Воспитание гражданственности на уроках истории
статья (история) по теме
Статья рассказывает о разнообразных формах и приемах, используемых учителем для воспитания гражданственности на уроках истории. Особое место уделяется информационно-коммуникативным технологиям, благодаря которым уроки проходят в особой эмоциональной обстановке. Статья предназначена для учителей истории и обществознания и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности на уроках истории
(Из опыта работы)
Афончева ИринаЛьвовна
учитель истории и обществознания
МКОУСОШ№8, г. Тула
Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».
Хочу привести высказывание российского политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные ценности, а все остальное лишь механизм.»
В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.
Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через:
- развитие демократических гражданских качеств;
- выработку осознанности гражданской позиции;
- сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
- стремление к активным действиям для решения существующих проблем.
Гражданское образование — это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:
- формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;
- воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;
- создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, учащийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приемы: лабораторные работы, дебаты, творческие задания, ролевые игры, осуществляю проектную деятельность, использую ИКТ.
Лабораторные работы предусматривают анализ исторических источников. В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются выработать собственную версию истории и дать субъективную оценку историческим процессам, событиям и личностям, через образы прошлого почувствовать колорит, ценности, эпохи, учатся мыслить, рассуждать, анализировать информацию, вырабатывать собственную позицию.
Для формирования гражданской позиции большое значение имеет работа с такими документами как воспоминания участников исторических событий, описания битв, сражений, характеристики реформ, биографические сведения об исторических личностях. Особое место занимает Конституция РФ.
Например, на уроке «Политические процессы 90-х», использование текста Конституции способствует ознакомлению учащихся с изменением структуры политической власти в РФ, объемом и содержанием второй главы документа, характеризующей права и обязанности граждан российского государства. Особое значение имеет работа с преамбулой Конституции, начинающейся словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации..», осмысление и анализ которой формирует осознание единства, толерантности, и гражданскую ответственности за судьбу государства.
Большую помощь в организации данной работы с историческими источниками оказывают пособия по подготовке к ЕГЭ, сборники текстов. (Р.В.Пазин. История России. Анализ исторического источника. 10-11 кл. Легион. Ростов-на-Дону.2012)
Не только сформировать, но высказать и доказать свою позицию способствуют интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме дебатов. Дебаты помогают учащимся:
- формировать лидерские качества;
- брать на себя ответственность за обогащение своих
знаний и развитие способностей;
- анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать с одноклассниками;
- уметь писать эффективные речи и приобретать навыки
презентации;
- быть критичными слушателями;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
В качестве примера можно привести следующие уроки: «Реформаторская деятельность Хрущева: черное и белое», «Нужны ли нации декабристы?», «Столыпин - реформатор или вешатель?», «Народники – герои или террористы», « Сталин – деспот или вождь народов».
Политические события 2011-2012 года в нашей стране, вызвали большой интерес учащихся 11 класса. Они предложили организовать политические дебаты и выборы президента страны. В результате каждый из кандидатов подготовил программу (экономическую, молодежную, национальную) и в ходе дебатов отстаивал свою позицию, отвечая на вопросы соперников и избирателей. Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, они охотно к ним готовятся, привлекая дополнительный материал.
Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные диски по истории имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, что дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки.
Практически к каждому уроку по теме «Великая Отечественная война», учитель может подобрать материал из диска «от Кремля до рейхстага». «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Отечественная история» содержит серьезный информационный материал, который я использую на таких уроках, как «Отечественная война 1812 года», «Восстание декабристов», «Крымская война», «Россия в Первой мировой войне».
Большой интерес у подростков вызывают отрывки из передач «Национальный герой», «Суд времени», документальных фильмов Л. Парфенова «Намедни», «300 лет Российской империи», которые можно использовать в преддверии диспута или для характеристики деятельности отдельной исторической личности или эпохи.
Организация обучения на уроках истории по методу проектов позволяет обогатить учащихся опытом социализации и создать ресурс их гражданского становления в обществе. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. Примером подобной работы стали, следующие проекты:
Проект «Великая Отечественная война в лицах». Создание мультимедийного альманаха.
Цель проекта:
-расширение знание учащихся о полководцах, героях и солдатах Великой Отечественной войны, чьи имена остались в памяти человечества;
- воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, народа, близких родственников, победивших фашизм.
Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают материал, и оформляют его в виде презентаций по следующим рубрикам: «За Родину! За Сталина!» (альтернативные взгляды на роль И.В.Сталина в Великой Отечественной войне), «Где Жуков – там победа!», «Маршалы Победы», «Герои Советского Союза», «Партизанскими тропами», «У войны не женское лицо», «Дети на войне», «Помню и горжусь» (истории о близких и родственниках на фронтах войны).
Практический результат проекта: мультимедийный альманах «Великая Отечественная война в лицах», материалы которого передаются классным руководителям школы для проведения классных часов, что придает социальную значимость данному проекту.
Аналогичные проекты выполняются учащимися по следующим темам:
«XX век: год за годом», «7 чудес Тульского края», «Золотой век русской культуры».
В своей работе по гражданскому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Тем более что Тульская земля славится своей героической историей.
На уроке по теме «Куликовская битва» рассматриваю краеведческий материал в форме телепередачи «Своя игра», в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, сгруппированные по темам: «Даты», «Личности», «События», «Оружие», получая баллы за правильные ответы. На уроках «Отечественная война 1812 года», «Восстание декабристов» ученики выступают с сообщениями или презентациями на тему: «Тульское ополчение: от Тарутина до Парижа», «Туляки-декабристы». В 9 и 11 классах при изучении истории XX века ребята готовят проекты: «Моя семья в Великой Отечественной войне», «XX век в истории моей семьи». Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, формируют чувство патриотизма к своей Родиной.
Таким образом, уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить всё, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
Использованные материалы и Интернет-ресурс
1. КиМ. История России XIX-XX век. 2006г.
2. КиМ. История России до XIX век. 2006г.
3.СД «От Кремля до рейхстага». 2000
4. http://narochnitskaia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева
В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...
«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»
В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Воспитание гражданственности на уроках арабского языка
Преподавание арабскогот языка в гимназии дает широкие возможности в воспитании гражданина и патриота России. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быт...
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них - семья и школа. Кроме того, сюда относ...
статья "Воспитание гражданственности на уроках математики через активные формы"
Как воспитать гражданина своей страны на уроке математики?...
Воспитание гражданственности на уроках ОБЖ
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся - это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколениц страны, восстановлению величия нашего отечества....