Урок по теме: Восстание Спартака. 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Старовойтова Лариса Александровна

Формирование  умений составлять рассказ, делать выводы,  анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

закрустанавливать причинно-следственные связи, Формирование навыков работы с источниками знаний - историческими документами; знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.епить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_drevnego_mira.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок  по теме: Восстание Спартака.

5 класс,  УМК «Русское слово» В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира.

Цель

Задачи  учебного занятия.

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.

Образовательные:

определить причины, сущность и значение восстания рабов;

продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы,  анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающие:

   устанавливать причинно-следственные связи,

   формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами;

   подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака,                                   причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;

   знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.

Воспитательные:

способствовать развитию интереса к истории, любознательности,

формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям,

способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака

Планируемые результаты обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • в сфере гражданского воспитания:   неприятие любых форм   дискриминации;
  • в духовно-нравственной сфере:   готовность оценивать   поведение и поступки других людей с позиции нравственных   норм с учетом осознания последствий поступков;  
  • формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

 выявлять характерные признаки исторических явлений;   сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;  

  • владение базовыми исследовательскими действиями: осуществлять реконструкцию исторических событий;     представлять результаты своей деятельности ;

—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др ) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;  

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

  • общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,  

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;   определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

—владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с  В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

—ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

Предметные:

  1. . Знание хронологии, работа с хронологией:
  • называть даты важнейших событий; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
  1. . Знание исторических фактов, работа с фактами:

 —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты   события;

  1. . Работа с исторической картой:

—находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты  используя легенду карты;

  1. . Работа с историческими источниками:

—называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

  1. . Историческое описание (реконструкция): —характеризовать условия жизни людей ;

 —рассказывать о значительных событиях, их  участниках;

  • рассказывать об исторических личностях;

План урока:

 Организационный момент

Учащиеся предварительно разделены на группы.

 На  столы помещен раздаточный материал.

Актуализация знаний учащихся

На доске.       Эпиграф к уроку:

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.

-Ребята, о ком идет речь в отрывке?

-Кто такие рабы?

Постановка проблемного вопроса

На карте «Римская империя с III –I век н.э.» мы видим, как выросла территория Римской республики в ходе грандиозных завоеваний.

-Как вы думаете, много ли рабов получила империя в ходе этих завоеваний?

- Что мы знаем о положении рабов в Древнем мире?

Что мы должны узнать сегодня на у роке?

Учебник  Стр. 252

Изучение нового материала

   Рабство в Риме: источники, использование рабов, особенности рабства в Риме.

   Читаем  первый пункт параграфа 53.

 Теперь ответьте, пожалуйста,  на следующие вопросы:

1 группа – Как люди попадали в рабство, т.е. Источники рабства?

2 группа – Где использовался рабский труд?

3 группа – Каково было положение рабов в Риме?

 

Вы молодцы, а теперь ребята возьмите рабочие листы, по ходу занятия вы самостоятельно оцениваете свою работу. За каждое выполненное задание ставите «+», если с заданием не справились, ничего не ставите.

Все события в истории, так или иначе, взаимосвязаны. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме.

Задание№ 1

Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;

б) почти у всех римских граждан были рабы;

в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;

г) восстание рабов.

Учащиеся работают с рабочими листами. Представитель любой группы комментирует ответ.

Итак, делаем вывод о положении рабов в Римской империи?

-Какие чувства должен был испытывать раб?(ненависть, недовольство)

-К чему могла привести такая ситуация?(бунт, восстание, война)

Верно ребята! Эта ситуация привела к восстанию, итак тема нашего урока «Восстание Спартака»

Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. гладиатор Спартак возглавил восстание рабов.

Намного о Спартаке.

 (Историческая справка, ответ ученика)

-Ребята, восстание – это историческое событие. А что есть у любого события?

- Правильно:

 причины, ход событий, итоги и значение!

3. Восстание Спартака:

Наш главная задача на сегодня назвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: Каковы причины поражения восстания. Главные вопросы урока я вывесила на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски (прием «чистая доска»).

- причины. Гладиаторы.

 Итак, Спартак был гладиатором.  Работа с текстом

Раздел 2 стр. 254

1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали?

2)Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима? 

3)Какие выводы можно сделать на основании этого о римском обществе?        

Предполагаемые ответы:

-Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением.

 Задание № 2. Групповая работа, работа с   текстом

-Для ознакомления с текстами у вас есть 5 минут

Раздел 3 стр.254-255

Вопросы к тексту.

Почему началось восстание рабов в городе Капуя? Причины восстания.

Чем были вооружены восставшие рабы?

Как вы думаете, какие цели преследовали восставшие?

Проблемный вопрос - Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике?

Представитель каждой из команд озвучивает ответ, остальные участники добавляют.

-Так каковы же были причины восстания?

(Заслушиваются варианты ответов, вопрос снимается с доски)

- ход  восстания

Рассказ учителя с опорой на   карту

- итоги восстания.

Каков был итог восстания? (Заслушиваются ответы, вопрос снимается с доски) 

-Итак, каковы были причины поражения?

Учащиеся называют предполагаемые причины поражения с опорой на вопросы учителя.

Давайте вспомним:

- Каков состав восставших?

- Общие цели и интересы?

-Четкий план ведения войны?

- Вооружение восставших и римлян?

-Запишите причины в свои рабочие листы.

Вопрос снимается с доски.

Закрепление.

А сейчас в форме игры ― «Да/нет», закрепим полученные знания.

Ответы на вопросы вы ставите в рабочем листе.

Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г. Капуя? (Да – нет.)

Спартак был родом из Африки? (Да – нет.)

По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да –нет.)

Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)

Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

Ответы: 1. Да, 2.Нет, 3. Да, 4. Нет, 5. Да

Итог урока. Рефлексия

Мы узнали сегодня об одном из самых сильных и больших восстаний в Древнем Мире, которое всколыхнуло Римскую республику. Мы узнали о выдающейся личности – гладиаторе Спартаке. Но, к сожалению, даже такая сильная личность, прекрасный воин не в силах бороться с системой. Предпосылки для ликвидации рабства только начинают складываться. Но пример отваги, борьбы за свободу во все времена вдохновлял поэтов, писателей и других деятелей искусства воспевать в своих произведениях личность Спартака и его стремление к свободе и независимости. 

Рефлексия

-Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что я узнал на уроке?

Чему я научился?

  Понравилось  на уроке? Для этого поднимите оценочные карточки: красные(да) или фиолетовые (-) – прямо противоположные цвета радуги.

Сдайте свои листки с ответами  на задания.

Спасибо вам за урок!

Домашнее задание

§51, стр. 258 задание 2 письменно.

Задание на выбор:

Составить рассказ «Жизнь раба в Римской республике»

Для любознательных:

На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"

Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...

Самостоятельная работа по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»

Материал для проведения самостоятельной работы  по истории в 5 классе   тема: «Восстание Спартака»...

открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"

Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам....

урок истории 5 класс, тема: "Восстание Спартака"

Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении совре...

Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Восстание Спартака"

Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...