Театрализованная познавательная игра по славянским языческим традициям "Таусенев мост"
материал на тему
Театрализованная игра рассказывает о славянских традициях дохристианской руси, знакомит детей с героями русских сказок представленных совсем в ином свете: Баба Яга, Змей Горыныч и многие другие - оказывается боги, а не просто отрицательные персонажи русских сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._tausen.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/2014 учебный год)
Номинация конкурса:
Название работы: Театрализованная познавательная ролевая игра «Таусенев мост»
Автор: Тимошенко Юлия Владимировна, методист по работе с детскими организациями МОУ ДОД «Жирновский Центр Детского Творчества»
Жирновск – 2013
- Пояснительная записка.
1.1.Педагогическая целесообразность
«Таусенев мост» – это театрализованная ролевая игра, которой я постаралась придать форму славянского народного праздника дохристианской эпохи. Мне, как работнику системы образования, особенно важно при постановке любого праздника или театрализованного представления обращать внимание на его идейно-тематическую основу. Именно школа и учреждения дополнительного образования призваны формировать мировоззрение ребенка, его гражданскую позицию. Ведь дети – это будущее любой страны. Но невозможно строить будущее, забывая о прошлом. Именно в славянской языческой культуре я нашла глубинные идеи гуманизма, всеобщего равенства, превосходства первозданной природы над человеком, столь необходимые для воспитания современной молодежи.
В современном обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, люди считают, что продается и покупается абсолютно все: здоровье, благополучие, экология, любовь и доверие. Именно такое мировоззрение формирует западная культура, все больше завоевывающая популярность в среде российской молодежи. Кинематограф, литература, телевидение, музыка – все приобретает жесткий, чуждый русскому менталитету характер. Дети, которые растут в таком обществе, становятся жестокими, равнодушными, нередко даже с психическими отклонениями. Это результат подмены родной культуры, искусственно навязанной, чуждой и непонятной, а от того часто интересной и «модной». Необходимо разработать не одно мероприятие, а целую систему, направленную на восстановление знаний об утраченной культуре, пробуждение интереса к истории российского народа у подрастающего поколения. Это позволит сформировать прочную основу для воспитания более высоконравственного поколения с устойчивой гражданской позицией. Внедрение подобной системы позволит прививать детям с раннего возраста идеи гуманизма и патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, воспитывать «здоровую» самооценку.
Подобная система восстановления исторических традиций должна осуществляться, на мой взгляд, ни одним, конкретно взятым учреждением, а под контролем городской администрации, с участием психологов, социальных педагогов, историков, преподавателей литературы, фольклористов, педагогов-вокалистов, хореографов, представителей социальных центров и пр. Сюда могут войти тематические вечера, классные часы, открытые уроки, семинары и «круглые» столы, постановки спектаклей и т.п. должна быть подключена пресса для освещения всех мероприятий, выпуска соц. опросов.
Тема воспитания и создания нравственной основы в учреждениях образования на данный момент является для меня особенно важной. Несколько лет назад я сама стала матерью, и мне не безразлично в какой среде через несколько лет окажется и мой ребенок. Ведь большую часть дня ребенок проводит вне дома, и окружающая среда оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Я очень надеюсь, что своим мероприятием я смогу привлечь внимание руководства города к данной проблеме, и это положит начало формированию новой концепции воспитательных мер.
Даже для осуществления одного из мероприятий, такого как театрализованное представление «Таусенев мост», потребуется участие многих организаций. Среди них: администрация города(финансирование, разрешение на аренду концертной площадки), городские муниципальные школы, транспортные предприятия(перевозка артистов и тяжелых декораций), ателье (пошив костюмов), редакция районной газеты и муниципальное телевидение (реклама и трансляция театрализованного представления) и др.
Актуальность данной работы состоит в том, что проблема незнания исконной славянской культуры, «европизации» сознания подрастающего поколения в данный момент встала особенно остро. И ярким доказательством тому служит современный российский кинематограф: сериал «Школа», «Все умрут, а я останусь…», «Жара» и многие другие. Возрождение интереса к традициям славянской культуры необходимо для гармонизации ситуации в современном обществе. Необходимо создать альтернативу жестокой, искусственно насаждаемой культуре; альтернативу, провозглашающую идеи гуманизма, патриотизма, уважения к себе и другим, восстановления экологического баланса между человеком и природой.
- Психолого-педагогические особенности.
Праздник «Таусенев мост» несет в себе в первую очередь познавательную функцию, поэтому рассчитан главным образом на детскую аудиторию.
Природе детей характерна потребность в игровой деятельности, т.к. игра- это важный инструмент в познании окружающего мира. Играя, ребенок сначала учится ходить и говорить, затем сопоставлять и сравнивать, делать логические выводы. В игре же приходят такие понятия как «Плохо» и «хорошо», «добро» и «зло», т.е. закладывается нравственная основа. Важно, чтобы в этот момент с детьми играли взрослые, направляя ребенка в нужное русло.
Славянские игры и обряды напоминают о пользе труда, о бережном отношение к матери-природе, поэтому мне как работнику образования и культуры особенно важно обращаться к ним. Ведь в своей работе наше учреждение объединяет детей не только разных возрастов, но и детей из разных слоев населения, с разным уровнем воспитания и образования.
Для праздника использовался простой и понятый слог, лишь способ сложения немного напоминающий исторический говор наших предков, что делает праздник доступным для детей всех возрастов: от младших школьников до учащихся старших классов. Игры, которые использованы в мероприятии также отобраны с учетом возрастных потребностей детей разных классов. Так, например, более младшие играют в игру «Бояре» в то время как более старшие в игру «Подушечка».
Дети младшего школьного возраста как правило очень активны и в большой группе удержать дисциплину довольно сложно. Поэтому для проведения праздника «Таусенев мост» была частично использована форма игры-вертушки, где детей разделили на несколько небольших групп. Это облегчило задачу артистам. Ведь их задача не только поиграть с детьми, но и донести определенную информацию познавательного характера.
Таким образом, можно сделать вывод что праздник «Таусенев мост» отвечает потребностям разновозрастной детской аудитории от 8 до 17 лет, т.е. это учащиеся средних общеобразовательных школ.
- Историческая справка.
- Методические рекомендации и особенности постановки.
Тема:
Праздник «Таусенев мост»- это театрализованное представление в духе славянских обрядовых празднеств, ярко и красочно повествующие о традициях наших предков. Форма праздника позволяет не просто рассказать о самом древнем празднике Таусеня, но и богах, которым поклонялись наши прародители, об их культуре и мировоззрении.
Идея:
Основная идея праздника – пробудить интерес к забытой культуре славянского народа, ведь это наше прошлое. А без прошлого нет будущего. Человечество не могло и не сможет развиваться гармонично без знания культуры прошлых поколений.
Конфликт:
В мероприятии есть внутренний конфликт и внешний.
Внешний конфликт – социальный и заключен в борьбе за восстребованность изучения забытой культуры.
Внутренний конфликт раскрывают герои – это смена времен года. Уходит лето, в свои права вступает осень.
Сверхзадача:
Своим мероприятием я бы хотела напомнить всем о нашем историческом происхождении. Показать гуманность забытой культуры наших праотцов на фоне контрастно-жестокой современной обезличенной культуры.
Жанр:
Театрализованное представление с элементами игровой программы
Образное видение:
Мост из лета в осень.
Ход-прием:
Строительство моста для Таусеня.
Композиция.
Пролог: «Лети, лето…»
Завязка: Эпизод I. «Отзвенело лето красное»
Развитие действия: Эпизод II. «Велесовы сказки»
ЭпизодIII. «У матери-оленихи»
Эпизод IV. Леший
Эпизод V. – «Ладины потехи»
- «Повзрослевшие, поумневшие…»
Кульминация: Эпизод VI. «Здравствуй, Световит-Батюшка!»
Финал: «Подошла пора прощаться…»
Виды и жанры искусств:
Постановка театрализованного праздника – это сложный и длительный процесс, требующий внимательного изучения режиссером всего жанрового многообразия. Ведь каждый номер, включенный в единую ткань представления – это уже уникальная самостоятельная единица, представляющая собой выражение конкретного вида зрелищного искусства, со своей специфической драматургией и замыслом. Но волей режиссера из разрозненных номеров складывается единая картина представления, где все компоненты, все столь разнообразные выразительные средства подчинены общему замыслу, единой логике сквозного действия и способствуют достижению единой цели - нахождению образа, выражающего идейную сущность произведения. При этом важно сохранить ту уникальность и специфическую художественную ценность искусства к которому относится тот или иной номер. Ведь каждый вид искусства по-своему влияет на человека, на его душу и мировоззрение.
В своей работе я использовала следующие виды и жанры искусств:
- Художественное слово
- Вокальное искусство
- Хореографическое искусство
- Декоративно-прикладное творчество
- Сценарий.
Пролог.
«Лети, лето…»
♪ Песня «Таусень». (акапелло) анс. «Акварель»
/из-за кулис/
- Кончилась жара, ночи равен день,
И пришла пора - это ТАУСЕНЬ!
Слава тебе, бог и день,
Слава тебе, ТАУСЕНЬ,
Добрый, прекрасный,
Славься!
Опадает лист, проревел олень,
Воздух ясен, чист - это ТАУСЕНЬ!
Умолкает лес, не растёт корень,
Тихо льёт с небес - это ТАУСЕНЬ!
Собран урожай, полны закрома,
Летушко, прощай! Впереди - зима...
♪ «Лети, лето». Ансамбль «Вдохновение»
/на мультимедийном экране проекция: летние фотографии с переходом в осень/
Эпизод I. «Отзвенело лето красное»
/Появляются Богиня плодородия Макошь и бог летнего солнца Ярило/
Макошь: Отзвенело лето красное,
Жаворонками , да соловьями!
Ярило: Отцвело пышной зеленью,
Да цветами пестрыми!
Макошь: Таусень – пора златокудрая
Златом, яхонтом все украсила!
Подошло ей времечко
В свой черед идти!
/на мультимедийном экране проекция: мост/
Ярило: Только нет мосточка для Осени!
Не пройти ей поступью легкою,
Пока не добудем мы бревнышки волшебные
Для таусень-мосточка нашего!
Макошь: Рады встрече мы с вами! Я – богиня Макошь, покровительница плодородия и урожая.
Ярило: А я – Ярило: Солнце Красное, Солнце летнее.
Макошь: Мы будем вашими проводниками по почти уже забытым языческим традициям славянского народа, коими потомками все мы и являемся.
Ярило: Скоро наступит время осени, а предки наши называли его таусень!
Макошь: Нам нужно построить ему мостик, по которому в день осеннего равноденствия Световит – мудрое осеннее солнце придет к нам, а Ярило уйдет в свой черед до лета теплого!
Ярило: Только есть одно условие непременное: бревнышки наши волшебными должны быть! Первое Велесовой силой наделено, второе Матерью-Оленихой, как сама жизнь, дарованное, в третье леший лесной дух вдохнул, четвертое в себе мужскую силу несет,а последнее – женскую мудрость!
Макошь: Нечего медлить, собирайтесь друзья в путь-дорожку дальнюю! Бревнышки будем собирать. Ну не боитесь к самому Велесу с просьбой идти?
Эпизод II.
«Велесовы сказки».
Велес: По что пожаловали к Богу Велесу?
Путники: Дорожку Таусеню мостить будем. Время его подошло.
Велес: В таусеневом мосточке первым должно быть бревнышко самое крепкое! Мог бы я вам его дать, да только скажите мне сперва: «Каково мое воплощение в литературе русской всем вам известное»?
/дети отвечают/
Велес: Верно-верно! Змей-Горыныч, или еще встречалось Медведь!меня на Руси почитали не только богом торговли и скота, но и покровителем сказителей, поэзии и другого творчества! Так вот сочините мне сказку о витязе храбром, да о подземном царстве, чтобы вещала она о зиме надвигающейся да о солнце гаснущем и стареющем. Коли мне сказка ваша люба придется, так и быть дам я вам бревнышко заветное!
Эпизод III.
«У Матери-Оленихи»
- День добрый, дети мои! По что ко мне пожаловали?
- Дорожку Таусеню мостить. Время его подошло!
- Дам я вам бревнышко заветное, бревнышко мое волшебное, материнской любовью согретое, коли поиграете вы сперва с нами. Скажите, а вы знаете почему меня называют Матерью-Оленихой?
/дети отвечают/
Коршун: Легенда была у славян, что на древе жизни высоко у седьмого неба сидит Мать-Олениха, мать всех зверей, что есть на земле нашей. Она сбрасывает вниз своих Оленят, а пока те летят принимают форму любых зверей: и коров, и лошадей, и зайцев, и птиц всяких.
Мать-Олениха: Ну что ребятки давайте поиграем. Я буду вашей матерью, а это злой коршун. Вы, все мои детки, становитесь в цепочку друг за другом. Я буду защищать вас от Коршуна, особенно самого последнего в цепочке, потому что именно последнего (или нескольких последних стоящих) будет пытаться поймать коршун. Мать пытается не подпустить Коршуна, а дети «увиливают хвостиком». Вначеле игры Коршун сидит и роет ямку, играющие обращаются к нему:
- Коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- Зачеи тебе ямка?
- Копеечку ищу.
- Зачем тебе копеечка?
-Иголочку куплю.
-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек шить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камешки класть.
-Зачем тебе камешки?
-В деток твоих кидать.
-За что?
-Ко мне в огород лазят.
-Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, так лови их…
После игры, чтобы отпустить деток, которых он наловил, Коршун задает загадку:
Всех наградила, все загубила. (Осень)
Эпизод IV.
У лешего в чащобе.
- Добро пожаловать в мой лес, путнику! По что ко мне пожаловали-то?
- Дороженьку Таусеню мостить. Время его подошло.
- Бревнышки собираете. Верно-верно. А коли ветку али дерево где без спроса сломите, помните, что я, Царь Лесной, как в старину величали, ни за что вас из лесу не выпущу. Дорожки буду путать да вас с толку сбивать, чтоб блуждали вы по моим лесам, пока прощенья не попросите, да не поклонитесь низенько как всякому богу. А пока поиграйте со мной.
Эпизод V-I.
«Ладины потехи».
Лада: Добрый день, красны девицы! По что ко мне пожаловали?
Путники: Дорожку таусеню мостить будем время его подошло!
Лада: Чтобы мостик смастерить нужно вам девицы бревнышко заветное, наделенное женскою мудростью. И ко мне пришли вы пришли чтобы ЛАДно все у вас было! Ведь я богиня Лада – не только одна из богинь рожениц, т.е. покровительниц урожая, но еще и хранительница домашнего очага, семейного мира и ЛАДА, носительница всего женского начала. Ну-ка девицы, покажите мне свои умения, выполнив нехитрое мое задание. Вот вам 2 чащи полные гороха и фасоли. Переберите их, да как можно скорее. Какая команда сЛАЖеннее будет, та от Лады и бревнышко с собою унесет.
/девушки выполняют задание/
Лада: Ай-да умницы! Молодцы девушки,а теперь скажите что на зиму женщины солили? Верно, капустку! Давайте поиграем в игру, которая так и называется капустка!
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут напевая:
Вейся, вейся капустка моя,
Вейся, вейся вилая моя,
Как мне, капустке, не виться!
Как мне зимой не валиться!
Последние девушки в цепочке поднимают руки, образую «воротца», ведущий проводит всю вереницу через «воротца». После того,как прошла вся вереница последний проворачивается и кладет руку на противоположное плечо, как бы «завивая капустку». Следущая пара образуют «воротца». Так продолжается пока не завьется вся вереница. Затем последняя девица стоит на месте,а хоровод «завивается» вокруг нее, образуя вилок капусты. Затем капустка должна также плавно под пение развиться.
Эпизод V-II.
«Повзрослели, поумнели…»
Баба Яга: Вот и добры молодцы пожаловали! Да по что ко мне-то пожаловали?
Путники: Дорожку Таусеню мостить. Время его подошло!
Баба Яга: Таусень встречать без моего бревнышка не гоже. Ведь в нем сила мужская настоящая заложена, я ее молодцам-то и дарую! А вы знаете, почему у меня одна нога простая, а другая костяная?
/дети отвечают/
Баба Яга: Да, не помните вы своих корней! Меня не только Бабой Ягой, но и Златой Бабой величали. Праматерью всех людей на земле почитали. Но беречь то я должна всех своих детей. И тех включая, что света земного боле не видят. Вот и стою я одною ногой на земле славянской, а другою в мире загробном! А среди людей у меня призвание есть – даровать юношам силу мужскую. Называлось это в старину инициацией, т.е. взрослением. Пройдите и вы мое испытание в «избушке на курьих ножках», а я вам «повзрослевшим» и бревнышко дам.
Эпизод VI.
«Здравствуй, Световит-батюшка!..»
♪ «Ой ты Порушка-Параня…»
Макошь: Улетало лето птицею
За моря широкие,
За горы высокие,
Уводило лето теплое,
Ярило – солнце наше светлое,
Солнце наше летнее!
Да как стали ожидать все
Солнце – осеннее, солнце – старое,
Солнце – старое да мудрое!
Ярило: А имя ему – Световит! Поклон тебе низкий Световит-батюшка!
Построили мы тебе мосток маленький, взойди на него да проложи нам дорогу в Таусень!
Макошь: Прощай лето красное, здравстуй осень златокудрая!
/на мультимедийном экране прекция - осень/
Световит: Добры молодцы, красны девицы, взявшись за руки по мостику осеннему заходите в хоровод наш веселый!
/встали в хоровод/
Макошь: А скажите мне, люди добрые кто в старину всегда славился умом-разумом, женской хитростью да смекалкою!
/отвечают/
Световит: верно-верно! Испокон веку считалось ею Василиса Премудрая! Нужно наш её позвать! Давайте все вместе: ВА-СИ-ЛИ-СА!
Василиса: День добрый, друзья мои! Коли позвали меня значит веселью пора пришла, хоровод заводить да игры зачинать! А игры-то непростые, да у умыслом! Осенины всегда были порою свадеб и выбором невест. Игра конечно же, останется игрою, но традиций славянских нарушать не стоит!
Игра№ 1:
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
Игра№2:
Водящий садится в центре круга. Остальные в хороводе поют:
Паучок-колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Бегут к водящему поднимают на ноги. Игра продолжается дальше.
Танцуй-танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Тот на кого указал водящий становится спиной к нему. На счет три поворачивают одновременно голову. Если повернулись в одну сторону – играющие целуются, если в разные – водящий обнимает выбранного и то занимает место водящего.
Игра №3.
Макошь: Уж повеселились на славу! Ох и выдумщица ты Василисушка! Знаю я, что приберегла ты для нас и еще что-то интересненькое!
Василиса: Верно! Что за праздник на Руси да без каравая! Ведь каравай – символ солнца, символ жизни! Каравай несет в себе силы волшебные! А сейчас поиграем еще!
Игра №4:
Как на день солнцестояния,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины (поднимают руки высоко над головой )
Вот такой нижины (приседают)
Вот такой ширины (расходятся шире)
Вот такой ужины (сужают хоровод).
Василиса: Вот и каравай наш румяный, но прежде чем раздать его вам, даровать вам силы жизненной, давайте проверим урожайным ли был год. Скорее Световит, прячься за наш каравай!
Световит: Зрите ли вы меня, детушки?/отвечают/
Так пусть на следующий год урожай еще больше будет!
Финал.
Василиса: Ну что ж, подошла пора праздник наш заканчивать! Провожать нужно богов светлых, богов летних на отдых заслужены до весны до красной. А потому разведем мы костер большой, да обнимет пламя птицу эту соломенную и унесет птица сия на крыльях своих в Ирий богов наших летних!
/сожжение соломенной птицы/.
Василиса: А теперь угощайтесь скорее, ребятушки! Каждый должен получить силы волшебной откусив каравай наш румяный!
/Василиса раздает каравай/
Василиса: Ну что ж подошла пора прощаться и мне с вами! Живите дружно да не хворайте!/уходит/
Ансамбль «Акварель», ансамбль «Вдохновение»
«Травушка»
Список используемой литературы:
Приложения:
Приложение№1: Фото-материалы. Фото-отчет.
Приложение №2: Презентация, мультимедийное сопровождение сценического действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Славянская мифология. Представление о славянском языческом мире
Урок литературы в 6 классе...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...
Театрализованная квест-игра "Путешествие по Книжному океану"
Данная разработка может быть использована для проведения тематических недель по литературе (внеурочная деятельность)....