Открытый урок по истории Отечества -11 класс.
олимпиадные задания по истории (11 класс) по теме
Открытый урок по истории России в 11 классе.
Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годах
Тема урока: Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы.
Цель:
- сформировать представления у учащихся о послевоенном периоде.
- познакомить учащихся с новыми фактами, свидетельствующими о восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства
оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, газеты послевоенного периода, выставка рукоделия, образцы готового платья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_rossii__v_11_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России в 11 классе.
Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годах
Тема урока: Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы.
Цель:
- сформировать представления у учащихся о послевоенном периоде.
- познакомить учащихся с новыми фактами, свидетельствующими о восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, газеты послевоенного периода, выставка рукоделия, образцы готового платья.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Звучит фрагмент песни «Враги сожгли родную хату»
Вспомните, как события Великой Отечественной войны повлияли на социально- экономическое положение СССР?
- Огромные человеческие потери:
погибло - 27 млн. человек;
ранено - миллионы человек;
- Разрушено городов и поселков - более 1700
- Лишились крова – 25 млн. человек
- Выведено из строя – 32 тыс. промышленных предприятий
- Деревня разорена, особенно в областях бывших под оккупацией; нет техники, семян, удобрений, рабочего скота.
- Общий экономический ущерб превышал национальный доход за 1940г. в 20 раз.
Исходя из экономического состояния страны, сделайте вывод о задачах, стоящих перед советским руководством в данный период.
Задачи:
- Восстановить экономику в кратчайшие сроки.
- Повысить жизненный уровень населения.
III. Изучение новой темы.
План изучения:
1. Демографическая ситуация в послевоенное время
2. Музыка, кино, театр
3. «Враги» советской литературы
4. Житье – бытье советского человека
Вводное слово учителя
1. Демографическая ситуация в послевоенное время
Послевоенные годы – это история жизни ушедших и ныне живущих поколений наших соотечественников, и по этому она касается всех и каждого. Это история ваших родных: прабабушек и бабушек, прадедушек и дедушек, которые делали эту историю, создавали ценности, многими из которых мы пользуемся сегодня.
1945 г. - год окончания самой кровопролитной в ис тории человечества войны. Война затронула все семьи. К мирной жизни не вернулось более 27 млн. человек. У кого-то погиб отец, муж, сын, у кого-то - вся семья. Война раз рушила планы, отняла надежды, резко изменила судьбы людей. А в семьях, куда после ее окончания вернулись с фронта ваши прадедушки и дедушки, - радость!
СЛАЙД
В своих фронтовых письмах наш: соотечественник Ю.В. Никулин писал:
«Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то все остальное как-нибудь преодолеем».
Вопрос для обсуждения.
1. Подумайте, на что в послевоенные годы были направ лены чувства, желания, способности людей?
2. Какие демографические проблемы существовали в стране в первые послевоенные годы?
Выступление Ангархаева Зоригто
Вывод. С конца 1948 года начинается преследование «космополитов». Первой антикосмополитической мерой стал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами.
Это является признаком чего?
Ответ: «Холодной войны»
Работа с терминами
Космополит - гражданин мир.
Космополитизм - идеология мирового гражданства, возникшая в 40-х годах ХХ века. Использовалось в качестве политического обвинения в непатриотическом поведении и образе мыслей.
2. Музыка, кино, театр
Итак, страна возрождалась и восста навливалась колоссальными усилиями ее жителей и их созидательным трудом.
Сообщение Коробенкова Алексея о послевоенной Бурятии.
Обращаемся к анкетам:
1.«Как ваши бабушки и дедуш ки заполняли вре мя после работы? Какие фильмы смотрели?
Анализ анкет Кузнецова Юлия
Обращаемся к газетам тех лет. Какие фильмы (опре делите их жанр) выходили на экраны? Какие артисты были популярны?
Каким был репертуар театров?
Комедийные фильмы: 1945 г. — «Небесный тихоход», 1945 г. — «Беспокойное хозяйство», 1946 г. — «Кубанские казаки», 1947 г. — «Весна», 1947 г. — «Близнецы».
Фильмы о войне: 1948 г. — «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», 1947 г. — «Подвиг разведчика».
Историко-биографические фильмы: 1946 г. — «Адми рал Нахимов», 1948 г. — «Мичурин», 1949 г. — «Акаде мик Иван Павлов».
Самый популярный фильм - «Кубанские казаки»
Показ фрагмента кинофильма
Этот фильм - сказка. Все фрукты — муляжи, артисты голодные. Но людям хотелось, чтобы было изобилие, и все в это верили.
Но не все фильмы отражали традиции оптимистического советского фильма. Некоторые картины попали в «черный список»: «Большая жизнь» - реж. Луков (фальшивое изображение партийных работников и отсутствие показа современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток). «Иван Грозный» -2 серия – С.Эйзенштейна, за ложный образ бесхарактерного нерешительного царя. «Адмирал Нахимов» - В.Пудовкина.
Музыка.
Измученное войной население, дождавшись мира, пела полные энтузиазма и лирики песни: «Летят перелетные птицы», «Где-же вы теперь друзья однополчане», «На крылечке вдвоем», но в тоже время суровой критике подверглась песня на слова Исаковского «Враги сожги родную хату» (фрагмент песни)
в которой сталинские идеологи усмотрели пессимизм и упаднические настроения, которых в советском обществе быть не могло.
В 1947 году жесткому идеологическому прессу подверглись произведения С.Прокофьева, А.Хачатуряна, В.Мурадели.
3. «Враги» советской литературы
работа с документом
4. Житье – бытье советского человека
Между тем, по воспоминаниям советских граждан жили труд но.
Рабочий лист Задание №2
А в послевоенном Париже весной 1947 г. Кристиан Диор устраивает пере ворот — «сияющая роскошь на фоне экономических труд ностей, новая коллекция одежды»!
Могло ли вообще что-то подобное иметь место в Моск ве?
Коллекции женской, мужской и детской одежды успешно разрабатывались художниками Всесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. Уже в 1946 г. вышли два выпуска журнала мод тира жом 2000 экземпляров, что для первого послевоенного года было не так уж и мало.
И вновь следует обратить внимание ребят на сложность и противоречивость первых послевоенных лет. Работницы Дома моделей стремились дарить людям радость, демон стрируя красивую одежду, а вернувшись с работы домой, многие рыдали над похоронками — раны войны долго не затягивались!
А что же носили женщины сразу после войны? Каким видом рукоделия они занимались?
Показ моделей.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание
заполнить Рабочий лист и таблицу по культуре.
параграф
VI.
Особое место в жизни москвичей занимало празднова ние 800-летия Москвы. Об этом юбилее знает любой мос квич. Юбилей — это всегда точка сближения и столкно вения современности с историей. Чем же запомнился мос квичам этот праздник?
Это был действительно праздник для всех, к нему гото вились все московские жители, в том числе и школьники.
В Москве был установлен памятник Юрию Долгоруко му. В эту работу скульптора Сергея Орлова вкладывался определенный политический смысл.
Какой, по вашему мнению, был заложен смысл в откры тие этого памятника, если учесть, что на всем лежала пе чать сталинизма?
Трудовые рапорты адресовывались Сталину. Все успе хи были связаны с его именем и автоматически приписы вались его «мудрому руководству». Всего лишь один анек дот той поры, дошедший до наших дней:
«Прохожий — милиционеру:
— Почему так кричат люди, собравшиеся в здании Моссовета?
— Они благодарят И.В. Сталина за основание Москвы Ю. Долгоруким».
Массовое сознание идеализировало вождя, не связыва ло с ним никаких негативных явлений. А между тем вернувшиеся с войны люди, стремившиеся преобразовать все сферы жизни общества, стали перед фактом нового витка репрессий.
Анкета
Жизнь и быт граждан в первые послевоенные годы
Фамилия, Имя, Отчество____________________________________________________
Год рождения______________________________________________________________
Сколько лет Вам было, когда закончилась война__________________________________
Работали или учились (где?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личный вклад в возрождение послевоенной страны________________________________ _____________________________________________________________________________
Какую зарплату получали? ____________________________________________________________________________
Сколько стоил хлеб?_______________________________________________________________________
Какая послевоенная покупка Вам больше всего запомнилась? Почему?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Чем занимались после работы___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какое кино смотрели в клубе________________________________________________________________________
Были ли танцы?______________________________________________________________
Какие пели песни?____________________________________________________________
Каким рукоделием занимались?________________________________________________
____________________________________________________________________________
Как Вы оцениваете послевоенную жизнь?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
Урок по теме: «Жизнь древних славян». Урок с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.
Самоанализ открытого урока по теме : " Император Николай I"....
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.
Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9 класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....
Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"
повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян- развитие элементов анал...
Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" 7 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" на основе программы И.М.Бгажноковой АООП ОВЗ для детей с интеллектуальными нарушениями....