Применение технологии РКМЧП на уроках и при подготовке к ним
методическая разработка по истории по теме
Применение технологии РКМЧП на уроках и при подготовке к ним.
В публикации рассматриваются конкретные примеры применения технологии РКМЧП на уроках истории, а именно: пример создания технологической карты урока по технологии РКМЧП, пример использования приема " толстые" и " тонкие" вопросы, пример использования учебной стратегии " До" и "После" , пример рассмотрения исторических источников с использованием данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_rkmchp_na_urokah_istorii.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии РКМЧП на уроках и при подготовке к ним
Технологическая карта урока (по технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
«Россия весной - летом 1917 года»
Цели:
Воспитательная — формирование отношения к революционному характеру общественного развития 1917 года
Обучающая – формирование знаний о кризисах 1917 года, альтернативах развития общества после 1917 года.
Развивающая – формирование навыков самостоятельной работы по творческому заданию, формирование навыков работы по вопросам учителя.
Тема урока План урока | «Россия весной - летом 1917 года» 1) Кризисы (апрельский, июньский, июльский, августовский). 2)Альтернативы развития (мятеж Корнилова). 3) Самостоятельная работа |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся понимают сущность политической ситуации в России в указанный период, узнают о кризисах, альтернативах развития общества после 1917 года. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Репродуктивный и частично поисковый метод. Форма – комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснения, рассказ, создание ситуации для решения познавательных и проблемных вопросов, организация работы с текстом учебника. |
Развитие умений учащихся | Учатся выделять главное, работать с текстами; развивают исследовательские умения и коммуникативные умения, предъявляют результаты самостоятельной работы, рассказывают об исторических событиях, объясняют смысл важных важнейших исторических понятий. |
Основные понятия и термины | Революция, политические кризисы, мятеж |
Источники информации | История России: XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 Пособие для учителя истории. 9 класс. М., 2008. |
Оборудование | Карта России начала XX века, тексты учебника. |
Ход урока | Деятельность учащихся |
I. Оргмомент Активизация внимания учащихся. Включение учебной группы в деловой ритм. Начать урок с написания темы на доске, затем предложить учащимся задать вопросы учителю, возникающие у них при прочтении темы урока, позволив, таким образом, высказаться учащимся самостоятельно | Ученики включаются в работу. Учащиеся высказывают предположения о том, что будет изучаться на уроке. |
1)Вспомните, пожалуйста, причины февральской революции (тонкий вопрос) 2)Каковы итоги революции февраля 1917 года? (тонкий вопрос) | Ученики отвечают на вопросы. |
Вопросы: 1) Как Вы думаете, может ли нормально функционировать система двоевластия в политическом управлении? (толстый вопрос) 2) Как Вы думаете, могла ли она существовать в тот период времени и при условиях того времени? (толстый вопрос) | Ученики отвечают на вопросы, если мнения разные, то вступают в дискуссию, направляемую учителем. |
1) Кризисы (апрельский, июньский, июльский, августовский). Учащиеся записывают краткую информацию о кризисах. Вопросы: 1)Как Вы думаете, почему продолжающаяся война является одной из причин этих кризисов? (толстый вопрос) 2) Как Вы думаете, почему политика Временного правительства не устраивала население? (толстый вопрос) 3) Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить рост авторитета среди народных масс Советов? (толстый вопрос) | Ученики отвечают на вопросы, если мнения разные, то вступают в дискуссию, направляемую учителем. |
2)Альтернативы развития (мятеж Корнилова). Учитель сообщает информацию о неудавшемся мятеже Корнилова. | Учащиеся воспринимают информацию. Информация может подаваться намеренно усеченной, дабы вызвать вопросы у учащихся и таким образом активизировать их познавательную активность. |
3)Самостоятельная работа: 1) Опишите, как на Ваш взгляд, развивалась далее наша страна (политический, экономический аспект), если бы мятеж Корнилова был бы удачным? (толстый вопрос) | Учащиеся пишут самостоятельную работу |
1) Вспомните, каковы основные причины кризисов? (тонкий вопрос) 2) Вспомните, каковы причины роста авторитета Советов среди народных масс? (тонкий вопрос) 3) Вспомните о событиях мятежа Корнилова? (тонкий вопрос) | Ученики отвечают на вопросы. |
| Обеспечено дополнительное (домашнее) закрепление знаний об изучаемом историческом явлении |
Вывод по уроку. (Делают ученики) 1) Как Вы считаете, почему после Февральской революции происходит ряд кризисов? (толстый вопрос) | Предлагают варианты ответа. Ученики отвечают на вопросы, если мнения разные, то вступают в дискуссию, направляемую учителем. |
Пример использования приема « тонких» и «толстых» вопросов .
Урок по теме «Свержение монархии»
- Оргмомент
Вопросы:
- Как Вы думаете, что мы будем сегодня изучать? (тонкий вопрос)
- Как Вы считаете, что могло привести к свержению монархии? (толстый вопрос)
- Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
Вопросы:
1) Вспомните, что такое революция? (тонкий вопрос)
2) Вспомните, каковы были итоги революции 1905 года? (тонкий вопрос)
3) Как Вы думаете, что могло вызвать революцию в1917году? (толстый вопрос)
- Усвоение нового материала.
1. Причины революции
1) Итак, каковы причины революции? (тонкий вопрос)
2) Сопоставьте причины революции 1905 года и 1917 года ? (толстый вопрос)
2. События революции с 18.02-3.03. 1917 г.
1) Какие события произошли 2 и 3 марта? (тонкий вопрос)
2) Дайте объяснение, почему произошли эти события? (толстый вопрос)
3. Итоги революции.
1) Как Вы считаете, каковы итоги этой революции? (тонкий вопрос)
2) Как бы Вы могли охарактеризовать эти итоги (дайте итогам характеристику)? (толстый вопрос)
- Закрепление нового вновь изученного материала.
1) Вспомните, какие причины революции мы можем выявить? (тонкий вопрос)
2) Вспомните, какие итоги революции мы можем выявить? (тонкий вопрос)
3) Какую характеристику этим итогам мы можем дать? (толстый вопрос)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Каковы результаты этого урока? (тонкий вопрос)
- Какие чувства возникли у Вас во время работы на уроке? (тонкий вопрос)
- Сформулируйте задания для учащихся, в ходе выполнения которых ими будут заданы вопросы на понимание изучаемого материала.
- Прочитайте текст учебника и составьте таблицу (текст учебника подобрать заранее такой, который был бы нарочито неполным, вызывал вопросы. Если такой текст в учебнике отсутствует – подобрать текст и выдать для работы на уроке как раздаточный материал)
- Посмотрите на иллюстрацию русского боярина и расскажите, какие выводы Вы можете сделать, рассматривая изображение? (костюм должны быть из ранее не изучаемых и не рассматриваемых, необычные элементы одежды вызовут вопросы у учащихся)
- Прочитайте отрывок летописи и выпишите главное (летописи написаны особенным языком, что и вызовет вопросы у учащихся)
Применение стратегии технологии РКМЧП « До» и « После»
Тема урока: Гражданская война в России. Обобщение.
Тип урока: урок обобщения усвоенного материала
Цели урока:
1) Воспитательная: формирование отношения к сложной для общества ситуации гражданской войны, дифференциации общества из-за гражданской войны.
2) Обучающая: обобщение знаний по теме «Гражданская война», рассмотрение различных точек зрения на характер дифференциации общества из-за гражданской войны.
3) Развивающая: формирование навыка делать самостоятельные выводы, обобщать ранее изученный материал.
I. Оргмомент
- Обобщение ранее изученного материала. Беседа.
1) Вспомните, чем закончились революционные события февраля и октября 1917 года.
2) Вспомните, кто являлся участниками гражданской войны? Какие причины могут вызвать подобную войну? Какие причины стали главными после октябрьских событий 1917 года?
3) Как Вы считаете, почему победа была одержана большевиками, несмотря на незначительный перевес сил?
4)Как Вы понимаете слова «диктатура пролетариата», как, на Ваш взгляд, их можно объяснить?
5) Как Вы считаете, какие еще косвенные итоги победы большевиков можно выделить?
III . Обобщение материала. Учебная стратегия «До и После»
1) Индивидуальное описание социальной дифференциации общества в годы гражданской войны - в графе «До».
2) Знакомство с раздаточным материалом:
- Б.Савинков. Почему я признал Советскую власть?
- Б.Савинков. Конь вороной.
- Н.А. Тэффи. Гильотина.
- Н.А. Тэффи. В мировом пространстве
- А.Т. Аверченко. Осколки разбитого вдребезги.
- А.Т. Аверченко. Трава, примятая сапогом.
- А.Т. Аверченко. Разговоры в гостиной.
- М. Горький. Несвоевременные мысли.
- Декрет о земле.
- Декрет о мире.
3) Заполнение второй части таблицы – в графе «После».
4) Сравнение двух столбцов таблицы.
5) Обсуждение в группах. Выводы.
6) Написание эссе с анализом причин, которые обусловили выявленные изменения.
IV. Подведение итогов урока.
Примечание: этот урок не является единственным обобщающим уроком по теме «Гражданская война», поэтому он может быть направлен не на фактическое обобщение материала, а на рассмотрение альтернативных исторических источников по данной теме с целью сформировать понимание глубокой социальной дифференциации общества в период Гражданской войны.
Рассмотрение исторических источников
- Знакомство с историческим источником.
- Проектирование проблемы, связанной с использованием данных источников в работе историков (например, принятие текстов летописей как некоего абсолютного знания, хотя летописи очень субъективны и политизированы)
- Раздел их на смысловые элементы
- Последующее рассмотрение каждого отдельного смыслового элемента с выяснением степени субъективности изложенного материала
- Выяснение возможных причин субъективности различных исторических источников.
- Фантазируем - представляем, как могли бы выглядеть данные источники при других субъектах изложения материала.
- Написание эссе с оформлением своего отношения к рассматриваемой теме и производством выводов.
Полагаю, что подобный прием работы с информацией способствует более глубокому пониманию исторического источника, развитию осознания субъективного характера науки истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП
Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964) с применением технологии РКМЧП...
Применение технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка
Данная методическая разработка содержит описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обобщение опыта работы по данной технологии, разработки уроков и литературы, и русског...
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
«Применение технологии РКМЧП на уроках математики в основной школе как подготовительный этап к профильному обучению».
«Применение технологии РКМЧП на уроках математики в основной школе как подготовительный этап к профильному обучению»....
Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...
«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...