Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок по истории России по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школе -интернат для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Материал урока позволяет учащимся более подробно узнать об исторических событиях эпохи правления Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_uroka.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Начало Северной войны и строительство Петербурга».
Цель урока: показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства; отметить прогрессивный характер Северной войны; дать представление о строительстве Санкт-Петербурга, назначении этого города.
Задачи:
- Показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота; дать общее представление о начале Северной войны, дать представление о строительстве Санкт-Петербурга и его назначении.
- Продолжить развивать умения работать с иллюстрациями и текстом учебника.
- Воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатства на земле, борющимся за независимость и процветание страны
Основные знания: 1700- начало Северной войны ,причины Северной войны,1703- основание Санкт- Петербурга.
Основные термины и понятия: Санкт-Петербург, лоцман, регулярная армия.
Оборудование: карточки, иллюстрации, слайды
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I.Организация класса
- Урок не обычный
- Отсутствующие и причина
- Осанка учащихся
- Здоровье учащихся
II. Вводная беседа (портрет Петра I на доске и слайд)
- Из какой царской династии Петр I?
- Когда родился? (карточка 1672 г.)
- Кто был его отцом? (слайд с портретом Алексея Михайловича)
- О каких важных событиях в жизни Петра I вы знаете?
- С какой целью он организовал «Великое посольство»?
- Почему раньше срока вернулся в Россию? (слайд Царевна Софья и Утро стрелецкой казни)
- Кого встретил Петр I возвращаясь, домой? (карточка Август II)
- О чем они договорились?
Далее учащиеся работают по тестам по теме: «Начало Северной Войны».
Тесты прилагаются. Повторение пройденного материала.( индивидуальная работа у доски слабо обучающихся Гурин Р и Олейникова Ю.)
Подвести итоги работы с тестами и итог проверки пройденного материала.
Перейти к изучению нового материала.
IV. Актуализация знаний.
Построив Петропавловскую крепость (слайд крепости) в устье реки Невы, Петр I тем самым положил начало строительства нового города. В 1703 году (карточка на доске 1703 г.) вокруг крепости начинается строительство города.
Сообщение темы урока: «Строительство Санкт-Петербурга» (карточка на доске, запись темы в тетради).
Словарная работа: «Санкт-Петербург» - означает «город святого Петра», в честь покровителя царя апостола (карточка) Петра.
По замыслу Петра I название города в честь апостола Петра имело символическое значение ,так как город был призван стать ключом к Балтийскому морю.( апостол Петр является обладателем ключей к раю).
П….тербург (карточка) проверочное слово?
Лоцман (карточка) - морской специалист, который проводит корабли из моря в порт.
V. Изучение нового материала.
- Северная война против шведов начата, чтобы получить в Балтийское море
- Выход нужен для связи с Европой
В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть такие слова:
«Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будут город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
- Этим окном явилась Ижорская земля и построенный на ней город - порт Санкт-Петербург
- Места суров - болота, топь, ужасно сырой климат
- Строили город на нескольких островах
- Острова окружены водой
- Петр сам руководил строительством (слайд)
- Часто сам брал в руки топор
- С утра и до ночи стучали топоры
- Всем знатным людям было велено строить себе дома
- Для Петра I был построен деревянный домик (слайды)
Царь велел срубить сосны на берегу залива и построить ему дом. Была построена через два дня одноэтажная изба с двумя комнатами. В ней царь прожил больше четырех лет.
- О каких качествах царя говорит этот факт?
Но и когда он его покинул, то продолжал следить за его сохранностью. Домик Петра стоит, и сегодня в городе и является частью экспозиции Русского Музея.
Физминутка.
- Не забыли об укреплении обороны города
- Строится крепость Кронштадт (карточка)
- Санкт – Петербург не только город крепость, но и город – порт (слайд)
- Возводятся портовые сооружения и верфь (карточка)
- На верфи начинается строительство торговых и военных кораблей
- Из других стран пригласили специалистов
- Летом 1704 (карточка) года начинают подниматься деревянные дворцы
- Начали формироваться улицы
- Петр сам рисовал план города (слайд)
- Центральная улица - Невский проспект (карточка) начиналась от Петропавловской крепости
- Вдоль него и возводился город
- На строительстве работали солдаты и работные люди со всей страны
- Работали не покладая рук
Как вы понимаете смысл этих слов?
- Работали по пояс, стоя в воде, многие болели
- Несмотря на тяжелые условия, работы не останавливались
- Поистине героический труд во благо Родины
- За несколько лет вырос прекрасный город
- Дворцы,дома,порт,верфь,церкви,школы,заводы,мастерские,мосты,
каменные набережные – стали украшением города
- С 1712 года – город столица России
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом учебника: чтение по абзацам
Беседа по вопросам:
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Зачем был нужен город – порт на берегу Балтийского моря?
- В каких условиях шло строительство города?
- Что было построено первым?
- Зачем нужна была городу крепость?
VI.Итоги урока
Оценить знания учащихся.
VIII. Домашнее задание. Тесты (тесты прилагаются)
Учителю: постоянно следить на уроке за соблюдением правил ТБ
Дополнительно.
Санкт – Петербург – второй по количеству жителей город в России. Он по праву считается одним из красивейших городов Европы. С 1712 по 1918 г. Санкт – Петербург был столицей России и резиденцией российских императоров. Сегодня – это крупнейший промышленный центр, центр культуры и образования.
(звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и на этом фоне показ слайдов современного Санкт – Петербурга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."
В данной подборке выложены слайды к уроку истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс
Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...