссии на следующем уроке по вопросу о неизбежности и закономерности распада древнерусского государства. Своё мнение нужно обязательно аргументировать, доказывать, по возможности иллюстрировать примерами. Также для самостоятельного ознакомления предлагаю вам почитать «Слово о погибели русской земли», помещённое в учебнике после параграфа. Всем вам желаю удачи! До свидания, ребята!

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по поводу проведения дискуссии.

Приложения

Приложение № 1

«К концу XIвека династия (А)___________ сильно разрослась. Она делилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти было невозможно. Одних князей оттесняли опытные старшие сородичи, другие были недовольны своими (Б) ______________. Всё это создавало условия для новых (В)________. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры.

В (Г) __________ году в городе __________ съехались 6 князей во главе со (Д) ____________________________. За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения – (Е)__________________. Данный съезд стал важным шагом на пути разделения Русской земли».

Варианты ответов:

  1. Мономашичи
  2. 1054 г.
  3. 1097 г.
  4. Рюриковичи  
  5. Святополк II
  6. Ярослав Мудрый  
  7. вотчина    
  8. Ольговичи
  9. княжество    
  10. удел
  11. графство    
  12. Киев  
  13. В. Мономах
  14. убийство    
  15. спор
  16. усобица
  17. 1125 г.  
  18. Владимир  
  19. Любеч
  20. Святослав  

Приложение № 2

Из «Истории Государства Российского» (Н.М. Карамзин)

«…князья Российские, взаимно огорчаемые своим несогласием, вероломством, малодушным властолюбием, вторично собралися близ Киева: Святополк, Мономах и Святославичи; заключили [30 Июня 1100 г.] новый союз между собою и звали Давида. Сей Князь Владимирский не дерзнул их ослушаться; но приехав, гордо сказал: "Я здесь: чего от меня хотите? кто недоволен мною?.." Не ты ли сам, - ответствовал ему Владимир, - желал общего Княжеского собрания, чтобы представить нам свои неудовольствия? Теперь сидишь на одном ковре с братьями: говори, кто и чем оскорбил тебя? Давид молчал. Князья встали и сели на коней. Отъехав в сторону, каждый советовался с своею дружиною. Давид сидел один. Наконец они снеслися между собою, и Послы их торжественно сказали ему: "Князь Давид! Объявляем волю наших Государей. Область Владимирская уже не твоя отныне: ибо ты был причиною вражды и злодейства, неслыханного в России. Но живи спокойно; не бойся смерти. Бужск остается твоим городом: Святополк дает тебе еще Дубно и Черторижск, Мономах 200 гривен, Олег и брат его тоже". Давид смирился, и Святополк чрез некоторое время уступил ему Дорогобуж Волынский, отдав Владимир сыну своему Ярославу. Соединенные Князья отправили также Послов к Ростиславичам, требуя, чтобы они выдали пленников, взятых ими в битве с коварным Святополком, и господствовали в одном Перемышле; чтобы Володарь взял к себе несчастного Василька или прислал к дядям, которые обязываются кормить его. Но Ростиславичи с гордостиюотвергнули сие предложение, и великодушный слепец хотел умереть Теребовльским Князем. Святополк, испытав храбрость их, не смел уже воевать с ними; но строго наказал своего родного племянника, Ярослава, сына Ярополкова, который, господствуя в Бресте, вооружался и хотел завладеть другими городами. Его привезли в Киев окованного цепями. Митрополит и Духовенство испросили ему свободу; но сей несчастный, бежав из Киева, попался в руки Владимирскому Князю, сыну Святополкову: снова был заключен, и чрез десять месяцев умер в темнице. Разделение Государства, вообще ослабив его могущество, уменьшило и власть Князей…».

Приложение № 3

Н.М. Карамзин «История Государства Российского»

«Сей торжественный союз (Любечский съезд) был в одно время заключен и нарушен самым гнуснейшим злодейством, коего воспоминание должно быть оскорбительно для самого отдаленнейшего потомства. Летописец извиняет главного злодея, сказывая, что клеветники обманули его; но так обманываются одни изверги. Сей недостойный внук Ярославов, Давид Игоревич, приехав из Любеча в Киев, объявил Святополку, что Мономах и ВасилькоРостиславич суть их тайные враги; что первый думает завладеть престолом Великокняжеским, а второй городом Владимиром; что убиенный брат их, Ярополк Изяславич, погиб от руки Василькова наемника, который ушел к Ростиславичам; что благоразумие требует осторожности, а месть жертвы…

Знаменитые духовные особы смело говорили Великому Князю о человеколюбии и гнусности вероломства. Он колебался; но снова устрашенный коварными словами Давида, отдал ему жертву в руки. Василька ночью привезли в Белгород и заперли в тесной горнице; в глазах его острили нож, расстилали ковер; взяли несчастного и хотели положить на землю. Угадав намерение сих достойных слуг Давида и Святополка, он затрепетал и, хотя был окован, но долгое время оборонялся с таким усилием, что им надлежало кликнуть помощников. Его связали; раздавили ему грудь доскою и вырезали обе зеницы... 

[1098 г.] Мономах, узнав о сем злодействе, пришел в ужас и залился слезами. "Никогда еще, - сказал он, - не бывало подобного в земле Русской!" - и немедленно уведомил о том Святославичей, Олега и Давида. "Прекратим зло в начале, - писал к ним сей добрый Князь: - накажем изверга, который посрамил отечество и дал нож брату на брата; или кровь еще более польется, и мы все обратимся в убийц; земля Русская погибнет: варвары овладеют ею"

А.Г. Кузьмин «История России с древнейших времён до 1618 года»

«Б.А. Рыбаков явно прав, считая, что именно кончиной Мстислава в 1132 г. заканчивается период определенного единства Руси, и именно Мономаховичи явились главными разрушителями относительного единства. С формальной точки зрения раскол в 30-е гг. XII в. был связан с решениями Любеческого княжеского съезда 1097 г.: Ольговичи стояли рангом выше Мономаховичей. Но популярность Владимира Мономаха и Мстислава по меньшей мере уравновешивали это различие, а главное — всюду у «Земли» возрастает право выбора. Но неприязнь сыновей Мономаха к своим племянникам перевешивала даже традиционное противостояние Мономаховичей и Ольговичей…»

А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России»

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие податигосударству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить своипотребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми инерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможностьотделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежнымсоциальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависетьот центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии междуусилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба завлияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, вНовгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князьяподавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.

Приложение № 4

Задание: найдите ошибки в представленном ниже тексте и исправьте их

«Период феодальной раздробленности наступил на Руси в XIII веке. Он начался после смерти князя Владимира Мономаха. Князья соперничали друг с другом, используя любые средства для достижения своих целей. Самым крупным и мощным княжеством среди остальных оказалось Киевское. Раздробленность означала полный разрыв всех политических, духовных и иных связей между княжествами. На 3 с лишним столетия они оказались обособлены друг от друга. Среди причин раздробленности историки называют усобицы князей, упадок старых центров Руси, господство товарного хозяйства. Последствия оказались ужасающими для нашей страны… Раздробленность принесла только лишь беды и несчастья на Русскую землю…»

Приложение № 5

Анкета

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

план-конспект интегрированного урока татарского с русским языком для 6 кл.

Данный материал содержит план-конспект урока, урок интегрированный - татарский и русский языки. Основной учитель под №1-это учитель татарского языка, учитель русского языка - это учитель №2...

Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"

Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...