Урок Начало обьединения русских земель вокруг Москвы
план-конспект урока по истории (7 класс)

Албутова Лариса Григорьевна

Причины возвышения Москвы, борьба с другими потенциальными центрами, конец монгольского ига

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nachalo_obedineniya_russkih_zemel_vokrug_moskvy.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории по теме: « Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва».

Цели урока:

  1. Сформировать представление о ходе процесса объединения русских земель; раскрыть роль в этом процессе Русской православной церкви; рассмотреть ход и значение Куликовской битвы для дальнейшей судьбы Российского государства, показать сложность нравственного выбора, вставшего перед русскими князьями.
  2. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебной литературой; развивать умения выделить главное ; прослеживать причинно – следственные связи.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, формировать активную гражданскую позицию.                                                    

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые         результаты

(предметные)

Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты). Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве.  Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

Личностные   результаты

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

Метапредметные    результаты

-умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

-умение оценивать правильность выполнения задачи;

-умение самостоятельно планировать достижение целей;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

-владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;

Универсальные УД

Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.

Оборудование: карта «Образование Российского централизованного государства».

Учебник по истории России 6кл под ред. А.В. Торкунова

Дополнительная литература В.В.Каргалов На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние  ХШ- ХVШ вв.М.1998г.

План урока.

  1. Проверка знаний учащихся.
  2. Определение целей через беседу.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Оценка.

Выдающиеся личности: Иван Данилович Калита, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, фактический правитель орды Мамай.

Ход урока:

Вводное слово  Учитель говорит о том, что в ХШ- ХIV в. Начинается процесс собирания Русских земель в единое государство. И предлагает ответить на вопросы предыдущей темы:

  1. Каковы были причины объединения Русских земель?
  2. Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе?
  3. В чём отличие данного процесса  от объединения Русских земель?
  4. Какие предпосылки для объединения складываются к IV в?

Какие вопросы, по- вашему, нам следует изучить сегодня на уроке, чтобы составить полное представление по заявленной теме.

Учащиеся формулируют вопросы плана урока, запись делается на доске и в тетрадях.

  1. Положение Русских земель в ХIV в.
  2. Причины возвышения Москвы.
  3. Правление Дмитрия Донского.
  4. Княжеская власть и церковь.

2. Учитель дает краткую характеристику русских княжеств, указывая на то, что их развитие пошло разными путями. Лишь в Северо – Восточной и Северо – Западной Руси продолжали существовать самостоятельные княжества, находившиеся в зависимости от Золотой Орды.

Автор в ХVП в. С удивлением писал: «И почему было Москве царством бытии? И кто то знал, что Москве государством слыти?»

И в самом деле, как случилось, что именно Москва, второстепенный городок Владимиро-  Суздальской земли стала столицей огромной Российской державы? Какие условия этому способствовали?

Используя карту и сведения, полученные на предыдущих уроках, определите, какие княжества имели шанс возглавить объединение русских земель?

(Тверь, Рязань, Москва, Переяславль, Смоленск, Новгород Великий Ярославль)

Наиболее вероятными  центрами объединения были Москва и Тверь. Между этими княжествами разгорелось наиболее жестокое соперничество.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с учебником и дополнительной литературой. Класс делится на группы.

   1-я группа - задания:

1. Сравните географическое положение Москвы и Твери.

2. Можно ли утверждать, что географическое положение одного из этих городов было более выгодным?

3. Какие особенности географического положения способствовали развитию городов.

2-я группа - задания:

1. Какую политику проводили Московские и Тверские князья?

2. Какими способами правители двух княжеств добивались поставленных целей?

3. Действия какого из князей принесли на ваш взгляд больше пользы (вреда)

3-я группа - задания:

1. С какими княжествами пришлось вести борьбу в 50-е начале 70-х годов.

2. Как изменился образ Тверского княжества во второй половине столетия?

3. Чем закончилось соперничество Москвы и Твери?

4. Благодаря чему Москва одержала победу?

После обсуждения ответов, учащиеся делают выводы: о причинах возвышения  Москвы.

1.Выгодное географическое положение.

2. Умелая политика московских князей;

- поддержание хороших отношений с Золотой ордой;

- удержание за собой ярлыка на Великое княжение и право собирать «Ордынский выход»;

- накопление средств и приобретение земель;

3. Более устойчивое внутреннее положение Московского княжества за счёт удачного порядка наследования престола. Обычно он наследовался от отца к сыну.

4. Переезд в Москву митрополита, резко поднял престиж княжества и обеспечил поддержку со стороны церковной власти.

5. Преемственность политики Московских князей.

События  60-х первой половины 70-х годов  ХIV в. Укрепили роль Москвы как общерусского центра.

Созревают предпосылки для начала открытой борьбы с Ордой. Эти события связаны с именем князя Дмитрия Ивановича.

-Личность великого князя Дмитрия представляется по источникам неясной. Н.И.Костомаров в «Русской истории» пишет: …В его отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в  таком же духе, в каком бы вел их совершеннолетний князь.  Летописи, уже описывая его кончину, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушал их, что бояре были у него как князья;   Так же завещал он поступать и своим детям. От этого невозможно отделить: что из его действий принадлежит собственно ему, и что его боярам; по некоторым чертам можно даже допустить, что он был человек малоспособный и потому руководимый другими; и этим отчасти можно объяснить те противоречия в его жизни, которые бросаются в глаза, то смешение отваги с нерешительностью, храбрости с трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством, что выражается во всей его истории».  

Изучив правление Д.Донского, нам предстоит решить, имел ли основания  Н.И.Костомаров для подобной оценки личности князя.

Работая текстом учебника, учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

  1. Что способствовало началу открытого противостояния Орде?
  2. Покажите на карте места сражений между русскими и монголо – татарскими полками в 70-е г.ХIV в.
  3. Как вы понимаете мысль: « Победа русских войск на реке Воже ставила под сомнение возможность Орды сохранить власть над Русью»?

Решающим испытанием стала Куликовская битва за победу, в которой князь Дмитрий Иванович и получил прозвище «Донской».

О подготовке к сражению и роли Сергия Радонежского слушают сообщения ученика.    Ход сражения кратко излагает учитель.

Учащиеся определяют причины победы русского войска и историческое значение Куликовской битвы.    Сообщив о нашествии на Русь хана Тохтамыша, учитель ставит вопрос:

-можно ли согласится с мнением историка В.Похлебкина, который считал, что все плоды Куликовской битвы  были уничтожены походами Тохтамыша в 1382 году и Едигея в 1408 году?

Подведя итог правления Дмитрия Донского, учитель предлагает учащимся назвать факты, подтверждающие или опровергающие оценку личности князя, данную Н.И.Костомаровым.

  1. Закрепление:

- Можно ли назвать процесс объединения русских земель закономерным?

-Закономерно ли то, что это объединение происходило вокруг Москвы?

- Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?

Домашнее задание:  параграф 20, сочинение – рассуждение «Русские князья:  нравственный выбор – терпеть или бороться?»

Оценки за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

план урока по теме начало объединения русских земель вокруг Москвы

задания для дистанционного обучения (6 класс)...

Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Конспект урока  "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса  основной общеобразовательной школ школы.  К конспекту прила...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...