План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Екатерины II и "просвещённый абсолютизм"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: формирование у учащихся представления об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины II.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Внутренняя политика Екатерины II и «просвещённый абсолютизм»

Цель: формирование у учащихся представления об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины II.

Задачи:

-  раскрыть сущность понятия «просвещённый абсолютизм»;

-  показать его специфику в российских условиях;

-  дать общую оценку внутренней политики Екатерины II;

-  развивать у учащихся умение  сравнивать, анализировать, делать  выводы, способствовать выработке гражданской позиции;

- развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом;

- развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: проблемный урок.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты исторических источников, портреты исторических деятелей.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».

2. Секуляризация церковного землевладения.

3. Уложённая комиссия.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация.

- Назовите хронологию и особенности эпохи «дворцовых переворотов»;

- Какие монархи правили в это время?

- Кто пришёл к власти в 1762 г.?

III. Изучение нового материала.

1. Идеалы Просвещения и «просвещённый абсолютизм».

Идёт 1762 г. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?                

Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали её София Фредерика Аугуста. Дома её называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая (1762-1796 гг.). За время её правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоёванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза.

Проблема. В чём же заключались противоречия внутренней политики Екатерины II?

Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота. Для укрепления своих позиций российские правители эпохи «дворцовых переворотов» сделали немало для дворянства, преобразовав его в привилегированное сословие.

Вопрос. Какие указы, подтверждающие это, вам известны?

(Екатерина I – денежные пожалования, земли, крепостные; Анна Иоанновна – ограничение срока службы до 25 лет, отмена указа о единонаследии, запись в полки с младенчества; Елизавета Петровна – освобождение от наказаний розгами и кнутом, право ссылать крепостных в Сибирь; Пётр III – «Манифест о вольности дворянской», 1762 г., освобождал дворян от обязательной службы)

Всё это привело к упадку экономической жизни и нарастанию народного недовольства.

Екатерина как могла пыталась бороться с экономическими трудностями в стране. Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Вольтер, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чём проявилось это противоречие? 

Вывод. С одной стороны,   Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.

Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно  только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещённый монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещённого абсолютизма». Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий. 

2. Секуляризация церковного землевладения.

Задание. Самостоятельно прочитать одноимённый пункт в учебнике и ответить на вопросы:

- Что такое секуляризация?

- Каковы были причины конфискации церковных земель и имуществ?

- Можно ли утверждать, что данное мероприятие привело к ослаблению позиций Церкви в обществе?

Секуляризация – конфискация церковного имущества в пользу государства.

3. Уложённая комиссия.

Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещённого абсолютизма» стал созыв Уложённой комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 г.

Императрица привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Комиссия собралась в июле 1767 г. в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей.

Представительство

Требования

Дворяне

Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.

Купцы

Монополия на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне

Устранить притеснения помещиков и заводчиков, решить вопрос нехватки земли, понизить налоги.

Национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Задание. Прочитать документ «Из «Наказа» Екатерины II Уложённой комиссии» и ответить на вопросы.

Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.

Задание. Прочитать суждения и оценки о деятельности «Уложённой комиссии» Екатерины II.

IV. Закрепление.

1. Назовите основные мероприятия, проведённые в духе «просвещённого абсолютизма».

2. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

3. Была ли Екатерина II представителем «просвещённого абсолютизма»?

V. Итоги.

Выделив либеральные и репрессивные стороны внутренней политики Екатерины II, мы сможем ответить на вопрос: «В чём противоречия внутренней политики Екатерин II?»

Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II была попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к усилению положения дворянства в обществе.

Рефлексия.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 14 – прочитать, выучить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России

урок с применением модульной технологии...