План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Екатерины II и "просвещённый абсолютизм"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Цель: формирование у учащихся представления об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II и «просвещённый абсолютизм»
Цель: формирование у учащихся представления об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «просвещённый абсолютизм»;
- показать его специфику в российских условиях;
- дать общую оценку внутренней политики Екатерины II;
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции;
- развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом;
- развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: проблемный урок.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты исторических источников, портреты исторических деятелей.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».
2. Секуляризация церковного землевладения.
3. Уложённая комиссия.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация.
- Назовите хронологию и особенности эпохи «дворцовых переворотов»;
- Какие монархи правили в это время?
- Кто пришёл к власти в 1762 г.?
III. Изучение нового материала.
1. Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».
Идёт 1762 г. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?
Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали её София Фредерика Аугуста. Дома её называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая (1762-1796 гг.). За время её правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоёванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза.
Проблема. В чём же заключались противоречия внутренней политики Екатерины II?
Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота. Для укрепления своих позиций российские правители эпохи «дворцовых переворотов» сделали немало для дворянства, преобразовав его в привилегированное сословие.
Вопрос. Какие указы, подтверждающие это, вам известны?
(Екатерина I – денежные пожалования, земли, крепостные; Анна Иоанновна – ограничение срока службы до 25 лет, отмена указа о единонаследии, запись в полки с младенчества; Елизавета Петровна – освобождение от наказаний розгами и кнутом, право ссылать крепостных в Сибирь; Пётр III – «Манифест о вольности дворянской», 1762 г., освобождал дворян от обязательной службы)
Всё это привело к упадку экономической жизни и нарастанию народного недовольства.
Екатерина как могла пыталась бороться с экономическими трудностями в стране. Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Вольтер, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чём проявилось это противоречие?
Вывод. С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.
Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещённый монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещённого абсолютизма». Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий.
2. Секуляризация церковного землевладения.
Задание. Самостоятельно прочитать одноимённый пункт в учебнике и ответить на вопросы:
- Что такое секуляризация?
- Каковы были причины конфискации церковных земель и имуществ?
- Можно ли утверждать, что данное мероприятие привело к ослаблению позиций Церкви в обществе?
Секуляризация – конфискация церковного имущества в пользу государства.
3. Уложённая комиссия.
Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещённого абсолютизма» стал созыв Уложённой комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 г.
Императрица привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Комиссия собралась в июле 1767 г. в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей.
Представительство | Требования |
Дворяне | Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления. |
Купцы | Монополия на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными. |
Государственные крестьяне | Устранить притеснения помещиков и заводчиков, решить вопрос нехватки земли, понизить налоги. |
Национальные меньшинства | Уравнение в правах с русскими. |
Задание. Прочитать документ «Из «Наказа» Екатерины II Уложённой комиссии» и ответить на вопросы.
Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.
Задание. Прочитать суждения и оценки о деятельности «Уложённой комиссии» Екатерины II.
IV. Закрепление.
1. Назовите основные мероприятия, проведённые в духе «просвещённого абсолютизма».
2. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?
3. Была ли Екатерина II представителем «просвещённого абсолютизма»?
V. Итоги.
Выделив либеральные и репрессивные стороны внутренней политики Екатерины II, мы сможем ответить на вопрос: «В чём противоречия внутренней политики Екатерин II?»
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II была попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к усилению положения дворянства в обществе.
Рефлексия.
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Д/З. Параграф 14 – прочитать, выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС
Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России
урок с применением модульной технологии...

План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...