Разработка урока по теме:"Изобретения и открытия в Древнем Китае".
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_2.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Изобретения и открытия Древнего Китая.

Тип урока – виртуальное путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими изобретениями и открытиями Древнего Китая,  оценить вклад Древнего Китая в сокровищницу мировой культуры.

Оборудование урока: карта «Древний Восток. Индия и Китай», «Государства мира», раздаточный материал, наглядный материал, компьютерное обеспечение.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.   Физкультминутка.

III. Основная часть урока. Виртуальное путешествие по Древнему Китаю (знакомство с изобретениями и открытиями).

IV. Закрепление изученного материала. Физкультминутка.

V.  Подведение итогов урока.  Домашнее задание.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.                                                                                                                                            

*  Психологическая разминка: «Скажи доброе слово однокласснику».                                 _

*  Слово учителя: «Я очень рада вместе с Вами продолжить увлекательное путешествие по Древнему Китаю, стране, которая имеет многовековую и очень интересную историю». Далее следует знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.

II. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.

Задание классу:  а) покажите на картах положение Древнего Китая и современного Китая;  б) опишите местоположение Древнего Китая,  назовите и покажите крупнейшие реки  Китая;     в) кто и когда объединил Китай под своей властью, сколько тысячелетий назад?

Тест с выбором ответа:                                                                                                                                  1. «Горе Китая»;    2. Китайский мудрец;    3. Кто в 221 г. до н.э. объединил весь Китай?;     4. Царь в Китае;    5. Кочевые племена, для защиты от которых была построена Китайская стена;   5.  Материал, из которого изготавливали книги во времена Конфуция;

Перед самопроверкой – физкультминутка (для снятия мышечной усталости глаз и шеи).                      

III. Основная часть урока.   Виртуальное путешествие по Древнему Китаю.                                                          

Пояснения:  в процессе путешествия на экран поэтапно выводятся иллюстрации по теме урока.                                                                                                            

*  На доске зашифровано слово по принципу анаграммы:  АГБАМУ (бумага).  Учащиеся отгадывают. О появлении бумаги рассказывает один ученик.                                         - В котле варят бумажную массу, приготовленную из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев. Работник сеткой черпает слой полужидкой массы, образующий лист бумаги.                                                                                                                                                                          *  Вопросы классу:                                                                                                                                       а)   Есть ли преимущества бумаги перед бамбуком?                                                                                                 б)   Появление бумаги – изобретение или открытие?                                                                                                                                      Учитель: посмотрим на доску. Какие слова могут охарактеризовать изобретения, а какие – открытия?                       1.  Неожиданность      2. Создание     3. Поиск     4. Озарение                        5. Размышление    6.  Удивление                                                                                                                                              Физкультминутка для снятия  напряжения и усталости для глаз.  

*  Второй ученик предлагает отгадать классу загадку:   Если Вы замёрзли – он согреет Вас,                                                                                                                                                   если Вам жарко – он Вас освежит,  если Вы расстроены – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он успокоит Вас.    (ЧАЙ).                                                                                           Ученик рассказывает миф о появлении чая.                                                                                             -    Самый распространённый миф связан с китайским божеством Шень-нуном.   Шень-нун имел змеиное тело и прозрачный живот, благодаря которому он на себе наблюдал действие различных трав и кореньев, описывая их потом в своём трактате. В один из дней он использовал сразу 72 яда и никак не мог найти противоядия. Шень-нун лёг умирать под дерево, но тут капля росы скатилась с листика ему в рот, излечив его. Это было чайное дерево. После этого чайные листья стали употреблять в пищу и для приготовления лекарств.

Учитель: кто из Вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтобы можно было соблюдать правила китайской церемонии чаепития?                                                                      Белизной он подобен нефриту,                                                                                                                                        Тонкостью – бумаге,                                                                                                                                                     Бликом подобен зеркалу,                                                                                                                                                            Звонкостью – цимбалам.        (ФАРФОР)

*  Третий ученик рассказывает древнюю китайскую легенду об открытии шёлка.                                              -  Однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого ещё называли «Жёлтым императором», в саду дворца под кроною тутового дерева пила чай и в её чашку с чаем упал кокон шелкопряда. Юная императрица и её служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шёлковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шёлковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка - шелкопряд подарила всему человечеству шёлк, а императрица за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.

* Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом: «Стадии производства шёлка» и рассказать о производстве шёлка. После обсуждения учащиеся на карте показывают Великий шёлковый путь.

*  Четвёртый ученик предлагает решить познавательную задачу.                                                                                             … В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперёд рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам, куда указывала фигурка.                                                                                                                                Вопрос: что это за чудесный предмет, который был придуман в Китае?            (КОМПАС)     Внутри фигурки находился кусок магнитной железной руды – прообраз современного компаса, поэтому фигурка всегда указывала на юг.

*  Учитель: кто может что-либо добавить по теме нашего урока?                                                                                     Учащиеся добавляют или рассказывает учитель: в Китае появляется порох, лак.                       Вопрос классу: что можно отнести к открытиям, а что – к изобретениям?  Дискуссия.

* На партах лежат заранее подготовленные листы с начальными буквами названий изобретений и открытий Китая. Учащимся предлагается дописать необходимые понятия:              Б-                                                                                                                                                                                          Ч-                                                                                                                                                                                   Ш-                                                                                                                                                                                                                      К-                                                                                                                                                                                           М-                                                                                                                                                                                              Л-                                                                                                                                                                                               П-

IV. Закрепление.                                                                                                                                                              

Учитель формулирует предложения, если учащиеся согласны, то сидят на своих местах; если не согласны, встают:                                                                                                                                                      

1. Бумагу изобрели в Египте.                                                                                                                                                      2. Сахар, который мы добавляем в чай, появился в Китае.                                                                3. Лак, порох, компас – изобретения Китая.                                                                                                                   4. Финикийский шёлк ценился на вес золота.                                                                                                                               5. Чай был завезён в Китай из Вавилонского царства.

* Составление коллажа по теме: «Вклад Китая в сокровищницу мировой культуры». Связующая нить: из прошлого в сегодняшний день.

V. Итоги урока.                                                                                                                            

Заключительное слово учителя: « Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного об изобретениях и открытиях в Древнем Китае. Эта страна внесла неоспоримый вклад в сокровищницу мировой культуры. Я хочу закончить урок замечательными словами китайского мудреца Конфуция:                                                                                                                                                                                         «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,                                                                                        Что любых наших знаний мало,                                                                                                                                      Когда человек перестаёт учиться,                                                                                                                                  Он может потерять и то,                                                                                                                                                           Чему научился раньше…»

Домашнее задание: решить кроссворд по теме: «В Древнем Китае».

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Изобретения" в 9-м классе. Английский язык + информатика

Интегрированный урок по теме "Изобретения" проводился мной совместно с учителем информатики Андреевой О.А. в рамках районного семинара для руководителей ОУ Невского раона г.Санкт-Петербурга. Учащиеся ...

Изобретения и открытия народов древнего мира.

Исторический диктант по теме "Изобретения и открытия древнего мира" - 5 класс....

Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе

Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

Урок проводится в виде соревнования между двумя группами. Вовлечение учащихся в работу 100%. Разный уровень заданий дает возможность каждому проявить себя....

Разработка урока "Изобретатели и изобретения"

Цель: ввести и активизировать учебную лексику темы в языковых упражнениях и грамматических структурах пассивного залога. Практиковать учащихся в аудировании, чтении текстов по теме.Оборудование:...

Конспект урока английского языка в 10 классе Тема: «Изобретения и открытия»

Цель: развитие навыка устной речи, речевое взаимодействие для решения обмена мнениями и решения проблемы, обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Изобретения и откр...

Открытый урок по теме "Наука и религия в Древнем Египте"

Материалы для открытого урока в рамках конкурса "Педагогический дебют 2018"...