Разрабока урока по теме:"Что мы знаем о восточных славянах?"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Методическая разработка урока по истории России в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_urok.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Что мы знаем о восточных славянах?
Тип урока: комбинированный
Цели:
1. Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их расселении, занятиях, нравах и быте, религиозных верованиях и управлении.
2.Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, нравственного, духовного опыта людей нашей Родины в прошлом, содействуя воспитанию уважения к истории России.
Оборудование урока: карта «Расселение восточных славян», репродукция картины «Славянский посёлок», материалы с историческими текстами, компьютерное обеспечение.
Предварительная подготовка: учащиеся в процессе выполнения домашнего задания должны вспомнить, что происходило в XII-XIII веках в Европе, Азии и Африке?
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Проверка домашнего задания
III. Работа над новым материалом: расселение славян в XII-XIII веках, занятия, быт и нравы восточных славян, религиозные верования восточных славян, управление у восточных славян
IV. Тест на закрепление пройденного материала
V. Заключительное слово учителя
VI. Подведение итогов урока, домашнее задание
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы для мозгового штурма:
а. Какие науки помогают воссоздать жизнь людей в прошлом?
б. Перечислите источники, из которых мы черпаем сведения о прошлом?
в. Какие события происходили в период с XI по XIII века в Европе, Азии и Африке?
г. Как Вы понимаете смысл высказывания: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С.Пушкин)?
III. Работа над новым материалом.
* Слово учителя: «Совсем недавно мы узнали, какие события происходили в мире в VI-VIII веках. Пришло время узнать о том, что же происходило в это время на территории нашей страны, нашей Родины». На экран выводится фотография любого уголка России. Учитель читает отрывок из стихотворения Р.Казаковой «Гимн России»: «Славься, Русь, святая и земная,
В бурях бед и радости побед,
Ты одна на всей земле родная,
И тебя дороже нет!»
* Вопрос классу:
Объясните, почему необходимо знать историю Отечества, родного края?
* Расселение восточных славян, их соседи.
А теперь мы совершим путешествие к нашим далёким предкам. Карта: рассказ учителя о происхождении, расселении восточных славян; о том, кто был соседями восточных славян. На карте, на свободном пространстве вывешиваются информационные листы: 1. Восточно-Европейская равнина (VI-VIII в.в.)
2. Племена восточных славян:
Поляне-
Древляне-
Дреговичи-
Полочане-
Учащиеся производят эти записи в тетрадь, дописывают название местности, где жили восточные славяне. В устной беседе с учащимися определяется происхождение названий племенных союзов.
* Занятия славян.
Самостоятельная работа учащихся по учебнику (стр.8-10), раздел «Занятия славян». Каждому учащемуся предлагается после ознакомления с текстом учебника ответить на следующие вопросы:
- Какие занятия были у восточных славян?
- Какие орудия труда были у восточных славян?
- В чём разница между переложной и подсечно-огневой системами земледелия?
-- Какие ремёсла успешно развивались на Руси?
На экране или на доске появляется информация: 1. Земледелие 2. Скотоводство 3. Охота 4. Рыболовство 5. Бортничество Учащиеся производят запись в тетрадь.
Дополнение учителя: шкурки пушных зверей служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег.
* Быт и нравы славян.
Индивидуальная работа учащихся с источниками. На доске помещается иллюстрация с изображением славянского посёлка. Учащимся предлагается один из трёх вариантов текста. Тексты разделены по темам: внешний облик и обычаи славян, поселения славян, славяне - храбрые воины. Материалы взяты из Хрестоматии по истории России А.С. Орлова. После ознакомления с текстами в классе проходит обсуждение по теме: «Быт и нравы славян».
* Верования славян.
На экран выводятся изображения языческих богов. Учитель задаёт вопрос классу: Сделайте предположение, о чём сейчас пойдёт речь?
Рассказ учителя: религия, язычество, пантеон богов у восточных славян, низший слой пантеона славян, идолы. Запись в тетрадь терминов и названий наиболее почитаемых богов: религия, язычество, Перун, Ярило, Стрибог, Волос (Велес), Мокошь(Макошь).
*Управление у восточных славян.
На доске размещены термины и выражения. Пользуясь разделом п. №1 «Управление» (стр.12) необходимо вставить нужные слова или словосочетания вместо пропусков.
- Кровнородственную общину у восточных славян сменила _______________________.
- Вервь – это ________________________________________________________________.
- Вече – это _________________________________________________________________.
- Старейшин выбирали для ____________________________________________________.
-Народное ополчение – это ____________________________________________________.
- Общины объединялись в племена, а племена в __________________________________.
IV. Тест на закрепление пройденного материала.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- | + | + | - | + | + | - | - | + | - |
1. Восточные славяне расселились на территории Пиренейского полуострова
2. Основным занятием славян было земледелие
3. Большую роль в жизни славян играло бортничество
4. У восточных славян практически не развивались ремёсла
5. Восточные славяне жили семьями в домах-полуземлянках, дом топили по-чёрному, крыша была крыта ветвями, обмазанными глиной
6. Славяне были храбрыми воинами
7. Восточные славяне поклонялись одному богу
8. Для поклонения своим богам славяне строили храмы
9. Вервь-это соседская община на Руси
10. Вече-это племенной союз славян
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п. 1, выучить термины, ответить на вопрос письменно: какие из древних славянских праздников сохранились до сегодняшнего дня, как их празднуют и когда?
* Заключительное слово учителя: « Сегодня мы с Вами начали удивительное путешествие в мир истории нашей страны. Пусть и дальше оно будет увлекательным и интересным потому, что важно знать связи между нашими предками и существующим миром, т.к. знание своих корней и их истории – самый верный шаг к пониманию самих себя, к продолжению жизни и собственного рода.
«Славься, Русь, святая и земная,
В бурях бед и радости побед,
Ты одна на всей земле родная,
И тебя дороже нет!» (Р.Казакова)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Северо-Запад России"и "Восточный макрорегион"
Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по истории по теме "Наша Родина в древности. Восточные славяне".
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по истории по теме "Наша Родина в древности. Восточные славяне" содержат варианты заданий частей А, В, С....
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Разработка урока по теме "Быт,традиции и культура восточных славян"
Урок осуществлялся в форме заочной экскурсии, с целью закрепления пройденного материала. В качестве экспонатов выступали предметы быта и ремесел принесенные или изготовленные у...
тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"
можно использовать на уроках истории России в 1о классе...
Кроссворд по теме «Государства Южной и Юго-Восточной Европы» Новая история. 8 класс (к учебнику Н.В.Загладина)
Выполнение кроссворда по теме "Государства Южной и Юго-Восточной Европы" может выступать как средство проверки знаний по изученной теме, либо как средство изучения темы, когда учащиеся работают ...
исследовательская работа по теме: "Христианство -выбор цивилизационного пути восточных славян"
Работа получила 1 место в региональном конкурсе "Благодатный отрок", выполнила ученица 10 класса....