Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме
Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanie_spartaka.zip | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Восстание Спартака ."
Материал разработан учителем истории
МОУ Будинской ООШ Тверской области
Антоненковой Анжеликой Викторовной
Цель( сл. 2) : подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
Задачи:
формировать навык работы у учащихся с историческим документом;
развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;
воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.
Оборудование: карта Италии, презентация,
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) устный ответ
2) творческие работы учащихся
3. Сообщение темы и целей урока.
План урока: ( сл. 3)
- Первая победа над римскими войсками.
- Армия Спартака
- Походы восставших.
- Рабы в ловушке.
- Последняя битва.
4. Изучение нового материала.
( сл. 4) - задание на урок.
- Подумайте , почему рабы потерпели поражение?
- Могли ли они одержать победу?
С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.
– О чем они могли мечтать? (О свободе.)
– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание).
- В 74 году до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нём приняло участие десятки тысяч рабов.
- Запишем дату(сл.5) : 74- 71 г. до н.э. – восстание Спартака.
- Как вы думаете, случайно ли такое крупное восстание произошло именно в Италии? Давайте подумаем, почему произошло это восстание и назовём его причины?
- ( сл. 6) Вспомните, каким было положение рабов в Риме и попытайтесь предположить, почему начало это восстание?
( сл. 7) 1) Скопление большой массой рабов;
2) жестокое обращение с рабами;
( сл. 8)
- Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем немного известно о биографии Спартака.
О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.
( сл. 9) - В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Он подговорил рабов бежать. Но сделать это было очень трудно, так как ворота всегда были затворены, а оружие надёжно спрятано. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и смогли бежать.
( сл. 10) - реконструкция
( сл. 11)
- Беглецы покинули город и направились к вершине вулкана Везувия. Очень скоро рабы из окрестных имений стали сбегаться сюда. Таким образом, численность войска Спартака стало расти. Для их уничтожения восставших Сенат отправил Трёхтысячное войско. Но взобраться на Везувий можно было только одним путём – по узенькой тропинке. С других сторон были видны скалы. Римляне не решились на штурм. Они стали стеречь тропинку, так как думали, что когда повстанцы проголодаются, им ничего не останется, как спуститься, и они их тут же схватят.
- Но Спартак придумал хитрый план. ( сл. 12)
Они из виноградных лоз сплели лестницы и спустились по ним с невероятной высоты, обошли римлян с тыла и обратили врагов в бегство.
-
- После победу у Везувия мятеж охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, освобождали рабов. Все эти люди говорили на разных языках и были не приучены к дисциплине.
- Что же предпринял Спартак? ( стр. 236 – 1 и 2 абзац)
2) походы восставших.
Стр. 236-237 – чтение по цепочке
3) рассказ учителя:
Спартак, очевидно, хотел вывести свою армию в Галлию, а, возможно, и Испанию, чтобы соединиться с мятежником Квинтом Серторием. Однако он изменил своё решение, вероятно, в связи с убийством Сертория, либо под давлением соратников, желавших решительных действий против Рима. Существует мнение, что часть его последователей, не участвовавших в боях (около 10 000), всё же пересекли Альпы и вернулись домой.
После отдыха, армия повстанцев двинулась на юг, разбила ещё два легиона Марка Лициния Красса, ( сл. 14) богатейшего в то время римлянина. На исходе 72 до н. э. Спартак добрался до Региума (совр. Реджо-ди-Калабрия) на Мессинском проливе. Он договорился с киликийскими пиратами доставить его с людьми в Сицилию, а в это время 8 легионов Красса перекрыли ему выход из Калабрии, вырыв ров и построив укрепления от моря до моря. Сенат отозвал в Италию Гнея Помпея из Испании и Луция Лициния ( сл. 15) Лукулла из Анатолии, где тот вёл важную для Рима войну с Митридатом VI.
Пираты обманули Спартака. Он прорвал укрепления Красса и двинулся к Брундизию (совр. Бриндизи), однако Красс настиг его у границы Апулии и Лукании. В бою восставшие были разбиты, а Спартак вскоре погиб у реки Силари. Согласно одному из литературных источников, Спартак был убит солдатом из Помпей по имени Феликс, который уже после войны на стене своего дома в Помпеях выложил мозаикой изображение своего боя со Спартаком.
После битвы римляне обнаружили 3000 невредимых пленных легионеров в лагере побеждённых. Тело Спартака, однако, так и не нашли.
Примерно 6000 захваченных рабов было распято вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима ( стр. 237 в учебнике и сл. 16) . Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями (Красс умер через 18 лет после разгрома Спартака).
Около 5000 рабов из армии Спартака бежало на север. Позже их разбил Помпей, благодаря чему он получил лавры полководца, окончившего эту войну.
- Так и неизвестно, почему Спартак повернул на юг, когда уже стоял у ворот Галлии. Возможно, это его величайшая ошибка, а возможно многочисленные победы сделали его слишком самонадеянным, или он рассчитывал поднять новое восстание в Сицилии, захватив при этом ещё больше трофеев. Если же следовать версии о желании соединиться с Квинтом Серторием, то причина здесь одна: мятеж Квинта Сертория к тому времени был уже подавлен, но Спартак, находясь в школе гладиаторов, просто не мог об этом знать.
Но даже несмотря на то, что он никогда не изучал науку управления армиями, Спартак остаётся гениальным полководцем, долгое время побеждавшим в войне, где численное преимущество и лучшее обеспечение было на стороне врага. Несмотря на окончательный итог этой войны, Спартак стал легендой уже при жизни. Люди присоединялись к нему, веря, что когда-нибудь он приведёт их к свободе. Легенда о нём живёт и поныне.
Первоисточниками по восстанию Спартака стали работы историков Плутарха, Аппиана, Луция Флора, Оросия и Саллюстия. Все они излагают события с точки зрения противников Спартака.
- Давайте назовём причины поражения восстания ( сл. 17)
1) Плохое вооружение восставших
2) У Спартака не было четкого плана действий
3) Восставших обманули пираты
4) Рим имел большое превосходство над восставшими
Значение восстания Спартака:
Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание:
Параграф 51, вопрос 1 письм., записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"
Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...
Урок по теме: "Восстание Спартака"
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме: "Восстание Спартака"...
Конспект и презентация к уроку по теме "Стрельбище"
Урок предназначен для обучающихся 11х классов МсСВУ...
Конспект и презентация к уроку по теме: "Логические функции и абсолютная адресация"
План-конспект урока по информатике в 9 классе на тему «Логические функции и абсолютные адреса» (Слайд 1)Цель: отработать составление сложной условной функции.Требования к знаниям и умениямУчащиеся дол...
Урок по теме: Восстание Спартака. 5 класс
Формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;закрустанавливать причинно-следственные связи, Форми...
Методическая разработка урока по теме "Восстание Спартака"
Методическая разработка урока по теме "Восстание Спартака"...