Разработка урока по теме "Быт,традиции и культура восточных славян"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Урок осуществлялся в форме заочной экскурсии, с целью закрепления пройденного материала. В качестве экспонатов выступали предметы быта и ремесел принесенные или изготовленные учащимися и предоставленные краеведческим музеем Кубанского сельского поселения. В качестве дополнительных средств обучения на уроке были использованы также :
- мультимедийная слайд-презентация;
- фотографии по теме;
- песня «Конь» на муз. И Матвиенко,сл. А Шаганова в исполнении мужского хора Сретенского монастыря;
- схемы, как элементы опорного конспекта;
-карта по заданной тематике.
Уч-ся на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач (готовит экскурсию по «своим объектам»);
- каждая группа полученное задание выполняет сообща под непосредственным руководством лидера группы;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
На данном уроке в форме заочной экскурсия был выполнен ряд важнейших дидактических функций:
- реализован принцип наглядности обучения;
- повышена научность обучения и укреплена его связь с жизнью, с практикой;
- расширен кругозор учащихся;
Такие заключительные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выполнением учащимися тематических заданий и предшествуют уроку защиты тематических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока. | 28.33 КБ |
Схемы для урока. | 32 КБ |
Презентация к уроку | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационной технологии и элементов технологии сотрудничества .
Тема: «Быт, традиции и культура древних славян».
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить знания учащихся о жизни восточных славян закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре восточно - славянских племен.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: продолжить формирование у учащихся воспитание товарищества, взаимопомощи; уважение и любви к своей Родине.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие способностей к анализу и логическому мышлению, способность к взаимодействию на занятии, развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников ,а также их взаимодействию и сотрудничеству во время учебного процесса.
ТИП УРОКА : закрепление пройденного материала.
ФОРМА УРОКА: заочная экскурсия.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- сотрудничества;
- информационно-комуникационная;
- здоровьесберегающая.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- мультимедийные слайды
- фотографии по теме "Быт восточных славян"
- славянские поговорки,
- песня «Конь» И. Матвиенко,
- предметы быта(музейные экспонаты)
- карточки с заданием для групп.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: обществознание, кубановедение, литература.
Подготовка к уроку:
- Учитель заранее готовит наглядные материалы (мультимедийные слайды, комплекты фотографий, предметы быта славян, опорные конспекты для групп)
2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает комплект фотографий, конспект, предметы быта древних славян и готовит экскурсию по "своим объектам".
ХОД УРОКА
Организационный момент .
Учитель:
Пролетела перемена,
Вот позвал звонок всех в класс.
Ждёт дискуссия и тема
На уроке нас сейчас.
Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф.
Песня «Конь» И. Матвиенко
Учитель:
- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были у восточных славян. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте славян: их жилище, утвари, одежде, традициях и ремеслах.
- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому гражданину нашей страны?( версии учащихся).
Перед вами предметы связанные с нашей сегодняшней темой, фотографии, а также опорные конспекты которые помогут вам в проведении нашей экскурсии в которой вам предстоит роль экскурсоводов. И так начнем.
Актуализация знаний.
1. Вступительное слово учащихся.
1 ученик:
Здесь родина моих отцов и матерей,
среди берез, дубрав, полей
пропитана делами их вся здешняя земля
«И нэбом котрым дыхалы» воны дышу и я
Днепро шумить там где шумел Славутич
С глубин его слышны слова
Я не хахол, бульбаш, казак- Я РУСИЧ
Мы от одной рубахи рукава.
2 ученик:
Мы древа древнего - едины ветви
Кирпичики одной печи
Потомки наши, мы и наши предки
Как солнца одного лучи!
Мы в драку первые не лезем
Но за свое мы постоим
И пусть хоть трижды ляжем наземь
Наш русский дух не победим!
3 ученик:
Воспрянем расправляя плечи,
Заколосим собой поля
Наш непокорный русский дух ты вечен
Как вечна наша русская земля!
2.Беседа по теме "Славянский быт":
(Каждая группа учащихся подготовила выступление по заданной учителем тематике и распределив их между собой подготовила выступления, охватываются все учащиеся)
а) Первая группа учащихся.
Жилище.(выступление учащегося)
Поначалу когда славяне ещё не умели строить надёжные жилища , они сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.
Позднее на пространствах России, где в качестве основного материала использовался лес, восточные славяне стали строить срубное жилище в виде полуземлянок с бревенчатыми стенами и надземные жилища из бревен . На севере и в центре распространения срубного жилища использовали в основном хвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглых очищенных от коры, но неотёсанных брёвен.
Также использовали и столбовую технику возведения стен жилого дома Основу стен составляли столбы, врытые в землю на одинаковом расстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различным материалом. Потолок был плоским, основой потолка служил толстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.
Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза.
Примерно четверть избы занимала духовая печь. Большинство русских печей были глинобитными. Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, а в праздник, нередко и в будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. Мебель преобладала неподвижная встроенная . Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли с ней одно целое.
Посуда.(выступление учащегося)
Посуду изготавливали из глины и дерева.Славянская керамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошо обожжённая посуда, сделанная на кругу в форме горшков без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек или кружков.Для изготовления деревянной посуды использовали кору берёзы, древесину липы и осины. Из коры берёзы изготавливали: туески кружки, короба, корзины.
Одежда . (выступление учащегося)
Мужская.
Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколоток. Плечи и спину древние славяне часто оставляли неприкрытыми и даже в бой шли так.
Женская. (выступление учащегося)
Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья .Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. Подол рубахи обычно украшали вышивкой, использовали также кружева и ленты.
У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.
Демонстрация слайдов и фотографий «Славянский быт»( 2 - 12)
3 ученик: В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков-огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Физкультминутка.
(Дыхательная гимнастика)
Продолжение работы по теме урока.
3. Беседа по теме: "Обряды и традиции".
б) Вторая группа учащихся.
(Выступление учащегося.)
У восточных славян бытовали различные обряды: свадебный, имянаречение, похороны и другие.
Свадебный обряд
По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вино - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Испросив благословения у родителей, жених сажает невесту в свадебный поезд и едет на венчание. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: -“Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры”-. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. После застолья молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.
Обряд ИмяНаречения. (выступление учащегося)
Обряд ИмяНаречения у Славян проводился в основном на двух больших праздниках, либо на День ИмяНаречения, либо на Святый день Перуна. Проходили его дети, достигшие возраста 12 лет и семи пядей во лбу (что указывает на определенный рост, миропонимание и самостоятельность). До достижения этого возраста ребенка звали чадо, сын, дочь и так далее, но не по-имени.
Во время обряда Обрядчик, проводящий его, отводил ребенка в сторону, подальше от остальных. Ребенок должен был войти в воду реки, и если он был мужского пола, то обязательно в реку или водоем с проточной водой, если девочка, то подходило и озеро, трижды окунался с головой, и тогда все привязки, энергетические связи и каналы обрывались, и ребенок выходил из водоема чистым. Затем он надевал рубаху чистого белого цвета, украшенную красными защитными орнаментами, сшитую специально для него и для этого обряда.
Следом за этим Обрядчик тихо, дабы никто не услышал, называл ему его истинное имя или, так называемое, сакральное имя. Это имя - и есть его образ, и в нем таится суть того, с чем он пришел в этот мир. Это имя знает только само чадо и Обрядчик, и более никто на свете не знал этого имени. Тем самым, никто более не мог питаться энергией ребенка, проклинать его или приносить ему еще какой-либо другой вред.
После этого Обрядчик вслух, а иногда и во всеуслышанье, говорил, «И будут называть тебя….», тем самым он давал общинное имя, и под ним ребенка будут знать в общине, и им он будет представляться всем остальным на протяжении всей своей жизни. С момента прохождения обряда ИмяНаречения, ребенок становился совершеннолетним и получал право голоса в общине.
Восточнославянские погребения(выступление учащегося)
У восточных славян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обряд заключался в том, что тело умершего с плачем доставлялось на кладбище скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев уже был сложен костёр, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, - непосредственно на костёр, или на доске, или в ладье. После этого родственники поджигали костёр. В урну вкладывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Сама могила, называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, была различной высоты, в среднем примерно 1-2 метра.
Демонстрация слайдов и фотографий «Обряды славян»( 13 – 21)
4. Беседа по теме «Народные промысла и ремёсла».
в) Третья группа учащихся.
Основными занятиями восточных славян мы знаем были земледелие и скотоводство. Но кроме того восточные славяне владели и разными ремёслами: кузнечное, бортничество, бондарское ремесло и ряда других.. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы.
4 ученик:
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.
В кузницах ещё была маленькая наковальня, на которой кузнец изготавливал украшения для женщин из золота, серебра, меди.
Без изделий кузнеца не могли обойтись в посёлке, поэтому он работал в кузнице круглый год, это ремесло было основным у восточных славян.
Бортничество.
5 ученик .
Все конечно любят мед,
Что нам бортник принесет,
Ведь работа трудновата,
Мед добыть в пчелиной хате.
Название этого ремесла происходит от славянского слова «БОРТЬ», что означает – дупло дерева. Бортники занимались сбором меда диких пчел которые в основном находились в дуплах деревьев.
Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством
Прядение и ткачество.
В холодную зимнюю пору славяне не оставались без дела. Лето кончилось, полевые работы завершены, и теперь они должны были обеспечить семью всем необходимым: одеждой, посудой, деревянной утварью, и т.д.
Каждая женщина в семье умела прясть пряжу, ткать и шить одежду.
На слайде вы видите приспособления с помощью которых пряли пряжу, ткали полотно – это прялка, гребёнка, веретено и ткацкий станок, на котором ткали полотно. Работа эта была долгой и кропотливой. Иногда, чтобы соткать полотно размером 1м требовался целый месяц.
Пряжу получали из стеблей льна и шерсти животных.
- Лён специально выращивали на своих полях славяне и изготавливали из него полотно. Но не всякую ткань называли “полотном” - это слово у славян обозначало только льняную материю.
- Никакая одежда не может сравнится с льняной: зимой – она греет, летом – холодит. Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человека.
Бондарь.
Бондарями на Руси назывались мастера по изготовлению бочек.Бочки,а позже и деревянные ведра бондари изготавливали из тонких дощечек липы и осины, ведь в то время не было железных ведер. В бочках хранили квашеную капусту, яблоки моченые, сливы.
Демонстрация слайдов и фотографий «Народные промыслы и ремесла» (22-37)
Совместная работа в группах.
Группа 1 . Нарисуйте, что из изученного на уроке вы запомнили больше всего. Поясните свой рисунок, почему именно данный элемент изученной темы вы выбрали?
По примеру схемы о жилище (приложение 1.)заполните предложенную схему указав основные характерные черты :
Группа 2 . Обряды восточных славян (приложение 2.)
Группа 3. Ремесла восточных славян (приложение 3.)
Итог урока.
Выставление оценок за работу на уроке с комментариями учителя.
Домашнее задание.
Составьте кроссворд по теме: «Славянский быт».
Прогнозируемый результат.
Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
ЖИЛИЩЕ
Дом изба
- Срубный клеть
- Столбовой сени
Полуземлянка
- стены из бревен врытых в землю
- 1/4 ч занята печью
Лачуга
- ветхое жилье (чаще в виде шалаша)
- много выходов
Приложение 2.
ОБРЯДЫ
Свадьба Похороны
Имянаречение
Приложение 3.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации "Культура восточных славян"
Презентационные материалы к урокам истории России в 6 классе по теме "Расселение древних славян. Культура и быт."...
Открытый урок в 6 классе на тему "Восточные славяне".
На основе анализа учебного материала подвести учащихся к выводу об особенностях расселения восточных славян, о трудностях освоения новых территорий. В результате работы над темой сформировать представ...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...
Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...
Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне и их соседи"
Презентация к уроку истории в 6 классе по учебнику «История России» под редакцией А.В.Торкунова к параграфу 3 "Восточные славяне и их соседи" сопровождает и дополняет...
Урок истории в 7 классе "Ремесла восточных славян"
Цель –узнать какими ремёслами владели восточные славяне, познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян....