КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМА: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД – СЕРДЦЕ НОВОЙ ЭПОХИ» 8 КЛАСС
план-конспект урока (мировая художественная культура, 8 класс) по теме

Жарова Ирина Николаевна

Конспект открытого урока по теме "Средневековый город" в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет эстетического образования

и культурологии

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЕМА: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД –

СЕРДЦЕ НОВОЙ ЭПОХИ»

8 КЛАСС

Слушатель курсов повышения квалификации МХК-1

ЖАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

учитель мировой художественной культуры

ГБОУ СОШ № 1909 ЮВАО города Москвы

Руководитель группы МХК-1: ШАРКО НАТАЛИЯ ИВАНОВНА  

Москва 2012

8 класс. Урок «Средневековый город – сердце новой эпохи».

Форма урока: контрольно-обобщающий урок.

Цель: формировать эстетические чувства учащихся, воспитывать читателя, зрителя, слушателя.

Задачи: 1. Обобщить знания по теме «Средневековый город» .

2. Активизировать познавательную деятельность детей.

3. Закрепить знания, полученные на других предметах.

4. Воспитывать любовь к истории своего народа и всего человечества.

Материалы для урока: таблицы «Виды искусства», «Культурно-исторические эпохи».

Эпиграф урока на доске «Величье рыцарства и блеск Средневековья».

Компьютер, презентация «Средневековый город», стихи Теофиля Готье и Василия Фирсова.

Задания 4 группам на листах, разрезанные фразы, разрезанные картинки;

 рабочие тетради, рисунки гербов, листы с загадками;

диск «Музыка Средневековья»;

 цветные бумажные кружочки (оценки), эмблемы искусств, Гимн МХК.

Музыка: «Григорианский хорал», «Реквием».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя и учащихся

мин

I. Организационный момент

1

Приветствие учителя и учеников.

2

Учащиеся делятся на 4 группы. Задание «Соберите рисунок».

2

3

Повторяем названия изученных эпох (по таблице).

1

4

Главное отличие эпохи Античности от Средневековья.

1

5

Приглашение к путешествию в машине времени.

2

6

Вопросы группам о Средневековье.

2

II. Работа учащихся в группах.

1

Подготовка ответов за столами.

5

2

Ответы групп по очереди.

10

3

Вопросы другой группе.

2

Физкультминутка: «Найди свою пару» (разрезанные фразы).

3

4

Словарная игра: «Контрарности» (в тетради)

5

5

Чтение новых слов.

3

6

Определение контрарностей Средневековья.

1

7

Просмотр презентации «Средневековый город». (Орган).

4

III. Итог урока.

1

«Начало пути» (стихотворение читает учитель).

1

2

Вопросы к детям: «Мы изучили всё?» Виды искусства сегодня на уроке?

1

3

Отгадываем и составляем загадки на листочках.

1

4

Д/З по выбору: нарисовать герб МХК, сочинить гимн МХК.

Составить кроссворд «Средневековый город».

Нарисовать герб своей семьи или класса.

Сделать презентацию по уроку «Средневековый город»

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ХОД УРОКА

Деятельность учителя и учащихся

мин

I. Организационный момент

1

Приветствие учителя и учеников.

УЧИТЕЛЬ: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы подводим итог изучения большой темы «Средневековье».

2

УЧИТЕЛЬ:Учащиеся делятся на 4 группы. Задание «Соберите рисунок».

1 группа – «Храм», 2 группа – «Рыцари», 3 группа – «Книги», 4 группа – «Город». (Названия группам дети могут придумать сами.)

2

3

УЧИТЕЛЬ: «Повторяем названия изученных эпох (по таблице). Какие культурно-исторические эпохи развития человечества мы изучили в 8 классе?» (ОТВЕТ: )

1

4

УЧИТЕЛЬ: «Назовите главное отличие эпохи Античности от Средневековья.» (ОТВЕТ: «В эпоху Античности – поклонение красоте человеческого тела, а в Средневековье – поклонение красоте человеческой души».

1

5

УЧИТЕЛЬ: Приглашение к путешествию на «машине времени». «Сейчас мы попробуем перенестись в Средневековье на «машине времени» и по дороге сочиним вместе сказку о создании городов.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах.

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,

Проёмы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века.

Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…

И погружён мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья. (Теофиль Готье.)

УЧИТЕЛЬ: «Средние века по праву называют «юностью европейской культуры». Племена варваров, галлов и германцев вторглись в Европу. И под их натиском в 476 году пал античный Рим. Молодые народы начали строить свою жизнь заново, отказавшись от древних языческих верований и приняв христианство.

2

6

Вопросы группам о Средневековье написаны на листочках и разложены на столах.

  1. Что стало причиной нового летоисчисления? (Рождество Христово.)
  2. На какие части распалась Римская империя? (Западная – католическая церковь, восточная – Византийская, греко-православная церковь.)
  3.  Какие 2 формы планировки городов вы знаете? (Кольцевая и прямоугольная.)
  4. Какие постройки становились началом городов? (Храм или замок феодала.)

2

II. Работа учащихся в группах.

1

Подготовка ответов за столами.

ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЫ «ХРАМ»: Составить ответы по темам – витраж, готика, иконы, инквизиция, защита жителей при нападении на город.

ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ «РЫЦАРИ»: Составить ответы по темам – рыцари, герб, крестоносцы.

ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ «КНИГИ»: Составить ответы по темам –Библия, летописи, виды переплёта, энкаустика.

ЗАДАНИЯ 4 ГРУППЫ «ГОРОД»: Составить ответы по темам – сады и парки, крепостные стены, расселение ремесленников, праздники, причина изобретения шляпы с полями.

5

2

Ответы групп по очереди.

10

3

Вопросы другой группе.

2

Физкультминутка: «Найди свою пару» (разрезанные фразы).

УЧИТЕЛЬ: На запасном столе лежат листочки со словами. Нужно составить фразу. Образуются новые группы, которые читают свою фразу. (Виды христианских крестов: православный шестиконечный, православный восьмиконечный, тевтонский, греческий равносторонний, католический четырёхконечный, мальтийский.)

3

4

Словарная игра: из букв слова «Контрарности» в тетради записать много маленьких слов.

Контрарность (противоположность):

  • Логическое отношение между понятиями, одно из которых исключает или отрицает другое, но между которыми всегда есть третий, средний вариант.
  • Логическое отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, потому что между ними всегда есть третий, промежуточный вариант.)

5

5

Чтение новых слов. Первым читает слова тот, у кого больше количество слов. Отметить группу в которой нашли слова по искусству. Все отмечают прочитанные слова.

Вторым читает тот, у кого осталось больше слов не прозвучавших первый раз.

3

6

Определение контрарностей Средневековья.

1

7

Просмотр презентации «Средневековый город». (Музыка - орган).

4

III. Итог урока.

1

УЧИТЕЛЬ: «Мы перелистнули ещё одну страницу истории человечества. Но это только начало пути!

  «Начало пути» (стихотворение читает учитель).

Со времён ещё древнегреческих

Уверяют, что жизнь стара.

А подумать –

У человечества

Ученическая пора.

Если Землю со всею Европой

В мире звёздном

С селом сравнить, –

Человечество

Только пробует

За околицу выходить!  (Василий Фирсов)

1

2

Вопросы к детям: «Мы изучили всё?» («Нет».)

« Виды искусства сегодня на уроке?» («Архитектура, литература, музыка, живопись, иконопись».)

1

3

Отгадываем и составляем загадки на листочках. Соединить стрелочками слова и их значение.

1

4

Д/З по выбору: нарисовать герб МХК, сочинить гимн МХК.

Пример: «Aps longo – Vita brevis est!» Читает учитель или ученик.

Составить кроссворд «Средневековый город».

Нарисовать герб своей семьи или класса.

Сделать презентацию по уроку «Средневековый город»

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"

Данный материал может быть использован учителями истории при подготовке к открытым урокам истории и МХК....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Средневековый город - сердце новой эпохи

Конспект открытого урока по МХК...

Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......

Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись

Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...