План конспект урока. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)

План конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_i_vneshnyaya_politika_rossii_v_1801-1811_gg.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.

Цели урока: охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Александра I, определить направления первых реформ императора; познакомить учащихся с реформаторской деятельностью М. М. Сперанского.

План урока

  1. Император Александр I как личность и государственный деятель.
  2. Негласный комитет и М. М. Сперанский.
  3. Внешняя политика России в начале XIX в.: участие в антинаполеоновских коалициях.
  4. Тильзитский мирный договор и его последствия.

ХОД УРОКА

Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащимся предлагается вспомнить ранее изученное и ответить на вопросы домашнего задания. Учитель может предложить учащимся на основе схемы «Сословия Российской империи в начале XIX в.» охарактеризовать правовое положение сословий. Также учащиеся могут выполнить письменные задания.

Тестовое задание 1

  1. В 1796 г. на престол взошел

а)        Петр II

б)        Павел I

в)        Александр I

  1. В годы правления сына Екатерины II был принят указ

а)        Жалованная грамота дворянству

б)        Жалованная грамота городам

в)        о единонаследии

  1. Отличительная черта капиталистического общества

а)        крепостнические порядки

б)        развитие мануфактур

         в)   натуральное хозяйство

  1. Территория Польши вошла в состав Российской империи в правление

а) Елизаветы Петровны        в) Павла I

б)        Екатерины II

  1. Самое малочисленное сословие Российской империи

а) крестьянство        в) духовенство

б)        дворянство

Тестовое задание 2

  1. К началу XIX в. наибольшей плотностью населения отличалась

а)        Центральная Россия

б)        Камчатка

в)        Западная Сибирь

  1. Самое многочисленное сословие Российской империи в конце XVIII в.

а) дворяне        б) горожане        в) крестьяне

  1. Государственная религия Российской империи

а)        ислам        в) православие

б)        старообрядчество

  1. Административно-территориальная единица Российской империи в начале XIX в.

а) ратман        б) губерния        в) провинция

  1. Резкая критика крепостничества содержалась в произведении

а)        Н. Карамзина «Бедная Лиза»

б)        Д. Фонвизина «Недоросль»

в)        А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Изучение нового материала

1—2. Приступая к изучению новой темы, учитель предлагает учащимся познакомиться с главным вопросом урока и охарактеризовать императоров, оставивших заметный след в истории страны (Петр I, Екатерина II и др.).

Характеризуя личность императора Александра I, необходимо вспомнить, в каких условиях он рос и воспитывался. Учащиеся могут самостоятельно прочитать текст учебника. Вопрос. Каковы истоки либеральных взглядов Александра I?

Учитель расширяет и дополняет ответы учащихся. Александр I получил разностороннее образование и воспитание. Руководил его воспитанием Ф. Лагарп, республиканец по убеждениям, гуманист, человек высоких нравственных качеств. Он старался привить воспитаннику идеи просвещения (веру в добрую природу человека, пагубность самовластия, природное равенство всех людей, благотворности общественных свобод).

Учитель знакомит учащихся с обстоятельствами воцарения Александра I. Он имел хорошее образование. Его воспитатель, швейцарец Лагарп, разделял идеи французского Просвещения и был республиканцем по своим взглядам. Александр I, пообещав править по заветам своей бабушки Екатерины П, гораздо глубже нее понимал идеи французских просветителей и пытался претворить в жизнь некоторые их положения. Вступив на престол, Александр I отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников. Внимание учащихся обращается к схеме «Внутренняя политика Александра I».

Первая половина царствования Александра I ознаменовалась важными преобразованиями в государственном управлении. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Одновременно расширялись права Сената, который был объявлен высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией и за деятельностью министров.

С деятельностью Негласного комитета учащиеся могут познакомиться самостоятельно (на основе текста учебника). Затем они слушают сообщения о П. А. Строганове, Н. Н. Новосильцеве, А. А. Чарторыйском, В. П. Кочубее. Далее отвечают на вопросы. 1. С какой целью был создан Негласный комитет? 2. Чем был обусловлен выбор императора членов комитета? 3. Каково значение реформаторской деятельности молодого царя в первые годы правления для экономического и политического развития страны? Задание: Докажите, что первые реформы носили либеральный характер. Внимание учащихся обращается на определение этого термина.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М. М. Сперанского. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М. М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Проект Сперанского предусматривал создание «правильного монархического государства», в котором «все состояния государства» свободны и участвуют в законодательной власти; «власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающему «всякое законодательное действие»; «есть общее мнение, оберегающее закон в исполнении его» »; «есть независимое сословие народа» (т. е. законодательное учреждение, основанное на народном избрании), перед которым «исполнители» ответственны; «существует система законов гражданских и уголовных, принятая народом»; «суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут»; «все действия правительства публичны, кроме некоторых определенных случаев»; существует свобода печати в известных, точно определенных границах.

Реформирование предполагало реорганизацию государственных органов на основе принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума. Ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе.

Исполнительными органами должны были стать министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. Средоточием всех ветвей власти становился император. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета назначались императором. Совет, по мысли Сперанского, должен был рассматривать законы до их внесения в Государственную думу.

В соответствии с проектом реформатора политические права принадлежат владельцам собственности — дворянству и представителям среднего состояния (купцы, мещане, все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью). Помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, которых Сперанский относил к «низшему состоянию», должны иметь общие гражданские права.

Сперанский предполагал реализовать проект так: 1 января 1810 г. создать Государственный совет, затем назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее уже 1 сентября. Однако из всего проекта было реализовано только одно положение — создан Государственный совет. Планы Сперанского встретили со стороны высших сановников и дворян противодействие. Например, М. Н. Карамзин в «Записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г., утверждал, что самодержавие — единственная форма правления, приемлемая для России. Аристократия и чиновничество были крайне раздражены выработанными им двумя указами 1809 г.:

  1. о придворных званиях и 2) об экзаменах на гражданские чины. Указ 3 апреля 1809 г. пресек возможность молодым аристократам занимать высшие государственные должности без необходимой подготовки только из-за знатности рода.

Сперанский участвовал в финансовой реформе 1810 г. Пытаясь ликвидировать дефицит бюджета, он предполагал сократить государственные расходы, увеличить подати и налоги, а все находящиеся в обращении ассигнации признать государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, новый выпуск ассигнаций был прекращен. Однако расходы 1810 г. были значительными, поэтому повышение налогов вызывало недовольство всех слоев населения и делало фигуру Сперанского непопулярной. Александр I охладел к Сперанскому, который вскоре был отправлен в ссылку.

В марте 1819 г. Сперанского назначили сибирским генерал-губернатором. В марте 1821 г. он возвратился в Петербург, но деятельностью по преобразованию государственного устройства России больше не занимался.

После рассмотрения первого вопроса учащиеся отвечают на вопрос: Как события восшествия на престол повлияли на формирование внутренней политики Александра I?

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что своей последующей политикой Александр I стремился оправдать себя не только в глазах общества, но, прежде всего, перед самим собой. Уже первые акты императора свидетельствовали, что он восстанавливает порядки и правила времен правления Екатерины II.

Далее учащимся предлагается заполнить таблицу.

Реформы Александра I

Реформа

Основные

положения

Значение

Характеризуя указ о «вольных хлебопашцах», который многие ученые называют первым шагом к отмене крепостного права в России, учитель задает дополнительные вопросы: 1. Как помещики восприняли этот указ? 2. При каких условиях помещики соглашались отпускать своих крепостных на волю, у которых возникало такое желание?

Характеризуя министерскую реформу, учитель отмечает, что изменения в государственном управлении были проведены с целью усиления централизации управления государством. Вопросы. 1. С какой целью Петр I провел реформу государственного управления? Почему созданные им центральные органы носили название коллегий?

  1. Можно ли утверждать, что в системе государственного управления Российской империи на протяжении XVIII в. укрепилась «коллегиальность» в решении вопросов?
  2. Существует ли противоречие между самодержавной формой правления и «коллегиальностью» решения вопросов?

Учитель объясняет, что в отличие от коллегий в министерствах дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Введение министерств свидетельствовало о дальнейшей бюрократизации центрального управления и усовершенствовании центрального аппарата. Созданная Александром I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

Далее учитель конкретизирует положение учебника о том, что реформа 1803 г. «сделала образование более доступным для низших слоев населения». В 1803 г. было издано положение об устройстве учебных заведений, которые разделялись на 4 ступени: приходские одноклассные школы, уездные училища, гимназии и университеты. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях и преемственности учебных программ.

В начале XIX в. в России действовал только один Московский университет. В 1802—1804 гг. были открыты Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге был основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. В 1804 г. университеты получили широкую автономию в решении внутренних вопросов: получили право избирать ректора и профессоров, иметь свой суд. Полиция и административные власти не имели права вмешиваться в дела университетов. Вопрос. Как вы думаете, какое значение для образования и воспитания юношества имели подобные «свободы»?

34. Первый вариант изучения вопроса — учащимся предлагается вспомнить основные направления внешней политики Павла I и ответить на вопросы. 1. Каковы были причины так называемых Наполеоновских войн в конце XVIII в.? 2. Каковы были итоги Швейцарского и Итальянского походов русской армии под командованием А. В. Суворова? Задания: 1. Назовите членов антинаполе- оновской коалиции. 2. Дайте определение понятия «коалиция». Далее внимание учащихся обращается на план урока и карту учебника «Заграничный поход русской армии» или карту, заранее подготовленную учителем.

Учащиеся составляют хронику военных действий по ходу рассказа учителя. Внешняя политика Александра I была обусловлена сложной международной обстановкой в Европе. Сразу после воцарения Александра, в июне 1801 г. с Англией были восстановлены мирные отношения, вскоре был заключен и договор с Францией. Однако отношения с Францией обострились к 1805 г. К этому времени Наполеон, совершив государственный переворот, стал пожизненным консулом. В марте 1804 г. был убит герцог Энгиенский, родственник казненного короля. К тому же Наполеон проводил активную внешнюю политику в Европе. Все это вызвало в России протест.

В 1805 г. сложилась новая, третья антинаполеоновская коалиция в составе Англии, Австрии, России и Швеции. Главными целями коалиция объявила установление в Европе мира, освобождение европейских стран от Наполеона. Однако современные исследователи, в частности Н. А. Троицкий, считают, что истинная цель союзников состояла в территориальном увеличении своих государств и восстановлении монархии во Франции. В сентябре 1805 г. начались военные действия. 2 декабря 1805 г. около деревни Аустерлиц произошла грандиозная битва, завершившаяся поражением коалиционных войск. В июне 1807 г. русские войска проиграли сражение под Фридландом. Александр I в этих условиях был вынужден пойти на подписание мирного договора с Наполеоном.

Учащимся предлагается рассмотреть содержание Тильзитского мира и определить последствия его заключения для России и Европы.

Следствием Тильзитского мира стала война России со Швецией (1808—1809). Поводом стал отказ Швеции вступить в войну против Англии. Русские войска под командованием Багратиона и Кульнева заняли Аландские острова и вступили на территорию Швеции, которая вскоре подписала с Россией Фридрихсгамский договор, по которому Россия получила Финляндию.

Учитель отмечает, что присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказывалось на внешней торговле. Александр I стал нарушать условия Тильзитского мирного договора, активно подталкивал австрийцев к новой войне против Франции. В России негативно встретили известие о том, что Наполеон восстановил в 1807 г. часть польского государства.

В российском обществе получили распространение идеи начать самим войну с Наполеоном, уничтожить герцогство Варшавское, поднять против Франции Германию и в конечном счете свергнуть Наполеона. В высшем свете были недовольны Тильзитским миром и политикой Александра по отношению к Наполеону. И уже с 1810 г. Россия и Франция начали подготовку к войне.

Далее учитель обращает внимание на юго-восточное направление внешней политики Российского государства. Учащимся предлагается вспомнить и показать по карте территории, присоединенные к России по Кючук-Кай- нарджийскому (1774) и Ясскому (1791) договорам.

Противоречия между Россией и Турцией привели к новой войне 1806—1812 гг. Россия победила и подписала в Бухаресте мирный договор, по которому приняла в свой состав Бессарабию и значительный участок Черноморского побережья Кавказа. Также Россия добилась автономии для Валахии и Сербии.

В 1804 г. вспыхнула русско-иранская война, по окончании которой в 1813 г. в состав Российской империи вошли территории Северного Азербайджана и Дагестана.

Задания: 1. На основе текста учебника составить в тетради хронику русско-иранской войны. 2. Покажите по карте территориальные приобретения России в результате этой войны.

Второй вариант изучения вопроса — учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстом учебника и заполнить таблицу.

Направления внешней политики Российской империи в начале XIX в.

Направление

Даты

Действия

Договоры

Территориальные

изменения

Условия Тильзитского мира изучаются также с опорой на тексты документов. По окончании урока учащимся предлагается в игровой форме («Историческая эстафета») у доски, используя карту и свои записи в тетради, «пробежать дистанцию», повторив изученное.

 Закрепление материала

  1. С какой целью Александр I провел административную реформу 1802 г. и 1810 г.? Можно ли считать, что в основе этой реформы лежал принцип разделения властей, столь популярный в то время в Европе?
  2. Прочитайте эпиграмму неизвестного автора на М. М. Сперанского, написанную в 1809 г. Как выдумаете, что вызывало раздражение автора? Какие действия Сперанского вызывали неприятие в российском высшем обществе?

Велики чудеса Сперанский нам явил,

Науками он вдруг дворян всех задавил.

Сперанский выдумал учить и стариков,

И хочет делать он из мухи пауков.

Велик он стал теперь, хотя и сын поповский;

Но, к сожалению, в нем разум не отцовский:

Громаду света он возмнил переменить,

Чтоб в хаосе таком навек себя затмить.

  1. В чем заключались внешнеполитические противоречия между Россией и Францией? Назовите в хронологическом порядке военные события в Европе, в которых приняла участие Россия.

       4. Каковы причины заключения Тильзитского мира со стороны Франции и России? Определите внешнеполитические последствия этого договора.

       5. Какие войны пришлось вести России на Кавказе? Как в их результате изменилась карта Российской империи?

       6. На первых заседаниях Негласного комитета получили преобладание мирные принципы внешней политики. Чем же было вызвано участие России в войнах начала XIX в.? Некоторые ученые считают, что Тильзитский мир был непрочным и рано или поздно между Францией и Россией обострились бы отношения. Подтвердите или опровергните это утверждение.

Домашнее задание: § 3, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительные вопросы: подготовка проекта на тему «Негласный комитет: реформы и последствия». По желанию учащиеся могут подготовить сообщения о М. Б. Барклае де Толли, М. И. Кутузове, П. И. Багратионе, Л. Л. Бенигсене или о морском сражении при Афоне

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Тест по теме "Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1812гг."

Тест для повторения изученного материала в 8 классе по Истории России по теме: "Начало царствования Александра 1", задачей теста является контроль усвоения вопросов об основных целях внутренней и внеш...

Урок истории. Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Урок по теме: "Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.

План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг....

План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."

Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...