Элективный учебный курс "История вооруженных сил"
элективный курс по истории (8 класс) по теме
Военная история, или военно-историческая наука, - совокупность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого, как нашей страны, так и других стран и народов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понимания и объяснения.
Элективный курс «История вооруженных сил» предназначен для специализированных (кадетских) классов.
Знать о месте России в системе международной политики и мирового разделения труда; характеризовать роль России в решении глобальных проблем, вставших перед человечеством. Знать характеристику реформирования Вооруженных Сил РФ.
Составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.
Рабочая учебная программа элективного курса «История вооруженных сил» включает: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов, требованиями к уровню подготовки выпускника и формами контроля.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю в 8-9-х классах. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю. В 8 классе -34 часа и в 9 классе 34 часа. Курс состоит из 13 глав, предусмотрены итоговые занятия (защита эссе, проекта).
Составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.
Цели и задачи данного курса направлены на:
-
-
раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей;
-
освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории вооруженных сил, об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников, роли России как активного участника всемирной истории, героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии;
-
развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним, работать с историческими картами;
-
развитие у учащихся исторического мышления;
-
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-
формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных;
-
воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности.
-
В процессе работы по данному курсу учащиеся овладевают:
основными знаниями: концептуальных основ курса, понятий «патриот», «героизм», «подвиг», «тактики и стратегия», «военная реформа» «внешняя политика» и т.д.;
способами деятельности: способами коммуникативной, практической, проектной деятельности.
Приоритетные формы работы: лекции, практикумы, деловые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektvnyy_kurs_ivs.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса «ИСТОРИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ»
№ п/п | Дата провед./факт | Тема | Обязательный минимум содержания | ЗУН | Контроль | Дом. задание | ||
8 КЛАСС (37 часов) Глава I. Зарождение военного дела в Древнем мире | ||||||||
1 | Введение в курс «История вооруженных сил». | |||||||
2-5 | Зарождение военного дела в Древнем мире | 1. Древний Египет | Знать систему организации войск в Древнем мире, уметь сравнивать вооруженные силы разных стран Древнего мира. | |||||
Глава II. Военная организация Древнерусского государства IX-XIII вв. | ||||||||
6-10 | Военная организация Древнерусского государства IX-XIII вв | 1. Военно-политическое положение Руси | Знать принцип формирования военных отрядов в Древнерусском государстве. Знать о западноевропейской агрессии и экспансии крестоносцев и шведов. Уметь работать с исторической картой и историческими источниками. | Устные ответы | сообщения о Ал. Невском | |||
Глава III. От Московского княжества к централизованному Русскому государству (XIV-XVII вв.) | ||||||||
11-14 | От Московского княжества к централизованному Русскому государству (XIV-XVII вв.) | 1. Вооруженная борьба с Золотой Ордой в XIV в | Уметь объяснить сущность ига татаро-монгольских ханов и его последствия, основные битвы русских с татара-монголами. Уметь характеризовать основные направления внешней политики Ивана IV и показать ее результативность. Иметь представление о исторических деятелях К Минине и Д Пожарском; уметь работать с исторической картой. Знать основные направления внешней политики России XVII в.; уметь показать единство и взаимопомощь народов России и Украины против Речи Посполитой. | Тест «Вооруженные силы и войны Русского государства. IX- XVII вв.» | сообщение Д. Донской | |||
Глава IV. Вооруженные силы и войны России в XVIII в | ||||||||
15-18 | Вооруженные силы и войны России в XVIII в | 1. Военные реформы Петра I | Иметь представление о годах правления Петра 1; знать причины Азовских походов и цель Великого посольства в Европу. Иметь представление о реформирование армии. Иметь представление о событиях Северной войны 1700 – 1721 гг.; уметь характеризовать мужество и патриотизм русского народа в борьбе со Швецией. Уметь характеризовать основные направления внешней политики России в середине XVIII в.; уметь рассказать о ходе Семилетней войны и ее итогах. Знать основные направления внешней политики России конца 18 века; уметь рассказать о ходе русско-турецкой войны. | Устные ответы, выступление ссообщением | сообщение Петр Великий | |||
Глава V. Войны и вооруженные силы России в ХIХ в | ||||||||
19-25 | Войны и вооруженные силы России в ХIХ в | 1. Войны России в XIX в | Знать причины участия России в войнах против Франции в составе коалиций; уметь характеризовать положение России до и после заключения Тильзитского мира. Понимать характер Отечественной войны; знать о причинах, событиях и итогах Отечественной войны 1812 г. Знать основные направления внешней политики в Знать о причинах обострения польского вопроса; иметь представление о переменах в Финляндии и Прибалтики; знать причины, основные этапы и итоги Кавказской войны. Знать основные черты внешней и военные реформы России в XIX в. | Устные ответы, выступление ссообщением | ||||
Глава VI. Последние войны Российской империи | ||||||||
26-28 | Последние войны Российской империи | 1. Русско-японская война 1904-1905 гг | Знать о геополитической обстановке накануне мировой войны; знать предпосылки и причины войны; уметь характеризовать планы России, ее союзников и противников. Знать суть Военные реформы 1905-1912 гг | Тест «Вооруженные силы и войны Русского государства. XVIII - XIX вв.» | ||||
Глава VII. Гражданская война и военная интервенция в России (1917-1922 гг.) | ||||||||
29-31 | Гражданская война и военная интервенция в России (1917-1922 гг.) | 1. Формирование Красной Армии и вооруженные силы ее противников | Иметь представление о начале и ходе Гражданской войны; знать причины войны и иностранной интервенции; уметь характеризовать силы, противоборствующие друг другу в этой войне. Знать принцип формирования Красной Армии. | Устные ответы | ||||
Глава VIII. Развитие Вооруженных Сил СССР в межвоенный период (1 час) | ||||||||
32-33 | Развитие Вооруженных Сил СССР в межвоенный период | 1. Строительство Вооруженных Сил СССР в межвоенный период | Иметь представление о подготовке СССР к войне; знать причины вступления СССР во Вторую мировую войну осенью 1939 г. | Тест «Вооруженные силы и войны Русского государства. начало XX вв.» | ||||
34 | Обобщающий урок | |||||||
9 КЛАСС (37 часов) Глава IX. Вторая мировая война. Нападение Германии на Советский Союз. (18 часов) | ||||||||
1-3 | Вторая мировая война. Причины и начало | 1. Причины, социально-политический характер и периодизация войны | Знать события ВОВ. Иметь представление о ходе боев под Сталинградом; знать значение Сталинградской и Курской битв в истории Второй мировой войны. Знать о ходе основных военных действиях на фронтах ВОВ. Уметь характеризовать международное положение СССР. Знать великих полководцев и героев ВОВ. | |||||
4-10 | Нападение Германии на Советский Союз. Начало коренного перелома во Второй мировой войне | 1. Нацистский план уничтожения СССР | Устные ответы | |||||
11-14 | Завершение коренного перелома во Второй мировой войне | 1. Начало общего наступления на советско-германском фронте. Курская битва | Устные ответы, выступление ссообщением | презентация по теме | ||||
15-22 | Завершение разгрома Германии и ее союзников в Европе | 1. Освобождение Правобережной Украины и Крыма | Устные ответы, защита презентации | |||||
23-24 | Окончание Второй мировой войны | 1. Война СССР с Японией. Разгром Квантунской армии | Иметь представление о внешней политике СССР в послевоенные годы; знать итоги ВОВ. | |||||
Глава X. Развитие Вооруженных Сил СССР в ходе Второй мировой войны (1 час) | ||||||||
25-26 | Развитие Вооруженных Сил СССР в ходе Второй мировой войны | 1. Совершенствование Вооруженных Сил СССР | Знать условия и результат развития Вооруженных Сил СССР в ходе Второй мировой войны. | Тест «Вторая мировая война и советская Армия» | ||||
Глава XI. Военно-блоковое противостояние после Второй мировой войны. | ||||||||
27-30 | Военно-блоковое противостояние после Второй мировой войны. | 1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) и других агрессивных блоков | Знать о причинах и итогах «холодной войны»; иметь представление о биополярной модели международных отношений в период «холодной войны». Знать существующие военно-политические блоки и их взаимоотношения. | |||||
Глава XII. Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX в. (1 час) | ||||||||
31 | Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX в. | 1. Краткий обзор локальных войн и вооруженных конфликтов. | Уметь характеризовать противоречивость брежневской дипломатии; иметь представление о причинах ввода войск в Афганистан. Иметь представление о глобальных проблемах человечества; о Европейском союзе; знать о локальных конфликтах и международном миротворчестве в современном мире; о роли ООН; о кризисе международно-правовой системы и проблеме национального суверенитета. | Устные ответы | ||||
Глава XIII. Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2004 гг. (2 часа) | ||||||||
31-33 | Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2004 гг | 1. Содержание и особенности первого этапа | Знать о месте России в системе международной политики и мирового разделения труда; характеризовать роль России в решении глобальных проблем, вставших перед человечеством. Знать характеристику реформирования Вооруженных Сил РФ. | Устные ответы, защита презентации | презентация по теме | |||
34 | Заключение | Зачет |
Пояснительная записка к элективному учебному предмету
«История вооруженных сил»
Военная история, или военно-историческая наука, - совокупность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого, как нашей страны, так и других стран и народов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понимания и объяснения. Военная история как наука изучает причинно-следственные связи и отношения, содержание и сущность, обобщает исторический опыт решения национальных, политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия, как в условиях мира, так и во время ведения войны. Она исследует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические закономерности вооруженной борьбы.
Военно-исторические явления и события, их ход и исход познаются, как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт, и как основа, и как результат познания. Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок, как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-политическим состоянием народа и армии. При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соотношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рожденное войной, боролось с отжившим, как на руководство войсками оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.
Чем бы человек ни занимался, он так или иначе вынужден задумываться над военной историей Отечества, определяя свое место в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент - принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.
Реалии века с его глобальными угрозами обязывают военную историю давать такие знания, которые помогали бы укреплять международную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы, как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.
Элективный курс «История вооруженных сил» предназначен для специализированных (кадетских) классов.
Знать о месте России в системе международной политики и мирового разделения труда; характеризовать роль России в решении глобальных проблем, вставших перед человечеством. Знать характеристику реформирования Вооруженных Сил РФ.
Составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.
История войн - фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества. Исследования в области истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каждой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, военно-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и исход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяющие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современных проблем военной теории.
История военной мысли изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса, экономических, социально-политических и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.
История военного искусства исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из истории войн, истории строительства вооруженных сил, истории развития вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способствуют дальнейшему развитию современной военной науки.
История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процессы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным - видам и родам войск.
История вооружения и военной техники изучает процесс возникновения и совершенствования различных образцов оружия и военной техники, его закономерности и тенденции, анализирует уровень живучести и надежности оружия и военной техники в ходе военных действий, степень и характер влияния нового оружия и военной техники на строительство ВС, военное искусство, на моральный фактор и в целом на военное дело.
К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом. С военной историей также связаны: военная статистика, изучающая количественные показатели военных явлений и процессов, занимающаяся сбором, научной обработкой и анализом статистических данных конкретных явлений и процессов военного дела; геральдика - гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика - специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду ВС, специальным войскам и службам.
Научные понятия, описывающие ИВС: понятия общественно-экономическая формация, цивилизация, историческая эпоха, национальные и иные отношения, государство, революция и т.д. "война", "армия", военное искусство, стратегия, оперативное искусство, тактика, группировка войск, боевой порядок, наступление, оборона, атака, контратака оперативно-стратегической, оперативно-тактической и военно-технической сторон военно-исторических событий, "вооруженная борьба", "стратегическая операция", "темпы наступления", "огневая мощь" и тому и т. д.)
Рабочая учебная программа элективного курса «История вооруженных сил» включает: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов, требованиями к уровню подготовки выпускника и формами контроля.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю в 8-9-х классах. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 час в неделю. В 8 классе -34 часа и в 9 классе 34 часа. Курс состоит из 13 глав, предусмотрены итоговые занятия (защита эссе, проекта).
Составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.
Все выше сказанное определяет цели и задачи курса. Данная программа открывает возможности для более полного представления В содержании данной программы по истории вооруженных сил предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяются следующими задачами обучения:
Цели и задачи данного курса направлены на:
- раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей;
- освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории вооруженных сил, об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников, роли России как активного участника всемирной истории, героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии;
- развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним, работать с историческими картами;
- развитие у учащихся исторического мышления;
- овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных;
- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности.
В процессе работы по данному курсу учащиеся овладевают:
основными знаниями: концептуальных основ курса, понятий «патриот», «героизм», «подвиг», «тактики и стратегия», «военная реформа» «внешняя политика» и т.д.;
способами деятельности: способами коммуникативной, практической, проектной деятельности.
Приоритетные формы работы: лекции, практикумы, деловые игры.
Методы обучения преимущественно активные: проектные, исследовательские, игровые, эссе. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение - и такие логические приемы, как индукция, дедукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их использование. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов более быстрого и целенаправленного поиска истины. Важную роль играют эмпирические методы - анализ документов и исторических описаний, статистические исследования, совершенствования творческого мышления.
Используемый учебно-методический комплект:
- Учебник "Военная история", подготовленный коллективом авторов Института военной истории Министерства обороны (МО) Российской Федерации (РФ) совместно с Общевойсковой академией ВС РФ, Военным университетом ВС РФ, академией Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого МО РФ, Московским военным институтом МО РФ, 2008г.;
- В.В.Смирнов и др. «Армия государства Российского и защита Отечества» - М.: Просвещение, 2004;
- Н.А. печень «Символы воинской славы», М.: Владос, 2004.
В процессе изучения военной истории большой интерес имеет проблема уроков военно-исторических событий, войн и вооруженных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом опыте. Последний - это итог познавательного и духовного освоения человеком социального мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.
Реализация рабочей программы элективного курса «История вооруженных сил» направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование гражданской культуры, со циальной активности;
- воспитание патриотизма, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплиниро ванности, уважения к ратным подвигам героев нашей страны;
- освоение знаний об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников;
Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них.
Воспитательная функция выражается в наличии больших возможностей военной истории для формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии, истории их борьбы за свободу и независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой воинский долг.
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за дач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин формации по заданной теме в исторических источниках; извлечение необходимой информации из источни ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, переда ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе ния, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и само оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса «История вооруженных сил»
Глава I. Зарождение военного дела в Древнем мире (1 час)
Знать систему организации войск в Древнем мире, на примере Древнего Египета, Древней Ассирии, Древней Греции, Древнего Рима, уметь сравнивать вооруженные силы разных стран Древнего мира.
Глава II. Военная организация Древнерусского государства IX-XIII вв.
- Военно-политическое положение Руси
2. Состав военной организации Руси
3. Народные ополчения и иноплеменные военные отряды
4. Войны и военные походы до нашествия монголов
5. Крестовые походы на Русь
Знать принцип формирования военных отрядов в Древнерусском государстве. Знать о западноевропейской агрессии и экспансии крестоносцев и шведов. Уметь работать с исторической картой и историческими источниками.
Глава III. От Московского княжества к централизованному Русскому государству (XIV-XVII вв.)
- Вооруженная борьба с Золотой Ордой в XIV в
2. Укрепление государства и войска в XV в
3. Войны и военные походы до правления Ивана IV
4. Военные реформы Ивана Грозного
5. Войны и военные походы 2 -й половины XVI в
Уметь объяснить сущность ига татаро-монгольских ханов и его последствия, основные битвы русских с татара-монголами.
Ценность исторической повести в этот период состоит в том, что в ней не только описываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Московского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регулярности.
Мировоззренческая функция военной истории заключается в том, что научные знания в этой области участвуют в формировании научной картины мира и развития общества, способствуют познанию закономерностей общественного развития, всего исторического процесса. Это достигается через осмысление места и роли войны в историческом процессе, положения в ней человека, через формирование отношения к войне как средству политики тех или иных государств, партий и движений.
Военно-исторические знания способствуют также развитию военной и общей культуры человека, гражданина. Являясь важным фактором духовной жизни общества, они участвуют в формировании национального сознания и самосознания, входят в содержание "национальной идеи", сплачивающей, объединяющей и воодушевляющей граждан страны.
Методологическая функция военной истории заключается в том, что, отражая объективную истину в понятиях, категориях и закономерностях, она дает возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Военная история содержит в себе знания, которые помогают вырабатывать военную доктрину и военную политику государства, определять политический и стратегический курс в военном строительстве, в решении оборонных задач государства.
Уметь характеризовать основные направления внешней политики Ивана IV и показать ее результативность. Иметь представление о исторических деятелях К Минине и Д Пожарском; уметь работать с исторической картой. Знать основные направления внешней политики России XVII в.; уметь показать единство и взаимопомощь народов России и Украины против Речи Посполитой.
Глава IV. Вооруженные силы и войны России в XVIII в
- Военные реформы Петра I
2. Войны Российской империи
Иметь представление о годах правления Петра 1; знать причины Азовских походов и цель Великого посольства в Европу. Иметь представление о реформирование армии. Иметь представление о событиях Северной войны 1700 – 1721 гг.; уметь характеризовать мужество и патриотизм русского народа в борьбе со Швецией. Уметь характеризовать основные направления внешней политики России в середине XVIII в.; уметь рассказать о ходе Семилетней войны и ее итогах. Знать основные направления внешней политики России конца 18 века; уметь рассказать о ходе русско-турецкой войны.
Глава V. Войны и вооруженные силы России в ХIХ в
- Войны России в XIX в
2. Военные реформы в России в 60-70-х гг. XIX в
Знать причины участия России в войнах против Франции в составе коалиций; уметь характеризовать положение России до и после заключения Тильзитского мира. Понимать характер Отечественной войны; знать о причинах, событиях и итогах Отечественной войны 1812 г. Знать основные направления внешней политики в Знать о причинах обострения польского вопроса; иметь представление о переменах в Финляндии и Прибалтики; знать причины, основные этапы и итоги Кавказской войны. Знать основные черты внешней и военные реформы России в XIX в.
Глава VI. Последние войны Российской империи (2 часа)
- Русско-японская война 1904-1905 гг
2. Военные реформы 1905-1912 гг
3. Первая мировая война 1914-1918 гг
Знать о геополитической обстановке накануне мировой войны; знать предпосылки и причины войны; уметь характеризовать планы России, ее союзников и противников. Знать суть Военные реформы 1905-1912 гг
Глава VII. Гражданская война и военная интервенция в России (1917-1922 гг.)
- Формирование Красной Армии и вооруженные силы ее противников
2. Советская Республика в кольце фронтов (конец мая - ноябрь 1918 г.)
3. Расширение военной интервенции Антанты против Советской России (ноябрь 1918 г. - февраль 1919 г.)
4. Решающие победы Красной Армии на фронтах Гражданской войны (март 1919 г. - март 1920 г.)
5. Завершающий этап Гражданской войны (1920-1922)
Иметь представление о начале и ходе Гражданской войны; знать причины войны и иностранной интервенции; уметь характеризовать силы, противоборствующие друг другу в этой войне.
Знать принцип формирования Красной Армии.
Глава VIII. Развитие Вооруженных Сил СССР в межвоенный период
- Строительство Вооруженных Сил СССР в межвоенный период
2. Участие советских Вооруженных Сил в войнах и вооруженных конфликтах
Иметь представление о подготовке СССР к войне; знать причины вступления СССР во Вторую мировую войну осенью 1939 г.
Глава IX. Вторая мировая война. Нападение Германии на Советский Союз.
- Причины, социально-политический характер и периодизация войны
2. Обзор военных действий в первом периоде Второй мировой войны (1 сентября 1939 г. - 21 июня 1941 г.) - 1. Нацистский план уничтожения СССР
2. Начало Великой Отечественной войны. Срыв плана "молниеносной войны"
3. Битва под Москвой
4. Битва за Ленинград
5. Сталинградская битва
6. Битва за Кавказ
7. Война на Тихом океане и в Северной Африке - 1. Начало общего наступления на советско-германском фронте. Курская битва
2. Битва за Днепр
3. Борьба в тылу врага
4. Военные действия на других театрах Второй мировой войны (конец 1942-1943 г.) - 1. Освобождение Правобережной Украины и Крыма
2. Общее наступление советских войск летом-осенью 1944 г
3. Освобождение Белоруссии
4. Освобождение Прибалтики
5. Общее наступление советских войск по всему фронту. Освобождение Карелии и Заполярья
6. Освобождение Красной Армией стран Центральной и Юго-Восточной Европы
7. Восточно-Прусская и Берлинская операции. Окончание Великой Отечественной войны
8. Военные действия на Средиземноморском и Западно-Европейском ТВД - 1. Война СССР с Японией. Разгром Квантунской армии
2. Военно-политические итоги Второй мировой войны
Иметь представление о внешней политике СССР в послевоенные годы; знать итоги ВОВ.
Уметь характеризовать международное положение СССР. Знать великих полководцев и героев ВОВ.
Знать события ВОВ.
Иметь представление о ходе боев под Сталинградом; знать значение Сталинградской и Курской битв в истории Второй мировой войны.
Знать о ходе основных военных действиях на фронтах ВОВ.
Глава X. Развитие Вооруженных Сил СССР в ходе Второй мировой войны.
- Совершенствование Вооруженных Сил СССР
2. Идеологическая и организационно-партийная работа в Вооруженных Силах
Знать условия и результат развития Вооруженных Сил СССР в ходе Второй мировой войны.
Глава XI. Военно-блоковое противостояние после Второй мировой войны.
Развитие Вооруженных Сил СССР.
1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) и других агрессивных блоков
2. Организация Варшавского Договора
3. Развитие Вооруженных Сил СССР
Знать о причинах и итогах «холодной войны»; иметь представление о биополярной модели международных отношений в период «холодной войны». Знать существующие военно-политические блоки и их взаимоотношения.
Глава XII. Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX в.
- Краткий обзор локальных войн и вооруженных конфликтов.
2. Югославский кризис и распад Югославской Федерации. Вооруженные конфликты на территории бывшей СФРЮ (90-е годы XX в. - начало XXI в.)
3. Боевое применение ВС США и их союзников в ходе военной операции против Ирана (20.03–01.05 2003 г.)
4. Особенности военного искусства в локальных войнах
Уметь характеризовать противоречивость брежневской дипломатии; иметь представление о причинах ввода войск в Афганистан. Иметь представление о глобальных проблемах человечества; о Европейском союзе; знать о локальных конфликтах и международном миротворчестве в современном мире; о роли ООН; о кризисе международно-правовой системы и проблеме национального суверенитета.
Глава XIII. Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2009 гг.
1. Содержание и особенности первого этапа
2. Второй этап строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ
3. Основные направления строительства Вооруженных Сил РФ в начале XXI в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...
План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"
Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциа...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...