Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Данный урок относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики. Данная методика позволяет активизировать заинтересованных учащихся, вовлечь их в атмосферу Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afinskaya_demokratiya_v_v_veke_do_nashey_ery.docx | 26.38 КБ |
afinskaya_demokratiya_v_v_veke_do_nashey_ery.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сясьстройская общеобразовательная школа 1»
Волховского муниципального района Ленинградской области»
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИСТОРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
5 КЛАСС, КУРС «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»
УРОК СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ
ИСТОРИИ
МИХАЙЛОВОЙ Н.В.
Г.Сясьстрой
«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»
Цели и задачи урока:
образовательная – ознакомить учащихся, опираясь на развивающие методические приемы, с основными формами и правилами управления Афинским государством; отработать понятия и термины – «демократия», «гражданин», «метеки», «рабы», «стратег», «Народное собрание», «полис»;
воспитательная - привить заинтересованность к познавательному процессу , формировать у детей гражданскую позицию .
Оформление урока – Конституция России, настенная карта, театральные реквизиты (имитация лаврового венка каждому ученику, трибуна, разноцветные жетоны для голосования), презентация, красные и желтые жетоны для жеребьевки, плакаты с изображением архитектурных памятников , карточки с названием и обязанностями выборных должностей в Афинах.
Ход урока
1.Введение. Повторение пройденного. Что такое демократия. Россия – демократическое государство (Конституция). Закрепление понятий «гражданин», «аристократ», «демос», пройденные не предыдущих уроках. Особенности управления Афинского государства.
2.Путешествие в прошлое, демократические выборы в Древних Афинах .
3.Закрепление пройденного материала, сведение полученных знаний в обобщающую таблицу.
План урока
1. Повторение пройденного.
-Ребята! Вы часто слышите о том, что в нашем государстве строится демократическое общество. Во имя создания демократического государства всегда велась ожесточенная борьба. Но что же представляет собой такое государство, где, когда и как оно возникло – вот с такими важными проблемами мы сталкиваемся сегодня на уроке.
Из предыдущих уроков вы знаете, что слово «демократия» греческого происхождения. Что означает слово «Демос»? Правильно – «народ». А вот слово «демократия» дословно переводится как «народовластие». Оказывается, что первое государство, характеризующееся как демократическое, то есть такое , в котором осуществился принцип народовластия, возникло в Древних Афинах. Каким же образом осуществлялась демократия в Афинах? Для того, чтобы понять это , мы с вами осуществим путешествие в прошлое. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте, вспомним, что собой представляло население Афин в V веке до нашей эры.
Вопрос: на какие две большие группы можно разделить население Афинского государства?
Ответ: свободных и рабов.
Вопрос: были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились?
Ответ: на граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев.
Вопрос : отличались ли граждане по своему имущественному положению?
Ответ: богатые назывались аристократы, а бедные – демос.
Давайте проведем жеребьевку: кто-то в нашем путешествии станет представителем граждан (красные жетончики), а кто-то представит неграждан (желтые жетончики).
Что же собой представляло государственное управление Афинами?
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лйц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.
-Ну, а теперь, начинаем наше путешествие (звучит музыка, учащиеся на голову одевают веночки, на которых написано их имя, это- пропуск в прошлое, выключается свет, машина времени отправляет нас в прошлое…)
2.Путешествие в прошлое
Учитель: Ранее утро одного из дней 480 года … (Включается свет, замолкает музыка).
Солнце осветило прекрасные храмы Акрополя: величественный Парфенон, прекрасный Эрехтейон, легкий храм Ники Бескрылой. Уже первые люди прошли через Пропилеи, чтобы возложить дары богине мудрости Афине.
В сердце Афин на Агоре уже достаточно народа. (Учащиеся, получившие красные жетоны, по приглашению учителя выходят в центр класса, к возвышению, которое имитирует Пникс).
- Всем! Всем! Всем! В полдень начинает работу Народное собрание – высший законодательный орган власти в Афинах. Сегодня граждане, принимающие участие в работе Народного собрания должны решить, кто станет первым стратегом в течение года.
-Граждане! Вы все прибыли на Пникс для решения важнейших вопросов, Тот, кого мы выберем, будет руководить не только городом, но войском и флотом. Наш стратег не будет получать платы за руководство. Десять раз в течение года, мы Народное собрание, будем решать, справляется ли стратег со своими обязанностями. Если же он не справится со своими задачами, мы имеем право досрочно лишить его занимаемой должности.
-Кто выдвигает свою кандидатуру? (учитель называет имя, указанное на венке).
-А мы, граждане, должны проголосовать. Если считаем, что данный кандидат достоин занимать пост стратега, то поднимаем руки (Иллюстрация «Народное собрание»).
-Первым стратегом избран гражданин (учитель называет имя, написанное на венке).
Задания. – Гражданин стратег! Ведь на дворе 480 год до нашей эры. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины. С какими словами вы сможете обратиться к своим гражданам.
-Граждане! Сегодня мы выбрали первого стратега. Но нам необходимо выбрать граждан на должности по управлению полисом. Если стратег избирается открыто, мы должны поднятием руки проголосовать за лучшего из лучших , то государственные чиновники выбираются по жребию (жеребьевка по карточкам, на которых написано название должности и обязанности чиновника – после жеребьевки зачитать текст карточек. Карточки находятся на керамической тарелке, поэтому пока ребята проводят жеребьевку и читают текст карточки, можно задать следующий вопрос:
-Афиняне! Наверняка кто-то из вас создает подобную посуду? Как она называется и почему?
Все вопросы сегодняшнего народного собрания исчерпаны. Мы выбрали руководителей города, и мы будем проверять их работу. И, если они не справятся с обязанностями, то мы их переизберем.
Карточки.
СУДЬЯ - согласно реформам Солона, эта должность избирается независимо от знатности и богатства афинянина. Судья дожжен дать клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести! Без пристрастия и ненависти! Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я как судья не буду брать подарков и никто не примет их от моего имени. Я клянусь Зевсом , Апполоном, Деметрой.»
СМОТРИТЕЛЬ РЫНКА – член Совета 500. Отвечает за правильность совершения торговых сделок. Порядок на рынке. Контролирует установление цен и точность весов.
СБОРЩИК ФИНАНСОВ – член Совета 500. Контролирует сбор налогов.
КАЗНАЧЕЙ – член Совета 500. Отвечает за сохранность казны города. Контролирует распределение средств по разным статьям расходов.
АРХОНТ – член Совета 500. Контролирует храмы, жертвоприношения (9 человек )
АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение праздников.
АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение Олимпийских игр.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за образование, дипломатию, финансовые проблемы, вопросы, связанные с армией и флотом.(10 человек).
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за решение дипломатически вопросов.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за вопросы, связанные с армией и флотом.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за решение финансовых проблем.
3.Закрепление пройденного материала.
Закрепление пройденного материала следует начать с возвращения в настоящее:
Выключается свет, звучит музыка, венки снимаются, затем свет включается.
-Ребята! Побывав в Афинах, мы участвовали в работе Народного собрания – высшего законодательного органа власти полиса. Мы теперь знаем, как управлялся город. Именно такое управление, при котором управляет государством выборный орган власти , и он подотчетен выборщикам, называется демократией.
Давайте сравним Афины с другим великим государством древности – Египтом.
На доске таблица, которую заполняют ученики. ( либо на месте , либо у доски).
Кому принадлежала власть в Египте в Афинах
Как правитель получал эту власть
Каким образом власть получали чиновники
Перед кем были подотчетны
А вот государство, в котором власть принадлежит одному человеку и, она передается по наследству, называется монархией.
Какое государство считается более передовым? Конечно, Афинское, так как значительно большая часть населения участвовала в управлении и контролировала действия правителей. Однако Афинское государство нельзя считать полностью образцовым, так как оно защищало интересы меньшинства. Но, в условиях, когда в мире господствовали монархические государства, это был первый опыт власти выборных демократических органов власти.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать параграф, дать письменное определние понятий «демократия», «монархия»; в сценке, представленной на уроке допущены две ошибки, какие ( женское население не принимало участие в работе Народного собрания, жеребьевка проводилась не карточками, а цветными камешками).
Предварительный просмотр:
МОУ «Сясьстройская общеобразовательная школа 1»
Волховского муниципального района Ленинградской области»
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИСТОРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
5 КЛАСС, КУРС «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»
УРОК СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ
ИСТОРИИ
МИХАЙЛОВОЙ Н.В.
Г.Сясьстрой
«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»
Цели и задачи урока:
образовательная – ознакомить учащихся, опираясь на развивающие методические приемы, с основными формами и правилами управления Афинским государством; отработать понятия и термины – «демократия», «гражданин», «метеки», «рабы», «стратег», «Народное собрание», «полис»;
воспитательная - привить заинтересованность к познавательному процессу , формировать у детей гражданскую позицию .
Оформление урока – Конституция России, настенная карта, театральные реквизиты (имитация лаврового венка каждому ученику, трибуна, разноцветные жетоны для голосования), презентация, красные и желтые жетоны для жеребьевки, плакаты с изображением архитектурных памятников , карточки с названием и обязанностями выборных должностей в Афинах.
Ход урока
1.Введение. Повторение пройденного. Что такое демократия. Россия – демократическое государство (Конституция). Закрепление понятий «гражданин», «аристократ», «демос», пройденные не предыдущих уроках. Особенности управления Афинского государства.
2.Путешествие в прошлое, демократические выборы в Древних Афинах .
3.Закрепление пройденного материала, сведение полученных знаний в обобщающую таблицу.
План урока
1. Повторение пройденного.
-Ребята! Вы часто слышите о том, что в нашем государстве строится демократическое общество. Во имя создания демократического государства всегда велась ожесточенная борьба. Но что же представляет собой такое государство, где, когда и как оно возникло – вот с такими важными проблемами мы сталкиваемся сегодня на уроке.
Из предыдущих уроков вы знаете, что слово «демократия» греческого происхождения. Что означает слово «Демос»? Правильно – «народ». А вот слово «демократия» дословно переводится как «народовластие». Оказывается, что первое государство, характеризующееся как демократическое, то есть такое , в котором осуществился принцип народовластия, возникло в Древних Афинах. Каким же образом осуществлялась демократия в Афинах? Для того, чтобы понять это , мы с вами осуществим путешествие в прошлое. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте, вспомним, что собой представляло население Афин в V веке до нашей эры.
Вопрос: на какие две большие группы можно разделить население Афинского государства?
Ответ: свободных и рабов.
Вопрос: были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились?
Ответ: на граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев.
Вопрос : отличались ли граждане по своему имущественному положению?
Ответ: богатые назывались аристократы, а бедные – демос.
Давайте проведем жеребьевку: кто-то в нашем путешествии станет представителем граждан (красные жетончики), а кто-то представит неграждан (желтые жетончики).
Что же собой представляло государственное управление Афинами?
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лйц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.
-Ну, а теперь, начинаем наше путешествие (звучит музыка, учащиеся на голову одевают веночки, на которых написано их имя, это- пропуск в прошлое, выключается свет, машина времени отправляет нас в прошлое…)
2.Путешествие в прошлое
Учитель: Ранее утро одного из дней 480 года … (Включается свет, замолкает музыка).
Солнце осветило прекрасные храмы Акрополя: величественный Парфенон, прекрасный Эрехтейон, легкий храм Ники Бескрылой. Уже первые люди прошли через Пропилеи, чтобы возложить дары богине мудрости Афине.
В сердце Афин на Агоре уже достаточно народа. (Учащиеся, получившие красные жетоны, по приглашению учителя выходят в центр класса, к возвышению, которое имитирует Пникс).
- Всем! Всем! Всем! В полдень начинает работу Народное собрание – высший законодательный орган власти в Афинах. Сегодня граждане, принимающие участие в работе Народного собрания должны решить, кто станет первым стратегом в течение года.
-Граждане! Вы все прибыли на Пникс для решения важнейших вопросов, Тот, кого мы выберем, будет руководить не только городом, но войском и флотом. Наш стратег не будет получать платы за руководство. Десять раз в течение года, мы Народное собрание, будем решать, справляется ли стратег со своими обязанностями. Если же он не справится со своими задачами, мы имеем право досрочно лишить его занимаемой должности.
-Кто выдвигает свою кандидатуру? (учитель называет имя, указанное на венке).
-А мы, граждане, должны проголосовать. Если считаем, что данный кандидат достоин занимать пост стратега, то поднимаем руки (Иллюстрация «Народное собрание»).
-Первым стратегом избран гражданин (учитель называет имя, написанное на венке).
Задания. – Гражданин стратег! Ведь на дворе 480 год до нашей эры. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины. С какими словами вы сможете обратиться к своим гражданам.
-Граждане! Сегодня мы выбрали первого стратега. Но нам необходимо выбрать граждан на должности по управлению полисом. Если стратег избирается открыто, мы должны поднятием руки проголосовать за лучшего из лучших , то государственные чиновники выбираются по жребию (жеребьевка по карточкам, на которых написано название должности и обязанности чиновника – после жеребьевки зачитать текст карточек. Карточки находятся на керамической тарелке, поэтому пока ребята проводят жеребьевку и читают текст карточки, можно задать следующий вопрос:
-Афиняне! Наверняка кто-то из вас создает подобную посуду? Как она называется и почему?
Все вопросы сегодняшнего народного собрания исчерпаны. Мы выбрали руководителей города, и мы будем проверять их работу. И, если они не справятся с обязанностями, то мы их переизберем.
Карточки.
СУДЬЯ - согласно реформам Солона, эта должность избирается независимо от знатности и богатства афинянина. Судья дожжен дать клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести! Без пристрастия и ненависти! Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я как судья не буду брать подарков и никто не примет их от моего имени. Я клянусь Зевсом , Апполоном, Деметрой.»
СМОТРИТЕЛЬ РЫНКА – член Совета 500. Отвечает за правильность совершения торговых сделок. Порядок на рынке. Контролирует установление цен и точность весов.
СБОРЩИК ФИНАНСОВ – член Совета 500. Контролирует сбор налогов.
КАЗНАЧЕЙ – член Совета 500. Отвечает за сохранность казны города. Контролирует распределение средств по разным статьям расходов.
АРХОНТ – член Совета 500. Контролирует храмы, жертвоприношения (9 человек )
АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение праздников.
АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение Олимпийских игр.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за образование, дипломатию, финансовые проблемы, вопросы, связанные с армией и флотом.(10 человек).
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за решение дипломатически вопросов.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за вопросы, связанные с армией и флотом.
СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за решение финансовых проблем.
3.Закрепление пройденного материала.
Закрепление пройденного материала следует начать с возвращения в настоящее:
Выключается свет, звучит музыка, венки снимаются, затем свет включается.
-Ребята! Побывав в Афинах, мы участвовали в работе Народного собрания – высшего законодательного органа власти полиса. Мы теперь знаем, как управлялся город. Именно такое управление, при котором управляет государством выборный орган власти , и он подотчетен выборщикам, называется демократией.
Давайте сравним Афины с другим великим государством древности – Египтом.
На доске таблица, которую заполняют ученики. ( либо на месте , либо у доски).
Кому принадлежала власть в Египте в Афинах
Как правитель получал эту власть
Каким образом власть получали чиновники
Перед кем были подотчетны
А вот государство, в котором власть принадлежит одному человеку и, она передается по наследству, называется монархией.
Какое государство считается более передовым? Конечно, Афинское, так как значительно большая часть населения участвовала в управлении и контролировала действия правителей. Однако Афинское государство нельзя считать полностью образцовым, так как оно защищало интересы меньшинства. Но, в условиях, когда в мире господствовали монархические государства, это был первый опыт власти выборных демократических органов власти.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать параграф, дать письменное определние понятий «демократия», «монархия»; в сценке, представленной на уроке допущены две ошибки, какие ( женское население не принимало участие в работе Народного собрания, жеребьевка проводилась не карточками, а цветными камешками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".
Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только......
Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"
Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе...
Урок по теме "Демократия" 11 класс
Методическая разработка урока по теме "Демократия" в 11 классе....
Нетрадиционный урок "Наши пернатые друзья"
Урок - соревнование....
Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"
Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю, так и ученикам проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме тог...
Урок суд . Зарождение демократии в Древней Греции.
Сюжетно - ролевая игра на тему суд в Древней Греции....
Сценарий нетрадиционного праздника, посвященный Дню матери "Тепло сердец для наших любимых мам" (9 класс)
Прекрасный вечер, посвященный мама в День Матери в шуточной и игровой форме...