Открытый урок по истории Отечества -11 класс.
олимпиадные задания по истории (11 класс) по теме

Болонева Надежда Филипповна

Открытый урок по истории России  в 11 классе.  

            Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годах

Тема урока:   Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы.

Цель:

  • сформировать представления  у учащихся  о послевоенном периоде.
  • познакомить учащихся с новыми фактами, свидетельствующими о восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства

оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, газеты послевоенного периода, выставка рукоделия, образцы готового платья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_rossii__v_11_klasse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок по истории России  в 11 классе.

   

            Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годах

Тема урока:   Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы.

Цель:

  1. сформировать представления  у учащихся  о послевоенном периоде.
  2. познакомить учащихся с новыми фактами, свидетельствующими о восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, газеты послевоенного периода, выставка рукоделия, образцы готового платья.

        Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

Звучит фрагмент песни «Враги сожгли родную хату»

Вспомните,  как события Великой Отечественной войны  повлияли на социально- экономическое положение СССР?

  1. Огромные человеческие потери:

       погибло - 27 млн. человек;

       ранено - миллионы человек;

  1. Разрушено городов и поселков   - более 1700
  2. Лишились крова – 25 млн. человек
  3. Выведено из строя – 32 тыс. промышленных предприятий
  4. Деревня разорена, особенно в областях бывших под оккупацией; нет техники, семян, удобрений, рабочего скота.
  5. Общий экономический ущерб превышал национальный доход за 1940г. в 20 раз.

 Исходя из экономического состояния страны, сделайте вывод о задачах, стоящих перед советским руководством в данный период.

        Задачи:

  1. Восстановить экономику в кратчайшие сроки.
  1. Повысить жизненный уровень населения.

III. Изучение новой темы.

        План изучения:

         1. Демографическая ситуация в послевоенное время

                2. Музыка, кино, театр

         3. «Враги» советской литературы

         4.  Житье – бытье советского человека

Вводное слово учителя

        1. Демографическая ситуация в послевоенное время

Послевоенные годы – это история жизни ушедших и ныне живущих поколений наших соотечественников, и по этому она касается всех и каждого. Это история ваших родных: прабабушек и бабушек, прадедушек и дедушек, которые делали эту историю, создавали ценности, многими из которых мы пользуемся сегодня.

 1945 г. - год окончания самой кровопролитной в ис тории человечества войны. Война затронула все семьи. К мирной жизни не вернулось более 27 млн. человек. У кого-то погиб отец, муж, сын, у кого-то - вся семья. Война раз рушила планы, отняла  надежды, резко изменила судьбы людей. А в  семьях, куда после ее окончания вернулись с фронта ваши прадедушки и дедушки, - радость!

СЛАЙД

В своих фронтовых письмах наш: соотечественник Ю.В. Никулин писал:

«Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то все остальное как-нибудь преодолеем».

Вопрос для обсуждения.

 1. Подумайте, на что в послевоенные годы были направ лены чувства, желания, способности людей?

 2. Какие демографические проблемы существовали  в стране  в первые послевоенные годы?

        Выступление Ангархаева Зоригто

Вывод. С конца 1948 года начинается преследование «космополитов». Первой антикосмополитической мерой стал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами.

 Это является признаком чего?

Ответ: «Холодной войны»

Работа с терминами

Космополит  - гражданин мир.

Космополитизм  -   идеология мирового гражданства, возникшая в 40-х годах ХХ века. Использовалось в качестве политического обвинения  в непатриотическом поведении и образе мыслей.

2. Музыка, кино, театр 

Итак, страна возрождалась и восста навливалась колоссальными усилиями ее жителей и их созидательным трудом.

Сообщение Коробенкова Алексея  о послевоенной Бурятии.

Обращаемся к анкетам:

1.«Как ваши бабушки и дедуш ки заполняли вре мя после работы? Какие фильмы смотрели?

Анализ анкет Кузнецова Юлия

Обращаемся к газетам тех лет. Какие фильмы (опре делите их жанр) выходили на экраны? Какие артисты были популярны?

 Каким был репертуар театров?

Комедийные фильмы: 1945 г. — «Небесный тихоход», 1945 г. — «Беспокойное хозяйство», 1946 г. — «Кубанские казаки», 1947 г. — «Весна», 1947 г. — «Близнецы».

Фильмы о войне: 1948 г. — «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», 1947 г. — «Подвиг разведчика».

Историко-биографические фильмы: 1946 г. — «Адми рал Нахимов», 1948 г. — «Мичурин», 1949 г. — «Акаде мик Иван Павлов».

Самый популярный фильм -  «Кубанские казаки»

 Показ фрагмента кинофильма

Этот фильм - сказка. Все фрукты — муляжи, артисты голодные. Но людям хотелось, чтобы было изобилие, и все в это верили.

        

        Но не все фильмы отражали традиции оптимистического советского фильма. Некоторые картины попали в «черный список»: «Большая жизнь» - реж. Луков (фальшивое изображение партийных работников и отсутствие показа современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток). «Иван Грозный» -2 серия – С.Эйзенштейна, за ложный образ бесхарактерного нерешительного царя. «Адмирал Нахимов» - В.Пудовкина.

Музыка.

         Измученное войной население, дождавшись мира, пела полные энтузиазма и лирики  песни: «Летят перелетные птицы», «Где-же вы теперь друзья однополчане», «На крылечке вдвоем», но в тоже время суровой критике подверглась песня  на слова Исаковского «Враги сожги родную хату» (фрагмент песни)

в которой сталинские идеологи усмотрели пессимизм и упаднические настроения, которых в советском обществе быть не могло.

В 1947 году жесткому идеологическому прессу подверглись произведения С.Прокофьева, А.Хачатуряна, В.Мурадели.

3. «Враги» советской литературы

        работа с документом

4. Житье – бытье советского человека

Между тем, по воспоминаниям советских граждан  жили труд но.

Рабочий лист Задание №2

 А в послевоенном Париже весной 1947 г. Кристиан Диор устраивает пере ворот — «сияющая роскошь на фоне экономических труд ностей, новая коллекция одежды»!

Могло ли вообще что-то подобное иметь место в Моск ве?

        Коллекции женской, мужской и детской одежды успешно разрабатывались художниками Всесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. Уже в 1946 г. вышли два выпуска журнала мод тира жом 2000 экземпляров, что для первого послевоенного года было не так уж и мало.

И вновь следует обратить внимание ребят на сложность и противоречивость первых послевоенных лет. Работницы Дома моделей стремились дарить людям радость, демон стрируя красивую одежду, а вернувшись с работы домой, многие рыдали над похоронками — раны войны долго не затягивались!

А что же носили женщины сразу после войны? Каким видом рукоделия они занимались?

Показ моделей.

 

IV.  Итог урока.

V. Домашнее задание  

заполнить Рабочий лист и таблицу по культуре.

 параграф

VI.

Особое место в жизни москвичей занимало празднова ние 800-летия Москвы. Об этом юбилее знает любой мос квич. Юбилей — это всегда точка сближения и столкно вения современности с историей. Чем же запомнился мос квичам этот праздник?

Это был действительно праздник для всех, к нему гото вились все московские жители, в том числе и школьники.

В Москве был установлен памятник Юрию Долгоруко му. В эту работу скульптора Сергея Орлова вкладывался определенный политический смысл.

Какой, по вашему мнению, был заложен смысл в откры тие этого памятника, если учесть, что на всем лежала пе чать сталинизма?

Трудовые рапорты адресовывались Сталину. Все успе хи были связаны с его именем и автоматически приписы вались его «мудрому руководству». Всего лишь один анек дот той поры, дошедший до наших дней:

«Прохожий — милиционеру:

—  Почему так кричат люди, собравшиеся в здании Моссовета?

—  Они благодарят И.В. Сталина за основание Москвы Ю. Долгоруким».

Массовое сознание идеализировало вождя, не связыва ло с ним никаких негативных явлений. А между тем вернувшиеся с войны люди, стремившиеся преобразовать все сферы жизни общества, стали перед фактом нового витка репрессий.

 

Анкета

        Жизнь и быт граждан  в первые послевоенные годы

Фамилия, Имя, Отчество____________________________________________________

Год рождения______________________________________________________________

Сколько лет  Вам было, когда закончилась война__________________________________

 

Работали или учились (где?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личный вклад в возрождение послевоенной страны________________________________ _____________________________________________________________________________

Какую зарплату получали? ____________________________________________________________________________

Сколько стоил хлеб?_______________________________________________________________________

Какая послевоенная покупка Вам больше всего запомнилась? Почему?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Чем занимались после работы___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какое кино смотрели в клубе________________________________________________________________________

Были ли танцы?______________________________________________________________

Какие пели песни?____________________________________________________________

Каким рукоделием занимались?________________________________________________

____________________________________________________________________________

Как Вы оцениваете послевоенную жизнь?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».

Урок по теме: «Жизнь древних славян».    Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...

Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.

Самоанализ открытого урока по теме : " Император  Николай I"....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....

Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"

повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян-                                развитие элементов анал...

Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" 7 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" на основе программы И.М.Бгажноковой  АООП ОВЗ для детей с интеллектуальными нарушениями....