План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
методическая разработка по истории (9 класс)

Корчагина Юлия Павловна

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков «холодной войны».

Цели урока:

  1. Развивающие:

- продолжить развитие навыков логического и критического мышления, умения делать выводы, работать с экспозиционным материалом;

  • продолжить формировать у обучающихся самостоятельность в умении делать выводы, приводить аргументы в защиту своей позиции;
  • формировать познавательный интерес к предмету, теме с помощью решения неожиданной и нестандартной проблемной ситуации.
  1. Обучающие:
  • дать представление об основных моментах внешней политики мировых государств после Второй мировой войны;
  • рассмотреть понятия «холодная война».
  1. Воспитывающие:
  • развивать культуру речи, умение спорить и корректно высказывать свою точку зрения;
  • формировать гражданскую ответственность и духовность, нравственные убеждения обучающихся на основе личностного осмысления исторического цивилизационного опыта (на основе экспозиции музея «Россия – моя история»), восприятия идей гуманизма, патриотизма и интернационализма.

Вид урока: изучение нового материла с помощью постановки проблемной ситуации.

Форма урока: комбинированный.

План урока:

1. Организационный момент (вступительное слово учителя, постановка проблемной ситуации).

2. Актуализация знаний учащихся по теме «Итоги Второй мировой войны»

3. Изучение нового материала:

        3.1. Новая расстановка сил на международной арене после II мировой войны.

3.2. Внешнеполитическая концепция СССР в послевоенный период.

3.3. Внешнеполитическая концепция США.

3.4. Секретные планы войны против СССР.

3.5. Формирование военно-политических блоков.

3.6. Пропаганда как средство идеологической борьбы.

4. Закрепление. Выполнение проблемного задания «Рост международной напряженности. Причины и предпосылки начала «холодной войны».

Ход урока:

1. Организационный момент:

        Сегодня на уроке мы проанализируем итоги Второй мировой войны и их влияние на расстановку сил в мире в послевоенный период, познакомимся с внешнеполитической концепцией СССР в период с 1945 по 1953 гг., а также с причинами и предпосылками начала «холодной войны». В качестве закрепления нового материала мы выполним проблемное задание.

2. Актуализация знаний учащихся по теме «Итого Второй мировой войны» (с использованием данных, представленных на стенде «Результаты Второй мировой войны») – 5 минут.

Учащиеся анализируют данные таблицы, акцентируя внимание на человеческих и финансовых потерях стран-участниц союзнического блока Антанты в ходе войны, а также на последствиях победы для этих стран.

Вопросы учителя:

1. Какое государство понесло наибольшие потери в данной войне? (СССР, исходя из данных по человеческим (примерно в 40 раз) и финансовым (в более чем 10 раз) потерям).

2. Какое государство сумело повысить свое экономическое благосостояние во время этой войны и почему? (США, т.к. увеличились военные поставки из этой страны в Европу по программе ленд-лиза. В целом, США возместила свои военные затраты примерно в 5 раз, благодаря послевоенным выплатам, которые составили 7,8 млрд долл. Т.о. США превратились в крупнейший экономический центр мира, которому оказались должны почти все европейские страны, включая страны оси).

3. Какие государства получили значительные территориальные приобретения по итогам войны? (СССР, вернув владения в Прибалтике и на Дальнем Востоке, а также распространив свое влияние в странах Восточной Европы; США, оккупировав Японию и ее колонии в Тихом океане).

4. Какие страны по итогам войны понесли наибольшие потери в международном плане? (Франция и Великобритания, т.к. была ослаблена колониальная система).

3. Изучение нового материала:.

3.1. Новая расстановка сил на международной арене после II мировой войны.

Учащиеся самостоятельно делают выводы о расстановке сил на международной арене, составляя схему разделения сфер влияния, на основе данных стенда «Результаты Второй мировой войны» и знаний, полученных на предыдущих уроках истории.

Предполагаемые выводы:

1) изменение статуса СССР на международной арене: заключение дипломатических отношений с 52-мя государствами (в сравнении с довоенными годами – 26);

2) приобретение Советским Союзом статуса общепризнанного лидера и страны-победительницы и освободительницы Европы от фашисткой угрозы, вхождение СССР в ООН в качестве постоянного члена, активно участвовавшего в решении важнейших международных вопросов в регулировании международных вопросов и урегулировании послевоенного положения в Европе (использование цитаты министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко: «В результате исторической победы, одержанной советским народом в Великой Отечественной войне, за Советским Союзом в мировых делах признан статус великой мировой державы, без которой не может быть решена ни одна сколько-нибудь крупная проблема… Это отражено в Уставе ООН, по которому Советский Союз как один из постоянных членов Совета Безопасности, несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности»).

Вопрос учащимся: Победа в какой войне ранее приносила Российскому государству подобные результаты?

Предполагаемый ответ: Наполеоновские войны.

3) разделение Германии на оккупационные зоны;

4) создание Организации Объединенных Наций;

5) установление ядерной монополии США;

6) распад колониальных империй (Великобритания, Франция, Германия, Япония) и образование независимых государств в бывших колониях.

Учитель дает комментарии по ходу выполнения задания, резюмируя результат:

         

 «Сложившиеся в ходе войны партнерские отношения между великими державами постепенно стали приобретать напряженный характер, который проявлялся в осторожности и взаимном недоверии.  Причиной недоверия между бывшими союзниками стала ядерная монополия США, а также наличие у СССР крупнейшее и мощной Красной Армии. К тому же, страны Европы беспокоились из-за того, что СССР в глазах мирового общества потерял облик врага, росли симпатии к социалистической модели на Западе (особенно во Франции и Италии), повсеместно стали появляться компартии (их число выросло в 3 раза по сравнению с 30-ми годами). Стремление советского правительства к укреплению и расширению полномочий на международной арене привело к резкой конфронтации с бывшими союзниками. Особенно это проявилось в решении насущных для СССР вопросах об урегулировании режима Черноморских проливов, изменении режима управления Сирией и Ливаном, которые обсуждались в ходе Потсдамской конференции. США и Великобритания решают усилить политику сдерживания «советской экспансии».

3.2. Внешнеполитическая концепция СССР предусматривала:

  1. Формирование «пояса безопасности» вокруг границ СССР, создание коммунистических режимов в Европе.
  2. Распространение советского влияния во всех регионах мира.

 В соответствии с этой концепцией распространяется идеологическое влияние СССР на страны Центральной и Восточной Европы, в которых после окончания войны к власти приходят левые, демократические силы, а правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. В 1947 г. была создана международная коммунистическая организация Коминформбюро, заменившая Коминтерн и объединившая правительства СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции, Италии, а позже и Албании. Главной задачей этой организации являлась координация действий компартий социалистических стран. В документах совещания был впервые сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря – империалистический и демократический. Позднее этот принцип был обоснован в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), в которой он также делал вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.  Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи, которые в последствии были подписаны с ГДР, КНДР и КНР.  

3.3. Внешнеполитическая концепция США.

США же в свою очередь заявили о своих претензиях на мировое господство. В 1944 году на Бреттон-Вудской Международной конференции доллар был признан мировой финансовой единицей, т.к. по окончанию войны доллар был обеспечен золотом по твердой цене в 35 единиц за тройскую унцию. Опирались США в своих претензиях и  на свою монополию в области атомного оружия, продемонстрировав свою силу на японских городах Хиросиме и Нагасаки в сентябре 1945 г. (Стенд справа, раздел «Создание мировой биполярной системы»). СССР для обеспечения своей безопасности также создает атомную бомбу в 1949 г., что и стало окончательной точкой в создании «биполярного» мира.

Изучение цитаты Госсекретаря США Генри Альфреда Киссинджера: «В 1945 г. Советский Союз, ослабленный потерей десятков миллионов жизней и опустошением трети своей территории, оказался лицом к лицу с не пострадавшей от войны Америкой, обладающей атомной монополией».

Изучение стенда «Директива СНБ «Цели США в войне против России» (август 1948 г.).

3.4. Секретные планы союзников против СССР (Стенд «Планы ядерных бомбардировок территории СССР»).

1. «Операция «Unthinkable» («Немыслимое») (май 1945): чем ближе была победа над нацистской Германией, тем больше британское правительство опасалось СССР, поэтому Черчилль отдал приказ на разработку плана войны против СССР. Предполагалось нанести два мощных удара танковыми соединениями на польские земли, занятые советскими войсками и войсками просоветски настроенной армией Людова. Однако план остался нереализованным из-за постоянного продвижения советских подразделений к границам Германии.

Анализ цитаты Уинстона Черчилля: «Всякая мысль о том, что Англия преднамеренно проводит антирусскую политику или устраивает сложные комбинации в ущерб России, полностью противоречит английским идеям и совести».

2. План США «Peancher» («Клещи», сентябрь 1946): бомбардировка из полигонов Норвегии (Ставангер), Италии (Фоджа) и Греции (Крит) советских городов (Москва, Баку, Новосибирск, Горький, Свердловск, Челябинск, Омск, Куйбышев, Казань, Саратов, Молотов, Магнитогорск, Грозный, Новокузнецк, Нижний Тагил – всего около 66 городов) с использованием от 123 до 466 ядерных бомб (по 3 на каждый город). Американское правительство делало ставку на отсутствие у СССР ядерного потенциала, но при этом считало веской причиной для превентивного удара демографический и экономический потенциал СССР.

3. План «Totality» (1946): бомбардировка Москвы, Горького, Куйбышева, Свердловска, Новосибирска, Баку, Ташкента, Челябинска, Омска, Саратова, Казани, Ленинграда, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Молотова, Тбилиси, Новокузнецка, Грозного, Иркутска и Ярославля (по 20-30 атомных зарядов на каждый – всего около 600 бомб). Учитывалось отсутствие у СССР атомного оружия и отставание советского ПВО (истребители МиГ-9 и Як-15).

4. План «Charioteer» («Возница», 1948): в основу американской военной стратегии лег принцип применения наступательного ядерного оружия, т.к. рассчитывать на эффективную оборону в Европе и Тихом океане США не могло. В качестве целей ядерной бомбардировки назывались уже 70 советских городов, при этом 8 ударов планировалось нанести по Москве и 7 – по Ленинграду. Датой начала операции стал Новый год – 1 января 1949 г.

5. План «Dropshot» (конец 1949) - ответ на создание СССР атомного оружия: план превентивной ядерной войны против СССР и его союзников, в который было включено уничтожение 100 совестких индустриальных центров с использованием около 300 атомных бомб мощностью по 50 килотонн и 200 тыс. тонн обычных авиабомб. На этот раз на Москву планировали сбросить 25 атомных бомб, на Ленинград – 22, на Киев – 8. Предполагалось, что на первом этапе наступления будет уничтожено 60 млн. советских граждан, а всего за время операции СССР должен был потерять около 100 млн. человек (из 180 млн. всего населения). В ходе этой операции США хотели протестировать свой новый стратегический бомбардировщик В-36, заменивший В-29, использовавшийся в годы войны. В то время В-36 противостоял советский истребитель МиГ-15, который продемонстрировал свое преимущество во время Корейской войны, а также бомбардировщик Ту-4.

3.5. Формирование военно-политических блоков.

К открытой конфронтации страны перешли после так называемой «фултоновской речи» У. Черчилля о кризисе в отношениях между союзниками, произнесенной в присутствии президента США Трумэна в марте 1946 г.: «Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой…».

Поддержка Великобритании позволило США разработать план по спасению Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»), которая подразумевала оказание экономической помощи европейским странам (в продолжение ленд-лиза), образование военно-политического блока западных стран (1949 – НАТО), размещение вблизи советских границ сети военных баз США (в Греции и Турции), поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы (пример с Югославией), использование при необходимости военной силы против СССР и его союзников.

Основной целью данной программы было не допустить расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (сдерживание социализма) и заставить СССР уйти в прежние границы (отбрасывание социализма).

В 1947 году был разработан «План Маршалла» - программа оказания помощи разоренным войной европейским странам. План предполагал содействие установлению мира и порядка в Западной Европе после войны. Советское руководство помощи не приняло и оказало политическое давление на Польшу, Чехословакию и Финляндию, которые были заинтересованы в нем, но вынуждены были также отказаться от участия в нем. Это повлияло на окончательное разделение Европы на два лагеря и начало «холодной войны».

Вопрос учащимся: Как вы думаете, кто должен был оказать экономическую помощь странам, которые отказались от «Плана Маршалла»? (СССР).

В 1949г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный устанавливать постоянные и взаимовыгодные контакты между всеми ее членами. Но, оказывая военную и экономическую поддержку странам «соц. лагеря» СССР навязывал им свою модель преобразований. Любое отклонение от этой модели воспринималось крайне враждебно. Именно это и стало основанием для разрыва отношений с Югославией в 1948 году. В 1955 году был образован противоборствующий НАТО военно-политический блок социалистического лагеря Организации Варшавского договора.

3.6. Пропаганда как средство идеологической борьбы.  

Советский Союз и страны, вошедшие в блок НАТО, начинают взаимную пропаганду друг против друга, используя средства массовой информации. Обращаем внимание на интерактивный стол «Антисоветская пропаганда».

Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»( о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».

119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания», критикующая так называемую «долларовая дипломатию» США.

С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году».

 В стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:

«Спаситель Европы»

«Европе Маршалл так помог

Что этой «помощи» в итоге

Теперь Европа, видит бог,

Вот-вот совсем протянет ноги».

4. Закрепление изученного материала. Проблемное задание.

Задание учащимся:

Используя материалы экспозиции и полученные знания по курсу «Всеобщая история», две группы учащихся заполняют таблицу «Рост политической напряженности между капиталистическим и социалистическим лагерями».

В качестве вывода, учащиеся пытаются сформулировать причины начала «холодной войны» и ее основные характеристики.

Закрепление

Беседа с учащимися по вопросам:

Почему «холодная война» не переросла в «горячую»?

Историки считают, что «холодная война» завершилась с распадом СССР и социалистической системы в 1991 г. Согласны ли вы с этим утверждением?

Домашнее задание

Проблемный вопрос: «Холодная война продолжается и сегодня?» Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.

Рефлексия

- Интересна ли тема сегодняшнего урока?

- Что особенно запомнилось?

- Эффективна ли групповая работа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

слайдовая презентация: "СССР после второй мировой войны. 1945-1957""

Урок по истории Отечества, посвящен выбору путей развития страны в послевоенный период....

Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...

Урок по истории: "СССР накануне Второй мировой войны"

Тип урока: лабораторно-практическое занятие...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...