конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мицинская Дина Васильевна

Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx558.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ниже представлен анализ урока истории в 7 классе (приложение 18 – конспект урока).

Общая характеристика урока:

7 класс коррекционной школы VIII вида

Раздел – «Киевская Русь»

Тема урока – «Культура и искусство Киевской Руси».

Главный образовательный потенциал урока – формирование представлений об особенностях культуры нашей страны в период рассвета Древнерусского государства.

Тип урока – комбинированный (закрепление имеющихся знаний, изучение нового материала).

Психологический климат урока:

Общение с детьми всегда проходит в доброжелательной форме. Постоянно осуществляю контроль своего эмоционального состояния.

Обучающиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Личный контакт с детьми устанавливаю различными способами: вербально (обращение к ученику по имени), визуально (контакт глаз), тактильно (прикосновение). На уроке стараюсь услышать каждого ребенка: не только воспринять информацию, но и понять его тревоги и радости. Своевременно оказываю необходимую, в том числе, психологическую, помощь обучающимся (советы, рекомендации).

Немаловажное место в создании психологического комфорта занимает отметка. Даже если знания учеников на низком уровне, стараюсь в устной форме оценить их работу на уроке, поощрить за малейшие учебные достижения.

Все это способствует созданию благоприятного микроклимата в классе. психологический анализ урока представлен в приложении 19 – справке педагога-психолога.

Содержательно-целевой аспект урока:

Задачами представляемого урока, а также ожидаемыми результатами их реализации являются:

Задачи

Ожидаемые результаты

образовательные

  • показать, что в начале XII в. культура Киевской Руси достигла своего рассвета;
  • показать, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри;
  • сформированное общее представление о периоде Киевской Руси как веке рассвета культуры, об объектах религиозного культа как о духовных и культурных центрах;
  • уместное употребление в речи основных терминов и понятий, изученных на уроке

коррекционно-развивающие

  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

  • продолжить формирование навыка работы с текстом учебной статьи
  • коррекция зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • умение в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту

воспитательные

  • формировать положительную мотивацию и интерес к предмету изучения
  • оптимальная активность обучающихся в течение всего урока;
  • способность к рефлексии

Учебный материал отобран в соответствии с требованиями образовательной программы с учетом уровня знаний и умений обучающихся, их субъективного опыта и индивидуальных особенностей.

Основу содержания учебного занятия составили:

-усвоение программных знаний по теме с опорой на план и с использованием текста учебной статьи;

- введение в словарь обучающихся понятий «алтарь», «фреска», «икона», «мозаика»;

-упражнения на формирование умений:

формулировать ответ, используя слова вопроса;

формулировать вопросы к тексту.

Учебный материал носил теоретическую направленность.

В содержание урока была включена реализация национально-регионального компонента: при беседе о храмах была проведена аналогия с нынешним временем и демонстрировалось фото с изображением православного храма, находящегося в нашем городе.

Урок имел следующую структуру:

Этап урока

Цель

Организационный момент

проверка готовности к занятию, включение обучающихся в деятельность, эмоциональный настрой на работу

Повторение

закрепление ранее полученных знаний, навыка работы с историческими датами

Актуализация знаний

организация и направление обучающихся к цели познавательной деятельности

Сообщение темы и задач урока

сообщение темы нового материала, знакомство с планом совместной деятельности на уроке

Изучение нового материала

формирование конкретных представлений по теме урока

Первичное закрепление

установление уровня усвоения нового учебного материала; устранение обнаруженных пробелов

Итог урока

анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы на будущее; рефлексия

Домашнее задание

сообщение школьникам о домашнем задании, разъяснение алгоритма его выполнения

Коррекционная направленность урока заключалась в использовании специальных упражнений на коррекцию мыслительной деятельности (задания на обобщение, сравнение, исключение).

Теоретическое изложение учебного материала было доступно обучающимся, выстроено научно, логично, последовательно.

Процессуально - деятельностный аспект

С целью реализации поставленных задач, в соответствии с особенностями контингента обучающихся класса, создания условий для их активной познавательной деятельности на уроке были использованы разнообразные формы, методы и технологии обучения.

Формы обучения

Этап; вид деятельности

Коллективная (фронтальная)

устные упражнения; работа с текстом учебной статьи

Самостоятельная

изучение нового материала; формулирование основных терминов и понятий по теме с дальнейшей самопроверкой

Индивидуальная

Актуализация знаний; задания на карточках

Методы обучения:

  • по источнику знаний:

- словесные (объяснение значения терминов – изучение нового материала; беседа – актуализация знаний, устные упражнения; инструктаж – изучение нового материала)

- наглядные (карточки с датами исторических событий, иллюстрации с изображением былинных богатырей – повторение; план работы на уроке, иллюстрации по теме урока, фото с изображением ухтинского православного храма, карточки с определением основных понятий для самопроверки – изучение нового материала; предметные картинки – первичное закрепление)

  • по характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный (устные упражнения предполагали воспроизведение имеющихся знаний)

- частично-поисковый (на этапе изучения нового материала при изучении основных терминов и понятий знания обучающиеся добывали в результате собственного познавательного труда)

  • по компонентам учебной деятельности:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

- методы контроля и самоконтроля

Выбор методов обучения был обусловлен не только решением поставленной триединой цели урока, но и сложностью учебного материала, уровнем подготовленности самих семиклассников, их активностью, работоспособностью и темпом работы, сформированностью практических навыков.

Образовательные технологии

Этап; вид деятельности

Здоровьесберегающие

технологии

в течение всего урока; смена видов деятельности, проведение физпаузы, рефлексия деятельности

Технологии

дифференцированного подхода

при изучении нового материала учитывались индивидуальные особенности обучающихся – сформированность навыка работы с текстом учебной статьи; нуждающимся обучающимся оказывалась индивидуальная помощь, предоставлялись таблицы - подсказки

Элементы

проблемного обучения

первичное закрепление; создание проблемной ситуации при определении вновь изученных понятий

ИКТ технологии

изучение нового материала; демонстрация видеопрезентации «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности»

Содержание урока продумано таким образом, чтобы обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью были постоянно задействованы в какой-либо деятельности. Опора проходила на все виды анализаторов (слуховой, зрительный, двигательный).

Результативно-оценочный аспект:

Урок, в целом, достиг поставленной цели: в конце урока все обучающиеся 7 класса смогли дифференцировать изученные термины и понятия по определению, усвоили их существенные признаки. При подведении итога урока большинство учеников правильно ответили на вопросы по содержанию вновь изученного материала.

Вместе с тем, урок выявил недостаточное владение обучающимися приемами работы с текстом учебной статьи, что взято мной на заметку и отмечено в конце урока.

Запланированный объем обязательного учебного материала выполнен.

При оценивании работы обучающихся на уроке мною учитывалось несколько показателей: во-первых, уровень усвоения материала (правильное выполнение заданий, самостоятельность), во-вторых – уровень активности.

Результативность урока с точки зрения усвоения учебного материала определила следующим образом:

Уровень

Характеристика

Критический

Слабо справляется с заданиями, очень низкая самостоятельность; требуется постоянный контроль, дополнительные инструкции.

Достаточный

В работе допущены ошибки. Результативность высокая, но умения недостаточны; помощь учителя незначительная.

Оптимальный

Обучающийся имеет развитые умения, результативность высокого качества, самостоятелен в достижении результата.

В соответствии с данными критериями результат усвоения учебного материала урока следующий: из восьми обучающихся трое усвоили материал на оптимальном уровне, остальные – на достаточном.

Активность детей на уроке была достаточной.

Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей (приложение 20 – отзыв об уроке).

Конспект урока

Тема - «Культура и искусство Киевской Руси»

Класс – 7 класс специальной (коррекционной) школы

Цель: дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси.

Задачи:

- формировать представление о рассвете культуры и искусства Киевской Руси в XII веке, о зарождении письменности; о том, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви и соборы;

- способствовать коррекции памяти, внимания, мышления, эмоционально – волевой сферы; отработка навыков работы с текстом учебной статьи, развитие речи обучающихся;

- формирование положительной учебной мотивации.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, положительный психологический настрой, нацеливание на значимость получаемых умений и навыков.

Повторение

Материал прошлого урока (ответы требую полным предложением; помогаю затрудняющимся обучающимся составить устный ответ с учетом этого требования):

-С какой темой работали на прошлом уроке? («Былины – источник знаний о Киевской Руси»).

-О чем рассказывают нам былины?

-Кому посвящена пословица «Богатырь умрёт, имя его останется»?

-Как зовут богатырей - героев картины художника Васнецова?

-

-Кто крайний справа?

-Кто слева?

-Кто посередине?

Работа с датами

- Прочитайте дату, отнесите её к веку: 1237г., 1700г., 1905г., 988г., 1654г., 862г., 2014г. (слабые и крайне слабые обучающиеся выполняют задание письменно на карточках, проводят «нити соответствия»)

Карточка 1

Дата

Век

1237г.

X (10)

1700г.

XXI (21)

988г.

XIII (13)

2014г.

XVIII (18)

Актуализация

- Прослушайте запись (включаю аудиозапись колокольного звона). С какой из дат связан колокольный звон? (988г. – крещение Руси).

- Как называются здания для отправления религиозных христианских обрядов?

Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы с вами узнаем, что в Киевской Руси храмы стали не только центрами духовной жизни, но и центрами культуры. Так какой же были культура и искусство в Киевской Руси? (записываем в тетради число и тему урока)

Изучать новый материал мы будем по плану:

1. Храмы в Киевской Руси.

2. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности.

Первый пункт плана мы выполним, работая с текстом статьи учебника; по второму пункту - рассказ учителя с демонстрацией видеопрезентации.

Изучение нового материала

Начнем изучать новый материал с ответа на вопрос: «Из чего строили храмы?»

Названный ученик прочитает 2-ой абзац на стр. 138, вместе отвечаем на данный вопрос.

Демонстрирую иллюстрации

:ANd9GcRQurRz-YTN5E0CdjjJTSZmWlzEykp3vNycKIK-PCYw-ovm08_8 :ANd9GcR6SgQDNccdo0ahLziqINlOYKoH2EWiyWkX-x8dAk9L3yufm_Xw3Q :ANd9GcQJKOnwg2XD1ch5neMNVYDLU5hFRxVusGDJ0CdloTVJKaraI648tQ

По прочтению 2-го абзаца на стр. 139 отвечаем на вопрос «Что такое фреска?» Записываем определение в тетрадь.

По прочтению 3-го абзаца на стр. 139 записываем определение «икона».

Ответьте на вопрос «Чем еще украшали стены храмов?» прочитав 3-ий абзац на стр. 140 ; запишите определение «мозаика».

Работа в парах. Составьте мозаичное изображение креста – главного христианского символа, используя детали пластмассового геометрического конструктора.

Рассказываю об ухтинском православном храме, демонстрирую фото:

Дети, побывавшие в этом храме, делятся своими впечатлениями.

Первичное закрепление

Ответьте на вопросы письменно одним словом (самостоятельная работа с взаимопроверкой):

«Где в Киевской Руси можно было встретить фрески, иконы, мозаику?»

-«Что изготавливал мастер, который брал две или три доски, соединял их между собой, очищал поверхность, пока она не станет гладкой. После долгих приготовлений рисовал изображение Христа, Богоматери или святых».

-«Что изготавливал мастер, делавший изображение из небольших кусочков цветного стекла?»

- «Мастер наносит на стену сырую штукатурку и пока она не высохла рисует. Как называется такое изображение?»

По выполнении данного задания обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища, опираясь на таблицу – подсказку с правильными ответами.

Таблица – подсказка 1

Храмы

(церкви, соборы) икона мозаика фреска

Изучение нового материала

По второму пункту плана изучения нового материала демонстрируется видеопрезентация «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности» (прилагается в электронном виде).

Первичное закрепление

Обучающиеся письменно заполняют пропуски в тексте предоставленной им карточки, комментируют выполнение задания:

Карточка 2

Кирилл и Мефодий, чтобы перевести церковные книги на славянские языки …………….. (что сделали?)

Славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием, называется………………..

Домашнее задание

Подготовить устные ответы на вопросы по теме урока (стр. 142)

Итог урока

- Какую тему изучали на уроке?

- Что стали строить в Киевской Руси после принятия христианства?

- Почему на каждом храме устанавливали крест?

- Чем украшали храмы?

Рефлексия

А теперь продолжите предложения на карточке:

Карточка 3

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что…

Меня удивило… Мне захотелось…

Оценивание

- За активность на уроке, правильность ответов и выполненных заданий получают «5»- …

- Недостаточно активны были на уроке, требовалась помощь при выполнении заданий - … Получаете отметку «4».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Прикладное искусство Киевской Руси

В данной презентации приведёны примеры декоративно-прикладного искусства Киевской Руси....

Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                      ...

Урок на тему "Культура Киевской Руси"

Нетрадиционный урок с использованием межпредметных связй (учитель истории и МХК)...