Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" 7 класс ФГОС ОВЗ
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа "Мир истории. История Отечества" на основе программы И.М.Бгажноковой АООП ОВЗ для детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_mir_istorii_7_kl.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Повалихинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района
Рабочая программа
по курсу «Мир истории. История Отечества»
для 7 класса АООП обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
на 2021 – 2022 уч. год
Составитель: Шипилова Т.Д.
учитель истории и
обществознания
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Мир истории. История Отечества» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный перечень учебников (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Вариант 1) ФкГОС МБОУ «Повалихинская СОШ» (утверждена приказом от 28.08.2019г. № 38/7).
• Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Повалихинская СОШ» приказ от___28.08.2019 № 38/7_.
• Учебный план начального общего образования МБОУ «Повалихинская СОШ» (утвержден приказом от 31.08.21 № 41/5).
• Календарный учебный график МБОУ «Повалихинская СОШ» (утвержден приказом от 31.08.21 № 41/5).
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ «Повалихинская СОШ» на 2021-2022 учебный год на изучение Истории Отечества отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа составлена на основе:
- Рабочей программы по учебным предметам ФГОС ОВЗ образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Э.В.Якубовской, М.И.Шишкова, И.М.Бгажноковой.М. «Просвещение» 2020
- Методических рекомендаций И.М.Бгажноковой и И.В.Карелиной. Мир истории. История Отечества. 6-9 классы.М. «Просвещние». 2017
- Учебник Мир истории. 7 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. М.»Просвещение. 2021
- Рабочая тетрадь Мир истории.7 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Федорова.
М.»Просвещение. 2021
Планируемые результат
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрации, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
* возникновения языческих верований;
* возникновения разнообразных видов труда;
* возвышения среди племен отдельных личностей;
* объединения племен;
* возникновения государства;
* крещения Руси;
* распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль
- знать исторические имена (3-5 имен);
- -знать главные исторические события : от крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
* возникновения языческих верований и обрядов;
* развития ремесел, торговых отношений, культуры;
* возникновения государства, его структуры, функций;
* развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
* распад Киевской Руси;
-* возникновение религии, торговли межгосударственных связей России (9- 17 вв.);
* захват чужих земель, войн между племенами, народами, гсударствами;
* освободительных войн между государствами;
* возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном:
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве.
* описывать образ жизни восточных славян, места расселения;
* отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Лжедмитрий и др.
- знать названия древних городов Руси (5-6 названий);
- знать основные события периодов:
* 9в. – первое Древнерусское государство;
* 10 в. – крещение Руси;
* 11 в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
* 11-13 вв. – расцвет культуры древней Руси;
* 11-15 вв.- раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
* 16-17вв – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана Грозного, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрации, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
* возникновения языческих верований;
* возникновения разнообразных видов труда;
* возвышения среди племен отдельных личностей;
* объединения племен;
* возникновения государства;
* крещения Руси;
* распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль
- знать исторические имена (3-5 имен);
- -знать главные исторические события : от крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
* возникновения языческих верований и обрядов;
* развития ремесел, торговых отношений, культуры;
* возникновения государства, его структуры, функций;
* развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
* распад Киевской Руси;
-* возникновение религии, торговли межгосударственных связей России (9- 17 вв.);
* захват чужих земель, войн между племенами, народами, гсударствами;
* освободительных войн между государствами;
* возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном:
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве.
* описывать образ жизни восточных славян, места расселения;
* отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Лжедмитрий и др.
- знать названия древних городов Руси (5-6 названий);
- знать основные события периодов:
* 9в. – первое Древнерусское государство;
* 10 в. – крещение Руси;
* 11 в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
* 11-13 вв. – расцвет культуры древней Руси;
* 11-15 вв.- раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
* 16-17вв – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана Грозного, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
Содержание предмета Мир истории. История Отечества. 7 класс
Раздел 1. Древняя Русь. Происхождение славян.
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III- II тыс. до н.э. в северной части Европы от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян , их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне - воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы.
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община – вервь, племена и союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать- князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера.
Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славя. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов – центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян.
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны.; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян: культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами. Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Создание Древнерусского государства.
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей – Киевская Русь (IXв.)
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина. Боярская дума- совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина –крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения, «уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
Крещение Руси, истоки христианской веры.
Повторение. Истоки христианской веры. Религия в X-XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивлние народа и Крещение Руси в 988 г. значение принятия Русью христианства ля ее дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширение внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром.
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев – один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XVвв.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха(1053 -1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава 1 –великого князя киевского ( 1076 -1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-_ Суздальское (на юго- востоке).
Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147 г.)
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве ив Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский Дмитровский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства.
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников.
Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги., вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь - преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство.
Российское в XVIв. Царь Иван Грозный
Территория Россия в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г. , Юрьев день, военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых.
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI – XVII вв. положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Федоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного
Мир истории. История Отечества. 7 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Дата |
1 | Глава 1. Древняя Русь | 38 | |
1-2 | Тема 1. Происхождение славян | 2 | |
3-4 | Тема 2. Славяне и соседние народы | 2 | |
5-7 | Тема 3. Облик славян и черты их характера | 3 | |
Тема 4: Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 4 | ||
8 |
| 1 | |
9 |
| 1 | |
10-11 |
| 2 | |
12-15 | Тема 5. Культура и верования восточных славян | 4 | |
Тема 6. Создание Древнерусского государства | 6 | ||
16 |
О чем рассказывает древняя летопись | 1 | |
17 |
| 1 | |
18 |
| 1 | |
19 |
| 1 | |
20 |
| 1 | |
21 |
| 1 | |
Тема 7. Крещение Руси, истоки христианской веры. | 4 | ||
22 |
| 1 | |
23 |
| 1 | |
24 |
| 1 | |
25 |
| 1 | |
Тема 8. Расцвет русского государства при Ярославе Мудром | 5 | ||
26 |
| 1 | |
27 |
| 1 | |
28 |
| 1 | |
29-30 |
| 2 | |
Тема 9. Феодальная раздробленность Руси (XI вв.) | 8 | ||
31 |
| 1 | |
32 |
| 1 | |
33 |
| 1 | |
34 |
| 1 | |
35-36 |
| 2 | |
37-38 |
| 2 | |
2 | Глава 2. Русь в борьбе с завоевателями | 14 | |
Тема 10. Образование монгольского государства. | 6 | ||
39 |
Битва на реке Калке | 1 | |
40 |
| 1 | |
41 |
| 1 | |
42 |
| 1 | |
43 |
Ледовое побоище | 1 | |
44 |
| 1 | |
Тема 11. Объединение русских земель против Золотой Орды | 8 | ||
45 |
| 1 | |
46 |
| 1 | |
47 |
| 1 | |
48 |
| 1 | |
49 |
Сергий Радонежский. Куликовская битва | 1 | |
50 |
| 1 | |
51 |
Собирание Руси Иваном III (1452-1505) | 1 | |
52 |
Управление государством Иваном III | 1 | |
3. | Глава 3. Единое Московское государство | 16 | |
Тема 12. Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. | 6 | ||
53 |
| 1 | |
54 |
| 1 | |
55 |
| 1 | |
56 |
| 1 | |
57 |
| 1 | |
58 |
| 1 | |
Тема 13. Смутное время. Воцарение династии Романовых | 6 | ||
59 |
| 1 | |
60 |
| 1 | |
61 |
| 1 | |
62 |
| 1 | |
63 |
| 1 | |
64 |
| 1 | |
65-68 | Тема 14. Культура Российского государства в XVI-XVII вв. | 4 | |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Глава 1. 1 | Древняя Русь Тема 1. Происхождение славян | 38 2 |
2 | Тема 2. Славяне и соседние народы | 2 |
3 | Тема 3. Облик славян и черты их характера | 3 |
4 | Тема 4: Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 4 |
5 | Тема 5. Культура и верования восточных славян
| 4 |
6 | Тема 6. Создание Древнерусского государства
| 6 |
7 | Тема 7. Крещение Руси, истоки христианской веры. | 4 |
8 | Тема 8. Расцвет русского государства при Ярославе Мудром | 5 |
9 | Тема 9. Феодальная раздробленность Руси (XI вв.) | 8 |
Глава 2. 10 | Русь в борьбе с завоевателями Тема 10. Образование монгольского государства. | 14 6 |
Тема 11. Объединение русских земель против Золотой Орды | 8 | |
Тема 12. Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. | 6 | |
Тема 13. Смутное время. Воцарение династии Романовых | 6 | |
Тема 14. Культура Российского государства в XVI-XVII вв. | 4 | |
Итого : | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе ФГОС
Урок истории в 5 классе "Нововавилонское царство".Разработка ....
Рабочая программа по истории 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по истории для 5-9 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО (стандарт второго поколения)....
Программа История 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание - М. Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями Федерального государс...
Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»
Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...
Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК &l...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...