Воспитательный потенциал интегрированных уроков истории и изо.
статья (история) по теме

Козина Наталья Алексеевна

Рассказывает как через интеграцию уроков возможно реализовывать воспитательный потенциал урока. Раскрывает деятельностный подход в обучении. Возможности осмысления событий и явлений не только на теоретическом уровне , но и в практических работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozina_n.a._chgu_2011.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Козина Наталья Алексеевна

                                                                                       учитель истории и обществознания

                                                                                       МБОУ «СОШ № 27» Г. Череповца

                                                                                       Проспект Победы, 131, кв. 25

                                                                                       т. 23-87-47;  8921-547-65-38

                                                                                       email: kozina-nataly@yandex.ru

       

   Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные

                                уроки истории и ИЗО.      

                                           Череповец  

                                             2011 год                                                              

Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир,  толерантной личности, способной применить полученные знания, умения, нравственные нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели: усвоение идеалов гуманизма, демократии, патриотизма, гражданственности, осознания преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения к достижениям культуры Человечества, выработки эмоционального, личностного отношения к изучаемым событиям и явлениям. Познание нового сопровождается воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы, информационной культуры. В процессе обучения у  обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Формирование представлений об историческом прошлом человечества должно осуществляться не только за счет количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой межпредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития обучающихся.   Для решения этих задач как нельзя лучше подходит потенциал мирового искусства. В программах по истории темы науки образования, искусства занимают важное место. Однако возможности полной реализации изучения этих тем ограничены выделяемым временем. Один из вариантов решения проблемы - интеграция с другими предметами, в частности истории и ИЗО. Интеграция этих предметов позволяет в полной мере использовать воспитательный  потенциал искусства.  Поэтому мною совместно с учителем ИЗО создана система интегрированных уроков в 5-9 классах, которая успешно реализуется в течение 6 лет. Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в интеллектуализированной и вербализированной современной школе изучение искусства играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, побуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изучение искусства направлено на развитие воображения и творческих способностей, позволяет формировать целостную картину мира, исторической эпохи, через познавательно-эстетическое осмысление художественных ценностей, культурных достижений общества, помогает формировать собственный эстетический опыт, осмыслять современную действительность и себя в ней.  Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.  Многообразие функций искусства, таких как повествовательная, познавательно-эвристическая, общественно-преобразующая, эстетическая, интеллектуально-нравственная, информационно-коммуникативная, гедонистическая, прогностическая и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования.  В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет универсальной потребности человека творить. Результатом творчества является теоретический и  эстетический продукты, отражающие личное отношение ребенка к миру. Произведения искусства, к которым я обращаюсь практически на каждом уроке истории, служат не только великолепной иллюстрацией, отражающей личностное отношение художника к изображаемому, помогает понять событие,  но и побуждают обучаемого к оцениванию произведения и события, отбору значимого и ценного для себя лично и для всего Человечества в целом. Есть примеры и образы, носящие непреходящий характер, именно они являются нравственными идеалами, которые столь необходимы каждому человеку.  Обучающийся раскрывает свои способности, проявляет одаренность, находит свой творческий путь. Индивидуальная результативность обучающихся высокая, степень удовлетворенности побуждает к дальнейшей деятельности.  Художественная культура является ядром эстетической культуры, в основе которой  лежат эстетические отношения и соответствующая им система эстетических и нравственных ценностей.  С помощью искусства обучающие получают представления об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Постоянное обращение к произведениям искусства делает его неотъемлемой частью существования, обогащает личность возможностью пронести интерес к искусству через всю жизнь, дает возможность находить наслаждение в погружении в чудесный мир образов и настроений, вооружает нравственными ценностями, формирует потребность постоянного общения с искусством.  Творческий опыт искусства развивает образно-творческие способности, вариативность, гибкость и гармоничность мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии. Ребенок становится то художником, то зрителем. Это и есть один из путей воспитания способности к творчеству.

В 5 классе на уроке «Театр в древней Греции» обучающиеся разыгрывают сценку из комедии Аристофана «Птицы». На уроке «Олимпийские игры» произносят речь от имени олимпионика, в 6 классе коллективные и индивидуальные творческие задания подразумевают самостоятельное написание текстов роли и выступление с ними. Например, на уроке «Средневековый замок» обучающие играли роли рыцарей, герольдов, менестрелей, благородных дам, знакомя с жизнью обитателей замка. Они готовили костюмы, представлял гербы и виды оружия, рисунки интерьеров замка. Часто обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, пишут экскурсии, готовят презентации, проекты.  На уроке «Титаны Возрождения» (7кл.) выступают в роли Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, современников и критиков, искусствоведов. Эти приемы развивают вариативность мышления, толерантность, способствуют погружению в изучаемую историческую эпоху. Обучающиеся осознают, что по мере развития общества духовная культура приобретает все большее воздействие на умы и сердца людей, обогащает внутренний мир человека, способствует его нравственному совершенствованию. Например, в уроке «Импрессионизм- новое видение мира!» обучающиеся решают следующую проблему: «Почему самим художникам-импрессионистам не нравилось название их живописи?», выдвигается предположение-гипотеза: Новое видение мира было отражением перемен в общественной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, направленные на решение проблемы: самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями, систематизируют материал, оформляя его в таблицу, выделяют, анализируя подготовленные сообщения, характерные особенности живописи художников, находят общие характерные отличия импрессионизма от предшествующих направлений в живописи, связывают появление импрессионизма с изменениями в общественной жизни. Каждый урок завершается выполнением практической работы по ИЗО, что способствует личностному восприятию и отношению к изученному материалу. Выполнение заданий по ИЗО носит гораздо более качественный характер, так как проходит под руководством учителя ИЗО. На уроке «Творчество мироискуссников» выдвигается для обсуждения следующая проблема: К какой категории художников можно отнести мироискуссников: новаторов или ниспровергателей? Выдвигается гипотеза: творчество мироискуссников попытка ухода от реальности или особая эстетика?  И если первый урок был для обучающихся 8 классов, то второй с усложнением проблемы проводился в 9 классе. Выдвижение проблем практиковалось нами с самого начала, с 5 класса, постепенное усложнение заданий позволяло совершенствовать мыслительные способности, умения и навыки. И сейчас обучающиеся могут уже самостоятельно обозначить главную проблему, выдвинуть гипотезу и наметить пути решения, сделать обобщения и выводы. Часто работа над проблемой завершается выполнением индивидуальных заданий по выбору: написание синквейна, сочинения-размышления, ответа на вопрос, обучающиеся самостоятельно выбирают варианты заданий по ИЗО. Они могут быть групповыми и индивидуальными, как правило, в нескольких вариантах. Обучающиеся находятся в ситуации выбора, привыкают самостоятельно определять свои возможности, учатся демонстрировать свои лучшие способности и достижения. Помогают полнее использовать возможности искусства уроки – образы, они уместны при изучении искусства других стран, другой эпохи, прошлого. Примерами таких уроков могут быть уроки «Мир русской иконы», «Смутное время в произведениях изобразительного искусства», «Отечественная война 1812 года в произведениях искусства». На этих уроках обучающиеся через знакомство и восприятие произведений искусства углубляют свои знания по истории, создают образную картину эпохи, осознают роль личности в историческом процессе, а значит, учатся понимать степень личной ответственности за то, что происходит сегодня. Уроки – путешествия готовятся заранее и по форме напоминают игру. Для ведения выбирается группа детей. Это гиды, знатоки, историки, путешественники, художники. На первых подобных уроках (Путешествие в древний Египет, Путешествие на афинский акрополь, Путешествие в древний Рим) эти роли играет учитель, но по мере приобретения обучающимися умений и навыков они все активнее включаются в работу. Вовлечению обучающихся в работу на уроке способствуют методы диалогичности, сравнения и обобщения, коллективных и групповых работ.

Разумеется, подобные уроки требуют серьезной предварительной работы учителя и ребенка, учитель помогает отбирать материал, корректирует работу, проводит репетиции, но усилия оправдываются результатами научения.

Реализуя через интегрированные уроки История+ИЗО основные аспекты урока: :познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого материала, развитием ЗУНов, воспитательного – с формированием нравственных качеств личности, я, как учитель получаю возможность более успешно и эмоционально решать поставленные воспитательные  задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ:«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Воспитание  - это целенаправленное развитие личности человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляющееся через образование, а также через  организацию жизнеде...

Воспитательный потенциал современного урока математики.

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира". В.А.СухомлинскийСовременный пер...

Реализация воспитательного потенциала на уроках математики в условиях деятельностного подхода

Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передаетс...

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....

«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»

Статья содержит не только теоретические, но и практические аспекты того, как можно реализовать воспитательный потенциал через уроки биологиию...

Презентация к педсовету "Воспитательный потенциал школьного урока"

Изучение изменений, произошедших в программе воспитания.Изучения модуля «Школьный урок».Подбор материалов из собственного педагогического опыт, демонстрирующих варианты реализации воспитат...