Конспект урока по истории «Россия во II половине XIX века»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Чумак Наталья Ивановна

Предлагаю конспект урока по истории России.  Тема: «Россия во II половине XIX века» в 10 классе

Тип урока: обобщение, зачет-игра

Цель учебного занятия:

  1. Повторение и обобщение пройденного материала по теме.
  2. Приобретение учениками опыта действий в нестандартных условиях.
  3. Формирование умений вырабатывать свою точку зрения по историческим проблемам.
  4. Создать ситуации для активизации познавательной деятельности.

                Форма учебного занятия:

Нетрадиционная, игра – «Вертушка».

- фронтальный опрос;

- работа в группах.

План учебного занятия:

  1. Перестрелка (знание исторической терминологии)- индивидуальный опрос
  2. Мозаика – работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России

Учитель истории: Чумак Н.И.

Тема: «Россия во II половине XIX века» в 10 классе

Тип урока: обобщение, зачет-игра

Цель учебного занятия:

  1. Повторение и обобщение пройденного материала по теме.
  2. Приобретение учениками опыта действий в нестандартных условиях.
  3. Формирование умений вырабатывать свою точку зрения по историческим проблемам.
  4. Создать ситуации для активизации познавательной деятельности.

                Форма учебного занятия:

Нетрадиционная, игра – «Вертушка».

- фронтальный опрос;

- работа в группах.

План учебного занятия:

  1. Перестрелка (знание исторической терминологии)- индивидуальный опрос
  2. Мозаика – работа в группах.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учебного и вспомогательного материала.
  3. Подготовка учебной группы.
  4. Структура урока.
  5. Методические особенности зачёта – вертушки.

   

II. Подготовка учебного и вспомогательного материала.

 Готовим учебный материал к зачёту в виде карточек для учащихся. В классе 20 учащихся, тогда для зачёта необходимы 4 карточки, содержащие по 4 вопроса и одному заданию для обсуждения.

                    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

- 4 эмблемы столов (в виде букв А, В, С, Д.);

- карточки движения и учёта знаний (по числу учащихся в классе):

- листы учёта знаний для координаторов – экспертов (см. таблицу 1 и 2).

КАРТОЧКА  ДВИЖЕНИЯ  И  УЧЁТА  ЗНАНИЙ

Переход

Стол

Роль

Отметка за ответ

дополнение

Подпись координатора-эксперта

1

А

«в»

2

В

1

3

С

2

4

Д

3

ЛИСТ  УЧЁТА  ЗНАНИЙ

Фамилия учащихся

Отметка за ответ дополнительный

Фамилия учащихся

Отметка за ответ дополнительный.

1 группа

3 группа

1

1

2

2

3

3

4

4

2 группа

4 группа

1

1

2

2

3

3

4

4

Чтобы подвести, итоги выполнения заданий для обсуждения каждым составом группы за всеми столами расчерчиваем классную доску следующим образом.

(см. таблицу №3).

                1                         3                                           1                           3

                                А                                                                     С

                2                         4                                           2                           4

                1                         3                                           1                           3

                                 В                                                                      Д

                2                         4                                           2                           4

Цифрой обозначаем, номер перехода, а буквой – стол, за которым работает группа.

III. Подготовка учебной группы.

Класс заранее предупреждён о проведении зачёта – вертушки. Выбираем из учащихся 4 координаторов-экспертов (по числу заданий, обсуждаемых за определённым столом, их знания заранее проверяет учитель).

Учитель знакомит учащихся с правилами и обязанностями всех участников зачёта.

(см. таблицу №4)

ПЕРЕСТРЕЛКА

КОНСПИРАЦИЯ – методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

ТЕРРОР – применение крайне жестоких методов политического запугивания, устрашения, вплоть до физического уничтожения противника.

НИГИЛИЗМ – отрицание общепринятых ценностей.

РЕПРЕССИИ – карательные меры, исходящие от государственных органов.

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – перемещение населения на постоянное место жительства на свободные земли в малонаселённые окраины: в Сибирь, южное

Приуралье, Нижнее Поволжье, на Северный Кавказ.

СТАНИЦА – большое казачье селение.

ХУТОР – казачье поселение вне станицы, состоящее из одного - двух дворов.

КОНВЕНЦИЯ – международный договор, по какому – либо определённому вопросу.

МОЗАИКА

КАРТОЧКА № 1

  1. В чём проявилась историческая необходимость отмены крепостного права?
  2. Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России. Чем они различаются?
  3. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  4. Что такое контрреформы? В чём политика Александра III являлась откатом от эпохи Великих реформ?

-     ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОБСУЖДЕНИЯ:

Сравните различные точки зрения на освобождение крестьян (что в них общего, чем отличаются?).

КАРТОЧКА № 2

1. Расскажите об основных этапах разработки крестьянской реформы.

2. Сравните три течения народничества. Что заставляет считать их течениями одного идейного движения?

3. Каковы итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

4. Какие черты характера определили политическую судьбу В.И. Ленина?

-   ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОБСУЖДЕНИЯ:

     Сравните данные о населении России начала XIX в. и результаты переписи населения 1879 г. Какие изменения обнаружили?

КАРТОЧКА № 3

  1. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в конце XIX в.
  2. Какие общественные движения проявили себя в конце 70-х гг. XIX в.? Охарактеризуйте их.
  3. Что такое народничество? Охарактеризуйте его цели, задачи, состав участников движения, его сильные  и слабые стороны.
  4. Что говорит об успешном развитии промышленности России впервые послереформенные годы?

-     ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОБСУЖДЕНИЯ:

       Выразите своё отношение к убийству Александра II.

КАРТОЧКА № 4

  1. Охарактеризуйте крестьянскую общину. Какую роль играла община в жизни села?
  2. Что в реформах 60-70-х гг. давало возможность развивать капитализм, а что тормозило его развитие?
  3. Сформулируйте основные задачи, которые стояли перед страной в области внешней политики во второй половине XIX в.
  4. Охарактеризуйте Николая II. Обладал ли он, на ваш взгляд, необходимыми для царствования чертами характера и образованием?

-      ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОБСУЖДЕНИЯ:

        Какие причины вызывали рабочее движение? Чем психология рабочих отличалась от психологии крестьян?    

АЛГОРИТМ  РАБОТЫ  УЧАЩИХСЯ:

  1. Получите «Карточку движения и учёта знаний».
  2. Сядьте за стол, указанный в первом переходе.
  3. Установите очерёдность выступлений в соответствии с ролью.
  4. Подготовьтесь к ответу на вопрос.
  5. Ответьте на свой вопрос.
  6. Внимательно выслушайте ответы своих товарищей.
  7. По разрешению ведущего дополните или исправьте ответ товарища.
  8. Активно участвуйте в обсуждении общей проблемы за столом.
  9. Подайте «Карточку движения и учёта знаний» координатору – эксперту для выставления оценок за работу.

10.По указанию ведущего запишите итог обсуждения заданий на определённом месте классной доски.

11.По сигналу ведущего переходите за другой стол согласно своему маршруту.

12.Работайте по данному алгоритму с п. 3

IV. Структура  урока.

  1. Организационная часть. Постановка целей зачёта; выдача «Карточек движения и учёта знаний».

- размещение координаторов-экспертов с учебным материалом за обозначенными буквами столами;

- ознакомление с сигналом перемещения за другие столы;

- определение регламента работы группы за одним столом.

2.  Перестрелка – знание терминологии.

3.  Мозаика - работа в группах постоянного состава (см. алгоритм).

4.  Подведение итогов (выступление координаторов с анализом работы групп за своим столом; учитель с объявлением общих итогов работы на зачёте).

V. Методические  особенности  зачёта – вертушки.

Как определяют порядок перемещения и роли учащихся за каждым столом?                              

ПЕРЕХОД                                                            РОЛЬ

№ карточки

1

2

3

4

1

А

С

Д

В

в

1

2

3

2

А

С

В

Д

1

2

3

в

3

А

Д

В

С

2

3

в

1

4

А

В

С

Д

3

в

1

2

5

В

А

С

Д

в

1

2

3

6

В

Д

А

С

1

2

3

в

7

В

А

С

Д

2

3

в

1

8

В

С

Д

А

3

в

1

2

9

С

Д

В

А

в

1

2

3

10

С

А

Д

В

1

2

3

в

11

С

В

Д

А

2

3

в

1

12

С

Д

А

В

3

в

1

2

13

Д

В

А

С

в

1

2

3

14

Д

В

С

А

1

2

3

в

15

Д

С

А

В

2

3

в

1

16

Д

А

В

С

3

в

1

2

Минимум время – 35-40 мин.

Максимум - 90 мин.

Таблица № 4

Участник зачёта

Права

Обязанности

1. Координатор - эксперт

- оценивать ответ и дополнения к нему;

- анализировать работу всех групп, прошедших через его стол;

- анализировать записи на доске, сделанные работавшими за его столом.

- хорошо знать обсуждаемую проблему;

- работать за одним столом во время зачёта;

- выслушивать, не прерывая ответы и дополнения к ним;

- выставлять отметки в «Карточку движения и учёта знаний» и «Лист учёта знаний»;

- расписываться за каждую выставленную отметку;

- при подведении итогов выступать с анализом работы всех групп за своим столом.

2. Ведущий

- предоставлять слово для ответа и дополнения:

- направлять любого члена группы для записи на доске итогов обсуждения общей проблемы;

- подавать сигнал для перехода за другие столы.

- выяснять и регулировать очерёдность выступающих в соответствии с ролью по «Карточке движения учёта и знаний»;

- предоставлять право выступать с дополнениями и исправлениями;

- способствовать созданию хорошего микроклимата в группе.

3. Учащиеся

Права и обязанности каждого ученика отражены в алгоритме работы.

По окончании зачёта выставление отметок в дневники учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по истории: Россия во второй половине XIX века

Внешняя политика. Наука и образование...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

Контрольная работа по теме "История России во второй половине 19 века", 8 класс

Контрольная работа представлена в двух вариантах, задания разного типа и  уровня сложности...

План-конспект урока по истории России 8 класс "Быт и обычаи первой половины 19 века"

Конспект урока по истории России 8 класс "Быт и обычаи первой половины 19 века....