Конспект и презентация к уроку по теме : "Рим при императоре Нероне"
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Тихомирова Валентина Сергеевна

презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: Рим при императоре Нероне (54 – 68 гг.)

Слайд 3

«Нерон-«наихудший» император». Тацит (54-123гг.) - римский историк

Слайд 4

Пожар в Риме

Слайд 6

Смерть Нерона (Смирнов В.С., 1888.)

Слайд 7

«Верю – не верю» 1.Нерон был римским императором. 2.Нерон управлял Римской империей в 1веке нашей эры. 3.Нерон считал себя великим поэтом и актером. 4.Нерон не отдавал приказа о казни 400 рабов. 5.При Нероне в Риме разразился страшный пожар. 6.Нерон объявил поджигателями Рима христиан.

Слайд 8

«Верю –не верю» 1.Нерон был римским императором. 2.Нерон управлял Римской империей в 1веке нашей эры. 3.Нерон считал себя великим поэтом и актером . 4.Нерон не отдавал приказа о казни 400 рабов. 5.При Нероне в Риме разразился страшный пожар. 6.Нерон объявил поджигателями Рима христиан.

Слайд 9

Оценивание 6 баллов – 5 5 баллов – 4 4-3 балла – 3

Слайд 10

Синквейн 1 строчка – существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – фраза, несущая смысл 5 строчка – существительное

Слайд 12

Домашнее задание Параграф 55, * Сочинение от имени зрителя театрального представления, где главным актером был Нерон. * Рисунок о его правлении. * Сравните правление Нерона с правлением других правителей разных эпох.

Слайд 13

Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

ФИО учителя

Тихомирова Валентина Сергеевна

Предмет

История

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема

Рим при императоре Нероне

Технологии

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающегося обучения, проблемного обучения

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Цель

Дать представление о личности императора Нерона,  показать положение Римского народа в период  его правления.

Задачи

Учебные

Развивающие                                            Воспитательные

 

познакомить учащихся с личностью Нерона,   выявить влияние правления Нерона на жизнь империи

формировать умение работать с историческими источниками, давать оценку исторической личности

воспитывать негативное отношение к насильственной тирании, как одной из форм правления Древнего мира, развивать чувство сопереживания к своим предкам, которые на себе испытали все ужасы правления императора Нерона

Планируемые результаты

Предметные УУД:

овладевать целостным представлением о развитии Рима на поздних этапах; давать образную характеристику Нерона; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории

 Метапредметные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать другдруга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; выделять существенную информацию из разных источников; готовить сообщения, используя дополнительные источники информации

 Личностные УУД:

 

обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать роль личности в истории.

УМК

 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование  

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этапы урока

Организационный момент

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

 

Личностные:
самоопределение, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку истории

Создание проблемной ситуации

- Перенесёмся в июльскую ночь 64-го года. Гигантский город, вечный город, как называли его сами жители, превратился в грохочущий вулкан. По ночам было видно, как колонны Колизея раскаляются и светятся красноватым светом. Тысячи костров вокруг Рима, зажженные потерявшими кров людьми, напоминали человеку, наблюдавшего гибель города, враждебный лагерь. Кто же Он, с восхищением созерцавший пожар Рима? Взгляните на картину. Какое положение, на ваш взгляд он мог занимать в Риме?

- На самом деле стоявший на балконе и наблюдавший гибель города человек – император Рима Нерон.

Учащиеся предлагают свои версии, ответы могут быть разные, например, поэт, раб, варвар, император.

Личностные:

самоопределение, мотивация учебной деятельности

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Формулирование проблемы

- Итак, давайте сформулируем тему нашего урока?

-Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

-Нерон-«наихудший» император.

(Тацит-римский историк)

Проблема-почему Нерон вошел в историю как «наихудший»?

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на этот проблемный вопрос.

Формулируют тему урока.

-Рим при императоре Нероне.

Формулируют цель урока.

-Познакомимся с деятельностью Нерона, порядками и законами, которые он ввёл, узнать больше отрицательного или положительного было в деятельности императора.    

Регулятивные:

определять цель, проблему в учебной деятельности,  выдвигать версии,  планировать деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные УУД:

излагать         своё         мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Этап открытия нового знания

- Среди античных правителей Нерон – фигура незаурядная, неоднозначная. Чем же он себя прославил? Великими победами подобно Ю.Цезарю или мудрыми законами подобно греческому правителю Солону? Подумайте, из каких исторических источников мы могли бы получить информацию о периоде императорства Нерона?

- Исторические сочинения – один из важнейших источников. Ознакомьтесь с отрывком из сочинений современника Нерона, писателя Светония, характеризующего начало его правления. Обсудите в парах.  Прокомментируйте прочитанное.

- Однако есть   вторая часть документа – Светония, посвящённые второй половине правления Нерона. Кроме того есть работа историка Тацита, детство которого прошло в правлении Нерона, рассказ о казни рабов и пожаре Рима. Давай те поработаем в группах и найдем доказательства словам Тацита о том, что Нейрон – «худший император».

Человека судят по его делам, правителей -в первую очередь.

Работая в группах, вы сможете дать оценку деятельности императора. Постарайтесь быть справедливыми в своей оценке Нерона.

Первая группа:

-Как Нерон поступил со своим учителем Сенекой? (документ,стр.266)

 Вторая группа:

Почему Нерон приказал казнить 400 неповинных людей?(текст,стр267, пункт 3)

Третья группа:

-Кого Нерон обвинил в поджоге Рима в64году?(текст,стр268)

Четвертая группа:

- Как Нерон поступил со своей матерью ? (из сочинений Светония)

-Что испортило Нерона?

-Прав ли Тацит?

-Нерон обладал незаурядными талантами, он был поэтом и великим актером. Он сам устраивал театральные представления, куда подданные Рима обязаны были ходить.

Демонстрирует отрывок из фильма «Нерон»

- Взгляните на экран.

- Оцените, какая обстановка царила в римском театре?

- А теперь положите голову на парту, закройте глазки, расслабтесь, представьте, что вы в Риме, 64 г. н.э.      

«Нерон»

Был праздничный наряд на нём, А все шарахались в испуге - Он Вечность штурмовал огнём! По городу носились слуги.  И поджигали каждый дом. А он стоял, смотрел с горы На ужас и столпотворенье, Жестоким правилам игры Не обучил он окруженье, Обрушив целые миры Внезапной огненной потерей. Рим - вечный город - разгорался, Горели балки, окна, двери, Никто тушить их не пытался, А разум ни во что не верил. Стоял он, мысль томил одну, И ни намека на ошибку! Змеилась по его лицу Такая странная улыбка, Что удивила б cатану!

- Взгляните на экран, вы видите картину, на которой изображено окончание правления Нерона. Предположите, чем закончилось его правление?

-Почему, так трагично закончилась его жизнь?

- Это могут быть статуи императора, остатки сооружений, построенных по его приказу, например, стадион, театр, водопровод. Законы, изданные правителем. Легенды, воспоминания современников, посвященные Нерону.

- Нерон хотел быть хорошим правителем, как Август. Он даже облегчил жизнь народа, сократив налоги.

- Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей.

- Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам.

- Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры.

- Нерон должен быть мудрым правителем, ведь его воспитывал и помогал ему управлять философ Сенека.

Ребята работают по группам. Слушают ответы, делают выводы.

- Император изменился в худшую сторону. Он стал жестоким – расправился с матерью …- Он растрачивал  казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения. - Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами.. - Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.

Учащиеся просматривают отрывок из фильма о Нероне. Делают вывод о том, что подданные не могли отвлекаться, усыпать, за это их могла ожидать даже смерть.

Учебная пауза для учащихся.

- Убийством, смертью

Регулятивные:

работать по плану,  формулировать главную мысль.

Познавательные:

находить информацию в разных источниках

выделять главное,

анализировать , доказывать

 сравнивать,

делать выводы.  

Коммуникативные; развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре, группе.

Закрепление

Проверь себя  «Верно – не верно»

1.Нерон был римским императором.

2.Нерон управлял Римской империей в 1веке нашей эры.

3.Учителем Нерона был знаменитый ученый Сенека.

4.Нерон считал себя великим поэтом и актером.

5.Посещение театра во время выступлений Нерона было безопасно для зрителей.

6.Нерон не отдавал приказа о казни 400 рабов.

7.При Нероне в Риме разразился страшный пожар.

8.Нерон объявил поджигателями Рима христиан.

9.Самой зловещей фигурой среди императоров был Нерон.

Отвечают на вопросы, проверяют ответы, работая в паре , выставляют оценки .

9-8 баллов – 5

7-6 баллов – 4

5-4 балла – 3

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки,  оценивать

полученные результаты.

Личностные:

Развивают способность к взаимооценке.

  Рефлексия

Составьте синквейн  «Нерон»

Составляют синквейн, слушают ответы, дают оценку.

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки,  оценивать

полученные результаты.

Личностные:

Развивают способность к самооценке.

Домашнее задание

Параграф 55,

* Сочинение от имени участника театрального представления, где главным актером был Нерон.

* Рисунок, о его правлении

* Сравните правление Нерона, с правлением других правителе разных эпох.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: планирование, целеполагание, прогнозирование.

   

Часть 2

. .. Когда он пел, никому не дозволялось выходить из театра, даже по необходимости. Поэтому, говорят, некоторые женщины рожали в театре, а многие, не в силах более его слушать и хвалить, перебирались через стены, так как ворота были закрыты, или притворялись мертвыми, чтобы их выносили на носилках…

… Наглость, распущенность, скупость, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения, но уже тогда всем было ясно, что пороки эти - от природы, а не от возраста. Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам  или бродить по переулкам. Забавы его были не безобидны: людей, возвращавшихся с ужина, он то и дело колотил, а при сопротивлении наносил им раны и сбрасывал их в сточные канавы; в кабаки он вламывался и грабил…

. .. Ни одного платья он не надевал дважды. Рыбу ловил позолоченной сетью из пурпурных и красных веревок. А путешествовал не меньше чем с тысячей повозок: у мулов были серебряные подковы, на погонщиках -  канузийское сукно, а кругом - толпа скороходов и мавританских всадников в запястьях и бляхах.

… На эти безумные расходы толкала его не только уверенность в богатстве империи, но и безумная надежда отыскать под землей несметные клады…

Мать свою невзлюбил он за то, что она следила и строго судила его слова и поступки .Он лишил ее всех почестей и власти, отнял воинов и германских телохранителей, отказал ей от дома и изгнал из дворца;  Наконец, в страхе перед ее угрозами и неукротимостью, он решился ее погубить.

…После этого он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно.

Часть 1

… Трех месяцев Нерон потерял отца; …  На одиннадцатом году он был усыновлен Клавдием и отдан на воспитание Сенеке, тогда уже сенатору… В день совершеннолетия он был представлен народу и обещал плебеям раздачу, а воинам подарки;

        …Нерон  объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость. Обременительные подати он или отменил или умерил. Награды доносчикам по Папиеву закону он сократил вчетверо. Народу он роздал по четыреста сестерциев на человека, сенаторам из знатнейших, но обедневших родов назначил ежегодное пособие, иным до пятисот тысяч, преторианские когорты на месяц освободил от платы за хлеб.

 … Когда ему предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: "О если бы я не умел писать!" Граждан из всех сословий он приветствовал сразу и без напоминания. Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить".        

... В гладиаторской битве, устроенной в деревянном амфитеатре близ Марсова поля - сооружали его целый год, - он не позволил убить ни одного бойца, даже из преступников…

…. Правя суд, он отвечал на жалобы только на следующий день и только письменно. Следствия вел он обычно так, чтобы вместо общих рассуждений разбиралась каждая частность в отдельности с участием обеих сторон.

         …Городские здания он придумал сооружать по-новому, чтобы перед домами и особняками строились портики с плоскими крышами, с которых можно было бы тушить пожар; возводил он их на свой счет. Собирался он даже продлить городские стены до Остии, а море по каналу подвести к самому Риму.

 … Многие строгости и ограничения были при нем восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок; в харчевнях запрещено продавать вареную пищу, кроме овощей и зелени - а раньше там торговали любыми кушаньями; запрещены забавы колесничных возниц, которым давний обычай позволял бродить повсюду, для потехи обманывая и грабя прохожих;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"

Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....

Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"

Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...

Конспект и презентация к уроку по теме "Стрельбище"

Урок предназначен для обучающихся 11х классов МсСВУ...

Конспект и презентация к уроку по теме: "Логические функции и абсолютная адресация"

План-конспект урока по информатике в 9 классе на тему «Логические функции и абсолютные адреса» (Слайд 1)Цель: отработать составление сложной условной функции.Требования к знаниям и умениямУчащиеся дол...

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Рим при императоре Нероне"

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Рим при императоре Нероне"...

Конспект и презентация к уроку по теме "Экскурсионный маршрут «Аллея славы»

Конспект урока по теме "Экскурсионный маршрут «Аллея славы»...