Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karamzin_nikolay_mikhaylovich.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826 г.г.)
«Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова» (А.С. Пушкин)
Тема урока: «История одной любви» (По повести Карамзина «Бедная Лиза»)
Эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин)
Цели урока:
Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза», углубить понятие о сентиментализме.
Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.
Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.
.
Оборудование урока: портрет Карамзина Н.М., презентация с видами Москвы,аудиозапись романса, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза».
- Стадия вызова.
- Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении?
-А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?
1.Реализация индивидуального домашнего задания.(Сообщение учащихся о Карамзине)
- Прочитайте слова А.С. Пушкина, записанные на доске. Как вы их поняли?
(Работа со словами Пушкина «Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова».)
- Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (1792г.)
- Почему эту повесть мы можем отнести к произведениям сентиментализма?
- Что главное в повести, о чем она?
- Какую форму повествования выбирает автор?
- Кто является главными героями повести?
( Работа по тексту.)
- Какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят?
- Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести?
- Какими словами Лиза успокаивает матушку? О чем говорят эти слова?
- О чем мечтает мать Лизы?
- Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? ( И крестьянки любить умеют)
- Каков вывод ? (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви)
- Перечитаем по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем.
- Ландыши – это символ чего?
- Что рождает в душе Лизы эта первая встреча?
- Как Лиза отреагировала на матушкины предостережения насчет молодого человека?
- Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши?
- Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы? Прочитайте.
- Матушка сказала дочери «Если бы жених твой был таков»…Какой ответ мы услышали? О чем напоминают эти слова?
- Почему Лиза не может спать ночью. Прочитайте этот эпизод.
- Какую роль играет здесь пейзаж?
- Туман – символ чего? Объясните значение этого слова в данном контексте.
- Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг? (Милая Лиза! Я люблю тебя…)
- Какое сравнение использует здесь Карамзин? (Небесная, восхитительная)
- Каким стало для Лизы утро? (Значит природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте.
- Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет)
- Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)Как реагирует природа?
- Есть ли у Лизы прежнее счастье?
- Прочитайте сцену расставания.
- Как называет Лиза дни без Эраста? (Дни тоски и горечи)
- Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе? («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями»)
- Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось?
- Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом.
Вывод учителя:
Карамзин нам показал, что Лиза полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнение, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Всё это – проявление безграничной любви
- Какой смысл имеет эпитет « бедная»?
- А теперь обратимся к Эрасту, испытал ли он в своей жизни чувство большой любви? Кто он?
- Что значит для него любовь Лизы?
- Выдержал ли он это испытание? Умеет ли он любить?
- Какова позиция автора по отношению к Эрасту? («Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его»)
- Природа связана с Лизой в её радостях и печалях, а связана ли природа с Эрастом?
- Прочитайте последней абзац повести. О чем вам сказала фраза «был несчастлив»?
- Значит, что нужно для счастья человеку?
3 Стадия рефлексии.
-А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «А счастье было так возможно…»
- Почему же не состоялось счастье героев?
( Прослушивание романса в исполнении В. Понаморевой «Любовь – волшебная страна» из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»).
Заключительное слово учителя:
- В конце 18 века повесть «Бедная Лиза» в России была очень популярна. Карамзин в небольшом по объему произведении сумел открыто высказать себя: он воспел любовь, как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать её. Место, описанное Карамзиным, близ Симонова монастыря, стало местом паломничества, особенно молодежи. Художники создавали картины, на которых старались запечатлеть скромную красоту и нравственную чистоту русских крестьянских девушек. О.А. Кипренский – художник-романтик создал портрет – картину так и названную «Бедная Лиза», да ещё на обороте холста написал «навеяно повестью Карамзина». Писатели 19, 20 века вновь и вновь обращались к вечной теме любви. Но и в наши время повесть не потеряла своей популярности, в наших театрах поставлены спектакли по Карамзину.
Домашнее задание:
Раскрыть смысл следующих слов: «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею…
Теперь, может быть, они уже примирились.»
О чем свидетельствует эти фразы. Подготовить письменную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП
Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964) с применением технологии РКМЧП...
Применение технологии РКМЧП на уроках и при подготовке к ним
Применение технологии РКМЧП на уроках и при подготовке к ним.В публикации рассматриваются конкретные примеры применения технологии РКМЧП на уроках истории, а именно: пример создания технологичес...
Применение технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка
Данная методическая разработка содержит описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обобщение опыта работы по данной технологии, разработки уроков и литературы, и русског...
Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников
Приемы технологии развития критического мышления способны мотивировать учащегося на изучение и освоение нового материала, а также дают возможность применить свои знания в различных ситуациях. Обучающи...
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП
Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...
Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать ...