«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
статья на тему

Прошакова Наталья Ивановна

Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих, как правило, затруднения у учителей литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_proekt.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический проект

(на основе обобщения педагогического опыта)

Тема «Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»

Содержание

  1. Тема проекта.
  2. Актуальность.
  3. Профессиональная педагогическая проблема.
  4. Профессиональные педагогические задачи.
  5. Теоретические основы проекта.
  6. Педагогические средства, позволяющие развивать личностные качества учащихся в рамках применения технологии РКМЧП.
  7. Заключение.
  8. Приложения.
  9. Использованная литература.

     Тема проекта:

     «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся».

     Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих, как правило, затруднения у учителей литературы.

     Проблема же состоит в поиске ответа на вопрос, как научить школьников четко ставить цели и задачи, самостоятельно определять методы достижения поставленных целей и задач, находить нестандартные решения проблемы, погружаться в проблемы, обобщать и систематизировать материал.

     Почему в практике часто возникают затруднения в развитии личностных качеств детей, в побуждении их к сотрудничеству и сотворчеству?

     Считаю, что ведущая роль групповой формы организации урока, традиционно существующая в массовой образовательной практике, при которой учитель является носителем информации, а учебная группа (класс) эту информацию усваивает (каждый в разной степени), неминуемо приводит к тому, что в классе появляются ученики, остающиеся вне активной деятельности, или такие, которые не поспевают за темпом работы класса.

     Как добиться всеобщей заинтересованности на уроке? Какие формы организации учебной деятельности могут привести к хорошим результатам?

На мой взгляд, эффективны из них те, которые развивают личностные качества учащихся.

     Почему учащиеся не могут отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, владеть ораторским мастерством? Одна из причин в том, что их не научили критически мыслить, пользоваться обширными и разнообразными источниками информации, не предложили работать в группах, в парах.

     Основная задача современного школьного образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

     Чтобы формировать и развивать личностные качества учащихся в процессе обучения литературе, надо решить задачи:

     - изучить теоретические основы технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

     - найти оптимальные способы организации учебной деятельности;

     - создать условия для овладения УУД;

     - разработать систему уроков, способствующих развитию критического мышления.

     Теоретическую основу проекта составляют положения, изложенные в технологии РКМЧП (critical thinkin), которая разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

     Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

 Технология развития критического мышления связана с понятием критического мышления. Какого школьника можно назвать критически мыслящим? Такого, который владеет способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способный выделить в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника, умеющего работать с различными типами информации, эффективно использующего разнообразные ресурсы.

 В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

 Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

 Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в выборе форм и стратегий работы с текстом, организуя дискуссии.

 В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.

     Принципиальные отличия технологии развития критического мышления от других в более высокой организации проблемного урока, когда учит, развивает и воспитывает не только тематический материал, но и приемы его изучения.

     Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, имеет три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.

     На стадии вызова учащимся дается возможность размышлять, высказывать любые мнения.

  • Как вы думаете, о чем этот рассказ?

        Ю. Казаков «Тихое утро».

  • Любите ли вы басни? А что вы о них знаете? Для чего их создают?

     На стадии осмысления приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, трансформируют, интерпретируют, обсуждают и т.д.

     На стадии рефлексии происходит взвешивание, оценка, выбор.

  • Что на уроке показалось интересным?
  • Какие предположения подтвердились?
  • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? И т.д.

     Приведу примеры некоторых приемов технологии РКМЧП.

      «Ромашка Блума» (или «Ромашка вопросов»)- это прием постановки вопросов разного типа. Например, в 5 классе при изучении рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» учащимся предлагается поработать в группах. Свои вопросы они записывают на лепестках.  Приложение №1. 

      «Чтение с остановками». Выбирается незнакомый рассказ. Намечается 5-6 остановок по ходу чтения. Учащимся задаются вопросы:

  • Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
  • Что вы почувствовали? Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились?
  • Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? И др.

     «ПОПС- формула»- прием, который учит лаконично высказывать аргументированное мнение.

     П- позиция «Я считаю, что...»

     О- объяснение «Потому что...»

      П- пример «Я могу это доказать на примере...»

      С- следствие «Исходя из этого, я делаю вывод, что...»

     «Шесть шляп» Эдварда де Боно - это прием шести типов мышления: «белая шляпа»- мыслим фактами, цифрами, без эмоций; «желтая шляпа»- выделяем позитивные стороны; «черная шляпа»- выявляем противоречия, недостатки и их причины; «красная шляпа»- выражаем свои эмоции, чувства; «зеленая шляпа»- ищем новые грани, идеи; «синяя шляпа»- проводим обобщающие параллели, осмысливаем, делаем выводы.

     Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» я использовала метод «Шести шляп» таким образом: класс делился на 6 групп, каждая группа получала свою шляпу и задание:

  • Белая шляпа- шляпа информации.

- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.

  • Желтая шляпа- шляпа оптимизма.

- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?

  • Черная шляпа- шляпа пессимизма.

- Назовите отрицательные черты характера героя.

  • Красная шляпа- шляпа эмоций.

- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?

  • Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.

- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Что еще можно добавить к интерпретации образа Пугачева?

  • Синяя шляпа- шляпа осмысления.

- Выслушав выступления групп, сделайте вывод. Приложение №2.

     Прием «Шести шляп» нравится учащимся. Он помогает рассмотреть проблему с разных точек зрения; развивает творческое, аналитическое и оценочное мышление; значительно повышает мотивацию, особенно это отражается на слабых учениках; учит взаимодействию в группе.

     «Концептуальная таблица». Этот прием полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Приложения №3.

     Такие приемы, как синквейн, диаманта, эссе- это способы синтеза материала, их лаконичная форма учит умению резюмировать информацию, излагать мысль лаконично и емко. Приложение №4.

     Считаю, что использование технологии РКМЧП- оптимальный способ организации учебной деятельности, позволяющий развивать личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности.

     Классы, в которых мне приходится работать, разные по степени организованности, дисциплинированности, по уровню сформированности умений и навыков.

     В 5 классе начинаю включать в работу элементы технологии сначала на отдельных этапах урока. Как правило, детям нравится составлять кластеры, «толстые и тонкие» вопросы, писать синквейны. Введение технологии РКМЧП осуществляется постепенно. К 8 классу учащиеся уже достаточно хорошо умеют выделять проблему, слышать чужую точку зрения, вырабатывать собственное мнение и аргументировать его. Даже слабые ученики не испытывают психологического дискомфорта при групповой работе.

     Заключение.

     Таким образом, опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников.

     Данный методический проект разработан для обычной массовой школы.

     Он может быть апробирован в классах, ученики которых отличаются друг от друга способностями, дисциплинированностью, разным уровнем обученности.

Приложения.

Приложение №1

           Простой вопрос: Где служил Жилин?

           Объясняющий вопрос: Почему Жилин попал в плен?

           Уточняющий вопрос: Верно ли, что Костылин мог помочь Жилину отразить нападение     татар?

           Оценочный вопрос: Какие чувства возникли у вас, когда Жилин пытался бежать из плена? Что вы можете сказать о поведении Костылина?

           Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте главного героя?

           Творческий вопрос: Что было бы, если бы Дина не помогла Жилину бежать?

Приложение №2.

Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

  • способствовать формированию понятия «художественный образ», определять образ Пугачева как противоречивый, неоднозначный;
  • развивать творческое мышление, аналитическое и оценочное;
  • совершенствовать умение работать в группе;
  • воспитывать способность к сопереживанию, толерантность по отношению к другим.

Ход урока

I Организационный момент.

II Мотивация и целеполагание.

Учитель:

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цели).

Учитель:

- Пушкин показал Пугачева  человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».

Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу.

III Работа в группах.

Белая шляпа- шляпа информации.

- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.

Желтая шляпа- шляпа оптимизма.

- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?

Черная шляпа- шляпа пессимизма.

- Назовите отрицательные черты характера героя.

Красная шляпа- шляпа эмоций.

- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?

Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.

- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Постарайтесь найти новые детали.

Синяя шляпа- шляпа осмысления.

- Выслушав выступление групп, сделайте вывод.

IV Выступление спикеров от каждой группы.

Белая шляпа:

  • Пугачев, бежав из-под ареста, снова объявился яицких степях.
  • Поднял восстание, назвав себя Петром III.
  • Казнил тех, кто отказывался ему присягать.
  • Помиловал Гринева вспомнив подаренный заячий тулупчик.
  • Освободил Марью Ивановну из плена.
  • Отпустил Гринева с Марьей Ивановной, дав ему пропуск через захваченные территории.
  • Разорив много крепостей, пошел на Москву.
  •  Был казнен.

Желтая шляпа:

  • Пугачев благороден и справедлив. Он отвечает добром на добро. Милует Гринева, хотя тот отказался ему присягать.
  • Пугачев- защитник народа. Поэтому Гринев к нему обращается: «Защити сироту».
  • Он великодушен. Узнав, что спас дочь своего врага и что Гринев его обманул, он их прощает. «Казнить- так казнить. Миловать- так миловать».
  • Он смелый. Перед взятием Белгородской крепости он разъезжает на коне перед своими войсками, не боясь ни пуль, ни снарядов.
  • Он прекрасный полководец. Взял много крепостей, его долго не могли одолеть войска императрицы.
  • Он деликатный и душевный человек. Увидев, что Маша и Гринев любят друг друга, готов тут же устроить их судьбу, обвенчать и быть посаженым отцом.
  • Он близок к народу. Любит народные песни, сказки, его речь полна пословиц.
  • Он мудр и проницателен. Предвидит свою судьбу, измену своих соратников.

    Черная шляпа:

  • Он самозванец. Обманывает народ. Выдал себя за покойного царя Петра III, чтобы больше людей вступило в его войско.
  • Он хвастлив. Утверждает, что сможет справиться и с прусским королем, раз уж российских генералов побеждает.
  • Пугачев жесток и безжалостен. Он казнит, не жалея, своих врагов. По его приказу убивают беззащитную и ни в чем не повинную Василису Егоровну.
  • Он стремится к показной роскоши. Избу, в которой он остановился, называют дворцом, а стены внутри оклеили золотой бумагой.
  • Он неграмотен. Не может прочитать записку Савельича.

Красная шляпа:

  • Мы почувствовали интерес к этому человеку, когда читали о его разговоре с хозяином постоялого двора. Было любопытно узнать, кто он такой.
  • Чувство негодования возникло в тот момент, когда казнят по приказу Пугачева защитников Белгородской крепости и бедную комендантшу.
  • Симпатию вызвал Пугачев, когда помиловал Гринева, спас Марью Ивановну.
  • Чувство уважения и сочувствия вызывает герой, когда поет народную песню. Он понимает свою обреченность.
  • Восхищались его свободолюбием. Он готов, подобно орлу, прожить пусть короткую, но яркую жизнь.
  • Жалость к нему мы испытываем, когда его казнят.
  • Уважение. Во время казни он ведет себя достойно.

Зеленая шляпа:

  • Во время бурана Гринев видит впереди что-то черное. «Или волк, или человек...» Это символизирует двойственность натуры Пугачева.
  • Глава II называется «Вожатый». Пугачев стал вожатым, то есть проводником главного героя и в последующих событиях. Он направляет главного героя, заставляет задуматься о многих вещах. В конце концов, определяет его будущую семейную жизнь.

Синяя шляпа:

                 Пугачев- личность противоречивая. Он жил в очень трудное время, это и определило сложность его характера. Он одновременно и злодей, и добрый человек.

V Рефлексия.

- Создайте синквейн на тему «Пугачев».

Приложение №3. «Концептуальная таблица».

Линии сравнения

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Особенности и

своеобразие оформления.

 

 

Дан заголовок.

Текст в тексте.

Пушкин отступает

от "онегинской строфы".

 

Общие места,

 параллельность чувств и переживаний:

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

 

 

Татьяна идеализирует Онегина:

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

 

Ее письмо наивно:

Ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой.

Она откровенна, искренна:

То воля неба, я твоя.

Она ищет понимания. Доверительно начинает обращаться к нему на «ты».

Видит только достоинства.

 

Дан заголовок.

Текст в тексте.

Пушкин отступает

от "онегинской строфы".

 

Композиция .

 

 

Общие места,

 Параллельность чувств и переживаний:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами.

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами.

Все решено, я в вашей воле.

И предаюсь моей судьбе.

Онегин чувствует себя обиженным и непонятым:

Боже мой! Как я ошибся,

как наказан.

Лукавит:

ото всего, что сердцу мило,

тогда я сердце оторвал.

Уверен, что Татьяна не знает, что такое любовь:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви.

Он совершенно не понимает Татьяну, приписывает ей несуществующие недостатки:

Какому злобному веселью

Быть может, повод, подаю!

Обращается на вы.

 

Раскрытие внутреннего мира героев

     Таким образом, составленная таблица позволила сделать вывод: герои не могут быть вместе, они слишком разные.

Приложение №4.

Синквейн.

Паруса

Алые, волшебные.

Появятся, увезут, спасут.

В жизни каждого человека

Мечта.

Ассоль.

Мечтательная, одинокая.

Грустит, ждет, трудится.

Она непохожа на других.

Красота.

Пугачев.

Карающий, милосердный.

Воюет, казнит, милует.

Разбойник с доброй душой.

Бунтарь.

Диаманта.

Ленский

Романтичный, влюбленный.

Сочиняет, любит, ревнует.

От делать нечего друзья.

Скучает, играет, ищет.

Эгоистичный, разочарованный

Онегин.

Использованная литература:

  1. Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
  2. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.
  3. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
  4. Граник Г.Г., Шаповал С.А. Литература, 8-11кл,: Задачник-практикум, - М.:НПО «Образование от А до Я», 1999.
  5. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  6. Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  7. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
  8. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
  9. Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
  10. Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20
  11. Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21
  12. Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка

Данная методическая разработка содержит описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обобщение опыта работы по данной технологии, разработки уроков и литературы, и русског...

Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы"

Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы". Герои литературных произведений- образцы маскулинности для мальчиков....