План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III".
Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования
Задачи урока:
- обучающие: формирование представления об основных направлениях внутренней политики Александра III и обстоятельствах, оказавших решающее воздействие на нее;
- развивающие: развивать умение работать с текстом и выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия;
- воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности и непредвзятости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Внутренняя политика Александра III
- ФИО: Матирко Вера Валентиновна
- Место работы: БОУ «Крайчиковская СШ» Колосовского муниципального района, Омской области
- Должность: учитель истории и обществознания
- Предмет: история
- Класс: 8
- Тема: Внутренняя политика Александра III,
- Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век 8 класс, М.: «Просвещение» 2010 год.
- Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования
- Задачи урока:
- обучающие: формирование представления об основных направлениях внутренней политики Александра III и обстоятельствах, оказавших решающее воздействие на нее;
- развивающие: развивать умение работать с текстом и выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия;
- воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности и непредвзятости.
10. Тип урока: Урок – изучения новой темы.
11. Формы работы учащихся: работа с ЭОР; работа с текстом; составление краткого конспекта; сравнение, анализ, обобщение.
12. Необходимое техническое оборудование: 5 персональных компьютеров,
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
I | Организационный этап | Подводит учащихся к постановке цели и задач урока. | С помощью учителя определяют цель и задачи урока. | 2 мин. |
II | Личность Александра III (работа в парах) | Учитель представляет ЭОР, Предлагает ответить на вопросы: (1-я пара по первой сцене) Каковы особенности воспитания и обучения наследника престола?; (2-я пара по второй сцене). Кто занимался обучением и воспитанием будущего царя?; (3-я пара по третьей сцене) Какими чертами характера обладал Александра III? Его отношение к семье. (4-я пара по четвертой сцене) Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (5-я пара по пятой сцене) Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя? Подводит итог. | Смотрят, слушают, записывают годы правления Александра III, каждая пара отвечает на свой вопрос и готовит выступление. | 10 мин |
III | Самостоятельная работа в группах по основным направлениям внутренней политики Александра III | Консультирование | Работают с текстом учебника, выписывают реформы по своему направлению. | 14 мин |
IV | Представление и проверка результатов самостоятельной работы | Проверка результатов; контроль. | Представляют свои результаты устно, слушают одноклассников. | 10 мин |
V | Анализ реформ, выводы. | Предлагает ученикам ответить на вопрос: можно ли деятельность Александра III назвать контрреформами, которые полностью ликвидировали реформы предыдущего царствования? | Сравнивают, делают выводы. | 5 мин |
VI | Домашнее задание. | 2 мин | ||
VII | Рефлексия | Отвечают на вопросы | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Внутренняя политика Александра III
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления | Гиперссылка |
1 | Личность Александра III | Информационный | Иллюстрации, текст |
Ход урока
I Организационный этап
Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III». Некоторые историки характеризуют этого императора как контрреформатора в отличие от его отца великого реформатора Александра II, отменившего крепостное право. Давайте определим цель нашего урока.
(- Выяснить, действительно ли его деятельность - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования).
Исходя из цели урока: какие задачи нам нужно будет решить?
(- Познакомиться с направлениями и содержанием внутренней политики Александра III.
- Сравнить его политику с политикой Александра II и выяснить отменил он его законы или нет).
II Личность Александра III
Что бы лучше понять деятельность этого царя, давайте познакомимся с его личностью. Откройте ЭОР «Личность Александра III»
(Работа в парах. Каждая пара получает инструкцию).
1. пара «Воспитание». Вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III? (К роли наследника престола его начали готовить только в 20 лет. До этого он обучался и воспитывался как военный. Много внимания уделяли изучению иностранных языков)
2. пара «Учителя». Вопрос: Кто занимался обучением и воспитанием будущего царя? (Я.К.Грот – профессор словесности, М.А.Корф – писатель, С.М.Соловьев – знаменитый историк, К.П.Победоносцев – профессор права, М.И.Драгомилов – генерал, Б.А.Перовский – генерал)
3. пара «Личность». Вопрос: Какими чертами характера обладал Александра III? Его отношение к семье. (Александра III искренне верил в бога, был прост в общении. Он участвовал в русско-турецкой войне, успешно командовал Рощукским отрядом. Его жена датская принцесса Дагмара в православии Мария Федоровна. Очень любил жену и детей, в браке был счастлив).
Штрихи к портрету царя. (Мини-сообщения, которые учащиеся приготовили по заданию учителя)
4.пара «Миротворец» Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (Всячески старался избежать войн)
5.пара Сцена №2. Вопрос: Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя? ( Большое влияние оказало убийство его отца революционерами. Александра III всю жизнь боролся с крамолой, ограничил права местного самоуправления и университетов, не допускал возможность конституционных преобразований, не согласился помиловать цареубийц).
Итак, учитывая обстоятельства смерти Александра II, что стало главной задачей царствования Александра III? ( Подавление революционного движения).
III. Внутренняя политика Александра III
Следующий этап нашей работы – знакомство с внутренней политикой Александра III. Познакомьтесь с содержанием параграфа с.208-214. Какие вопросы пытался решить Александр III? (Пытался решить крестьянский вопрос, рабочий вопрос, боролся с крамолой, пытался укрепить положение дворянства, решить проблемы в области просвещения и печати, национальный вопрос)
Самостоятельная работа в парах по плану:
Дата | Название закона, его основное содержание |
Задание: делая конспект, помечайте специальными значками те законы, которые, на ваш взгляд, отменяли или ограничивали реформы Александра II
1. пара «Попытки решения крестьянского вопроса»
(- 28 декабря 1881 г. – закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов и прекращении временнообязанного состояния; снижение выкупных платежей на один рубль;
- Отмена подушной подати;
- Упорядочение сбора податей, введение должности податных инспекторов, сбор сведений о платежеспособности населения;
- 1882 г. приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который давал льготные кредиты для покупки земли, облегчена аренда государственных земель;
- 1889г. Закон о переселениях – переселенцам предоставляли различные льготы;
- 1893 г. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу).
2. пара «Начало рабочего законодательства»
(- 1882 г. Закон о запрете труда детей до 12 лет, от 12 до 15 лет – не более 8 ч.;
- 1886г. закон, ограничивающий размер штрафов, о запрете расплачиваться с рабочими товарами из фабричной лавки, введение специальных расчетных книжек с условиями найма и ответственности рабочих за участие в стачках.)
3. пара «Меры по борьбе с крамолой»
(- 1881 год Закон о предоставлении права министру внутренних дел объявлять любой район страны на «исключительном положении» со всеми последствиями;
- Создание «охранки» в задачу которой входила слежка за противниками власти).
Объясните значение терминов: крамола, реакция.
4. пара «Политика в области просвещения и печати»
(- 1884 г. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, контролировать содержание обучения, увеличение в двое платы за обучение, запрет студенческих организаций;
- 1887 г. Закон о «кухаркиных детях»
- По настоянию Победоносцева закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;
- Закрытие высших женских курсов;
- 1882 г. Образование совещания из 4-х министров, которые имели право запрещать выход любого печатного органа;
- 1884 г. Чистка библиотек).
5. пара «Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление»
(- 1885 г. Открытие Дворянского банка, который предоставлял льготные кредиты помещикам для поддержания хозяйств;
- 1885 г. Закон о земских участковых начальниках. Он отменял мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд;
- 1890 г. Положение о губернских земских учреждениях. При избрании земств земледельческая курия становилась чисто помещичьей, и для нее снижался имущественный ценз, а для городской курии он повышался;
- 1892 г. Закон о праве вмешательства властей в городское самоуправление).
6. пара «Национальная и религиозная политика Александра III»
(- Православная церковь поставлена в исключительное положение, преследование сектантов и буддистов;
- 1882г. Запрет евреям селиться внегородов и местечек, сокращалась черта оседлости, ограничивалось право евреев заниматься любой профессиональной деятельностью (например, адвокатской), приобретать недвижимое имущество в сельской местности.
- Полякам-католикам закрыт доступ к государственной службе)
Объясните значение термина: черта оседлости.
IV Проверка результатов самостоятельной работы. Анализ реформ и вывод.
Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования? (Говорить о ликвидации реформ 60-70-х годов неправильно. Это скорее было ограничение некоторых реформ, но не ликвидация. Например: 1. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу. 2. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, увеличение в двое платы за обучение,3 Закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в университеты детей из низших сословий, 4. закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;5. Закрытие высших женских курсов; 6. отмена мировых посредников и мирового суда)
V Домашнее задание: параграф 29-30 с.208-214, вопросы с. 214, конспект-таблица «Реформы Александра III» (завершить начатое на уроке)
Дата | Название закона, его основное содержание |
VI Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
Задания
Пара №1
1. Работа с ЭОР «Воспитание» вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III?
2. Работа с текстом учебника с.208 «Попытки решения крестьянского вопроса»
Дата | Название закона, его основное содержание |
Пара №2
1. Работа с ЭОР «Учителя» вопрос: Кто занимался обучением и воспитанием будущего царя?
2. Работа с текстом учебника с.209 «Начало рабочего законодательства»
Дата | Название закона, его основное содержание |
Пара №3
1. Работа с ЭОР «Личность» вопрос: Какими чертами характера обладал Александра III? Его отношение к семье.
2. Работа с текстом учебника с.210 «Меры по борьбе с крамолой»
Дата | Название закона, его основное содержание |
Объяснить значение понятий: «крамола», реакция.
Пара №4 1. Работа с ЭОР «Миротворец» Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему?
2. Работа с текстом учебника с.211 «Политика в области просвещения и печати»
Дата | Название закона, его основное содержание |
Пара №5
1. Работа с ЭОР Сцена №2 вопрос: Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?
2. Работа с текстом учебника с.212 «Укрепление положения дворянства»
Дата | Название закона, его основное содержание |
Пара №6
1. Работа с ЭОР Сцена №2 вопрос: Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?
2. Работа с текстом учебника с.213 «Национальная и религиозная политика Александра III »
Дата | Название закона, его основное содержание |
Объяснить значение понятия – черта оседлости.
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
……………………………………………………………………………………………………
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
……………………………………………………………………………………………………...
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
……………………………………………………………………………………………………
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
…………………………………………………………………………………………………….
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
……………………………………………………………………………………………………..
Рефлексия
1. Я выполнял задания с интересом ДА НЕТ
2. Задания показались мне ЛЕГКИМИ ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнять задания как можно лучше ДА НЕТ
4. Трудности вызвали у меня вопросы:
5. Моя отметка себе.
Штрихи к личности Александра III
Отношения цесаревича с профессорами были особого рода. Он мог по своей воле отменить или перенести лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог сказать «Я прошу вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню» (Твардовская В.А. Александр III)/
Александр III интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекции предметов старины и реставрации исторических памятников. (Твардовская В.А. Александр III)/
С Александром Александровичем однажды произошел такой случай, о котором рассказал Кропоткин. Между наследником и одним офицером произошел конфликт. Офицер этот был откомандирован Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. Их выбор наследнику не понравился, он раскритиковал привезенные ружья. Цесаревич дал полный простор своему характеру. И стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами. Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавил, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, - свидетельствует Кропоткин, - у своего друга в тот день, он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день, его не было в живых».
Александр II, рассердился на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но даже этот страшный урок, по словам Кропоткина, не излечил молодого человека от романовской надменности и запальчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...
План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.
План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг....