конспект урока истории "Культура и искусство Киевской Руси"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Конспект урока истории Отечества "Культура и искусство Киевской Руси" с самоанализом. Коррекционная школа (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.docx | 558.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ниже представлен анализ урока истории в 7 классе (приложение 18 – конспект урока).
Общая характеристика урока:
7 класс коррекционной школы VIII вида
Раздел – «Киевская Русь»
Тема урока – «Культура и искусство Киевской Руси».
Главный образовательный потенциал урока – формирование представлений об особенностях культуры нашей страны в период рассвета Древнерусского государства.
Тип урока – комбинированный (закрепление имеющихся знаний, изучение нового материала).
Психологический климат урока:
Общение с детьми всегда проходит в доброжелательной форме. Постоянно осуществляю контроль своего эмоционального состояния.
Обучающиеся были положительно эмоционально настроены для работы. Личный контакт с детьми устанавливаю различными способами: вербально (обращение к ученику по имени), визуально (контакт глаз), тактильно (прикосновение). На уроке стараюсь услышать каждого ребенка: не только воспринять информацию, но и понять его тревоги и радости. Своевременно оказываю необходимую, в том числе, психологическую, помощь обучающимся (советы, рекомендации).
Немаловажное место в создании психологического комфорта занимает отметка. Даже если знания учеников на низком уровне, стараюсь в устной форме оценить их работу на уроке, поощрить за малейшие учебные достижения.
Все это способствует созданию благоприятного микроклимата в классе. психологический анализ урока представлен в приложении 19 – справке педагога-психолога.
Содержательно-целевой аспект урока:
Задачами представляемого урока, а также ожидаемыми результатами их реализации являются:
Задачи | Ожидаемые результаты |
образовательные | |
|
|
коррекционно-развивающие | |
|
|
воспитательные | |
|
|
Учебный материал отобран в соответствии с требованиями образовательной программы с учетом уровня знаний и умений обучающихся, их субъективного опыта и индивидуальных особенностей.
Основу содержания учебного занятия составили:
-усвоение программных знаний по теме с опорой на план и с использованием текста учебной статьи;
- введение в словарь обучающихся понятий «алтарь», «фреска», «икона», «мозаика»;
-упражнения на формирование умений:
формулировать ответ, используя слова вопроса;
формулировать вопросы к тексту.
Учебный материал носил теоретическую направленность.
В содержание урока была включена реализация национально-регионального компонента: при беседе о храмах была проведена аналогия с нынешним временем и демонстрировалось фото с изображением православного храма, находящегося в нашем городе.
Урок имел следующую структуру:
Этап урока | Цель |
Организационный момент | проверка готовности к занятию, включение обучающихся в деятельность, эмоциональный настрой на работу |
Повторение | закрепление ранее полученных знаний, навыка работы с историческими датами |
Актуализация знаний | организация и направление обучающихся к цели познавательной деятельности |
Сообщение темы и задач урока | сообщение темы нового материала, знакомство с планом совместной деятельности на уроке |
Изучение нового материала | формирование конкретных представлений по теме урока |
Первичное закрепление | установление уровня усвоения нового учебного материала; устранение обнаруженных пробелов |
Итог урока | анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы на будущее; рефлексия |
Домашнее задание | сообщение школьникам о домашнем задании, разъяснение алгоритма его выполнения |
Коррекционная направленность урока заключалась в использовании специальных упражнений на коррекцию мыслительной деятельности (задания на обобщение, сравнение, исключение).
Теоретическое изложение учебного материала было доступно обучающимся, выстроено научно, логично, последовательно.
Процессуально - деятельностный аспект
С целью реализации поставленных задач, в соответствии с особенностями контингента обучающихся класса, создания условий для их активной познавательной деятельности на уроке были использованы разнообразные формы, методы и технологии обучения.
Формы обучения | Этап; вид деятельности |
Коллективная (фронтальная) | устные упражнения; работа с текстом учебной статьи |
Самостоятельная | изучение нового материала; формулирование основных терминов и понятий по теме с дальнейшей самопроверкой |
Индивидуальная | Актуализация знаний; задания на карточках |
Методы обучения:
- по источнику знаний:
- словесные (объяснение значения терминов – изучение нового материала; беседа – актуализация знаний, устные упражнения; инструктаж – изучение нового материала)
- наглядные (карточки с датами исторических событий, иллюстрации с изображением былинных богатырей – повторение; план работы на уроке, иллюстрации по теме урока, фото с изображением ухтинского православного храма, карточки с определением основных понятий для самопроверки – изучение нового материала; предметные картинки – первичное закрепление)
- по характеру познавательной деятельности:
- репродуктивный (устные упражнения предполагали воспроизведение имеющихся знаний)
- частично-поисковый (на этапе изучения нового материала при изучении основных терминов и понятий знания обучающиеся добывали в результате собственного познавательного труда)
- по компонентам учебной деятельности:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы контроля и самоконтроля
Выбор методов обучения был обусловлен не только решением поставленной триединой цели урока, но и сложностью учебного материала, уровнем подготовленности самих семиклассников, их активностью, работоспособностью и темпом работы, сформированностью практических навыков.
Образовательные технологии | Этап; вид деятельности |
Здоровьесберегающие технологии | в течение всего урока; смена видов деятельности, проведение физпаузы, рефлексия деятельности |
Технологии дифференцированного подхода | при изучении нового материала учитывались индивидуальные особенности обучающихся – сформированность навыка работы с текстом учебной статьи; нуждающимся обучающимся оказывалась индивидуальная помощь, предоставлялись таблицы - подсказки |
Элементы проблемного обучения | первичное закрепление; создание проблемной ситуации при определении вновь изученных понятий |
ИКТ технологии | изучение нового материала; демонстрация видеопрезентации «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности» |
Содержание урока продумано таким образом, чтобы обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью были постоянно задействованы в какой-либо деятельности. Опора проходила на все виды анализаторов (слуховой, зрительный, двигательный).
Результативно-оценочный аспект:
Урок, в целом, достиг поставленной цели: в конце урока все обучающиеся 7 класса смогли дифференцировать изученные термины и понятия по определению, усвоили их существенные признаки. При подведении итога урока большинство учеников правильно ответили на вопросы по содержанию вновь изученного материала.
Вместе с тем, урок выявил недостаточное владение обучающимися приемами работы с текстом учебной статьи, что взято мной на заметку и отмечено в конце урока.
Запланированный объем обязательного учебного материала выполнен.
При оценивании работы обучающихся на уроке мною учитывалось несколько показателей: во-первых, уровень усвоения материала (правильное выполнение заданий, самостоятельность), во-вторых – уровень активности.
Результативность урока с точки зрения усвоения учебного материала определила следующим образом:
Уровень | Характеристика |
Критический | Слабо справляется с заданиями, очень низкая самостоятельность; требуется постоянный контроль, дополнительные инструкции. |
Достаточный | В работе допущены ошибки. Результативность высокая, но умения недостаточны; помощь учителя незначительная. |
Оптимальный | Обучающийся имеет развитые умения, результативность высокого качества, самостоятелен в достижении результата. |
В соответствии с данными критериями результат усвоения учебного материала урока следующий: из восьми обучающихся трое усвоили материал на оптимальном уровне, остальные – на достаточном.
Активность детей на уроке была достаточной.
Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей (приложение 20 – отзыв об уроке).
Конспект урока
Тема - «Культура и искусство Киевской Руси»
Класс – 7 класс специальной (коррекционной) школы
Цель: дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси.
Задачи:
- формировать представление о рассвете культуры и искусства Киевской Руси в XII веке, о зарождении письменности; о том, что самыми большими и красивыми зданиями были церкви и соборы;
- способствовать коррекции памяти, внимания, мышления, эмоционально – волевой сферы; отработка навыков работы с текстом учебной статьи, развитие речи обучающихся;
- формирование положительной учебной мотивации.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, положительный психологический настрой, нацеливание на значимость получаемых умений и навыков.
Повторение
Материал прошлого урока (ответы требую полным предложением; помогаю затрудняющимся обучающимся составить устный ответ с учетом этого требования):
-С какой темой работали на прошлом уроке? («Былины – источник знаний о Киевской Руси»).
-О чем рассказывают нам былины?
-Кому посвящена пословица «Богатырь умрёт, имя его останется»?
-Как зовут богатырей - героев картины художника Васнецова?
-
-Кто крайний справа?
-Кто слева?
-Кто посередине?
Работа с датами
- Прочитайте дату, отнесите её к веку: 1237г., 1700г., 1905г., 988г., 1654г., 862г., 2014г. (слабые и крайне слабые обучающиеся выполняют задание письменно на карточках, проводят «нити соответствия»)
Карточка 1
Дата | Век | |
1237г. | X (10) | |
1700г. | XXI (21) | |
988г. | XIII (13) | |
2014г. | XVIII (18) |
Актуализация
- Прослушайте запись (включаю аудиозапись колокольного звона). С какой из дат связан колокольный звон? (988г. – крещение Руси).
- Как называются здания для отправления религиозных христианских обрядов?
Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы с вами узнаем, что в Киевской Руси храмы стали не только центрами духовной жизни, но и центрами культуры. Так какой же были культура и искусство в Киевской Руси? (записываем в тетради число и тему урока)
Изучать новый материал мы будем по плану:
1. Храмы в Киевской Руси.
2. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности.
Первый пункт плана мы выполним, работая с текстом статьи учебника; по второму пункту - рассказ учителя с демонстрацией видеопрезентации.
Изучение нового материала
Начнем изучать новый материал с ответа на вопрос: «Из чего строили храмы?»
Названный ученик прочитает 2-ой абзац на стр. 138, вместе отвечаем на данный вопрос.
Демонстрирую иллюстрации
По прочтению 2-го абзаца на стр. 139 отвечаем на вопрос «Что такое фреска?» Записываем определение в тетрадь.
По прочтению 3-го абзаца на стр. 139 записываем определение «икона».
Ответьте на вопрос «Чем еще украшали стены храмов?» прочитав 3-ий абзац на стр. 140 ; запишите определение «мозаика».
Работа в парах. Составьте мозаичное изображение креста – главного христианского символа, используя детали пластмассового геометрического конструктора.
Рассказываю об ухтинском православном храме, демонстрирую фото:
Дети, побывавшие в этом храме, делятся своими впечатлениями.
Первичное закрепление
Ответьте на вопросы письменно одним словом (самостоятельная работа с взаимопроверкой):
«Где в Киевской Руси можно было встретить фрески, иконы, мозаику?»
-«Что изготавливал мастер, который брал две или три доски, соединял их между собой, очищал поверхность, пока она не станет гладкой. После долгих приготовлений рисовал изображение Христа, Богоматери или святых».
-«Что изготавливал мастер, делавший изображение из небольших кусочков цветного стекла?»
- «Мастер наносит на стену сырую штукатурку и пока она не высохла рисует. Как называется такое изображение?»
По выполнении данного задания обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища, опираясь на таблицу – подсказку с правильными ответами.
Таблица – подсказка 1
Храмы (церкви, соборы) икона мозаика фреска |
Изучение нового материала
По второму пункту плана изучения нового материала демонстрируется видеопрезентация «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности» (прилагается в электронном виде).
Первичное закрепление
Обучающиеся письменно заполняют пропуски в тексте предоставленной им карточки, комментируют выполнение задания:
Карточка 2
Кирилл и Мефодий, чтобы перевести церковные книги на славянские языки …………….. (что сделали?) Славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием, называется……………….. |
Домашнее задание
Подготовить устные ответы на вопросы по теме урока (стр. 142)
Итог урока
- Какую тему изучали на уроке?
- Что стали строить в Киевской Руси после принятия христианства?
- Почему на каждом храме устанавливали крест?
- Чем украшали храмы?
Рефлексия
А теперь продолжите предложения на карточке:
Карточка 3
Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Меня удивило… Мне захотелось… |
Оценивание
- За активность на уроке, правильность ответов и выполненных заданий получают «5»- …
- Недостаточно активны были на уроке, требовалась помощь при выполнении заданий - … Получаете отметку «4».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"
урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Прикладное искусство Киевской Руси
В данной презентации приведёны примеры декоративно-прикладного искусства Киевской Руси....
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Урок на тему "Культура Киевской Руси"
Нетрадиционный урок с использованием межпредметных связй (учитель истории и МХК)...