Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса

 

Тема урока: «В городе богини Афины».

Дата проведения: 19 марта 2011 г.

Цель: познакомить учащихся с главным городом Афинского государства, с  достопримечательностями города.

Задачи: - показать учащимся, как создавались культурные ценности в Греции;

               - продолжать формировать умений составлять рассказ, пересказывать мифы, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;

               - воспитывать уважение к величайшим шедеврам искусства.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция вVв. до н.э.»;

                                           проектор

 

Тип урока: комбинированный, с использованием информационных технологий

Форма урока: воображаемая экскурсия

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

План урока:

  1. Район гончарных мастерских – Керамик.
  2. Агора – сердце Афин.
  3. На вершине Акрополя.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в древнегреческий город Афины и познакомимся с достопримечательностями этого города.

Реакция учащихся

Мы с вами уже слышали об Афинах, но поднимите руку, кто из вас уже бывал в этом городе?

Реакция учащихся

Актуализация знаний по теме «В гаванях Афинского порта Пирей»

Слайд 1

Итак, мы начинаем путешествие с главного афинского порта.

? Как он назывался?

? Какие гавани были в порту?

? Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

? Как можно было доехать от порта да Афин?

Ответы учащихся:

(Пирей;

2 военных- стоял афинский флот, 400 триер, 1 торговая-торговля, купцы-пошлина, переселенцы, рабы, свободные граждане; по Длинной дороге)

Слайд 2

Ну вот мы, наконец, в самих Афинах.

? Покажите на карте этот город, о котором афиняне говорили: «Если ты не бывал в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!»

Работа с картой

г. Афины

1.Район гончарных мастерских – Керамик.

Слайд 3

? Как вы думаете, а весь ли город был так прекрасен, как о нем говорили? Давайте прочитаем о районе, который был совсем не привлекательным и отметим его на к/к в РТ.

Ответ учащихся, работа с РТ:

Нет, уч. c 84 (район Керамика)

РТ-отмечаем на к/к

Слайд 4

Керамик был известен за пределами Греции,т.к искусстные гончары и художники создавали великолепные вазы. ВVI в до н.э. вазы украшали чернофигурным рисунком, красной глине художники наносили черным лаком. ВV в до н. э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными.

Запишем в тетради.

Запись в тетрадь:

VI век до н.э. – чернофигурные вазы; V век до н.э. – краснофигурные вазы

  1. Агора – сердце Афин.

Слайд 5

Физкультмин

(марш, повороты вправо,влево)

Идем в центр города. Спустя некоторое время выходим на главную площадь города, которая называлась агора.

Давайте обозначим ее на к/к и более подробнее о ней познакомимся, открыв хрестоматию.

Работа с хрестоматией и РТ

Чтение хрестом. С 213,

РТ – к/к

Слайд 6-7

Давайте и мы отдохнем в тени портика и узнаем какие виды колонн существовали в Древней Греции. (ответ учащегося, опережающее Д/З)

? Что такое портик? Работа с учебником

Уч. с 86 (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны)

Рассказ учащегося о видах колонн: наиболее распространенным общественным зданием в Греции был храм. Храм украшали 3 видами колонн: дорические– сильные мужчины; ионические– изящные женщины; коринфские 

3.На вершине Акрополя.

Слайд 8

Немного передохнув в тени мы покидаем агору и приближаемся к высокому холму в центре года. Это акрополь.

?  Что такое акрополь?

Запись в тетради.

? А что вам уже известно об афинском акрополе?

Отметьте на к/к акрополь.

Работа с учебником, РТ

РТ – к/к

Уч. с 86 – это холм с крутыми и обрывистыми склонами.

Акрополь имеет крутые и обрывистые склоны, только одна тропинка ведет наверх. На акрополе была возведена крепость. В V веке до н.э. акрополь был разрушен.

? Кто разрушил  акрополь в 5 в. до н.э.?

Ксеркс приказал разрушить постройки на акрополе и сжечь город. После изгнания персов греки заново отстроили акрополь, возвели на нем великолепные здания и статуи.

Давайте с ними познакомимся!

Ответы учащихся:

Ксеркс, царь персов

Слайд 9-10

Посмотрите, справа на уступе скалы находится маленький и изящный храм богини победы.

? Как звали богиню победы?

Греки ее изображают крылатой девушкой, но на этот раз мы возвели храм в честь Ники бескрылой.

? Догадайтесь почему?

Ответы учащихся:

Ника; не хотели,

чтобы победа улетала

Слайд 11

Через мраморные портики с красивыми

 колоннами входим на акрополь.

? Какие виды колонн вы знаете?

В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины. Эту статую сделал прославленный скульптор Фидий.

Ответы учащихся:

Дорические, ионические, коринфские

Слайд 12-14

Посмотрите на главный храм– это Парфенон, он посвящен также богине Афине. Парфенос – по гречески-девушка. Приглядитесь к западному фронтону Парфенона, заполненному статуями – здесь идет спор двух богов, за право быть покровителем города. 

? Кто может рассказать этот миф

Обходим здание и рассматриваем другой фронтон – здесь изображено рождение богини Афины.  

? Кто может рассказать этот миф? 

Зайдем внутрь храма. Внутри храма стояла статуя богини Афины, сделанная Фидием.      

? Что держит в правой руке Афина?

? На что опирается левой рукой?

? Что изображено на щите?

Рассказ учащимися мифов, ответы на вопросы 

крылатую Нику

на щит

священный змей

Слайд 15-16

Слева от Парфенона стоит храм Эрехтейон. Этот храм посвящен Афине и Посейдону.

? О чем спорили эти боги?

Рядом растет очень старое дерево

? Какое?

Храм украшал красивейший портик кариатид. Кариатиды в переводе с греческого – девушка.

А сейчас мы посмотрим фильм об архитектуре Древней Греции.

Рассказ учащимися мифов, ответы на вопросы 

Оливковое дерево

Просмотр фильма

Закрепление

Слайд 17-19

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним о чем мы говорили:

? О чем вы будите рассказывать свом родным?

? С какими достопримечательностями этого города мы познакомились?

? Что нового узнали?

Культура Древней Греции повлияла на развитие культуры миры, а в частности на культуру нашей страны.

Ответы учащихся

Домашнее задание

Слайд 20

Параграф 37,  

Желающим расширить кругозор:  назвать здания Москвы, где архитекторы использовали достижения древнегреческой архитектуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (5 КЛАСС) «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

План открытого урока по истории в 5 классеТип урока: урок «открытия» нового знанияТема. «Олимпийские игры в древности»Продолжительность урока. 45 минЦели урока:1. Познакомить у...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»

Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».

Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....