План-конспект урока "Образование самостоятельных русских земель"
план-конспект урока по истории (6 класс)
План-конспект урока истории в 6 классе "Образование самостоятельных русских земель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_samostoyatelnih_russkih_zemel_kruglov_i_a_.docx | 51.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по истории России в 6 классе
Тема урока: Образование самостоятельных русских земель
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о причинах распада Руси на отдельные княжества и земли; содействовать формированию знаний об особенностях эпохи раздробленности и её последствиях для нашего государства.
Оборудование:карта «Раздробленность Руси в XII-начале XIII века», учебник по истории России, карточки с приложениями № 1, 2, 3, 4, доска, мел.
Литература для учителя:А.Г. Кузьмин «История России с древнейших времён до 1618 года», «Повесть временных лет» (пер. Д.С. Лихачёва), Н.М. Карамзин «История Государства Российского», А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России».
Литература для обучающихся:«Слово о погибели Русской земли» (пер. Л.А. Дмитриева), «История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс. Хрестоматия к учебнику Е.В. Пчелова»
Задачи:
- обучающие – познакомить обучающихся с особенностями начала эпохи раздробленности на Руси, её причинами, положительными и отрицательными последствиями в различных сферах деятельности населения Руси, способствовать усвоению основных понятий по теме.
- развивающие – развивать умения и навыки работы с исторической картой «Раздробленность Руси в XII-начале XIIIвека», продолжать формировать умение работать с текстом учебника, умение извлекать из него необходимую информацию, умение давать характеристику последствиям раздробленности и систематизировать материал в нужной форме, умение работать в группе.
- воспитывающие – воспитывать понимание необходимости единства русского народа, приобщить обучающихся к социальному опыту прошлого поколения.
Планируемые результаты:
А) предметные: давать определение понятию «феодальная раздробленность», «междоусобица», знать даты «1132-1521 г», перечислять княжества и земли, на которые распалась Русь, называть причины, особенности и последствия раздробленности на Руси.
Б) метапредметные: установление межпредметных связей История России – История Средних веков, история – география, формирование универсальных учебных действий – УУД:
1) познавательные УУД: поиск информации в различных исторических источниках; сравнивать данные источников; приводить оценки исторических событий, изложенных в научной литературе; извлекать информацию в разных формах, анализ материала.
2) личностные УУД: проявление заинтересованности в решении учебных задач; осознание ответственности за общее дело; формирование уважения к культурному наследию нашей страны; ориентирование в поступках исторических личностей.
3) коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь слушать и слышать других; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; рассказывать о событиях; выступать перед аудиторией с сообщениями, результатами исследования, правильно выстраивать свою речь.
4) регулятивные УУД: постановка целей и задач урока; осуществление рефлексии; планирование собственной деятельности при выполнении заданий; прогнозирование деятельности; коррекция допущенных ошибок.
В) личностные: оценивать поступки князей, опираясь на собственный морально-нравственный опыт; оценивать последствия раздробленности для нашей страны; вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Последовательность этапов урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Целеполагание (2 минуты)
- Актуализация знаний (5 минут)
- Изучение нового материала (23 минуты)
- Первичное закрепление изученного материала (5 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Систематизация знаний (3 минуты)
- Рефлексия (3 минуты)
- Объяснение домашнего задания (1 минута)
Ход урока
Приложения
Приложение № 1
«К концу XIвека династия (А)___________ сильно разрослась. Она делилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти было невозможно. Одних князей оттесняли опытные старшие сородичи, другие были недовольны своими (Б) ______________. Всё это создавало условия для новых (В)________. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры.
В (Г) __________ году в городе __________ съехались 6 князей во главе со (Д) ____________________________. За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения – (Е)__________________. Данный съезд стал важным шагом на пути разделения Русской земли».
Варианты ответов:
- Мономашичи
- 1054 г.
- 1097 г.
- Рюриковичи
- Святополк II
- Ярослав Мудрый
- вотчина
- Ольговичи
- княжество
- удел
- графство
- Киев
- В. Мономах
- убийство
- спор
- усобица
- 1125 г.
- Владимир
- Любеч
- Святослав
Приложение № 2
Из «Истории Государства Российского» (Н.М. Карамзин)
«…князья Российские, взаимно огорчаемые своим несогласием, вероломством, малодушным властолюбием, вторично собралися близ Киева: Святополк, Мономах и Святославичи; заключили [30 Июня 1100 г.] новый союз между собою и звали Давида. Сей Князь Владимирский не дерзнул их ослушаться; но приехав, гордо сказал: "Я здесь: чего от меня хотите? кто недоволен мною?.." Не ты ли сам, - ответствовал ему Владимир, - желал общего Княжеского собрания, чтобы представить нам свои неудовольствия? Теперь сидишь на одном ковре с братьями: говори, кто и чем оскорбил тебя? Давид молчал. Князья встали и сели на коней. Отъехав в сторону, каждый советовался с своею дружиною. Давид сидел один. Наконец они снеслися между собою, и Послы их торжественно сказали ему: "Князь Давид! Объявляем волю наших Государей. Область Владимирская уже не твоя отныне: ибо ты был причиною вражды и злодейства, неслыханного в России. Но живи спокойно; не бойся смерти. Бужск остается твоим городом: Святополк дает тебе еще Дубно и Черторижск, Мономах 200 гривен, Олег и брат его тоже". Давид смирился, и Святополк чрез некоторое время уступил ему Дорогобуж Волынский, отдав Владимир сыну своему Ярославу. Соединенные Князья отправили также Послов к Ростиславичам, требуя, чтобы они выдали пленников, взятых ими в битве с коварным Святополком, и господствовали в одном Перемышле; чтобы Володарь взял к себе несчастного Василька или прислал к дядям, которые обязываются кормить его. Но Ростиславичи с гордостиюотвергнули сие предложение, и великодушный слепец хотел умереть Теребовльским Князем. Святополк, испытав храбрость их, не смел уже воевать с ними; но строго наказал своего родного племянника, Ярослава, сына Ярополкова, который, господствуя в Бресте, вооружался и хотел завладеть другими городами. Его привезли в Киев окованного цепями. Митрополит и Духовенство испросили ему свободу; но сей несчастный, бежав из Киева, попался в руки Владимирскому Князю, сыну Святополкову: снова был заключен, и чрез десять месяцев умер в темнице. Разделение Государства, вообще ослабив его могущество, уменьшило и власть Князей…».
Приложение № 3
Н.М. Карамзин «История Государства Российского»
«Сей торжественный союз (Любечский съезд) был в одно время заключен и нарушен самым гнуснейшим злодейством, коего воспоминание должно быть оскорбительно для самого отдаленнейшего потомства. Летописец извиняет главного злодея, сказывая, что клеветники обманули его; но так обманываются одни изверги. Сей недостойный внук Ярославов, Давид Игоревич, приехав из Любеча в Киев, объявил Святополку, что Мономах и ВасилькоРостиславич суть их тайные враги; что первый думает завладеть престолом Великокняжеским, а второй городом Владимиром; что убиенный брат их, Ярополк Изяславич, погиб от руки Василькова наемника, который ушел к Ростиславичам; что благоразумие требует осторожности, а месть жертвы…
Знаменитые духовные особы смело говорили Великому Князю о человеколюбии и гнусности вероломства. Он колебался; но снова устрашенный коварными словами Давида, отдал ему жертву в руки. Василька ночью привезли в Белгород и заперли в тесной горнице; в глазах его острили нож, расстилали ковер; взяли несчастного и хотели положить на землю. Угадав намерение сих достойных слуг Давида и Святополка, он затрепетал и, хотя был окован, но долгое время оборонялся с таким усилием, что им надлежало кликнуть помощников. Его связали; раздавили ему грудь доскою и вырезали обе зеницы...
[1098 г.] Мономах, узнав о сем злодействе, пришел в ужас и залился слезами. "Никогда еще, - сказал он, - не бывало подобного в земле Русской!" - и немедленно уведомил о том Святославичей, Олега и Давида. "Прекратим зло в начале, - писал к ним сей добрый Князь: - накажем изверга, который посрамил отечество и дал нож брату на брата; или кровь еще более польется, и мы все обратимся в убийц; земля Русская погибнет: варвары овладеют ею"
А.Г. Кузьмин «История России с древнейших времён до 1618 года»
«Б.А. Рыбаков явно прав, считая, что именно кончиной Мстислава в 1132 г. заканчивается период определенного единства Руси, и именно Мономаховичи явились главными разрушителями относительного единства. С формальной точки зрения раскол в 30-е гг. XII в. был связан с решениями Любеческого княжеского съезда 1097 г.: Ольговичи стояли рангом выше Мономаховичей. Но популярность Владимира Мономаха и Мстислава по меньшей мере уравновешивали это различие, а главное — всюду у «Земли» возрастает право выбора. Но неприязнь сыновей Мономаха к своим племянникам перевешивала даже традиционное противостояние Мономаховичей и Ольговичей…»
А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России»
Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие податигосударству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить своипотребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми инерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможностьотделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежнымсоциальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависетьот центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии междуусилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба завлияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, вНовгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князьяподавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.
Приложение № 4
Задание: найдите ошибки в представленном ниже тексте и исправьте их
«Период феодальной раздробленности наступил на Руси в XIII веке. Он начался после смерти князя Владимира Мономаха. Князья соперничали друг с другом, используя любые средства для достижения своих целей. Самым крупным и мощным княжеством среди остальных оказалось Киевское. Раздробленность означала полный разрыв всех политических, духовных и иных связей между княжествами. На 3 с лишним столетия они оказались обособлены друг от друга. Среди причин раздробленности историки называют усобицы князей, упадок старых центров Руси, господство товарного хозяйства. Последствия оказались ужасающими для нашей страны… Раздробленность принесла только лишь беды и несчастья на Русскую землю…»
Приложение № 5
Анкета
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
план-конспект интегрированного урока татарского с русским языком для 6 кл.
Данный материал содержит план-конспект урока, урок интегрированный - татарский и русский языки. Основной учитель под №1-это учитель татарского языка, учитель русского языка - это учитель №2...
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...