методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)
конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педагог года-2013" в номинации "Педагогический дебют"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 26.17 КБ |
История памятника Тысячелетие России | 12.75 КБ |
Самоанализ урока | 18.69 КБ |
сопроводительная презентация | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 8 классе.
Тип урока -повторительно-обобщающий урок.
Форма проведения урока – урок-исследование.
Девиз урока:
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином.» В.Ключевский.
Тема урока: «Крупнейшие войны России 19 века»
Оборудование урока:
1. Компьютер, медиапроектор.
2. Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
3. Портреты императоров Александра I и Николая I;
4. Историческая карта “Отечественная война 1812 года”
5. Исторические картины Портреты героев Отечественной войны 1812 года
Учащимся: карта-атлас, рабочие листы с заданиями.
Цели урока:
Обучающая:
1. Повторить материал по времени правления Александра I , Николая I, Александра II, Александра III.
2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
3. Вспомнить основные события того периода времени, связанные с историей родного края;
Развивающая:
1. Развивать умения работать с документами, с исторической картой;
2. Развивать умения обобщать и делать выводы;
Воспитательная:
1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере героизма российского народа
2. Умения работать в малых группах
Ход урока:
- Орг. момент (1 минута)
- Актуализация:
Рассказ учителя: 3 минуты.
В России 1108 городов: больших и малых, известных и не очень. Предлагаю вам виртуальную экскурсию в один городов центральной России, в г.Великий Новгород, а именно, на его центральную площадь. Спросите, почему Новгород? Потому, что здесь имеется памятник, знаете, другого такого во всем мире нет.
8 сентября в 1862 в городе Великий Новгород был воздвигнут монумент - памятник «Тысячелетие России» в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. (онлайн-показ 3d картинка).
Авторами проекта памятника являются скульптуры Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Всего он содержит 128 фигур.
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. (слайд № 1)
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. Памятник посвящен тысячелетию истории России.
Мы с вами остановимся на одном временном отрезке. Как вы думает, ребята, на каком?
Правильно. – 19 век.
Ребята, как вы думаете, кто из деятелей 19 века изображен на среднем ярусе? – ученики называют фамилии правителей (Александр 1, Николай 1, Александр 2 и т.д.).(слайд № 2)
А как в думаете, какие военачальники там изображены? Ученики: Кутузов, Нахимов и т.д.
А почему полководцы? – победили в сражениях. – Каких? – Бородинская битва и т.д. А в каких войнах?
Правильно. Тема нашего урока: «Крупнейшие войны России 19 века» (слайд № 3)
Девизом нашего урока я взял слова В.Ключевского
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином».(слайд № 2)
итак, какая тема нашего урока? Правильно! (слайд № 4)
- Работа в группах.
Учитель: (5 минут)
Итак, нам с вами сегодня необходимо повторить материал по истории России 19 века.
Мы поработаем с историческими картами, некоторыми документами, вспомним великих деятелей эпохи, а также основные события того времени.
Класс разделен на группы, каждая группа выступает в роли экспертов. Задания у вас на столах. В каждой группе капитан, который будет мне сегодня помогать. За свою работу вы будете награждены. Самое главное - вовремя показать результат своих работ на ватмане, и не забывать записывать в тетрадь. Думаю, ребята, вы успешно справитесь с этим заданием.
Какой император правил в начале XIX века? (слайд № 5) – Александр I. Какая война во время правления этого императора вошла в историю? – Отечественная война. – переходим к рассмотрению.
1 группа – работа с фотодокументами (слайд № 6)
2 группа - работа с историческими документами
3 группа – работа с картой.
Каждой группе – найти среди документов те, что относятся к Отечественной войне.
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 1 группы формулирует итоги Отечественной войны и приклеивает на ватман. (слайд № 7)
Итак, ребята, вы видите перед собой продукт совместного творчества – мини проект «Отечественная война 1812 года».
Учитель: Какой император правил после Александра I? – Николай I. (слайд № 8)
Какое событие во время правления этого императора вошло в историю? Событие – Крымская войны
Правильно, давайте рассмотрим эту войну.
1 группа – работа с историческими документами (слайд № 9)
2группа – работа с картой
3 группа – установи соответствие: дата – событие
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 2 группы формулирует итоги Крымской войны и приклеивает на ватман. (слайд № 10)
Как вы думаете, ребята, правящие круги России были удовлетворены итогами этой войны? Нет. А почему? Россия лишилась черноморского флота. Т.е., в обществе преобладали реваншистские настроения? Да.
Учитель: Какой император вошел в историю под прозванием «Освободитель»? – Александр II. (слайд № 11)
Какое событие времен правления этого императора мы с вами сейчас будем рассматривать?
Событие – Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1 группа – работа с картой (слайд № 12)
2 группа – работа с фотодокументами
3 группа – работа с историческими документами
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 3 группы формулирует итоги русско-турецкой войны и приклеивает на ватман. (слайд № 13)
Как вы думаете, Россия была удовлетворена итогами этой войны? Не совсем, но да. Почему? …
Итак, ребята представляю вашему вниманию 3 мини-проекта, которые являются плодом вашего совместного творчества.
Учитель, после завершения учениками самостоятельной работы, рассказывает про Александра III, прозванного Миротворцем, обсуждает с учениками причину такого прозвания. – слайд № 14 - Он считал, что разрешение внутренних противоречий России важнее территориальных завоеваний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Установить соответствие между фото и именами (слайд № 15)
- Онлайн-тест по датам правления императоров России – 1 минута на закладке.
- Вопрос классу: на горельефе не были изображены Александр IIи Александр III. Почему? - потому что памятник построен во время правления Александра II. Слайд № 16-17
- Мини-тест установите соответствие между датой и событием. – слайд № 18.
V. Итоги урока:
(слайд № 19)
Ребята, как Вы знаете, в прошлом году в России отметался 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812года. Немалую лепту в победу внесли многие малые народы России, в том числе и калмыки.
А знаете ли Вы, что в 2018 году 200 лет исполнится Хошеутовскому хурулу, строительство которого инициировал герой Отечественной войны подполковник Серебджаб Тюмень. Он хотел увековечить память калмыков-участников Отечественной войны. Строительство Хошеутовского хурула по проекту Батура-Убуши Тюменя началось в 1814 году на месте старого буддийского храма и завершилось в 1817—1818 годах. 17 −18 октября 1858 года хурул посетил Александр Дюма, гостивший в то время у Серебджаба Тюменя. В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище. После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена, и он постепенно стал разрушаться.
В августе 2004 года была создана инициативная группа по восстановлению хурула. В настоящее время ведётся постепенное восстановление хурула.
VI. Домашнее задание: написать эссе по выбору: характеристика исторического деятеля или правителя 19 века.
Итак, мы с Вами повторили историю России 19 века, виртуально побывали в г.Новгороде, познакомились с памятником «Тысячелетие России», создали мини-проекты по великим войнам 19 века, выполнили мини-тест в режиме онлайн. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, были активны. Поэтому я хочу преподнести 3 группам сладкие призы. А ваши впечатления об уроке вы можете оставить в небольшом опроснике.
Предварительный просмотр:
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарно го призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Всего памятник содержит 128 фигур.
Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра IIго лета 1862» (в приближении к современной орфографии).
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока истории в 8 классе.
Тема урока соответствует разделу тематического планирования «История России XIX века».
Учебная нагрузка: 2 часа в неделю
Класс 8 «б». Класс средней мотивации к учебе, на уроке присутствовало 20 человек, из них - мальчиков, девочек.
Тип урока: повторительно-обобщающий: обобщение и систематизация универсальных учебных действий:
- Анализ отдельных событий;
- Синтез единой картины из отдельных элементов (событий)
- Построение логической цепи рассуждений
- Обоснование выбора
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить материал по времени правления 4-х императоров;
- Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
- Вспомнить основные события, связанные с историей родного края.
Воспитательные:
- Формирование у учащихся гражданской позиции;
- Воспитание умения работать в малых группах.
Развивающие:
- Развитие личностных УУД: коммуникативных, познавательных УУД, метапредметных компетентностей учащихся.
На уроке мною использовались следующие технологии:
- здоровьесберегающая (компьютер работал в течение всего урока не более 20 мин согласно требованиям СанПИНа );
- проблемное обучение (в течение всего урока на каждом этапе задавались вопросы, на которые уч-ся искали ответы.
Например: какие правители изображены на горельефе?
Почему именно эти полководцы и т.д);
- личностно-ориентированная (работа как в группах, так и индивидуальная);
- развивающая (универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные);
- ИКТ - виртуальная экскурсия в режиме онлайн;
- элементы проектной технологии .
Согласно ФГОС, результатом образования является развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.
В соответствии с этим мною использовались следующие методы:
- словесный (в начале урока – рассказ учителя о памятнике «Тысячелетие России», в конце урока – рассказ о Хошеутовском хуруле.)
- наглядный ( каждая из групп на определенном этапе урока работает с фотодокументами, картами)
- практический (ученики самостоятельно заполняют плакат по войнам)
- дедуктивный (от общего к частному – в начале урока учитель, плавно отойдя от рассказа о памятнике, подводит учеников к событиям 19 века, которые они самостоятельно разбирают).
- индуктивный (ученики, работая с отдельными элементами (фото, исторические документы, карты) и совместно заполняя плакат, представляют себе общую картину события)
- методы самостоятельной работы (ученики самостоятельно заполняют плакат, посвященный тому или иному событию)
- методы стимулирования (команда, быстрее выполняющая задания, поощряется учителем)
- методы контроля (учитель оценивает правильность отобранного учениками материала)
- методы самоконтроля (капитан команды, с помощью своей группы, самостоятельно формулирует итоги по той или иной войне).
Методы обучения, выбранные для проведения урока, позволяют формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают исследовательские, самооценочные умения и навыки; формируют компетенции; реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Подход к учащимся:
как дифференцированный (разбитие класса на группы, которые сообща выполняют задание), так и индивидуальный (ученик в определенный этап урока выполняет тот вид задания, который ему больше по душе)
Все этапы урока мною были соблюдены.
На актуализацию использовал межпредметную связь с МХК с использованием этнорегионального компонента.
Была использована виртуальная экскурсия в режиме он-лайн : в 3д- памятник «Тысячелетие России», составлена беседа.
Изюминка моего урока:
На уроках истории темы, связанные с культурой, очень западают, поэтому урок я начал с памятника «Тысячелетие России» - это придало моему уроку эмоциональную насыщенность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «КРУПНЕЙШИЕ ВОЙНЫ РОССИИ XIX века»
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» В. Ключевский
Групповая работа Отечественная война 1 ГРУППА – РАБОТА С ФОТОДОКУМЕНТАМИ 2 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ 3 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ: УКАЖИ ПУТЬ ОТСТУПЛЕНИЯ АРМИИ НАПОЛЕОНА
ИТОГИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г : Война закончилась полным истреблением наполеоновской армии В январе 1813 года начался Заграничный поход русской армии, приведший к разгрому Наполеона под Лейпцигом (октябрь 1813 г.) и отречению его от трона.
Групповая работа Крымская война 1 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ 2 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ 3 ГРУППА – УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ: ДАТА – СОБЫТИЕ
ИТОГИ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ : Черное море объявлялось нейтральным Участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах и лишить ее Черноморского флота. Война стала толчком к экономическим реформам, и, в дальнейшем, к отмене крепостного права.
Групповая работа Русско-турецкая война 1 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ: ВЗЯТИЕ ПЛЕВНЫ 2 ГРУППА – РАБОТА С ФОТОДОКУМЕНТАМИ 3 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ
ИТОГИ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ: Россия присоединила Карскую область, населенную армянами и грузинами. Россия укрепила свое положение в Закавказье и на Балканском полуострове. Ослабло противостояние Англии и России, что привело к заключению военного союза в 1907 г.
НИКОЛАЙ I АЛЕКСАНДР II I АЛЕКСАНДР I I АЛЕКСАНДР I 1 2 3 4
е Открытие: 8 сентября 1862 г . Авторы: М. микешин, И. шредер, В. гартман
1813 – 1815 гг. состоялась битва, в которой турецкий флот был наголову разгромлен 26 августа 1812 г. Нахимов П.С. 18 ноября 1853 г. Скобелев М.Д . - состоялся Зарубежный поход русской армии. состоялась Бородинская битва вошел в историю под прозванием «Белый генерал» заслуженно получил славу победителя Осман-паши . сентябрь 1854 – август 1855 г. осада Севастополя
ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ 1817 – 1818 гг.
Домашнее задание: Эссе на тему: характеристика исторического деятеля или правителя 19 века.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....
Методическая разработка урока "Русско - японская война"
Комбинированный урок с использованием регионального компонента, с учетом профиля профессии "Официант, бармен"...
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"
Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...
Методическая разработка урока истории "Столетняя война", 6 класс
Технологическая карта урока расчитана на 2 ч.(может быть сокращена до 1 ч.). Урок был представлен в рамках муниципального этапа (очного) "УГА-2020". Победитель.Ввиду большого веса файла урок...
Методическая разработка урока "Русско-японская война 1904-1905 гг."
Методическая разработка включает конспект урока и презентацию...