Урок «Христианская культура и языческие традиции Руси».
план-конспект по истории на тему
Урок «Христианская культура и языческие традиции Руси».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskaya_kultura.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК.
Тема: «Христианская культура и языческие традиции Руси».
Форма урока: урок – размышление.
Время проведения: 30-40 минут
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;
- отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;
- формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв.
Познавательные задачи: формирование исторического подхода к событиям;
- умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;
- выявить характерные особенности христианской и языческой традиций в культуре Руси.
Развивающие задачи:
- развитие творческого мышления учащихся;
- развитие самостоятельности;
- развитие умения работать в паре;
- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;
- формирование гражданской позиции.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
- Мультемедийная презентация к уроку:
- слайд с темой урока;
- цитата из И.А.Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена;
- от Микиты ко Улиааници…
- «Остромирово Евангелие»;
- нарушенная логическая цепочка;
- Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве;
- змеевик «Черниговская гривна».
- Видеофильм о культуре Древней Руси.
- Раздаточный материал: былины, поговорки, пословицы; цитаты из трудов Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева.
Перед уроком (5 минут) осуществляется эмоциональный настрой учащихся: сначала звучит шелест дождя, затем щебет птиц и веселый перезвон церковных колоколов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала природа словно распахнула школьные двери и напомнила о себе шелестом дождя, солнцем щебетанием птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов?
- Вы правы, тема нашего урока «Христианская культура и языческие традиции Руси. (Слайд № 1).
- Основная часть.
2.1. Вопросы учителя:
- Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…);
- Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую);
- Что такое язычество? Каких языческих богов вы помните? Какие языческие праздники вам известны?
2.2. Согласны ли вы со следующим утверждением поэта И.А.Бунина
(Слайд № 2 ):
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
- Языческая древность сохранилась, прежде всего, в устном народном творчестве: загадках, заговорах, заклинаниях, пословицах, поговорках, сказках…
- Как вы думаете, почему на Руси говорили: поговорка - цветочек, а пословица – ягодка? (поговорка – часть суждения, меткое народное выражение, а пословица – мудрое изречение, законченная мысль);
- Учащиеся приводят примеры пословиц и поговорок.
- Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Всего в былинах действует более 50 главных героев. Народные сказители обращают к ним свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за Отечество!»
- Как вы считаете, о какой вере – языческой или христианской идет речь?
- Назовите главных героев и темы былинного эпоса;
- Прочитайте понравившиеся отрывки из былин.
- Слайд № 3.
- «От Микиты ко Улиааници. Поиде за меня…»
- В 1949 году во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к началу Х века, на котором было написано «горушина» – пряность;
- «Житие» Кирилла- славянского просветителя: в 60-е годы 1Х в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами;
- Как вы думаете, о чем свидетельствуют эти факты?
- Примерный вывод учащихся: основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства.
- Учитель (Слайд № 4 «Остромирово Евангелие»)
- Книжное учение набирало силу в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников;
Открывались школы, как для мальчиков, так и для девочек Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»), кому могла принадлежать вот эта?
- В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу (Тихомиров М. Русская культура Х-ХУ1 вв. М.,1968 г., с. 99-100).
- Учитель: В это время появляются первые письменные поучения, например «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, в котором чуть ли не впервые употреблено словосочетание «русский народ», а не «русская земля».
- Работа учащихся с первоисточниками: «Слово о законе и благодати», «Жития», поучение В.Мономаха: выделение главной мысли, духовной направленности…
- Слайд № 5 (восстановить нарушенную логическую цепочку по времени составления летописей):
- Летопись была составлена при Ярославе Мудром;
- После смерти Ярослава митрополитом Иларионом, который писал её под именем монаха Никона в 60-70-е гг. Х1 в.
- Летопись конца Х века;
- Свод времен Святополка (90-е гг. Х1 в.);
- «Повесть временных лет», первое десятилетие Х11 в.
- Учитель:
- Иоанн – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в очерках русского самосознания «Самодержавие духа» пишет: «Крещение в корне изменило всю русскую жизнь…» Прав ли он? Какова ваша точка зрения?
- Слайд № 6 (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве, мозаика собора Святой Софии). Выявление отличительных черт древнерусской архитектуры и живописи от западно-европейской и византийской.
- Просмотр видеофрагмента о Софийском соборе в Новгороде.
- Вопрос: как в данном архитектурном памятнике проявились языческие традиции?
- Работа учащихся с первоисточниками: выдержки из Н.М. Карамзина «История России…», т.1, с.68; С.М.Соловьева. «История России… книга 1, с.89,90.
- Учитель: перед вами текст, в котором изложены 2 точки зрения по обсуждаемой нами проблеме С.М.Соловьева и Н.М.Карамзина. Какой вопрос вы бы поставили, если бы оказались учителем?
- Слайд № 7 («Змеевик Черниговская гривна»);
- Перед вами так называемая Черниговская гривна. Это амулет-змеевик, которым пользовался Владимир Мономах: на его лицевой стороне изображение христианских символов (божеств), а на обратной – либо змеиное гнездо, либо двуногое змеиное существо. О чем это свидетельствует?
- Да, действительно, понятие христианства коренным образом изменило духовную жизнь народа. Но не исключило языческие традиции.
- Примеры, каких языческих традиций существующих до сих пор вы можете привести?
- Например, русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности еще в ХУ11-Х1Х вв. задабривал землю и другие силы природы, кроша печеных жаворонков…
- Далее следуют примеры детей из христианских праздников, гаданий, колядок.
- Учитель:
- Почему так и не удалось официальной религии вытравить из сознания языческие верования?
- Какие же черты свойственны нашей национальной культуре?
- Итог урока.
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Учитель (заключительное слово):
- Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
иль косо посмотрели вслед,
или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Т Е М А:
«Христианская культура и
языческие традиции Руси
(Х-Х11 вв.)»
Урок по истории России, 10 класс.
Учитель Акатьева В.И.
ст. Ленинградская
2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Христианская культура"
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;· отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;·...
Презентация к уроку "Христианская культура и язычество на Руси"
формирование исторического подхода к событиям, умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним...
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
Театрализованная познавательная игра по славянским языческим традициям "Таусенев мост"
Театрализованная игра рассказывает о славянских традициях дохристианской руси, знакомит детей с героями русских сказок представленных совсем в ином свете: Баба Яга, Змей Горыныч и многие другие - оказ...
Формирование духовности школьников на уроках музыки средствами христианской культуры
Статья посвящена вопросам духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках музыки. Рассматривается система формирования духовно-нравственных качеств в системе воспитания на уроках музыки средства...
Внеклассное мероприятие "Традиции Руси. Русская обрядовая свадьба"
Конспект занятия для учащихся 5-8 классов на тему 2Русская обрядовая свадьба"...
конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"
Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)...