Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
план-конспект урока по истории (6 класс)
Педагогические цели | Создать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе |
Тип урока | Урок изучения нового материала, решения исторических задач |
Планируемые | Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные | Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-v... Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/ |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vseobshchey_istorii_v_6klasse.docx | 54.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе
Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические цели | Создать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе |
Тип урока | Урок изучения нового материала, решения исторических задач |
Планируемые | Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные | Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-vekov/1881-srednevekovyj-gorod.html Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/ |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна |
План урока:
- Причины возникновения городов.
- Борьба городов с сеньорами.
- Город – это торгово - ремесленный центр
- Изменения в системе управления городов.
Ход урока
- Организационный этап урока.
Вступительная беседа
Ребята мы продолжаем знакомство с жизнью людей в период Средневековья.
Что мы уже узнали? Что предстоит узнать?
Учитель объявляет тему урока и называет цели и задачи урока, далее
знакомит с ходом урока, называя задачи каждого этапа.
- Создание проблемной ситуации.
Учащимся зачитываются выдержки из исторических текстов, в которых они находят словосочетания, начинающиеся словами «новый», «новая», «новое», «новые». Как характеризуется XI век?
- «Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век особый-бодрый, проснувшийся к новому бытию».
- «Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враждебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».
- «Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, орудующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь то вор или беглый''».
- «Восстанавливаются старые римские дороги, появляются и новые пути, их между кустов и вереска прокладывают люди. Топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».
- «Растет население, которому тесно в старых деревнях. Округа покорно принимает новый облик. Новая улица, новая гостиница, новый мост; по новым улицам новых городов уже идут новые люди».
Как характеризуется XI век?
Слушаем высказывание детей.
После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов».
Проблемная задача: Что нового внес город в общественную жизнь
Средневековья.
Поэтапно решаем нашу задачу.
Задание 1. Установите логическую последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов(причины возникновения городов).
Прошу прочитать пункты 1,2 из параграфа №13. Раздаю карточки.
На карточках записаны факторы:
- Установилось относительное спокойствие в Европе.
- Изменились условия жизни людей.
- Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.
- Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса.
- Развитие деревенского ремесла, отделение его от сельского хозяйства.
- Развитие торговли.
- Рост населения.
Итак, действительно, все эти изменения привели к отделению ремесла от сельского хозяйства.
Ребята выстраивают такую последовательность, вместе её объясняем.
Записываем причины возникновения в тетрадь
Задание 2. Работа с картой определите. Где могли возникли города: Аусбург, Венция, Сан- Диего, Кроненберг, Франктфурт, Вена.
Подсказку ищем в тесте параграфа №13или на карте
Аусбург–у стен крепости; Кроненберг –у подножья горы;
Венция–в удобной гавани; Вена –на берегу реки;
Сан- Диего – стен монастыря: Франктфурт – у переправы через реку;
Работаем с картой или атласом, определяем где могли возникнуть города
Задание 3.
Какое правило, ставшее поговоркой, закреплено в отрывке из городского права? Как она поссорила горожан с сеньором?
«Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оставался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на Вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом Не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять своим рабом».
Просмотр презентации «Борьба городов с сеньорами».
Комментирую информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)
1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.
2-й этап. По мере того как города росли и богатели, сеньор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры судили горожан, взимали с них пошлины. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.
Работа с иллюстрациями(с. 107)
– Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (На рисунках изображены ремесленные мастерские.)
– Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.)
– Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.) Учащиеся изучают иллюстрации, формулируют ответы, слушают объяснения учителя формулируют ответы
Работа с текстом учебника (п. 5–6, с. 108–110)
Прочитайте текст. Что такое цех? Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы.
(Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.)
(У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию
на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цех
Задание4. На основании текста документа «Похвальное письмо городу Нюрнбергу», сделайте вывод об этом, какие городские порядки можно рассматривать как истоки современного государства?
ПОХВАЛЬНОЕ ПИСЬМО ГОРОДУ НЮРНБЕРГУ
У нас есть мудрый магистрат,
И бдит без отдыха и срока
Его недремлющее око
Разбит заботой сих властей
Весь город на восемь частей:
Все женщины и все мужчины
Вошли в сто тридцать две общины;
Имеет каждый из цехов
Своих присяжных - мастеров;
И общим распорядком тут
Чиновный управляет люд.
Он надо всем без исключенья
Осуществляет попеченье.
Есть в граде сем законов свод:
Он толкованье нам дает,
Что можно и чего нельзя,
Всем нарушителям грозя
Суровой карой или пеней.
Для каждого из преступлений
Своя есть мера наказанья.
Все тяжбы и все злодеянья
Разбору подлежат суда,
Который справедлив всегда
И к пострадавшим,и к виновным —
Согласно с правом уголовным.
Судить слугу иль господина
Для наших судей - все едино.
Уставы, стражи и законы
В сем граде создают препоны
Для всяких злостных покусительств;
И лучшее из всех правительств
Наш магистрат- ценим вельми
Любого звания людьми.
Проблемное задание.
Что нового внес город в общественную жизнь Средневековья?
- Ремесленная мастерская и цеховая организация
- Самоуправление. Выборный городской совет.
- Существование строгих законов.
- Равенство всех перед законом. Найдите в тексте это правило
Поговорка «Городской воздух делает человека свободным» отражает главный принцип - свобода
III. Подведение итогов.
Сегодня мы обобщили представление о средневековом городе Западной Европы.
Что понравилось вам?
Что ярче всего запомнилось? -
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?-
Каким образом вы их преодолели?-
Выслушиваем мнение учеников и выставляем оценки
Домашнее задание § 13; записи в тетрадях
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Возникающие города находились под властью феодалов, которые сначала покровительствовали «своим» городам, но по мере роста и увеличения богатства городов сеньоры стали облагать их все большими налогами. Поэтому в XII–XIII вв. в Европе шла борьба городов с сеньорами. Те города, которые одерживали в ней победу, назывались коммунами (от латинского коммунис – общий).
Коммуна – независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить свою монету.
СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Результат борьбы с сеньорами – освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Недаром в то время появилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Достаточно было прожить в городе «год и день», как крестьянин становился свободным человеком.
Приложение 2
Ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем доме. Все делалось вручную. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер. Ему помогали ученики и подмастерья.
Подмастерье – это работник, уже изучивший ремесло, за свой труд он получал зарплату. Накопив денег либо женившись на хозяйской дочери, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать экзамен – на собственные средства изготовить шедевр.
Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.
Ученики обучались мастерству от 2 до 8 лет. Они жили в доме мастера и помимо прочего выполняли подсобные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века
Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.Образовательные:· сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;·...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».
Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...