Разработка урока по теме:"Изобретения и открытия в Древнем Китае".
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_2.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобретения и открытия Древнего Китая.
Тип урока – виртуальное путешествие.
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими изобретениями и открытиями Древнего Китая, оценить вклад Древнего Китая в сокровищницу мировой культуры.
Оборудование урока: карта «Древний Восток. Индия и Китай», «Государства мира», раздаточный материал, наглядный материал, компьютерное обеспечение.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. Физкультминутка.
III. Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Китаю (знакомство с изобретениями и открытиями).
IV. Закрепление изученного материала. Физкультминутка.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.
* Психологическая разминка: «Скажи доброе слово однокласснику». _
* Слово учителя: «Я очень рада вместе с Вами продолжить увлекательное путешествие по Древнему Китаю, стране, которая имеет многовековую и очень интересную историю». Далее следует знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.
II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.
Задание классу: а) покажите на картах положение Древнего Китая и современного Китая; б) опишите местоположение Древнего Китая, назовите и покажите крупнейшие реки Китая; в) кто и когда объединил Китай под своей властью, сколько тысячелетий назад?
Тест с выбором ответа: 1. «Горе Китая»; 2. Китайский мудрец; 3. Кто в 221 г. до н.э. объединил весь Китай?; 4. Царь в Китае; 5. Кочевые племена, для защиты от которых была построена Китайская стена; 5. Материал, из которого изготавливали книги во времена Конфуция;
Перед самопроверкой – физкультминутка (для снятия мышечной усталости глаз и шеи).
III. Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Китаю.
Пояснения: в процессе путешествия на экран поэтапно выводятся иллюстрации по теме урока.
* На доске зашифровано слово по принципу анаграммы: АГБАМУ (бумага). Учащиеся отгадывают. О появлении бумаги рассказывает один ученик. - В котле варят бумажную массу, приготовленную из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев. Работник сеткой черпает слой полужидкой массы, образующий лист бумаги. * Вопросы классу: а) Есть ли преимущества бумаги перед бамбуком? б) Появление бумаги – изобретение или открытие? Учитель: посмотрим на доску. Какие слова могут охарактеризовать изобретения, а какие – открытия? 1. Неожиданность 2. Создание 3. Поиск 4. Озарение 5. Размышление 6. Удивление Физкультминутка для снятия напряжения и усталости для глаз.
* Второй ученик предлагает отгадать классу загадку: Если Вы замёрзли – он согреет Вас, если Вам жарко – он Вас освежит, если Вы расстроены – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он успокоит Вас. (ЧАЙ). Ученик рассказывает миф о появлении чая. - Самый распространённый миф связан с китайским божеством Шень-нуном. Шень-нун имел змеиное тело и прозрачный живот, благодаря которому он на себе наблюдал действие различных трав и кореньев, описывая их потом в своём трактате. В один из дней он использовал сразу 72 яда и никак не мог найти противоядия. Шень-нун лёг умирать под дерево, но тут капля росы скатилась с листика ему в рот, излечив его. Это было чайное дерево. После этого чайные листья стали употреблять в пищу и для приготовления лекарств.
Учитель: кто из Вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтобы можно было соблюдать правила китайской церемонии чаепития? Белизной он подобен нефриту, Тонкостью – бумаге, Бликом подобен зеркалу, Звонкостью – цимбалам. (ФАРФОР)
* Третий ученик рассказывает древнюю китайскую легенду об открытии шёлка. - Однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого ещё называли «Жёлтым императором», в саду дворца под кроною тутового дерева пила чай и в её чашку с чаем упал кокон шелкопряда. Юная императрица и её служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шёлковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шёлковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка - шелкопряд подарила всему человечеству шёлк, а императрица за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
* Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом: «Стадии производства шёлка» и рассказать о производстве шёлка. После обсуждения учащиеся на карте показывают Великий шёлковый путь.
* Четвёртый ученик предлагает решить познавательную задачу. … В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперёд рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам, куда указывала фигурка. Вопрос: что это за чудесный предмет, который был придуман в Китае? (КОМПАС) Внутри фигурки находился кусок магнитной железной руды – прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг.
* Учитель: кто может что-либо добавить по теме нашего урока? Учащиеся добавляют или рассказывает учитель: в Китае появляется порох, лак. Вопрос классу: что можно отнести к открытиям, а что – к изобретениям? Дискуссия.
* На партах лежат заранее подготовленные листы с начальными буквами названий изобретений и открытий Китая. Учащимся предлагается дописать необходимые понятия: Б- Ч- Ш- К- М- Л- П-
IV. Закрепление.
Учитель формулирует предложения, если учащиеся согласны, то сидят на своих местах; если не согласны, встают:
1. Бумагу изобрели в Египте. 2. Сахар, который мы добавляем в чай, появился в Китае. 3. Лак, порох, компас – изобретения Китая. 4. Финикийский шёлк ценился на вес золота. 5. Чай был завезён в Китай из Вавилонского царства.
* Составление коллажа по теме: «Вклад Китая в сокровищницу мировой культуры». Связующая нить: из прошлого в сегодняшний день.
V. Итоги урока.
Заключительное слово учителя: « Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного об изобретениях и открытиях в Древнем Китае. Эта страна внесла неоспоримый вклад в сокровищницу мировой культуры. Я хочу закончить урок замечательными словами китайского мудреца Конфуция: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, Что любых наших знаний мало, Когда человек перестаёт учиться, Он может потерять и то, Чему научился раньше…»
Домашнее задание: решить кроссворд по теме: «В Древнем Китае».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Изобретения" в 9-м классе. Английский язык + информатика
Интегрированный урок по теме "Изобретения" проводился мной совместно с учителем информатики Андреевой О.А. в рамках районного семинара для руководителей ОУ Невского раона г.Санкт-Петербурга. Учащиеся ...
Изобретения и открытия народов древнего мира.
Исторический диктант по теме "Изобретения и открытия древнего мира" - 5 класс....
Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе
Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....
Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"
Урок проводится в виде соревнования между двумя группами. Вовлечение учащихся в работу 100%. Разный уровень заданий дает возможность каждому проявить себя....
Разработка урока "Изобретатели и изобретения"
Цель: ввести и активизировать учебную лексику темы в языковых упражнениях и грамматических структурах пассивного залога. Практиковать учащихся в аудировании, чтении текстов по теме.Оборудование:...
Конспект урока английского языка в 10 классе Тема: «Изобретения и открытия»
Цель: развитие навыка устной речи, речевое взаимодействие для решения обмена мнениями и решения проблемы, обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Изобретения и откр...
Открытый урок по теме "Наука и религия в Древнем Египте"
Материалы для открытого урока в рамках конкурса "Педагогический дебют 2018"...