Урок по теме: Восстание Спартака. 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
Формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
закрустанавливать причинно-следственные связи, Формирование навыков работы с источниками знаний - историческими документами; знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.епить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_drevnego_mira.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Восстание Спартака. | |
5 класс, УМК «Русское слово» В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира. | |
Цель Задачи учебного занятия. | Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения. Образовательные: определить причины, сущность и значение восстания рабов; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты; закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме. Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи, формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами; подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака; знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации. Воспитательные: способствовать развитию интереса к истории, любознательности, формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям, способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака |
Планируемые результаты обучения. | ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере универсальных учебных познавательных действий: — выявлять характерные признаки исторических явлений; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др ) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
— осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: —владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: —ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); Предметные:
—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты события;
—находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты используя легенду карты;
—называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
—рассказывать о значительных событиях, их участниках;
|
План урока: Организационный момент | Учащиеся предварительно разделены на группы. На столы помещен раздаточный материал. |
Актуализация знаний учащихся | На доске. Эпиграф к уроку: Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он Отчизны просторы. -Ребята, о ком идет речь в отрывке? -Кто такие рабы? |
Постановка проблемного вопроса | На карте «Римская империя с III –I век н.э.» мы видим, как выросла территория Римской республики в ходе грандиозных завоеваний. -Как вы думаете, много ли рабов получила империя в ходе этих завоеваний? - Что мы знаем о положении рабов в Древнем мире? Что мы должны узнать сегодня на у роке? Учебник Стр. 252 |
Изучение нового материала Рабство в Риме: источники, использование рабов, особенности рабства в Риме. | Читаем первый пункт параграфа 53. Теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1 группа – Как люди попадали в рабство, т.е. Источники рабства? 2 группа – Где использовался рабский труд? 3 группа – Каково было положение рабов в Риме?
Вы молодцы, а теперь ребята возьмите рабочие листы, по ходу занятия вы самостоятельно оцениваете свою работу. За каждое выполненное задание ставите «+», если с заданием не справились, ничего не ставите. Все события в истории, так или иначе, взаимосвязаны. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме. Задание№ 1 Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию): а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу; б) почти у всех римских граждан были рабы; в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов; г) восстание рабов. Учащиеся работают с рабочими листами. Представитель любой группы комментирует ответ. Итак, делаем вывод о положении рабов в Римской империи? -Какие чувства должен был испытывать раб?(ненависть, недовольство) -К чему могла привести такая ситуация?(бунт, восстание, война) Верно ребята! Эта ситуация привела к восстанию, итак тема нашего урока «Восстание Спартака» Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. гладиатор Спартак возглавил восстание рабов. Намного о Спартаке. (Историческая справка, ответ ученика) -Ребята, восстание – это историческое событие. А что есть у любого события? - Правильно: причины, ход событий, итоги и значение! |
3. Восстание Спартака: | Наш главная задача на сегодня назвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: Каковы причины поражения восстания. Главные вопросы урока я вывесила на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски (прием «чистая доска»). |
- причины. Гладиаторы. | Итак, Спартак был гладиатором. Работа с текстом Раздел 2 стр. 254 1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали? 2)Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима? 3)Какие выводы можно сделать на основании этого о римском обществе? Предполагаемые ответы: -Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением. Задание № 2. Групповая работа, работа с текстом -Для ознакомления с текстами у вас есть 5 минут Раздел 3 стр.254-255 Вопросы к тексту. Почему началось восстание рабов в городе Капуя? Причины восстания. Чем были вооружены восставшие рабы? Как вы думаете, какие цели преследовали восставшие? Проблемный вопрос - Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике? Представитель каждой из команд озвучивает ответ, остальные участники добавляют. -Так каковы же были причины восстания? (Заслушиваются варианты ответов, вопрос снимается с доски) |
- ход восстания | Рассказ учителя с опорой на карту |
- итоги восстания. | Каков был итог восстания? (Заслушиваются ответы, вопрос снимается с доски) -Итак, каковы были причины поражения? Учащиеся называют предполагаемые причины поражения с опорой на вопросы учителя. Давайте вспомним: - Каков состав восставших? - Общие цели и интересы? -Четкий план ведения войны? - Вооружение восставших и римлян? -Запишите причины в свои рабочие листы. Вопрос снимается с доски. |
Закрепление. | А сейчас в форме игры ― «Да/нет», закрепим полученные знания. Ответы на вопросы вы ставите в рабочем листе. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г. Капуя? (Да – нет.) Спартак был родом из Африки? (Да – нет.) По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да –нет.) Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.) Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.) Ответы: 1. Да, 2.Нет, 3. Да, 4. Нет, 5. Да |
Итог урока. Рефлексия | Мы узнали сегодня об одном из самых сильных и больших восстаний в Древнем Мире, которое всколыхнуло Римскую республику. Мы узнали о выдающейся личности – гладиаторе Спартаке. Но, к сожалению, даже такая сильная личность, прекрасный воин не в силах бороться с системой. Предпосылки для ликвидации рабства только начинают складываться. Но пример отваги, борьбы за свободу во все времена вдохновлял поэтов, писателей и других деятелей искусства воспевать в своих произведениях личность Спартака и его стремление к свободе и независимости. Рефлексия -Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Что я узнал на уроке? Чему я научился? Понравилось на уроке? Для этого поднимите оценочные карточки: красные(да) или фиолетовые (-) – прямо противоположные цвета радуги. Сдайте свои листки с ответами на задания. Спасибо вам за урок! |
Домашнее задание | §51, стр. 258 задание 2 письменно. Задание на выбор: Составить рассказ «Жизнь раба в Римской республике» Для любознательных: На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"
Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"
Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...
Самостоятельная работа по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»
Материал для проведения самостоятельной работы по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»...
открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"
Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам....
урок истории 5 класс, тема: "Восстание Спартака"
Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении совре...
Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Восстание Спартака"
Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...